Наш дом: другие возможности опыт работы «семейной модели» в доме ребенка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Advertisements

Игрушкина Татьяна, специальный педагог, руководитель отдела по работе с семьями СПб ИРАВ Современные подходы к построению программ раннего вмешательства.
Название компетентности в проф. стандарте : Владение психолого - педагогическими технологиями по работе с учащимися ( в том числе инклюзивными ), необходимыми.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего.
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО РАЗДЕЛУ « ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ » ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ МБДОУ 402 КАРТАШОВА АЛЁНА ВАЛЕРЬЕВНА.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Задачи и функции педагога-психолога в работе с детьми раннего возраста.
Психолого-педагогическая программа «Здравствуйте, это Я!» (повышение степени адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ) Автор-составитель:
Взаимодействие специалистов при составлении индивидуального маршрута детей с ОВЗ МБДОУ детский сад комбинированного вида 53.
ПРОЕКТ Дошколёнок- счастливый ребенок на основе проекта ФГОС дошкольного образования (основные качественные показатели будущего стандарта)
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно.
Государственное бюджетное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная.
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 497.
По материалам вебинара Автор: Родина Наталья Михайловна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования.
Методические рекомендации к составлению основной общеобразовательной программы ДОУ компенсирующего вида.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Транксрипт:

Наш дом: другие возможности опыт работы «семейной модели» в доме ребенка

Необходимость изменений неэффективность сложившейся системы медико - педагогической помощи детям в доме ребёнка: -стабильно низкий уровень нервно-психического, физического и социального развития детей -стойкие знаки депривационного синдрома у детей с особыми потребностями, проявления госпитализма -беспорядочное дружелюбие в поведении детей риск социальной дезадаптации - повышенная заболеваемость - нет обучения персонала вопросам психологии и технологиям помощи «особым» детям

Дополнительные факторы, побудившие нас к изменениям мотивация у специалистов изменить приоритеты в деятельности персонала групп, в содержании коррекционно-педагогической и реабилитационной помощи знакомство с исследованиями зарубежных и российских учёных детей раннего возраста в учреждениях – принятие их позиции, что постоянство первичного социального окружения - ведущий фактор, определяющий развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте положительный опыт программ раннего вмешательства в международном проекте 2000 – 2005 г.г. в домах ребёнка СПб «Влияние изменения социального окружения на раннее развитие детей в домах ребёнка»

Проект «Как дома» (2010 – 2012 г.г.) Главные цели: изменение концепции сопровождения детей в доме ребёнка – поддержание и качественное улучшение психического и физического здоровья воспитанников – внедрение «семейной модели» проживания детей на основе принципов раннего вмешательства Сопровождение проекта *Пальмов О.И., к.пс.н. СПб ГУ руководитель специальности «Клиническая психология младенца» *ДБФ «Солнечный город»

Главные компоненты изменений Программы обучения принципы раннего вмешательства Выбор двух моделей обучения Первая модель «Обучение учителей» – специальных педагогов, врачей и администрации Вторая модель «Обучение персонала группы» (миникоманды)

Обучение специалистов ( учителей) проводил Пальмов О.И. по программе, пошедшей положительную экспертную оценку в проекте домов ребенка г. Санкт Петербурга «Изменение социального окружения в домах ребенка: программа раннего вмешательства» Задача обучения : *формировать у специалистов единую профессиональную позицию, направленную на выполнение стандарта социально – эмоционального поведения сотрудников *развивать навыки работы в междисциплинарной команде *обучить технологиям помощи «особым» детям

Как проводилось обучение специалистов Изучены темы «Развитие личности ребенка в раннем возрасте» «Признаки нарушения психического здоровья у детей раннего и дошкольного возраста» «Эмоции и сигналы»( наблюдение и называние поведения детей) «Принципы заботы с уважением» «Командная работа и разрешение конфликтов» «Как справляться с трудным поведением детей» «Методы раннего психотерапевтического вмешательства» «Как составлять программы помощи детям с особыми потребностями» и др. «Супервизия – как метод сопровождения персонала группы»

Как проводилось обучение специалистов супервизии Изучены методические материалы: «Методика супервизии» (цели, задачи, критерии, процедура) Супервизия позволяет сфокусированным взглядом посмотреть на свои трудности в работе, а также разделить часть общей ответственности между персоналом и специалистом Проведены мастер – классы «Поведение супервизора» в мини – группах Пальмовым О. тренинги: «Супервизия одного специалиста» «Супервизия двух специалистов одновременно» обсуждения - сформирован локальный документ «Порядок супервизии в доме ребёнка», обсуждение и принятие на рабочей группе обмен опытом в проведении супервизий и ведении дневников наблюдений на рабочей группе

Принципы проведения супервизии в доме ребенка Тему супервизии определяет специалист ( на начальном этапе темы общие во всех группах, они связаны с содержанием обучения персонала, далее – по необходимости ) Персонал группы предупреждается заранее ( в циклограмме работы группы на неделю фиксированные дни проведения супервизии специалистов) Время наблюдения за действиями персонала группы специалист выбирает сам Обсуждение по результатам наблюдений происходит без детей и других сотрудников Место для беседы выбирается уютное, спокойное, «без барьеров» Оба собеседника находятся на одном уровне Позитивная часть супервизии : Вам удалось… Я порадовалась вашей удаче… Помощь работнику в собственной оценке: Как вы думаете, как чувствует себя ребенок ? Комфортно ли ему было?.. Что с вашей точки зрения не получилось? Что хотелось бы изменить: вместе порассуждаем: что вам не удалось… Пожелания, рекомендации, поиск путей решения проблемы

Как проводилось обучение персонала групп обучение проводили педагог – психолог, старший воспитатель, дефектологи- логопеды, врачи Задача обучения: формировать компетентности «профессиональной мамы» - чувствительность, отзывчивость к сигналам детей, понимание совместных зон ответственности между медико – педагогическим персоналом группы поддерживать условия для психического здоровья детей, умение работать в команде обучить новым технологиям ухода за детьми и профессиональной помощи с применением программ раннего вмешательства детям с особыми потребностями ( новые методы ухода «Забота с уважением», «Алгоритмы действий в режимных мероприятиях», методы двигательной терапии, коммуникативного развития и др.) Особая ценность в проведении обучения ухаживающего персонала: интерактивные формы общения, активность и инициативность людей!

Как проводилось обучение персонала групп Изучены темы «Современные представления о психическом здоровье и развитии детей младенческого возраста» «Забота с уважением» «Алгоритмы режимных процессов» Группой специалистов формировались учебные модули для мини-команд в соответствии с задачами (этапами) организационно-методических преобразований Формировались комбинированные группы из числа разных медико- педагогических работников Обучающие занятия проводились регулярно – были определены фиксированные дни недели ( понедельник и четверг) - 2 раза в месяц и часы занятий в эти дни удобные для персонала групп в 10-00, в Отслеживание результатов обучения в «супервизии» – на рабочем месте

Главная тема обучения персонала групп «Забота с уважением» Применение методических материалов Пальмова О.И. к.пс.н. доцента факультета психологии СПбГУ, сотрудника службы ранней помощи г. Санкт Петербурга «Уважение к личности ребенка в психологической практике Концепция Эмми Пиклер и ее последователей» Пальмов О.И. развил концепцию «Заботы с уважением» применительно к современным домам ребенка (по всем принципам «Заботы с уважением»: научно обоснованный материал в презентациях, фото и видеоматериалы из дома ребенка, видеолекции, методички, игры, упражнения, обсуждения, мастер – классы и др.)

Принципы «Заботы с уважением» как инструмент в уходе за маленькими детьми 1.Наблюдение за поведением сотрудничества ребенка со взрослым 2. Наблюдение за игрой 3. Время и пространство для самостоятельного движения и игры 4. Безопасность пространства 5. Предсказуемость событий как основа чувства безопасности ребёнка 6. Бережное отношение к телу ребёнка 7. Предоставление ребёнку времени на осмысление происходящего, на реакции, на действие

Пример обучающего модуля для персонала группы Тема: «Сотрудничество. Кормление детей в возрасте до 9 мес.» Задача: научить персонал группы применять на практике принципы «Заботы с уважением» при кормлении 1 часть. Теория «Забота с уважением» с элементами игры «Кормление друг друга с завязанными глазами» – 40 минут 2 часть. Просмотр видеоматериала из опыта экспериментальной группы «Кормление» – 10 минут 3 часть. Анализ, обсуждение, обобщение – 30 минут 4 часть. Заключение

Главные компоненты изменений Что достигнуто Структурные изменения семейно - центрированность – проживание детей по «семейной модели» - дети разного возраста, уровня развития и здоровья проживают вместе с постоянными близкими взрослыми, не переводятся в другие группы в разновозрастной группе в одну смену работают трое: воспитатель ( близкий), медицинская сестра, младшая медицинская сестра ( определен круг их обязанностей и общие зоны ответственности) создан локальный документ «Порядок распределения обязанностей персонала группы» разные режимы жизни детей – время взрослым для индивидуального взаимодействия с каждым ребенком комиссионное комплектование групп, обязательное участие логопеда, дефектолога, психолога в комплектовании разновозрастных групп и интегрировании детей с ОВЗ - детей с ОВЗ не более, чем одна треть стабильность работающего персонала в группе ( подмены из числа «своих») циклограммы работы специалистов на группе

Новые технологии работы Междисциплинарное взаимодействие специалистов - принцип раннего вмешательства Это - командное взаимодействие разных специалистов Задача - выработать общий подход к работе, оказывать поддержку друг другу Создан локальный документ «Порядок взаимодействия врача-педиатра и дефектолога (логопеда) в доме ребенка» Работа специальных педагогов в методических объединениях в доме ребенка (3-й четверг) Совместная работа медико-педагогических специалистов на МППК еженедельно - комплексная оценка здоровья, нервно – психического развития и социальной адаптации в эпикризные сроки, утверждение индивидуальных программ помощи, анализ медико – психолого – педагогической помощи детям «Положение о медико – психолого – педагогической комиссии учреждения»

Новые технологии работы социально – психологическая и педагогическая помощь программы раннего вмешательства Формирование индивидуальных программ психолого – педагогического сопровождения детей (адаптационных для детей от6до12мес, детей старше года, программ коммуникативного развития для «особых детей», программ коррекционно – развивающего обучения и воспитания для детей с выраженным отставанием в развитии, включающих следующие направления коррекционно – педагогической помощи: Коммуникативные навыки ( умение слушать обращенную к ребенку речь, понимать, разговаривать, общаться) Двигательные навыки ( действия руки, пальцев рук и общая моторика) Когнитивные навыки, сенсорные ( думать, помнить, решать поставленные задачи) Социально – эмоциональные навыки( играть, взаимодействовать с другими людьми, проявлять чувства Навыки самообслуживания ( кушать, одеваться, мыться и др)

( Новые технологии работы социально – психологическая и педагогическая помощь программы раннего вмешательства Информационно – коммуникационные технологии ( работа с применением слайдов, фотографий, коррекционно – логопедических компьютерных игр– упражнений для детей третьего года жизни) Качественные изменения коррекционно – педагогического сопровождения детей – от индивидуальных занятий с ребенком в кабинете - к работе с ним на группе «Семейный час» – час ребенка и взрослого - персонал группы предоставляет возможность друг другу для индивидуального общения с детьми ( «Положение о «Семейном часе») Технологии двигательной терапии ( в работе специалистов по движениям, дефектологов, работников групп) Технологии развития коммуникации( в работе дефектологов, логопедов) Музыкотерапия( в работе групп, специалистов) Изотерапия ( в работе дефектологов) Игровая, пескотерапия ( в работе психолога)

Новые технологии работы Развитие ребенка в естественной среде - принцип раннего вмешательства естественная среда для маленького ребенка – это такое ближайшее окружение, при котором удовлетворены его социально- эмоциональные потребности «Правила поведения персонала группы», основанные на принципах уважительного отношения к детям и применения новых способов ухода за ними ( поддержание психологической безопасности) организация индивидуального пространства ребенка – зонирование помещения на момент бодрствования детей разного возраста и разных потребностей, индивидуальные коврики, коробки с наборами дидактических материалов, специально подобранных для каждого ребенка содержание предметно – развивающей среды определяет дефектолог или логопед - ежедневное формирование среды для детей разновозрастной группы в ЗБР принципы действия ребёнка с игровым материалом: самостоятельный выбор индивидуального пространства, игры, активность в исследовании материала, действие с ним столько по времени, сколько желает сам ребёнок, сбор игрового материала и возвращение его на место…

Новые технологии работы Развитие ребенка в естественной среде - принцип раннего вмешательства Сенсорное наполнение среды, стимулирующее развитие сенсомоторных действий (чувственно – двигательных) для накопления сенсорного опыта Условия для двигательной активности (достаточное пространство, специальные матрасики для младенцев, двигательные игрушки), рациональная двигательная активность Новая концепция - коррекционно-развивающее взаимодействие с ребенком в том месте, где он живёт, максимальная работа с ребёнком на полу приоритет естественной форме обучения - на основе подражания и собственной активности ребенка до 90 % времени ребенок находится в естественной среде, 10 % времени – в условиях другого помещения

Новые технологии работы социально – психологическая и педагогическая помощь программы раннего вмешательства Формирование индивидуальных программ психолого – педагогического сопровождения детей (адаптационных для детей от 6 до 12 мес, детей старше года, программ коммуникативного развития, программ коррекционно – развивающего обучения и воспитания для детей с выраженным отставанием в развитии, включающих следующие направления коррекционно – педагогической помощи: Коммуникативные навыки ( умение слушать обращенную к ребенку речь, понимать, разговаривать, общаться) Двигательные навыки ( действия руки, пальцев рук и общая моторика) Когнитивные навыки, сенсорные ( думать, помнить, решать поставленные задачи) Социально – эмоциональные навыки( играть, взаимодействовать с другими людьми, проявлять чувства Навыки самообслуживания ( кушать, одеваться, мыться и др) Опора на Программу «Каролина» авторы Ненси М.Мартин, Кеннет Г. Дженс и др ( под ред Санкт Петербургского Института раннего вмешательства,2005) Объединение детей одного возраста старше двух лет из разных групп для участия в музыкальных, физкультурных занятиях, развлечениях

Новые технологии работы социально – психологическая и педагогическая помощь программы раннего вмешательства Двигательная терапия - обязательный элемент ежедневной коррекционной помощи)- игры с телом в сочетании с ритмизованными текстами ( потешки, пестушки, физкультминутки, хороводы и др) Музыкотерапия - музыкальное сопровождение в часы отдыха и сна ( фонограммы детской классической музыки, «Музыкально – ритмические уроки Е. Железновой и др) Монтессори – терапия - метод алгоритмизации действий для детей с выраженной задержкой в развитии ( 4 и более эпикризов) Игровая пескотерапия – как в летнее так и в зимнее время начиная с возраста 9 мес (снятие эмоционального и физического напряжения, зрительно – тактильные связи, орудийные действия, массаж) Изотерапия – снятие напряжения средствами изо

Результаты реализации проекта «Как дома» Достижения в действиях персонала группы: стал формироваться родительский стиль отношений взаимодействие взрослых с детьми в ситуациях кормления, ухода, игры стало носить личностно-ориентированный характер – взрослые более чувствительные и отзывчивые к сигналам детей улучшилось психологическое взаимодействие между взрослыми и детьми, повысился уровень самооценки и удовлетворенности работой, снижена текучесть кадров появилась эмоциональная и физическая доступность – игры на полу «глаза в глаза», телесноориентированное общение формирование привязанности внедрён «Семейный час» - час ребёнка и взрослого, персонал группы предоставляет возможность друг другу для индивидуального общения с детьми

Результаты реализации проекта «Как дома» Достижения в действиях персонала группы: изменилась роль специалистов и персонала, обслуживающего детей – теперь они в составе единой команды, у них есть общие зоны внимания и ответственности за развитие, здоровье детей группы и качество социального окружения снизился уровень тревоги у персонала стали активнее участвовать в обсуждении проблемных ситуаций в группе, спокойно относиться к супервизии стали чаще применять новые методы ухода за детьми началось освоение современных технологий психолого – педагогической помощи детям

Результаты реализации проекта «Как дома» Достижения в развитии детей: Эксперимент 12 детей Из них 5 детей со статусом «инвалид детства» – ДЦП разной степени выраженности; 1 ребёнок с множественными нарушениями (Алина) В дом ребёнка поступили в возрасте 2-4 месяца На начало эксперимента возраст детей 1г. 7 мес. – 1 г. 9 мес. Из 12 детей с «Выраженным отставанием в НПР» – 6 детей (более 5 эп.) У 6 детей задержка во всех областях развития: -коммуникативные навыки (не было даже довербального уровня взаимодействия) -двигательные навыки (Вася стоял у опоры, остальные осваивали ползанье) -когнитивные навыки и сенсорное развитие (недифференцированное восприятие окружающего, действия с предметами – манипуляции) -социально-эмоциональные навыки (не было интереса к лицу взрослого, желания сотрудничать со взрослым, был затруднён контакт «глаза в глаза», не было привязанности) -навыки самообслуживания (мотивации к самостоятельной активности не проявляли)

Результаты реализации проекта «Как дома» Достижения в развитии детей: К концу проекта 2012 года – возраст детей от 3,6 до 3,8 лет Появилась активность во всех областях развития: -коммуникативные навыки (умение слушать и слышать обращённую речь взрослого, ситуативно понимать её, «разговаривать» – освоили довербальный уровень общения и все перешли на вербальный уровень разной степени – у Алины простые слова, у Никиты развёрнутая фраза, сложноподчинённые конструкции предложений; у всех речь – средство общения -двигательные навыки (из 6 чел. 4 освоили самостоятельную ходьбу и свободную ориентировку в пространстве; 2 чел. осваивают ходьбу с помощью взрослого) -когнитивные навыки и сенсорное развитие (у всех – сенсорные дифференцировки (цвет, форма, величина, схема тела); развивается наглядно- действенное мышление, элементарные исследовательские действия) -социально-эмоциональные навыки (активность в выборе игры, материала, инициатива к взрослому и детям, взаимодействие со сверстниками, чувства: сопереживание, обида, радость; позиция «Я» - понимание себя; повысилась самооценка; умение ждать своей очереди; снизился уровень беспорядочного дружелюбия; направленная коммуникация; предпочтение своего близкого) -навыки самообслуживания (все освоили навыки самостоятельной и аккуратной еды, активность в освоении раздевания и одевания)

Наши ценности сегодня Развитие и воспитание ориентировано на ребенка, а не на взрослого Ценность особо близких отношений с воспитанником Ценность в предоставлении ребенку свободы и выбора деятельности, материала, способа движений, коммуникации, времени, партнера, места игры и занятий Ценность в собственной активности ребенка Ценность в удовлетворении потребности ребенка знать, понимать себя Ценность в ответственности каждого работника за сохранение и поддержание психического и физического здоровья ребенка