«Незамеченное поколение».. Зуенок Светлана Михайловна, зав. библиотекой МБОУ СОШ 7 Зуенок Светлана Михайловна, зав. библиотекой МБОУ СОШ 7 Г. Новосибирск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цели: - дать представление о причинах, побудивших наших соотечественников покинуть Россию; - показать учащимся масштабы и значимость культурного наследия.
Advertisements

Иван Алексеевич Бунин ( ) «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей… где особенно известны два поэта начала.
Иван Алексеевич Бунин ( ) «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей… где особенно известны два поэта начала.
Иван Алексеевич Бунин ( ) «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей… где особенно известны два поэта начала.
Бунин Иван Андреевич Бунин И.А.Бунин. Париж 1901 г. И.Бунин был далёк от политики, но всегда высказывал своё отношение к происходящему. Он.
Биография Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в дворянской семье. Детство и юность его прошли в обедневшем поместье Орловской.
Ученицы 11 «А» класса МОУ СОШ 9 им. В.Т.Степанченко Чистяковой Надежды родился 23 октября.
И вот мы остались без Родины, И вид наш и жалок, и пуст, Как будто бы белой смородины Обглодан раскидистый куст. (И. Северянин)
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30 января 1998 года учрежден российский праздник – День Матери. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье.
Учитель Лебедева Евгения Игоревна, МОУ Новлянская основная общеобразовательная школа «Да, я не посрамил ту литературу, которую полтораста.
Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в хуторе.Бутырки под Воронежем.
И.А.Бунин «Тёмные аллеи». Воронеж «Решением Шведской академии от 9 ноября 1933г. Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину.
Город есть в небесах. Нет в нем боли и слез, и не мучает страх. Там всегда яркий свет, Нет земной суеты и печали там нет.
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
Выполнил: ученик класса 7 б Асланян Давид. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (по старому стилю - 10 октября) 1870 в Воронеже, в семье обедневшего.
Тема:Поэты и писатели русского зарубежья. И вот мы остались без Родины, И вид наш и жалок, и пуст, Как будто бы белой смородины Обглодан раскидистый куст.
И. А. Бунин
«Жалей того, кто с идеалом Столкнется здесь лицом к лицу. Его душа крылом усталым Вспорхнёт и улетит к Творцу». Владимир Палей.
« Вернуться в Россию – стихами» Поэзия русской эмиграции М.Цветаева И.Бунин И.Северянин В.Набоков.
Из одного корня Из одного корня. Октябрь 17-го и гражданская война развели русских поэтов по обе стороны баррикад, возведенных российской смутой, по разным.
Транксрипт:

«Незамеченное поколение».

Зуенок Светлана Михайловна, зав. библиотекой МБОУ СОШ 7 Зуенок Светлана Михайловна, зав. библиотекой МБОУ СОШ 7 Г. Новосибирск Г. Новосибирск

И вот мы остались без Родины, И вот мы остались без Родины, И вид наш и жалок, и пуст, И вид наш и жалок, и пуст, Как будто бы белой смородины Как будто бы белой смородины Обглодан раскидистый куст. Обглодан раскидистый куст. И.Северянин. И.Северянин.

По окончании Гражданской войны, рядом последовательных эвакуационных волн было выброшено за пределы России множество русских. Как осенние листья, разметаемые ветром в непогоду, рассеялись они по дальним берегам и пределам.

Век девятнадцатый железный, воистину жестокий век… Двадцатый век еще бездомней, еще страшнее жизни мгла. Еще темнее и огромней тень Люциферова крыла…(Блок) Мне на плечи кидается век- волкодав… (Мандельштам) Век мой – яд мой, век мой – вред мой, век мой – враг мой, век мой - ад… (Цветаева) Время это, встревоженное пророчествами и предчувствиями Александра Блока, началось манящим Серебряным веком русской культуры. Обнадеживший с самого начала великолепным цветением, век этот был почти сразу же надломлен: с первых лет его сотрясали одна за другой революции, войны. Чем все эти потрясения и повороты отозвались в жизни литературы, в ее судьбах на протяжении двадцатого столетия?

В 1917 году началась агония…

Опустели дома, белые колонны рухнули. Дорожки парков заросли травою… Львы на воротах облезли и рассыпались бесформенными кусками… В десять лет создан грандиозный некрополь. В нем – культура двух столетий. Здесь погребены памятники искусства и быта, мысли и образы, вдохновляющие русскую поэзию, литературу и музыку, общественную мысль… И нет над некрополем надгробного камня. А.Н. Греч.

А вслед героям и вождям Крадется хищник стаей жадной, Чтоб мощь России неоглядной Размыкать и продать врагам: Сгноить ее пшеницы груды, Ее бесчестить небеса, Пожрать богатства, сжечь леса И высосать моря и руды. И не смолкает грохот битв По всем просторам южной степи Средь золотых великолепий Конями вытоптанных жнитв. И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас тот против нас. Нет безразличных: правда с нами». А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. М. Волошин

Не будем проклинать изгнанье Не будем проклинать изгнанье

По данным Лиги наций Россию покинуло 1 млн. 160тыс. беженцев. Около четверти из них принадлежало к белым армиям ушедшим в эмиграцию в разное время с разных фронтов.

Попав на Запад, участники белого движения увидели полное равнодушие к постигшей Россию беде. Они рассказывали о таких преступлениях, о таких страданиях, что казалось, камни должны были застонать от ужаса. Но в изгнании они превращались в толпу нежелательных иностранцев, которые могли рассчитывать только на самую тяжелую, черную работу, только на самое низкое социальное положение.

Знаменитые русские таксисты имели самое привилегированное положение. Понижение социального статуса было настолько сильным, что многие русские офицеры стыдились называть свои звания иностранцам. Но русские офицеры были очень щепетильны в вопросах чести, и русский человек готов был работать через силу, чтоб только не услышать замечания. Эта черта русских была услышана работодателями и рабочая сила стала сразу же высоко цениться на рабочем рынке.

Русские не растворялись в общей массе, они жили очень обособленно, как бы образовывая русские колонии при заводах. В их среде очень развиты были правила взаимоподдержки. Они жили как бы двойной жизнью: днем тяжелая работа, а после нее, вечером, они снова становились мичманами, генералами, капитанами. И вторая жизнь была для них гораздо важнее, чем первая, потому что давала им силы выжить, почувствовать себя людьми.

Еще тяжелее переносила эмиграцию гражданская часть беженцев. «Тяжело было видеть старых заслуженных людей, с боевыми наградами, торгующих разными безделушками». Были рады любой работе. Бывший камергер чистил картошку на кухне, жена генерал – губернатора стояла за прилавком. Жены офицеров становились прачками, нанимались прислугой.

Западной Европе еще не приходилось сталкиваться с таким количеством беженцев. Сначала Лига наций приняла решение о расселении их уже как бесподанных. В 1924 году были введены так называемые нансеновские паспорта, которые не устраняли, однако, трудностей при устройстве на работу, не давали прав на получение пособия по безработице, инвалидности – социальное положение эмигрантов оставалось прежним и зависело от усмотрения властей.

Центрами рассеяния стали все прилегающие к России страны, как в Европе, так и в Азии. Возникали своеобразные русские центры со своей культурной жизнью: газетами, журналами, книгоиздательствами, школами, были даже университеты и научные центры. Но главными все –таки были Берлин, Париж и Прага.

Внутри столицы Франции образовался русский городок. Его жители могли почти не соприкасаться с французами. По воскресеньям и праздникам ходили в русскую церковь, по утрам читали русские газеты, покупали провизию в русских лавках, узнавали там интересовавшие их новости, закусывали в русских столовых, по вечерам могли ходить на русские концерты, слушать лекции и доклады, участвовать в собрании всевозможных обществ и объединений. Все эти общества устраивали заседания, чашки чая, обеды.

Внушителен список русских писателей, оказавшихся в зарубежье. зарубежье. Различают старшее и младшее поколение писателей первой волны русской эмиграции.

Среди прозаиков старшего поколения наиболее известны: Алданов, Бунин, Мережковский, Тэффи,Шмелев, Аверченко. Алданов, Мережковский, Тэффи, Аверченко.

Среди прозаиков младшего: Берберова, Набоков, Леонид Андреев Берберова, Набоков,Леонид Андреев

ИЗГНАНИЕ Темнеют, свищут сумерки в пустыне. Поля и океан... Кто утолит в пустыне, на чужбине Боль крестных ран? Гляжу вперед, на черное Распятье Среди дорог - И простирает скорбные объятья Почивший Бог.

Самая главная задача первого периода литературы русской эмиграции – сохранить традиции отечественной литературы, которые на Родине подвергались уничтожению большевиками. Речь шла о русской классике 19 века. Писатели старались запечатлеть, сохранить образ исчезающей России

"Отчаяние, владеющее душами Монпарнаса питается и поддерживается оскорблениями и нищетой: За столиками Монпарнаса сидят люди, из которых многие днем не обедали, а вечером затрудняются спросить себе чашку кофе. На Монпарнасе порой сидят до утра потому, что ночевать негде. Нищета деформирует и само творчество". В.Ходасевич

Зинаида Гиппиус Зинаида Гиппиус«Пыль» Моя душа во власти страха И горькой жалости земной. Напрасно я бегу от праха – Я всюду с ним и он со мной. Мне в очи смотрит ночь нагая, Унылая, как тёмный день. Лишь тучи, низко набегая, Дают ей мертвенную тень. И ветер, встав на миг единый, Дождём дохнул – и в миг исчез. Волокна серой паутины Плывут и тянутся с небес. Ползут, как дни земных событий, Однообразны и мутны, Но сеть из этих лёгких нитей И в прахе душном, в дыме пыльном, К последней гибели спеша, Напрасно в ужасе бессильном Оковы жизни рвёт душа. А капли тонкие по крыше Едва стучат, как в робком сне. Молю вас, капли, тише, тише… О, тише плачьте обо мне!

Быть вне России, но думать, писать о ней – нет горше доли для русского писателя. Здесь не понимали их языка, ничего не хотели знать о перенесенных страданиях. Им такое положение кажется непонятным недоразумением. Все жили в надежде, что этот кошмар когда – нибудь кончится. И чем горше была судьба беженца, тем ярче были в памяти воспоминания об отчем доме. Эти воспоминания помогали измученным, все потерявшим людям, забывать тоску эмигрантщины и жить тем святым, великим, вечным, чем была в их сознании Россия. Понятно, что и книги им нужны были такие, где бы рассказывалось о потерянном рае русской жизни до революции.

Иван Сергеевич Шмелев Иван Сергеевич Шмелев «Шмелев теперь – последний и единственный из русских писателей, у которого можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка». Куприн А.И.

Предки Шмелева – купцы, строители, организаторы празднеств, фейерверков. Семья соблюдает религиозно – патриархальный обряд. Детей воспитывает в строгости, молитвах, чтят обычаи русской старины.

Революцию Шмелев не принял. Он пишет своему сыну: «Глубокая социальная перестройка невозможна даже в культурных странах, в нашей же и подавно. Некультурный темный народ наш не может воспринять идею переустройства даже приблизительно. Из сложной, чудесной идеи социализма сделали заманку, игрушку для одних и пугало для других». Революция закончилась трагедией для Шмелева.

60 тыс. офицеров бывшей армии Врангеля остались в Крыму. Они не хотели расставаться с Родиной, с родными, не хотели принять изгнание. Они верили в милосердие победителей. Все были расстреляны.

Был расстрелян и сын писателя Сергей. Его взяли из госпиталя в Феодосии и расстреляли, как офицера Добровольческой армии. Несколько дней Иван Сергеевич и его жена Ольга Александровна разыскивали труп своего любимого ребенка, чтобы похоронить его по – человечески.

Под северо – восточным ветром. За город, в пустыри. Загоняли прикладами на край обрыва Освещали ручным фонарем. Полминуты работали пулеметы. Приканчивали штыком. Еще недобитых валили в яму, Торопливо засыпая землей, А потом с широкою русской песней возвращались домой. А к рассвету пробирались к тем же оврагам Жены, матери, псы. Разрывали землю, грызлись за кости, целовали милую плоть. Собирались на работу ночью, Донесения, справки, дела, Торопливо подписывали приговоры. Зевали, пили вино. С утра раздавали солдатам водку, Вечером, при свече Вызывали по спискам мужчин, женщин, Сгоняли на темный двор, Снимали с них белье, обувь, платье, Связывали в тюки. Грузили на подводу. Увозили. Делили кольца, часы. Ночью гнали разутых, голодных по оледенелой земле, Максимилиан Волошин. Террор.Максимилиан Волошин.

Убивали ночью, днем спали. Целые армии в подвалах ждали. Ставили только одну букву Р. – расход, расстрел.

Вот так увидел революцию художник К.Ф. Юон. Вот так увидел революцию художник К.Ф. Юон. На небосклоне появилась новая планета (образ революции). Свет от нее такой яркий, что заливает все вокруг. Но уютно ли от него людям? На небосклоне появилась новая планета (образ революции). Свет от нее такой яркий, что заливает все вокруг. Но уютно ли от него людям? Люди закрываются руками от пронзительного света, они в смятении, не знают где укрыться. Люди закрываются руками от пронзительного света, они в смятении, не знают где укрыться. К.Ф. Юон «Новая планета»

Только кончилась мясорубка террора, новая беда – голод. Горький писал знакомой корреспондентке из Америки: «Позвольте так же обратить ваше внимание в сторону русских ученых. Все это люди зрелого возраста: старцы, истощенные годами недоедания. Это – мозг страны, творцы русской культуры, науки, люди, необходимые стране больше, чем любой другой стране, без них жить нельзя, как нельзя жить без души. Эти люди – мировая общечеловеческая ценность».

Эпопея «Солнце мертвых». Любая революция – это разрушение. И начинают люди вспоминать прежнюю власть. Разливается тоска по прежнему времени. Не могут прокормить себя ни мастера, ни рыбаки, чей улов целиком забирают власти, чтобы отправить их в города. Незаметно плетет свою паутину смерть. Кто может выжить в таких условиях? «Останутся только дикие. Сумеют урвать последнее».

Иван Лукаш: «Эта замечательная книга вышла в свет и хлынула, как откровение, на всю Европу, лихорадочно переводится на «большие» языки... Читал ее за полночь, задыхаясь. О чем книга И. С. Шмелева? О смерти русского человека и русской земли. О смерти русских трав и зверей, русских садов и русского неба. О смерти русского солнца. О смерти всей вселенной, - когда умерла Россия - о мертвом солнце мертвых...».

«Господи, сусе! Господь уж значит, не благославляет. Кровь на ней потому. Ленька – куманист не молочко полил, а кровь человеческую. И вместо молока теперь, поди кровь пойдет. Бочищи - то вон как раздуло. В глазах у нее кровь стоит. Ни в жисть не приму такова. Пусть лучше сироты никогда молока не увидят». «Господи, сусе! Господь уж значит, не благославляет. Кровь на ней потому. Ленька – куманист не молочко полил, а кровь человеческую. И вместо молока теперь, поди кровь пойдет. Бочищи - то вон как раздуло. В глазах у нее кровь стоит. Ни в жисть не приму такова. Пусть лучше сироты никогда молока не увидят». В образе коровы проснулась потрясенная народная совесть. Рассказ «Про одну старуху».

Иван Алексеевич Бунин. Иван Алексеевич Бунин. (1870 – 1953) Иван Алексеевич Бунин. В его характере слились противоположные друг другу родительские черты.

«Антоновские яблоки» «Антоновские яблоки» С прохладой резкою дышал В лицо мне запах увяданья; Но не весеннего убранства я искал, А прошлых лет воспоминанья. Е.А.Баратынский

(Поленов «Бабушкин сад»). …и зарастают травой дворянские гнезда,

А причину всех бед Бунин видит в национальном русском характере. Рассказы «Суходол» и «Деревня». «Все у нас необычно, и любовь, и ненависть. Любят так, что хоть в омут с головой. Ненавидят так, что до смертоубийства: Да-а, хороши, нечего сказать! Доброта неописуемая! Историю почитаешь – волосы дыбом встанут: брат на брата, сват на свата, сын на отца, вероломство, да убийство, убийство да вероломство! Былины тоже одно удовольствие: распорол ему груди белые, выпускал черева на землю».

«Окаянные дни» «Окаянные дни» Революцию Бунин назвал «окаянными днями». Он стал свидетелем массовой жестокости, обилия жертв, безмерных страданий в обстановке войны и насилия. «Подумать только – возмущался он, - надо еще доказывать то тому, то другому, что не иду служить в какой – нибудь Пролеткульт! Надо еще доказывать, что нельзя сидеть рядом с какой – нибудь «чрезвычайкой», где каждый час кому – нибудь проламывают голову».

В 1920 году писатель покидает Родину" испив несказанную чашу душевных страданий", как позже он писал в своей биографии. Тема чужбины, одиночества – основной мотив его стихотворения: У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать «прости» родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо, Как бьется сердце горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой наемный дом, С своею ветхой уж котомкой.

«Роза Иерихона». Роза Иерихона – это колючее растение, как перекати - поле. Ее в знак веры в вечную жизнь и в воскресение из мертвых клали на востоке в гроба и могилы. Сорванный и унесенный за тысячи километров от своей родины путником, он может долгое время оставаться сухим и мертвым. Но будучи положен в воду, он тот же час начинает распускаться, давать мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце утешается: нет в мире смерти, нет гибели тому, что жило когда – то! «В живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности погружаю я корни и стебли моего прошлого». Теперь любовь и память все чаще вдохновляют писателя. Он ищет новые формы. На слово как бы наносится позолота.

«Темные аллеи» «Темные аллеи» «Темные аллеи» «Темные аллеи» Создавая цикл «Темные аллеи» Бунин уходит от ужасов войны к вечной теме любви. Это совсем особый мир. В нем нет крови, нет войн.

Нобелевская премия Решением шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Алексеевичу Бунину «за правдивый артистический талант с которым он воссоздал русский характер». Решением шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Алексеевичу Бунину «за правдивый артистический талант с которым он воссоздал русский характер».

10 ноября 1933 года газеты в Париже вышли с огромными заголовками "Бунин - Нобелевский лауреат". Впервые за время существования этой премии награда по литературе была вручена русскому писателю. Всероссийская известность Бунина переросла во всемирную славу. Каждый русский в Париже, даже тот, который не прочитал ни одной строчки Бунина, воспринял это как личный праздник. Русские люди испытали сладчайшее из чувств - благородное чувство национальной гордости.

В два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин скончался. Отпевание было торжественным - в русской церкви на улице Дарю в Париже при большом стечении народа. Все газеты - и русские, и французские - поместили обширные некрологи. А сами похороны состоялись намного позже, 30 января 1954 года (до этого прах находился во временном склепе). Похоронили Ивана Алексеевича на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем.

Библиотека школьника

Русские люди, где бы вы ни были, любите Россию, настоящую, прошлую и будущую, и всегда будьте её верными сынами и дочерьми. Русские люди, где бы вы ни были, любите Россию, настоящую, прошлую и будущую, и всегда будьте её верными сынами и дочерьми.

Использованные источники: / / / / Михайлов, О.Н. Литература русского зарубежья. – М., 1995 Михайлов, О.Н. Литература русского зарубежья. – М., 1995 Современное русское зарубежье. – М.: Олимп, АСТ, с. Современное русское зарубежье. – М.: Олимп, АСТ, с. Варшавский, В.С. Незамеченное поколение. – М.,1992 Варшавский, В.С. Незамеченное поколение. – М.,1992 Дальние берега: Портреты писателей эмиграции. – М., 1994 Дальние берега: Портреты писателей эмиграции. – М., 1994 Седых А. Далекие, близкие. – М., 1995 Седых А. Далекие, близкие. – М., 1995 Ковчег: Поэзия первой эмиграции. – М., 1991 Ковчег: Поэзия первой эмиграции. – М., 1991 Вернуться в Россию – стихами…: 200 поэтов эмиграции. – М.,1995 Вернуться в Россию – стихами…: 200 поэтов эмиграции. – М.,1995