У РОК : «З АЙМЕМСЯ ФРАЗЕОЛОГИЕЙ » У ЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ : Ч АЛЗЫП И НКА В ЛАДИМИРОВНА. МОУ СОШ С. Б АЙ -Х ААК.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ума палата, или Путешествие в страну Фразеологию.
Advertisements

Ума палата, или Путешествие в страну Фразеологию.
Восьмое чудо света.. Египетские пирамиды Храм Артемиды в Эфесе.
ФРАЗЕОЛОГИЯ Урок русского языка в 6 классе Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ24» Перепелкина Юлия Олеговна.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
Шутливо, да не очень Автор: Воронович Мария Владимировна.
Люблю то, что преподаю, и люблю тех, кому преподаю. Сайт учителя:
Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов. Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
Free Powerpoint TemplatesPage 1 Изучение фразеологизмов в 6-ом классе.
Внимание ! Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Заданья приготовьтесь слушать, Чтоб кругом голова не шла.
Фразеологизмы Фразеологизмы Урок русского языка в 6 классе.
Урок русского языка в 3 классе Выполнила: учитель МОУ СОШ 117 Самарина Наталья Владимировна.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов. Урок подготовила: Мелешко Анна Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС Учитель: Серова Т.Н.МБОУ СОШ 98.
В чем Смысл? Авторы Дундукова Т.В., Бойкова К.А..
Страна Фразеология Проект учеников 6А класса МОУ СОШ 2 г. Красноармейска Московской области.
«Делать из мухи слона» или «Из комара верблюда»? Автор работы: Родион Давыдов 4 «А» класс лицей 40 Руководители: Лебедева Ю.Г., Давыдова О.А. г. Петрозаводск.
Фразеологические единицы, их типы. План лекции: 1.Что такое фразеологизм? 2. Особенности фразеологизмов. 3. Классификация фразеологизмов с точки зрения.
Почему мы так говорим? Ещё великий М.Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включать их в словари. Учёные.
Транксрипт:

У РОК : «З АЙМЕМСЯ ФРАЗЕОЛОГИЕЙ » У ЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ : Ч АЛЗЫП И НКА В ЛАДИМИРОВНА. МОУ СОШ С. Б АЙ -Х ААК.

Ц ЕЛИ : - ПОПОЛНИТЬ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ О ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ ; - ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТУ НАД ОБОГАЩЕНИЕМ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО ЗАПАСА ШКОЛЬНИКОВ. - ПРИВИВАТЬ ИНТЕРЕС К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И К ИЗУЧЕНИЮ ЯЗЫКА.

Оборудование: карточки, слайды, школьный фразеологический словарь.

Ах, девочки и мальчики! Есть на свете такой класс, который любит бить баклуши. Вы спросите: почему? А сейчас сами узнаете. Есть в этом классе мальчик, который поддает жару учителям, а свой класс поливает грязью. К этому мальчику на кривой козе не подъедешь, к нему нужно подбирать ключи. Он весь год сидит, сложа руки и думает, как бы побыстрее кончился урок, а к концу года готов сквозь землю провалиться и на экзаменах краснеет до корней волос и распускает нюни.

Повторяем теорию 1. Что такое фразеология? 2. Что такое фразеологизмы? Что называется фразеологическим оборотом? 3. В чем различие между свободным сочетанием слов и фразеологизмом?

П РАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ З АДАНИЕ 1. У ГАДАЙТЕ ОДНИМ СЛОВОМ, ЧТО ОЗНАЧАЮТ ПРИВЕДЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ. Взять себя в руки Прибрать к рукам Не верить своим ушам Носа не показывать Надувать губы За животики хвататься В бутылку лезть Не стоять на одном месте Плясать под чью-либо дудку

З АДАНИЕ 2. К АРТОЧКА С ЗАПИСАННЫМ ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ. П ОДБЕРИТЕ К НЕМУ СИНОНИМИЧЕСКИЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ. Витать в облаках Вывести кого-либо на чистую воду Кого-либо и след простыл Строить воздушные замки Сорвать с кого-либо маску Кто- либо и был Тютелька в тютельку Всякого жита по лопате Один в один Всякой твари по паре

Фразеология – совокупность устойчивых оборотов речи и выражений, свойственных данному языку. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Фразеологический оборот – воспроизводимая языковая единица из двух или более ударных слов, целостная по своему значению и устойчивая в своем составе и структуре.

Между фразеологизмами могут возникать не только синонимические отношения, но и антонимические. Осознать это поможет нам следующее задание.

Задание 3. Спишите в тетрадь записанные фразеологизмы и подберите к каждому фразеологизм противоположный по смыслу. (от чего-либо) сердце кровью обливается Птица высокого полета Не разлей вода Выйти из себя Впитывает как губка

Ребята чему нам нужно научиться, чтобы правильно употреблять фразеологизмы. Нужно обращать внимание на ситуации, в которых они употребляются, на слова, с которыми он сочетаются. Для этого надо вслушиваться в речь окружающих людей, внимательно читать художественные тексты

Задание 4. Спишите предложения. Найдите в них фразеологические обороты. 1. Делать нечего, пришлось возвращаться в условленное место с пустыми руками. (М. Салтыков-Щедрин). 2. Много воды утекло с тех пор, а я все не могу забыть эту встречу. (А.С. Пушкин) 3. По глупости я заранее не договорился с Алексеем Козьмичом, а ведь, вы знаете, он купец прижимистый: опасаюсь, что шкуру сдерет за работу…(И.Ефреев). 4. Ходит слух, что уж не первый раз команда бросала его посреди рейса. Что же? На его век дураков хватит! (А.Грин).

Сейчас не так часто встречаются люди, активно использующие фразеологизмы в речи. Поэтому при изучении темы «Фразеологизмы» важна работа с художественными текстами.

Задание 5. Прочитайте. Назовите авторов и произведения, из которых взяты эти строки. А Мишенька и ухом не ведет: Со светом Мишенька уж распрощался, В берлогу теплую забрался И лапу с медом там сосет Да у моря погоды ждет.

И диво ли, когда жить хочет мещанин, Как каменный гражданин, А сошка мелкая – как знатный дворянин.

Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генерала предела не было. – Спишь, лежебока! – накинулись он на него. – небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать! Встал мужчина: видит, что генералы строгие. Хотел было дань от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

Задание 6. Определите при помощи словарей значение перечисленных фразеологизмов. С фразеологизмом «Лебединая песня» составить мини- сочинение. Альфа и омега Выходить в свет Больное место Барашек в бумашке (разводить) турусы на колесах Лебединая песня

Ребята, каждый человек, который хочет произвести впечатление как яркая индивидуальность, должен обогащать свой словарь, в том числе и фразеологизмами.

Домашняя работа. Выпишите из фразеологического словаря выражения, которые можно использовать при составлении рассказа о чьей-то трудной и интересной работе. Объясните лексическое значение каждого выбранного вами фразеологизма.

И СПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ Кот наплакал - Хоть плачь - Гонять лодыря - За нос водить - Высоко задрав нос - Принцесса на горошине - Кот в мешке - Лунтик - Каша - Тянуть кота за хвост - Свалиться на голову - Витая в облаках - Кот – поэт - Анна Ахматова - Словарь -