Подготовка к ЕГЭ Задание В 8 Речь. Анализ средств выразительности. Лохманова Надежда Ивановна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1000.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Речь. Анализ средств выразительности Задание В8. ? Повторение слов или словосочетаний в начале предложения. Руки опускаются, когда человек читает в газетах.
Advertisements

1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Готовимся к экзамену по русскому языку в 9 классе Языковые особенности текста.
дней и ночей 27 миллионов жизней советских людей 3.
1 2 Пивашёва Татьяна Акмухамедова Татьяна Древаль Татьяна Владимировна.
Тема урока: подготовка к итоговой аттестации. Анализ текста и выполнение тестовых заданий. Учитель: Тимофеева О.В. МКОУ СОШ п. Зерновой.
Выразительные средства синтаксиса. Цели урока Повторить термины. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов,
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Классный руководитель 10 класса: Валиахметов Т.Ш..
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
Что такое текст? Какие признаки текста вам известны? Что значит говорить и писать на тему? Как связываются предложения в тексте?
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Использованные Гончаровым в романе « Обломов » « Сон Обломова »
Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся 1. Исключение 2. Обобщение или объединени 3. Замена.
Комплексный анализ текста (Подготовка к ЕГЭ). Анатолий Алексин (настоящая фамилия Гоберман) Родился 3 августа 1924 года в Москве, в семье активного участника.
( ПРИЁМЫ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА ) Сжатое изложение Подготовила: Калинина С.В., учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

подготовка к ЕГЭ Задание В 8 Речь. Анализ средств выразительности. Лохманова Надежда Ивановна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1000

Задание : «Прочитайте фрагмент рецензии, в котором рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропуска цифры, соответствующие номеру термина из списка». Аналитический отчет ФИПИ : «Задание В8 – традиционно самое сложное задание экзаменационной работы по разделу «Речеведение»… Особенно много ошибочных ответов было в тех случаях, когда в тексте- рецензии анализировались функции вопросно-ответной формы изложения, противопоставления, лексического повтора в исходном публицистическом тексте. Трудности возникали у экзаменуемых при выборе соответствующих терминов, называющих усиление признака в тексте (градация), переноса признаков с одного субъекта на другой (метафора) в случае лингвостилистического анализа художественного текста».

Какие термины чаще всего необходимо найти? В таблице они указаны вместе с определениями и примерами. Языковое средство ОпределениеПримеры Анафора (единоначат ие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложения Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Руки опускаются от постоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма. Антитеза (противоп оставлени е) Резкое противопоставлени е понятий, характеров, образов, создающее эффект резкого контраста Всю мировую литературу я разделяю на два типа – литература дома и литература бездомья. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова.

Вопросно- ответная форма изложения Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма – дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача нас всех. ГиперболаХудожественное преувеличение Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжелая, чем водородная бомба XX века. Имя этой болезни – ксенофобия. Градация Синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака. Ведь и правда: что толку в смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости, если за ними не стоит совесть?! Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над увечным человеком.

ГротескХудожественное преувеличение до невероятного, фантастического Если вы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. Инверсия антонимия Обратный порядок слов в предложении Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. Не верю я в добрые помыслы нынешних новых русских.

Ирония Вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка Продаются мужские костюмы, фасон один. А цвета какие? О, огромный выбор цветов. Черный, черно-серый, серо- черный, черновато-серый, серовато-черный, грифельный, аспидный, наждачный, цвет передельного чугуна, коксовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». Композици онный стык Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. Мы шли к этой славе долгие годы. Долгие годы наш народ жил одним: все для фронта, все для победы, потому что только после неё возможна простая человеческая жизнь. Жизнь, ради которой погибли миллионы.

Контекстные (или контекстуал ьные антонимы) Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес. Контекстн ые (или контекстуа льные синонимы) Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. Лексически й повтор Повторение в тексте одного и того же слова -Эти люди - ваши родственники? - Да, - сказал он. - Вот эти люди – родственники? - Безусловно, сказал он. -Люди всего мира? Всех национальностей? Люди всех эпох?

Литота Художественное преуменьшение Мы со своими амбициями – меньше муравьев лесных. Метафора (в том числе развернут ая) Перенесение на предмет или явление какого-либо признака другого явления или предмета (развернутая метафора – это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы… опрокинулся и затонул. Метони мия Перенос значения (перенаименование) на основе смежности явлений Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом. Черные фраки носились врозь и кучами там и сям.

Однородны е члены предложен ия Синтаксическое средство выразительности, позволяющее: а) подчеркнуть различные качества чего-либо; б) увидеть динамику действия; в) в деталях увидеть, услышать, понять что-либо Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху, плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья. ОксиморонСоединение в образе или явлении несовместимых понятий Сладостные мучения испытывал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Окказионал измы Индивидуально- авторские неологизмы Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других?

Олиц етвор ение (перс ониф икаци я) Присво ение предме там неживо й природ ы свойств живых сущест в Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползет, пресмыкаясь, все дальше. Парц елля ция Намере нное дробле ние предло жения на значим ые смысло вые части Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенност и. Избегал развлечений. И только за роялем он преображалс я. Звали его Моцарт. Пери фраз а Описат ельное выраже ние, употре бленно е вместо какого- либо слова Особое место занимало у него в словаре слово «золото». Золотом называлось все, что хотите. Уголь и нефть – «черное золото». Газ – «голубое золото». Риториче ский вопрос Выражение утверждения в вопросительной форме Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Риториче ское восклица ние Выражение утверждения в восклицательной форме Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! Сарказм Едкая ирония И каждый раз, откровенно халтуря на работе («сойдет!...»), что-то слепляя на авось («перемелется!...»), что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя, закрывая глаза на собственную небрежность мы же сами, своими руками, собственным так называемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма…

Сравнитель ны оборот ( в том числе развернутое сравнение) Сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Сравнение может быть передано: 1.С помощью сравнительных союзов как, точно, будто, словно, что, как будто и т.п. Ночь, словно сумрачная оратория старинных мастеров, росла в саду, где звезды раскидались как красные, синие и белые лепестки гиацинтов… 2. С помощью слов похожий на, похож на, подобен, напоминает, схож с… И кабинет метра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта.

3. Родительным падежом существительного Лак на скрипке был цвета крови. 4. Творительным падежом существительного Стары метр никогда не бывал на мессе, потому что его игра была только бешеным взлетом к невозможному, быть может, запретному… 5. Сравнительным оборотом Вместе с ней росло в душе метра мучительное нетерпение и, как тонкая ледяная струйка воды, заливало спокойный огонь творчества.

6. Отрицанием (т.е. не сопоставлением, а противопоставлени ем одного предмета или явления другому) Не скрипка – душа музыканта звучала в это тоскующее мелодии. 7. Придаточным сравнительным Рядом с ним, быть может, уже давно, шел невысокий гибкий незнакомец с бородкой черной и курчавой и острым взглядом, как в старину изображала немецких миннезингеров. Эпифора Одинаковая концовка нескольких предложении, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д. Как французы повлияли на Пушкина – мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского – мы знаем.

ЭпитетХудожественное определение, т.е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятно болью и слезами тихого восторга… Синтакси ческий параллел изм Одинаковое (параллельное) построение нескольких рядом расположенных предложений, абзацев. Что такое канцелярит? Это – вытеснение глагола, то есть движения, действия причастием, деепричастием, существительным, а значит, застойность, неподвижность. Это - нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже ….

заданиеВ8 Выполните задание В8 экзаменационного теста: прочитайте тексты и фрагменты сочинения по ним. В этих фрагментах рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в сочинениях, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

Текст 1 (1)Во время одной из записей рассказа о блокадных днях Ленинграда возник разговор, поразивши нас. (2)Рассказывала женщина, слушали её дочь, зять, внуки. (3)Та запись, о которой идет речь, была нелегкой, рассказ был тяжелым, и, видимо, младшим все эти подробности о бедах их семьи были неизвестны. (4)Они слушали внимательно, напряженно. (5)Первым не выдержал зять. (6)Он воскликнул: - Зачем, ну зачем нужны были такие страдания? (7)Сдать надо было город. (8)Избежать всего этого. (9)Для чего людей было губить? (10)Так просто, естественно вырвалось у него, с досадой на нелепость, на странность того, минувшего. (11)Поначалу мы совсем не поняли, что он имел ввиду. (12)Ему было лет тридцать пять, казалось, он не мог не знать. (13)Потом мы сообразили, что мог. (14)То есть, вероятно, он где-то когда-то слыхал, читал о планах фюрера уничтожить, выжечь, истребить, но ныне все это стало выглядеть настолько безумным, фантастичным, что наверняка потеряло реальность.

( 15)Время,минувшие десятилетия незаметно упрощают прошлое, мы разглядываем его как бы сквозь нынешние нормы права и этики. (16)Взападной литературе мы встретились с рассуждением уже иным, где не было недоумения, не было ни боли, ни искренности, а сквозило скорее самооправдание капитулянтов. (17)Там сочувственным тоном вопрошают: нужны ли были такие муки безмерные, страдания и жертвы подобные? (18)Оправданы ли они военными и прочими выигрышами? (19)Человечно ли это по отношению к своему населению? (20)Вот Париж объявили же открытым городом... (21)И другие столицы, капитулировав, уцелели. (22)А потом фашизму сломали хребет, он всё равно был побежден в свой срок... (23)Мотив такой звучит напрямую или скрыто в работах, книгах, статьях некоторых западных авторов. (24)Как же это цинично и неблагодарно!

( 25)Если бы они честно хотя бы собственную логику доводили до конца: а не потому ли сегодня человечество наслаждается красотами и историческими ценностями Парижа и Праги, Афин и Будапешта да и многими иными сокровищами культуры, и не потому ли существует наша европейская цивилизация с её университетами, библиотеками, что кто-то себя жалел меньше, чем другие, кто-то свои города, свои столицы защищал до последнего в смертном бою, спасая завтрашний день всех людей? (26)И Париж для французов, да и для человечества спасён был здесь в пылающем Сталинграде, в Ленинграде, день и ночь обстреливаемом, спасен был под Москвой... (27)Той самой мукой и стойкостью спасён был, о которых повествуют ленинградцы. (28)Когда европейские столицы объявляли очередной открытый го­ род, была, оставалась тайная надежда: у Гитлера впереди ещё Советский Союз. (29)И Париж это знал (30)А вот Москва, Ленинград, Сталинград знали, что они, может быть, последняя надежда планеты... (31)Москва и Ленинград обрекались фашистами на полное уничтожение вместе с жителями. (32)С этого и должно было начаться широко то, о чём говорил Гитлер: «Разгромить русских как народ».

(33)То есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие. (34)Но подвиг ленинградцев вызван не угрозой уничтожения. (35)Нет, тут было другое: простое и непреложное желание защитить свой образ жизни. (36)Мы не рабы, рабы не мы, мы должны были схватиться с фашизмом, стать на его пути, отстоять свободу, достоинство людей. (37)Вотв чём оправдание и смысл подвига Ленинграда, вот от чего ленинградцы и все наши люди спасали себя и человечество, от каких жертв и мук, ради чего шли на любые страдания, мучения, даже не помыслив об «открытых» городах. (38)Чтобыоценить это, надо ощутить меру испытаний, вынесенных нашим народом. (39)Сегодняновым поколениям, наверное, как раз и нужно как можно полнее, подробнее узнать, ощутить, что было до них. (40)Надо же им знать, чем всё оплачено, надо знать о тех, кто сумел выстоять, об этих людях, не имевших оружия, которые могли лишь стойкостью своей что-то сказать миру. (41)Надо знать, какой бывает война, какое это благо мир... (По А. Адамовичу, Д. Гранину)

Фрагмент рецензии. «В истории бесконечных войн, которые вело человечество, не найти более трагической страницы: 900 блокадных дней Ленинграда вместили в себя невиданную стойкость, немыслимые страдания и величайшую силу духа его жителей. Под артиллерийскими снарядами и авиационными бомбами плавился гранит на набережных Невы, но не сдались те, чьё имя - ленинградцы. Однако некоторые западные авторы решили пересмотреть эту страницу Второй Мировой войны, и __________ (17-22-е предложения) позволяет понять, что они подвергают сомнению. Невероятно, но такие циничные рассуждения принадлежат не одному человеку, и ___________(«мотив такой звучит в работах, книгах, статьях» в 23-м предложении ) наглядно это демонстрирует. Боль и обида авторов текста от подобной чёрной неблагодарности и беспамятства передана ____________ (предложение 24). Их чувства понятны: _________(предложение 25) должен заставить задуматься многих беспамятных и безнравственных «умников», почему оказались спасены от фашистского варварства европейские столицы и какой ценой это досталось русскому народу, особенно жителям так и не сдавшегося Гитлеру Ленинграда».

Список терминов: 1) эпитет 2) риторический вопрос 3) парцелляция 4) вопросно-ответная форма изложения 5) риторическое восклицание 6) ряд однородных членов 7) метафора 8) градация 9) риторическое обращение

Текст 2 (1)Барка,которую бурлаки поздней осенью тянули по реке Чусовой, вышла на большую воду, все отдыхали, но опасность плавания осложнялась осенними дождями. (2)Изшестнадцати бурлаков Яков выделялся сразу как непутёвый человек. (3)Среднего роста, какой-то весь взъерошенный, кривой на один глаз одним словом, не настоящий мужик, а так, как мякина в зерне. (4)Однажды проснулся я от страшного шума, происходившего на барке. (5)Первая мысль была, что барка тонет. (6)Я выскочил из балагана и замер от изумления: происходило что-то невероятное до последней степени... (7)Над баркой с гоготаньем тяжело кружились дикие гуси. (8)Обессилевшая птица, застигнутая ранним снегом, падала в воду. (9)До десятка гусей с какой-то отчаянной решимостью села прямо на барку. (10)Последнее было тем более удивительно, что дикий гусь очень осторожная птица и не подпустит охотника на несколько выстрелов. (11)Лови, робя, бей! галдели бурлаки, гоняясь за обессилевшей птицей.

(12)Работа была брошена, и на барке происходила настоящая свалка. (13)Меня поразил отчаянный вопль Яшки, который бегал по барке, как сумасшедший. (14)Братцы! (15)Родимые мои! (16)Што вы делаете? (17)Братцы, миленькие, не трожьте божью тварь! (18)Разве можно её трогать в этакое время? (19)Креста на вас нет, на окаянных... (20)Ах, братцы, грешно! (21)Вот как грешно! (22)Проворнее всех оказалась одна из баб. (23)Она поймала уже двух гусей и лежала на них пластом. (24)Яшка накинулся на неё и отнял помятую, обезумевшую от ужаса птицу. (25)Што ты делаешь-то, дурья голова? (26)Вот я тебя расчешу... (27)Братцы! (28)Черти! (29)Яшка ругался, как остервенелый, и в то же время гладил отнятых у баб гусей. (30)Бурлаки смутились, и некоторые уже выпустили пойманную птицу. (31)А сам-то, небось, стреляешь всякую птицу, ответно ругалась обиженная баба. (32)Сбесился, деревянный черт!

(33)И стреляю, да! орал Яшка, закипая новой яростью. (34)Только не на перелётах... (35)Я вольную птицу бью, которая в полной силе, а эта замерзлая. (36)Вот ты бурчишь, дура- баба, а того не знаешь, что убить человека грешно, а за убитого странника вдесятеро взыщется. (37)Так и с птичкой перелетной. (38)Птичка-то к нам насела дескать: «Дадут передохнуть, а может, и накормят», а ты навалилась на неё, как жернов. (39)В другое-то время разве она подпустила бы тебя? (40)В самом деле, братцы, не троньте божью птицу! поддержал уже хрипевшего от волнения и крика Яшку старый сплавщик Лупан. (41)Нехорошо! (41)Пускай передохнёт, а потом сама улетит. (42)Яшка-то правду говорит... (43)Ах, боже мой, да ведь грех-то какой! умиленно повторял Яшка, обращаясь ко всем вообще. (44)Вон какая смирная птичка... (45)Сама в руки идёт. (46)Только вот не говорит: «Устала, мол, я, притомилась, иззябла...» (47)А вы её бить! (48)Выбившийся из сил гусиный косяк теперь покрывал Чусовую, точно живой снег. (49)Гуси не сторонились больше своего страшного врага человека. (50)Те, которые попали на барку, успели отдохнуть и торжественно были спущены на воду к призывно гоготавшим товарищам. (51)Яшка торжествовал и даже перекрестился, спуская последнего гуся. (По Д. Мамину-Сибиряку)

Фрагмент рецензии «Поразительная картина, нарисованная автором текста, действительно впечатляет: ____________________(«точно живой снег» в 48-м предложении) позволяет представить размеры обессилевшего гусиного косяка, который настолько устал, что потерял страх перед человеком: ____________(«не сторонились... страшного врага» в предложении 49) характеризует обычные отношения диких гусей и людей. Конечно, вызывает негодование поведение всех бурлаков, потерявших голову от невероятной, как им казалось, удачи, а поэтому безжалостно бросившихся уничтожать измученных птиц: _____________(предложение 11) передает охотничий азарт, который охватил всех, кроме Якова. А что же он, «непутёвый человек», как он себя вёл? ___________(предложения 17, 20) помогают понять его добрую душу, увидеть искреннее желание Яшки спасти гусей, доверившихся людям».

Список терминов: 1) анафора 2) синтаксический параллелизм 3) градация 4) сравнительныйоборот 5) эпитет 6) ряд однородных членов 7) риторическое обращение 8) парцелляция 9) вопросно-ответное изложение

Номера пропущенных терминов Текст 1Текст 2 4, 6, 5, 24, 5, 6, 7 УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!