Изменения в образовательной среде БГУ: трудности переходного периода Часть 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Advertisements

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Учебная, научная и научно-методическая деятельность.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Магистерская программа ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ( НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА )
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Карамурзов Б.С. Ректор Кабардино-Балкарского.
«Реализация программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования» Федеральное государственное.
Обеспечение устойчивого развития муниципальной системы качественного и доступного образования, в соответствии с требованиями инновационного развития экономики.
Маркетинг персонала. «Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами.
Транксрипт:

Изменения в образовательной среде БГУ: трудности переходного периода Часть 1.

2. Бурятский государственный университет 3 института и 12 факультетов 75 учебных кафедр 2 филиала( Агинский и Боханский) 1 колледж 1 представительство в Республике Монголия 6 научно – образовательных центров 9 лабораторий Всего сотрудников чел. ППС – 998чел. Средний возраст ППС– 44 года Всего студентов – более 10 тыс.

3. Внешняя и внутренняя образовательная среда БГУ Политические факторы Правовые факторы Экономические факторы Научно – технические факторы Социокультурные факторы Экологические факторы Миссия(социальная ответственность), цель и задачи деятельности БГУ Организационная структура Технологии Процессы Условия Студенты, магистранты, аспиранты, докторанты, преподаватели и сотрудники БГУ Люди, процессы, условия, связи и отношения

4 – 7. Некоторые особенности внешней образовательной среды БГУ Обострение общей демографической ситуации в стране и трудности привлечения абитуриентов Увеличение количества ВУЗов( /2004; /2008; госуд.- 652/658; негосуд ) 7,5 млн. студентов Развитие принципа автономности ВУЗов при определении своих основных характеристик, появляется право выбора – оказывать только образовательные услуги, вести научно-исследовательское и инновационное предпринимательство и обеспечивать образовательные услуги, сохранить традиционную деятельность классического университета Есть предпосылки дальнейшего увеличения количества ВУЗов с новыми названиями и с новыми и интегрированными специальностями Типология российских университетов – «элитные» университеты (МГУ, СПбГУ); федеральный университет, научно – исследовательский университет

Типология международных университетов – «докторские» университеты; исследовательские университеты, ориентированные на экспорт; ВУЗы, ориентированные на экспорт образовательных услуг; университеты, ведущие научные исследования; университеты, конкурирующие только на национальном или региональном уровнях (Шанхайский или Академический рейтинг университетов мира, глобальный рейтинг британской газеты «The Times» - сегодня наиболее авторитетные; МГУ РФ разрабатывает российскую методику рейтинговой оценки деятельности ВУЗов) (Проблемы теории и практики управления С ) В проекте нового Закона «Об образовании» предлагается несколько видов образовательных организаций высшего профессионального образования: колледж, институт и университет Всё это новые факторы усиления конкуренции на национальном, внутригосударственном рынке образовательных услуг, усиление борьбы между ВУЗами за привлечение абитуриентов, за выживание и сохранение (особенно по программам экон., юрид., псих., языков. профилей и по др.), попытки вытеснения национальных университетов друг друга Возможно усиление конкуренции между ВУЗами на международном уровне, возможны попытки вытеснения национальных университетов зарубежными

Усилится роль рейтинговой оценки эффективности деятельности ВУЗов, по результатам которых будут приниматься управленческие решения о дальнейшем функционировании ВУЗа, о его переводе в другой статус (техникума и т.д.) Отсюда, ВУЗы усиливают свои позиции в ряду других, преобразовываясь в многопрофильные заведения с комплексом образовательных и социальных услуг (образовательно – научно - инновационно – культурно – спортивно - медицинские комплексы ), наращивая свои конкурентные преимущества, привлекательные для выбора абитуриентами(структуры довузовского и послевузовского образования, структуры коллективных и индивидуальных консультационных услуг, проектные и опытно – конструкторские структуры, спортивные, медицинские, профилактические и др.) Адаптируются системы приближения образовательных услуг к особенностям, потребностям и запросам региона и система их продвижения на рынке услуг(в выборе научных проблем, образовательных программ с учётом рынка труда, проблем для решения и т.д.) В связи с этим расширяется маркетинговый анализ мотивов, потребительских предпочтений выпускников, их родителей и других референтных групп при выборе ВУЗа для образования

Значит, уже меняется характер профориентационной работы с выпускниками и референтными для них группами, интенсивность и усиление влияния на них, создаётся новая система формирования предпочтений выбора ВУЗа выпускниками Для регулирования дисбаланса между рынком труда и образовательных услуг предлагается подготовку кадров осуществлять в рамках государственного и муниципального заказаов и договоров о целевой контрактной подготовке с гарантией последующего трудоустройства выпускников по полученной профессии Ведётся работа по подготовке научных и научно- педагогических кадров на основе долгосрочных научно- технических прогнозов – через целевые аспирантуры при сохранении платных услуг в этом направлении (Проблемы теории и практики управления С А.Тодосийчук)

8 -9. Изменения в образовательной среде БГУ Начинается переход на новый ФГОС ВПО Сохранится проблема с набором абитуриентов БГУ подготовлены 217 образовательных программ СПО, ВПО и послевузовского образования для повторного лицензирования и аккредитации Из них 27 новых образовательных программ, что очень важно и правильно Особо актуальной становится необходимость дальнейшего расширения перечня востребованных образовательных и социальных услуг за счёт предложения новых и интегрированных программ и улучшение их качества Отсюда, обостряется потребность в новых перспективных, долгосрочных идеях, проектах, предложениях от ППС и студентов Крайне необходимо обновление методик, технологий и форм подготовки бакалавров, магистров, специалистов Часто структурно и содержательно будут меняться УМК с грифом «допущено» и «рекомендовано»

Существенно повышаются требования к профессионализму профессорско- преподавательского и управленческого состава, к способностям к высокоэффективному труду и заинтересованности в творческой отдаче; к восприимчивости инноваций (требуются креативность, оперативность, исполнительская дисциплина, результативность и т.д.) Усилится внутриуниверситетская скрытая и открытая конкуренция ППС за учебную нагрузку, может начаться более интенсивная смена педагогического персонала(из-за невостребованности направлений подготовки, проблем набора, заказов на целевую подготовку, усиления академической мобильности, личной низкой эффективности работы и т.пр.) Предпочтительными окажутся сотрудники, способные и готовые проявлять творческую активность (активно креативные, с высоким творческим потенциалом, способные к творческому процессу и т.д.)(Проблемы теории и практики управления С.34-О.Погудин, А.Тарасов) Будут создаваться условия для повышения профессионализма персонала - расширятся формы предпринимательского (платного) образования(обучение иностранным языкам, по основам управления институтом, факультетом, кафедрой, центром, группой; по основам предпринимательства, по разработке бизнес-планов, по созданию и функционированию хозяйствующих групп и др.), кроме обязательного повышения квалификации 1 раз в 5 лет «Персонал»- подчёркивает усиление роли человеческого фактора; «Человеческий капитал»- знания, навыки, способности и энергию человека, содействующие росту его производительной силы Формируется непрерывная система образования с различными сроками и формами обучения(довузовская, послевузовская, дополнительные образовательные услуги в процессе обучения в БГУ)

Формирование и удержание лояльности к БГУ и оказываемым им образовательным и социальным услугам Разработка программы (и подпрограмм институтов и факультетов) формирования и удержания лояльности населения к БГУ, ориентированная на абитуриентов и их родителей, на студентов из разных регионов, своих выпускников, работодателей для формирования благоприятного имиджа БГУ, его бренда, логотипа, для создания положительной оценки разных целевых групп Расширение границ профориентационной работы Информационное удовлетворение ожиданий и потребностей выпускников о деятельности Выбор канала, форм и инструментов формирования спроса на специальности БГУ Активная, продуманная и малозатратная рекламная деятельность(объявления, имиджевые статьи и репортажи, интервью, аудио- и видеопрезентации, презентационные материалы БГУ, совместная разработка и реализация инновационных проектов, подготовка к ЕГЭ, репетиторство, консалтинговые услуги, культурно-массовые мероприятия, олимпиады и конкурсы для школьников, поиск и работа способными учениками, научные кружки в школах и др.)

Заключение договоров о намерениях выпускников школ на обучение в БГУ и возможностей последующего трудоустройства Формирование учебного плана БГУ не только с учётом возможностей и интересов кафедр и преподавателей, но и с учётом потребностей и запросов региона, обучающихся, новых стратегических идей Предоставление студентам возможности выбора форм и методов организации и контроля учебного процесса Пересмотр ценовой политики услуг БГУ(пересмотр цен на образовательные услуги для разных категорий абитуриентов, кредит на образовательные услуги; скидки на обучение по условиям приобретения услуг, при оплате за несколько лет вперёд, розыгрыш призов- скидок, заключение договоров намерений на обучение в БГУ и др.) Предложение форм трудоустройства выпускников БГУ Осознание необходимости в стратегическом управлении, в управлении знаниями, в управлении талантами на всех уровнях БГУ(проведение маркетинговых исследований, создание новых структур управления по маркетингу, по работе с персоналом и др.) Итог - сформированность потребительского поведения (привязанность, гордость, новизна, экономия, комфорт, безопасность)

Некоторые особенности современной НИР В РФ 422 тыс. учёных, в США - более 3 млн. До 80% математиков и половина физиков- теоретиков США– выходцы из РФ В Силиконовой долине работают около 200 тыс.бывших советских специалистов(Проблемы теории и практики управления С.118-Т.Орлова, д.эк.н, проф. РАГС) Самые изобретательные страны на г.- Япония, Швейцария, США, Швеция, Германия, Тайвань, Финляндия…….Россия -36 место Средний возраст сотрудников НИИ и ВУЗов по РФ подходит к пенсионному (БГУ - 44 г.) Ключевые факторы современного пятого технологического уклада – микроэлектроника, программное обеспечение, информационно- коммуникационные технологии, приборостроение, радиотехника, промышленность средств связи, лазерная техника и др.

Востребованные направления производства - электронно- вычислительная техника, радио – и телекоммуникационное оборудование, лазерное оборудование, услуги по обслуживанию вычислительной техники и др. Начало формирования нового шестого технологического уклада – на базе нанотехнологий, генной и клеточной инженерии и т.д. Растёт потребность в инвестиционных идеях, проектах Повышаются требования к качеству инвестиционных проектов(актуальность, востребованность, обоснованность, перспективность)(Проблемы теории и практики управления С.74-Ю.Саушкина, доц.) Однако научная база НИР и НИОКР постепенно перестаёт соответствовать новым требованиям и стратегическим планам развития и выживания (изнашиваются, устаревают научные приборы и оборудования, разрушается инфраструктура ВУЗов и научных учреждений и т.д.)

14. Научный потенциал БГУ Докторов наук- 156 Кандидатов наук- 451 Аспирантов- 395 Докторантов – 13 Интернов- 112 В 2011г. предполагается защита 30 докторских и 113 кандидатских диссертаций 4 приоритетных научных направлений Они включают 24 основных научных направлений исследования Научные лаборатории - 9

15 – 16. Прогнозные изменения в НИР БГУ Ориентация научного потенциала, направлений и проблематики исследований БГУ на инновационное развитие региональной экономики, на решение региональных проблем, приближение к потребностям, запросам региона(духовное воспитание школьников, национально – культурная основа духовно – нравственного воспитания, поликультурное образование, этническая идентичность и толерантность, образовательная эффективность малокомплектных школ, отбор базовых инновационных учреждений и площадок для совместной работы и др.) Сокращение разрыва между наукой, образованием и производством Нужно стремление к выполнению всех циклов НИР и НИОКР(фундаментальные исследования - прикладные исследования- разработки - освоение и тиражирование инновационной продукции, коммерческое использование) «под ключ» Потребуется «доводка» имеющихся наработанных научных знаний до конкретных разработок, товаров, продукции и их коммерциализация Будет развиваться международное и региональное межвузовское научное партнёрство(совместные НИР, НИР на основе контрактов, академическая мобильность, сотрудничество в образовании и т.д.)

Увеличивается число зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, изобретений, полученных патентов, внедрённых результатов НИР, хоздоговорных работ, грантов Усиливается потребность в создании благоприятного инвестиционного климата, в инвестиционных ресурсах и в их оптимальном использовании, Бюджетные финансовые потоки будут в основном направляться в более сложные, перспективные и долгосрочные научные направления и проблемы, увеличатся собственные инвестиции БГУ в НИР Будут формироваться и развиваться экономические, хозяйствующие субъекты, фонды для коммерциализации и внедрения результатов НИР и НИОКР, будет проводиться работа по привлечению средств местного бизнес – сообщества Продолжится активная поддержка предпринимательской деятельности ППС Будет совершенствоваться система льгот, поощрений, вознаграждений инновационной активности преподавателей, сотрудников и студентов в зависимости от их трудового вклада в повышение конкурентноспособности БГУ Конкурентная способность БГУ = генерация идей ППС + творчество ППС + стратегическое управление на всех уровнях (преподаватель, центры, кафедры, научные лаборатории, деканат-институт – проректоры – ректор)

17 – 19. Инвестиционная привлекательность БГУ Инвестиции внешние (бюджетные, бизнес - сообщества, зарубежные) и внутриуниверситетские Инвестиции в материальные (в инфраструктуру - базы данных, программное обеспечение, методики, приборы, оборудование и т.д.) и нематериальные активы (в ресурсы знаний, в человеческие ресурсы, в организационные ресурсы, в инфраструктуру – технологии, методы, процессы и т.д.) Инвестиции в обучение, в здоровье, в мотивацию здорового образа жизни, в культуру ППС и сотрудников В краткосрочные и долгосрочные проекты

Часть Сильные и слабые возможности БГУ Сильные и слабые угрозы для БГУ Вероятные типы и виды стратегий развития БГУ

Сильные возможности Геополитические Богатство и разнообразие флоры и фауны, природно-культовых памятников, экологически чистые продукты питания Соседство с КНР, Монголией, близость к КНДР, Южной Корее, Вьетнаму, Японии Перспективы развития совместных научных исследований, организации научных экспедиций, образовательных услуг, объединений материально- технических условий, финансовых потоков Выбор наиболее авторитетных, известных, с стратегическим потенциалом зарубежных и региональных ВУЗов для перспективного сотрудничества Слабые возможности Кадровые Недостаточное количество докторов и кандидатов наук Низкий уровень владения иностранными языками, ограничивающие возможности для развития академической мобильности ППС, установления международного сотрудничества, проведения совместных научных исследований и т.д. Технологические Недостаточность и слабая освоенность персоналом БГУ современных образовательных, коммерческих, управленческих информационных технологий

Образовательные Возможности открытия новых и интегрированных специальностей Научные Высокий уровень академической науки в регионе и возможность интеграции с ними БГУ Создание новых НОЦ, филиалов под новые приоритетные научно- образовательные и иные услуги, для новых рабочих мест ППС Сохранение и развитие перспектив стажировки, обучения в докторантуре, аспирантуре в «элитных» зарубежных и отечественных ВУЗах Воспитательные Развитие молодёжных общественных движений Отсутствие правонарушений в студенческой среде Образовательные Оптимизация, расширение географии, пересмотр содержания, форм, интенсивности профориентационной работы в образовательных учреждениях Мало инвестиционно привлекательных специальностей Научные Слабая связь с практикой по проблематике исследований, внедрении результатов, консолидации финансов Не используются в полной мере резервы МФ, ЮФ, БГФ, ФФК, ФЭУ, СПФ и др.

Социокультурные Многонациональное население, богатство, разнообразие культурных традиций, возможность и необходимость их изучения, систематизации, переосмысления и перевод в образовательные, научные, культурные и иные услуги Стабильная толерантность населения Устойчивое стремление населения региона к высшему образованию и возможность набора абитуриентов Формирование и развитие системы непрерывного образования(охват разных социальных групп –школьников, специалистов, пенсионеров, людей с ограниченными возможностями Начало развития туристско- рекреационной зоны и новые открывающиеся направления НИР и НИОКР для БГУ, образовательных услуг Согласовать и распределить график проводимых мероприятий на календарный год с учётом интересов участников к разным природно- климатическим условиям

Материально-технические Сложившаяся материально-техническая база Перспективы строительства новых учебных корпусов Наличие базы отдыха, профилактория для оздоровления, проведения платных мероприятий Управленческие Сформировавшийся позитивный имидж БГУ, доверие к качеству подготовки специалистов Наличие сильного лидера Наличие стратегического видения развития БГУ(наличие будущего позитивного образа БГУ, параллельное осуществление текущего и стратегического руководства) Наличие накопленного опыта модернизации и развития БГУ в период «бархатных» революций Наличие механизмов согласования интересов регионального сообщества, целей развития БГУ, поддержки ППС Материально-техническая база Недостаточная обеспеченность студентов общежитием Слабая материально-техническая база для расширения т перечня технических специальностей Слабая социальная защищённость ППС(жильё, низкая з./плата и др.) Экономические Низкое стимулирование профессионального мастерства ППС(автоматический внутриуниверситетский перевод на должность ст. преп, доцента после защиты диссертаций), творческой активности, результатов рейтинговой оценки Управленческие «раздутость» управленческого аппарата Возможность стать НИУ

Сильные угрозы Новые нормативно-правовые документы, ограничивающие, тормозящие развитие ВУЗов Модернизационные процессы в системе высшего образования Снижение рождаемости детей, миграция(отток) населения Низкий уровень трудоустройства выпускников Дублирующиеся специальности в ВУЗах Объединение, укрупнение ВУЗов Сокращение кадров Слабые угрозы Слабая информированность о стратегическом социально- экономическом развитии РБ и отсутствие маркетинговых данных о востребованных специальностях Отсутствие в РФ национальной политики Вероятность снижения интеллектуальных возможностей детей, уровня общего среднего образования

Вероятные типы и виды стратегий развития БГУ Стратегия лидерства Стратегия фокусирования (специализации) Стратегия дифференциации Стратегия диверсификации

Маркетинговые стратегии -имиджа и привлекательности - инфраструктуры -персонала Стратегия концентрированного роста -стратегия усиления своих позиций в ряду других с изменением свойств и качеств руководителей, ППС и студентов -стратегия расширения рынка потребителей выпускников Стратегия интегрированного роста -стратегия вертикальной интеграции(присоединения других структур и расширения за счёт них) -стратегия горизонтальной интеграции(создание, отпочкование новых структур)

Стратегия диверсифицированного роста - стратегия расширения возможностей одного профиля за счёт новых специализаций -стратегия выхода в новые родственные профили, в разные родственные отрасли -стратегия расширения, развития за счёт выхода в новые неродственные профили Стратегия целенаправленного, спланированного сокращения, перегруппировки сил для повышения эффективности в период спада востребованности отдельных направлений подготовки -стратегия концентрации на краткосрочную перспективу -стратегия сокращения затрат - стратегия ликвидации

Оценка работы групп Высокая посещаемость Активное сотрудничество Конкретные, деловые и корректные предложения Готовность к креативному творчеству

Спасибо за совместную работу! Уулзатараа баяртай!