Сходство и различия поэтических концепций поэтов серебряного века на примере произведений А. Блока и А. Ахматовой. Учащаяся: Караваева Алеся Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.А.Ахматова и А.А.Блок.. Возрастная категория: 13 – 14 лет. Поэтесса – 83% Вечность, вера – 38% Война – 24% Возрастная категория: лет. Поэтесса.
Advertisements

«Я с самого начала всё знала про стихи…» Художественный мир ранней лирики А.Ахматовой.
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
Над сколькими безднами пела и в скольких жила зеркалах…
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А. Ахматова.
Съедина Ольга Александровна Заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы МОУ средней общеобразовательной школы 171 имени Героя Советского.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Презенгтация Серебряныйвек русской поэзии ОпалеваЛ.Л.
Акмеизм (от греч. akme) – высшая степень чего-либо, вершина, цветение. Поэт – мастеровой. Слово – материал для творчества. Основное искусство – архитектура.
Царское Село, Какие же испытания пришлось пережить Анне Андреевне? 2. Что послужило источником её вдохновения? 3.Как Ахматова восприняла революцию?
АКМЕИЗМ Акмеизм(франц. acmēisme, от греч. akmē - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии начала 20 в., сложившееся в условиях.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Величие ахматовского Величие ахматовского стиха. стиха. «Я - голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица».
1 Настоящая фамилия Ахматовой А) Горенко Б) Ахматова В) Эразмовая.
Лирическая поэзия Генриха Гейне. Цель: Цель: исследовать лирику Гейне, выразительные средства. Задачи: Изучить биографию поэта Выбрать характерные лирические.
Тема: Серебряный век в русской поэзии. Духовный кризис или духовный подъём? Каждый день по ложке керосина О, я хочу безумно жить: Пьем отраву тусклых мелочей…
Министерство образования и науки Российской Федерации Работу выполнила: Макрушова Лилия Сергеевна Ученица 9 «А» класса МОУ «Лицей «Эрудит» Преподаватель:
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК Период русской литературы XIX-XX в., связанный с новыми модернистскими течениями.
Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) «Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица. Напрасных крыл напрасны трепетанья, - Ведь всё равно.
Работу выполнила Пажгина Людмила Ученица 12Б класс 2009 г. МБОУ Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г. Югорска.
Транксрипт:

Сходство и различия поэтических концепций поэтов серебряного века на примере произведений А. Блока и А. Ахматовой. Учащаяся: Караваева Алеся Александровна

Целью данного реферата является: исследование различий поэтических концепций символизма и акмеизма на примере произведений А. Блока и А. Ахматовой; выяснение, в чем сходство и взаимное влияние творчества этих великих поэтов России. Для этого необходимо: изучить теоретические основы данных литературных направлений; познакомиться с произведениями А. Блока и А. Ахматовой, проанализировать их, дать их сравнительную характеристику.

Обзор изученных источников и использованной литературы Манифесты символистов: Д.С. Мережковский "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы"; К.Д. Бальмонт "Элементарные слова о символической поэзии"; В. Брюсов "Ключи тайн". Манифесты акмеистов: Н.С. Гумилёв "Наследие символизма и акмеизм"; С.М. Городецкий "Некоторые течения в современной русской поэзии".

Обзор изученных источников и использованной литературы Монографии литературоведов: А.М. Марченко "Анна Андреевна Ахматова"; С.Р. Федякин "Александр Александрович Блок"; В.М. Жирмунский "Анна Ахматова и Александр Блок"; В.Н. Топоров "Ахматова и Блок"; Н.В. Недоброво "Анна Ахматова" и др.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОСНОВНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАЧАЛА ХХ ВЕКА Литературные направления В России СимволизмАкмеизмФутуризм Д.С. Мережковский З.Н. Гиппиус В.Я. Брюсов А.А. Блок А. Белый К.Д. Бальмонт Н.С. Гумилев А.А. Ахматова С.М. Городецкий М.А. Зенкевич О.Э. Мандельштам Д. Бурлюк Н. Бурлюк В.В. Хлебников В.В. Каменский Е. Гуро И. Северянин

Актуальность и востребованность поэзии серебряного века. А.А. Ахматова Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. И от лености или от скуки Все поверили, так и живут: Ждут свиданий, боятся разлуки И любовные песни поют. Но иным открывается тайна, И почиет на них тишина… Я на это наткнулась случайно И с тех пор всё как будто больна. Январь 1917 Петербург Текст песни «Ты ко мне никогда не вернешься» Все прошло. Ночь. Тоска. Понедельник. Очертанья твои на стекле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. Припев: Ты ко мне никогда не вернешь Разрывается сердце любя. Ты ко мне никогда не вернешься Никогда не забуду тебя… И от ревности или от скуки Все поверили, так и живут: Ждут свиданий, боятся разлуки И любовные песни поют. Мы друг друга давно отлюбили И с тех пор я как будто больна…

Основная часть реферата содержит разделы: Эпоха символизма. Поэтическая концепция символизма. Акмеизм и его поэтическая концепция. Сходство тем, образов, поэтики в творчестве А. Блока и А. Ахматовой. Различия поэтических концепций А. Блока и А. Ахматовой.

Эпоха символизма. Символизм – литературное направление, возникшее во Франции в XIX веке как протест против буржуазной жизни, философии и культуры, против натурализма и реализма. В России символизм возник в начале 1890-х гг. В.Я. Брюсов Д.С. МережковскийЗ.Н. Гиппиус "Старшие символисты" Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов резко отрицали окружающую действительность, говорили миру "нет". Они особое внимание проявляли к художественному новаторству – преобразованию значений поэтического слова, развитию ритмики, рифмы.

Эпоха символизма. Андрей Белый А.А. Блок К.Д. Бальмонт "Младшие символисты" – А.А. Блок, А. Белый, К.Д. Бальмонт представляли, что старый мир зла и обмана на грани полной гибели, что в мир входит божественная Красота, Вечная Женственность, Душа мира, которая должна "спасти мир".

Поэтическая концепция символизма. Символизм – направление в литературе и искусстве конца 19 начала 20 в., проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах. Символ – это слово-знак (предметный или условный), через который поэт хочет выразить сущность явления. Символы помогают поэту познать вечное, выразить глубину душевных переживаний. Примеры: голубь – образ кротости; крест – символ страдания; хлеб – символ духовного насыщения; солнце – символ верховного божества; огонь – главная стихия жизни, противостоящая мертвой цивилизации.

Акмеизм и его поэтическая концепция. Акмеизм – литературное направление начала ХХ века, противопоставленное символизму и футуризму. Поэты-акмеисты, объединившиеся в группу «Цех поэтов», в своем творчестве противопоставили мистическим устремлениям символизма «Стихию естества».

Поэты-акмеисты: Н.С. Гумилев А.А. Ахматова О. Мандельштам С. Городецкий декларировали конкретно-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его изначального смысла; разделяли общие эстетические требования к совершенству поэтической формы, изяществу художественной образности и антидекадентское утверждение творческих сил человека.

Среди блистательных имен поэтов серебряного века выделяются два имени: А.А. Ахматова

Сходство тем, образов, поэтики в творчестве А. Блока и А. Ахматовой А. Блок АННЕ АХМАТОВОЙ "Красота страшна" – Вам скажут, – Вы накинете лениво Шаль испанскую на плечи Красный розан – в волосах. "Красота проста" – Вам скажут, – Пестрой шалью неумело Вы укроете ребенка, Красный розан – на полу. Но, рассеянно внимая Всем словам, кругом звучащим, Вы задумаетесь грустно И твердите про себя: "Не страшна и не проста я; Я не так страшна, чтоб просто Убивать; не так проста я, Чтоб не знать, как жизнь страшна". 16 декабря 1913 А. Ахматова Я ПРИШЛА К ПОЭТУ В ГОСТИ Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье. Тихо в комнате просторной, А за окнами мороз И малиновое солнце Над лохматым сизым дымом… Как хозяин молчаливый Ясно смотрит на меня! У него глаза такие, Что запомнить каждый должен; Мне же лучше, осторожной, В них и вовсе не глядеть. Но запомниться беседа, Дымный полдень, воскресенье В доме сером и высоком У морских ворот Невы. Январь 1914

А. Блок К МУЗЕ Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть. И такая влекущая сила, Что готов я твердить за молвой, Будто ангелов ты низводила, Соблазняя своей красотой… И когда ты смеешься над верой, Над тобой загорается вдруг Тот неяркий, пурпурово-серый И когда-то мной виденный круг. Зла, добра ли? – Ты вся – не отсюда. Мудрено про тебя говорят: Для иных ты – и Муза, и чудо. Для меня ты – мученье и ад. Я не знаю, зачем на рассвете, В час, когда уже не было сил, Не погиб я, но лик твой заметил И твоих утешений просил? Я хотел, чтоб мы были врагами, Так за что ж подарила мне ты Луг с цветами и твердь со звездами – Всё проклятье своей красоты? И коварнее северной ночи, И хмельней золотого аи, И Любови цыганской короче Были страшные ласки твои… И была роковая отрада В попираньи заветных святынь, И безумная сердцу услада – Эта горькая страсть, как полынь! 29 декабря 1912 А. Ахматова МУЗЕ Муза-сестра заглянула в лицо, Взгляд её ясен и ярок. И отняла золотое кольцо, Первый весенний подарок. Муза! ты видишь, как счастливы все – Девушки, женщины, вдовы… Лучше погибну на колесе, Только не эти оковы. Знаю: гадая, и мне обрывать Нежный цветок маргаритку. Должен на этой земле испытать Каждый любовную пытку. Жгу до зари на окошке свечу И ни о ком не тоскую, Но не хочу, не хочу, не хочу Знать, как целуют другую. Завтра мне скажут, смеясь, зеркала: "Взор твой не ясен, не ярок…" Тихо отвечу: "Она отняла Божий подарок". 10 ноября 1911 Царское село

Различия поэтической концепции А. Блока и А. Ахматовой. А. Блок В РЕСТОРАНЕ Никогда не забуду (он был, или не был, Этот вечер): пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо, И на желтой заре – фонари. Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи. Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: "И этот влюблен". И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступленно запели смычки… Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки… Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка… И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка. Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала И, бросая, кричала: "Лови!.." А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви. 19 апреля 1910 А. Ахматова ВЕЧЕРОМ Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем. Свежо и остро пахли морем На блюдце устрицы во льду. Он мне сказал: "Я верный друг!" И моего коснулся платья. Как не похожи на объятья Прикосновенья этих рук. Так гладят кошек или птиц, Так на наездниц смотрят стройных. Лишь смех в глазах его спокойных Под легким золотом ресниц. А скорбных скрипок голоса Поют за стелющимся дымом: "Благослови же небеса – Ты первый раз одна с любимым". Март 1913

Тема любви – пример сходства темы и различия поэтической концепции. А. Блок Встану я в утро туманное, Солнце ударит в лицо. Ты ли, подруга желанная, Всходишь ко мне на крыльцо? Настежь ворота тяжелые! Ветром пахнуло в окно! Песни такие веселые Не раздавались давно! С ними и в утро туманное Солнце и ветер в лицо! С ними подруга желанная Всходит ко мне на крыльцо! 3 октября 1901 А. Ахматова Сжала руки под темной вуалью… "Отчего ты сегодня бледна?" – Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот… Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру". Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру". 8 января 1911 Киев

Выводы: А. Блок и А. Ахматова – два крупнейших поэта серебряного века. Их сближает сходство тем и образов. Во многом Блок для Ахматовой был образцом для подражания, идеалом. Они одинаково сильно любили свою страну и верили в силу России. Жизнь обоих поэтов и их творческая судьба оказались кровно связанными с судьбой Родины. Ни Блок, ни Ахматова не уехали из России. Все трагедии своей страны они пережили вместе с народом. Поэтому и миссию поэта они понимали одинаково: творчество как служение.

Но наряду с общностью тем и образов их поэтика существенно отличалась. Александр Блок был романтическим поэтом- символистом не только по системе отображения жизни, но и по духу её восприятия. Его поэзия нежна, чиста; она настраивает своего читателя на возвышенный лад. Его стихи о любви отражают время, судьбу страны. Вот почему так много тревожных предчувствий, так много горести и боли в его нежных, интимных стихах.

В то же время Ахматова, являясь представительницей приверженцев акмеизма, обогатила русскую поэзию своими поэтическими приемами и образами. В своих произведениях она через конкретно- чувственное восприятие "вещного мира", возвратила слову его изначальный смысл. Ахматовская поэзия совмещает в себе три элемента – классическую строгость, лирическую насыщенность и конкретную точность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. М.: ООО "Издательство АСТ", – (Школа классики). 2.Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. М.: Дрофа, – (Библиотека отечественной классической художественной литературы). 3.Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. – М.: Дрофа, – (Библиотека отечественной классической художественной литературы). 4.Жирмунский В.М. Анна Ахматова и Александр Блок. ( ftml) 5.Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э. Л. Безносов, Е.Л. Ерохина и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ Ltd., Русская литература ХХ века. Хрестоматия. / Сост. Трифонов Н. А. – М.: Учпедгиз, Русские писатели. ХХ век. Биографии: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / Авт. В.В. Агеносов, П.В. Басинский, Л.В. Ершова и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, Русские поэты XIX века: Вторая половина. / Сост. Казымова Т.П. – М.: Просвещение, 1989.