Государственная политика в области духовно-нравственного образования. Инна Бартенева, зав. кафедрой теории и методики воспитания ОГБОУ ДПО «Костромской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Advertisements

ФГОС общего образования - основа социокультурной модернизации России.
1 КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ Презентация подготовлена к.п.н., доцентом С.Н.УСОВОЙ.
Закон «Об образовании» Статья 12. Образовательные программы 1.Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – идеологическая и методологическая основа ФГОС» 2010 г ГОУ ДПО «Калужский.
ФГОС общего образования - основа социокультурной модернизации России Александр Кондаков, д.п.н., член-корреспондент РАО.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Транксрипт:

Государственная политика в области духовно-нравственного образования. Инна Бартенева, зав. кафедрой теории и методики воспитания ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», 2011 год

Государственная образовательная политика – в узком смысле это система мер, направленных на реализацию приоритетов российского государства в сфере образования (ФЗ «Об Образовании», статьи 1, 2). В более широком плане включает идеалы, ценности, цели, задачи, принципы, механизмы реализации. Государственная образовательная политика определяет стратегию развития образования. Инна Бартенева, зав. кафедрой теории и методики воспитания ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений (ФЗ «Об образовании».- Статья 2. Принципы государственной образовательной политики.- М., С.3.). ФЗ «Об образовании».- Статья 2. Принципы государственной образовательной политики.- М., С.3. 3

1) Федеральные законы Российской Федерации «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; 2) «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года»; 3) «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу»; 4) «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»; 5) «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (на период до 2020 г.)»; 6) Комплекс директивных и нормативных документов Министерства образования и науки РФ. 4

Выступления Президента РФ на заседаниях Государственного совета РФ по вопросам развития образования, Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) с последующими дополнениями; концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации (на период до 2020 г.), документы Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки – «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001 г.); государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы»; государственная программф «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы» ( см. Вяземский Е.Е. Государственная образовательная политика Российской Федерации //Справочник учителя истории классы /авт.-сост. М.Н. Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008). 5

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Раздел 3.3. Развитие образования ). 6

«Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально- экономической сферы» (см. //сайт Министерства образования и науки РФ – 7

ФГОС общего образования - основа социокультурной модернизации России Александр Кондаков, д.п.н., член-корреспондент РАО 8

9 ФГОС – инструмент реализации Конституции РФ Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Общественный договор Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества и государства Широкое внедрение новых технологий во все сферы жизни Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Основная цель

10 Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция социокультурной модернизации Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Общественный договор (запрос семьи, общества и государства)

11 Социокультурная модернизация Целенаправленная государственно- общественная политика по формированию активности граждан во всех видах социально-экономической деятельности, их способностей к духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, эстетическому, интеллектуальному, социальному развитию в течение всей жизни

образование – системообразующий ресурс развития российского гражданского общества ФГОС – общественный договор, конвенциональная норма образование рассматривается как система системность, сложность и вариативность образовательных процессов и явлений самоорганизация и саморазвитие образовательных сообществ, школ социокультурные характеристики не дополнительные, а основные, фундаментальные характеристики образовательного процесса 12

Главная задача ФГОС : создание социально-педагогической среды, способствующей формированию и развитию человеческого потенциала России, реализации социально-образовательных проектов, культурно- образовательных инициатив, созданию интеллектуальных образовательных сетей 13

14 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет: систему базовых национальных ценностей современный национальный воспитательный идеал цель и задачи духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности

15 Базовые национальные ценности российского общества Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Здоровье Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество

16 Патриотизм любовь к России к своему народу к своей малой родине служение Отечеству

17 Социальная солидарность Социальная солидарность свобода личная и национальная доверие к людям, институтам государства и гражданского общества справедливость, милосердие, честь, достоинство

18 Гражданственность служение Отечеству правовое государство гражданское общество закон и правопорядок поликультурный мир свобода совести и вероисповедания

19 Семья любовь и верность здоровье достаток почитание родителей забота о старших и младших забота о продолжении семьи

20 духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье физическое здоровье человека здоровый образ жизни

21 Труд и творчество Труд и творчество любовь к труду творчество и созидание целеустремленность и настойчивость

22 Наука ценность знания стремление к истине научная картина мира

23 Традиционные религии России Традиционные религии России представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога

24 Искусство и литература Искусство и литература красота гармония духовный мир человека нравственный выбор смысл жизни эстетическое развитие этическое развитие

25 Природа эволюция родная земля заповедная природа планета Земля экологическое сознание

26 Человечество мир во всем мире многообразие культур и народов прогресс человечества международное сотрудничество

27 Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России

28 Базовые национальные ценности российского общества определяют: идеологию содержания образования основное содержание программ духовно- нравственного развития и воспитания молодых граждан России содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации

29 Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников формирование у обучающихся : Личностной культуры Семейной культуры Социальной культуры

30 Личностная культура Личностная культура готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности

31 Семейная культура Семейная культура осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода

32 Социальная культура Социальная культура осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей вера в Россию. Забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию

33 Планируемые результаты реализации программ воспитания и социализации школьников сформированность идентичности гражданина России на основе принятия базовых ценностей российского общества патриотизм гражданина российского общества рост роли институтов гражданского общества в воспитании и социализации детей и молодежи укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государственным и общественным организациям

34 Планируемые результаты реализации программ воспитания и социализации школьников социальная и духовная консолидация российского народа приобщение молодежи к ценностям и традициям российской семьи как основы российского общества укрепление и совершенствование правового государства укрепление национальной безопасности

фиксирует: систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего образования систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности 35

Развитие личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у школьников умения учиться и применять свои знания в различных жизненных ситуациях 36

Основная образовательная программа – важнейший документ школы Целевой раздел: Планируемые результаты Система оценки достижения планируемых результатов Содержательный раздел: Программа УУД (формирование ИКТ- компетенций, учебно-исследовательская, проектная деятельность) Программы отдельных учебных предметов Программа воспитания и социализации (духовно-нравственное воспитание, профориентация, экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни), Организационный раздел: Учебный план Система условий реализации ООП План внеурочной деятельности

реализация требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ методологическая основа - системно- деятельностный подход содержательная основа – фундаментальное ядро идеологическая основа – Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России преемственность основных образовательных программ ступеней общего образования реализация требований ФГОС к информационно- образовательной среде освоение и применение межпредметных знаний (конвергенция знаний) 38

39 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования фактически формулирует требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной программы общего образования

40 Стандарт общего образования Новая цель образования Новые средства обучения Новое содержание образования Новые технологии обучения Новые требования к подготовке учителя Новое целеполагание для учителей и обучающихся

41 Новое содержание образования формирование содержания с учетом реализации системно-деятельностного подхода введение интегрированных предметов (метапредметов) непрерывное обновление содержания и сохранение фундаментальных основ знаний

задают принципы организации деятельностного содержания образования формируют виды и способы деятельности, необходимые для глубокого понимания ситуации в культуре, науке, экономике, политике, социальной сфере, самоопределения и эффективной деятельности в конкретной ситуации позволяют освободить учебное время для реализации запросов обучающихся, их индивидуальных учебных планов 42

43 Принципы построения новой модели повышения квалификации гуманитаризация - направленность на развитие общекультурных компонентов в содержании программ педагогизация – профессиональная направленность обучения гибкость и адаптивность к меняющимся запросам семьи, общества и государства регионализация – учет социально-экономических, этнокультурных и иных региональных особенностей и потребностей обучающихся и их семей непрерывность – обучение на протяжении всей жизни 43

44 Российский учитель носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе патриот, осознающий свою сопричастность к судьбе Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями

45