Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории Главной областной психолого-медико-педагогической консультации ГБОУ НСО «Областной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Причины нарушения речи Неблагоприятные факторы. Неблагоприятные факторы внутриутробного развития 1.токсикозы первой или второй половины беременности 2.
Advertisements

Поэтапная работа по исправлению речевых нарушений. Выполнила: учитель – логопед Гонтарь Е.А. МС(К)ОУ «С(К)Ш-И 52» г. Магнитогорска.
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Подготовила: Учитель-логопед МОУ средняя общеобразовательная школа 4 с углубленным изучением отдельных предметов Евсеева Ирина Александровна.
Система логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи в старшей группе.
Психолого-логопедическая служба Педагог-психолог 1 квалификационной категории Вальд Наталья Николаевна Учитель-логопед 2 квалификационной категории Хатинская.
Открытое занятие по формированию фонематических представлений в подготовительной группе. Учитель-логопед: Селезнева Марина Юрьевна.
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Обнинск 2010.
Зачем нужен логопед в детском саду?. Известно, что детский возраст наиболее благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Речь ребенка.
1. Понятие «Нарушение речи» 2. Классификация нарушений речи 3. Характеристика лиц с нарушением речи 4. Организация и содержание коррекционной психологической.
Учитель-логопед ОБУСО «Маловишерский социальный приют для детей» Алексеева Елена Васильевна.
Занятия с логопедом. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное.
Речевая деятельность детей дошкольного возраста. Проблемы и перспективы …
1.Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику у детей с ОНР. 2.Развивать память, внимание, логическое мышление, речь. 3.Использовать в своей работе.
Логопедия - наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания. Логопедия.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе.
Сагитова Заира Рауфовна Учитель – логопед высшей категории.
Транксрипт:

Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории Главной областной психолого-медико-педагогической консультации ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», Селянина Светлана Юрьевна

Направления профилактической работы по предупреждению речевых расстройств I. Предупреждение неблагоприятных факторов, предшествующих наступлению беременности / нарушающих ход внутриутробного развития плода II. Забота о физическом и нервно- психическом здоровье ребенка / О сохранности его речевых органов III. Забота о правильном речевом развитии ребенка (включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий) IV. Профилактика рецидивов / возвратов речевых расстройств V. ПРОФИЛАКТИКА ВТОРИЧНЫХ, ТРЕТИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

I. Предупреждение неблагоприятных факторов, предшествующих наступлению беременности / нарушающих ход внутриутробного развития плода Профессиональные вредности, наркомания/ алкоголизм/ курение Острые/ хронические заболевания матери во время беременности, резус-конфликт, травмы, стрессы, попытки прерывания беременности

II. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка / О сохранности его речевых органов Предупреждение ушибов/ травм головы Охрана органов слуха от простудных заболеваний/ попадания инородных тел/ излишнего шума, своевременное лечение лор- инфекций Охрана артикуляционных органов - Предупреждение возможного появления аномалий костных частей лицевого скелета (предупреждение рахита) - Исключение случаев сосания пальца / постоянного подкладывания реки под щеку во время сна (дефекты прикуса - перекрестный) - Своевременное оперирование расщелин верхней губы и неба - Своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет – консультация ортодонта обязательна!) Охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки Охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов/ запугиваний, щадящий подход к ребенку во время болезни) Важно для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств, в первую очередь – заикания!

III. Забота о правильном речевом развитии ребенка (включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий) Обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания Поощрение лепета ребенка мимикой радости / поддерживание положительного эмоционального настроя ребенка на речевое общение Воспитание направленности на восприятие речи окружающих (как можно больше разговаривать с ребенком с первых дней его жизни, обыгрывание потешек, пение колыбельных… ) Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника (зрительное восприятие артикуляции способствует точному и быстрому ее усвоению.) Отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанных на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения Медленное / четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, называние, окружающих предметов, обозначение производимых действий Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно («разговор» с игрушками, животными) Полное исключение случаев «сюсюкания» с ребенком Занятия ритмикой, музыкой, пением / развитие тонкой ручной моторики

IV. Профилактика рецидивов / возвратов речевых расстройств Рецидивы речевых нарушений могут иметь место в случае недостаточно прочного закрепления результатов логопедической работы или при неблагоприятных жизненных ситуациях, срывающих механизмы компенсации. Возвраты речевых расстройств могут иметь место при тяжелых нарушениях речи Общем недоразвитии речи, дизартрии, когда преодоление речевого дефекта требует длительной, систематической, целенаправленной работы (до полной автоматизации, закреплении усвоенных правил речи) Чаще всего такие рецидивы наблюдаются при заикании После прекращения необходимого количества (в зависимости от речевой патологии) логопедических занятий родители должны в течении необходимого времени проводить с ребенком специальные упражнения, осуществлять контроль за его речью.

V. ПРОФИЛАКТИКА ВТОРИЧНЫХ, ТРЕТИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ Профилактическую работу (родителям, воспитателям, логопедам, психологам, дефектологам, учителям) необходимо проводить еще в дошкольном возрасте и продолжать в начальных классах школы! При имеющихся нарушениях речи (общее недоразвитии речи, алалия, ринолалия, дизартрия) как можно раньше начинать профилактику нарушений письменной речи (т. к.письменная речь формируется только на основе устной)! При заикании – охрана нервной системы ребенка! (режим дня) Уделять внимание развитию фонематического восприятия Формировать правильное произношение всех звуков речи Обучать ребенка в дошкольном возрасте простым видам фонематического / языкового анализа Формировать зрительно-пространственные представления (что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв) Расширять, активизировать словарь ребенка, формировать грамматический строй речи, развивать связную речь Развивать (по возможности) все виды внимания, памяти…