Устное Народное Творчество Устное – от «уста – губы, рот»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация разработала Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 1» Никулина Светлана Леонидовна.
Advertisements

Малые жанры фольклора Обобщающий урок по литературе в 5 классе Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 г. Колпашево Малыгина Анастасия Ивановна.
Делу – время, потехе – час Составила : Зам зав по УВР ЛешинаН.В.
Работа выполнена учащимися 5 класса «А» Агабаевой Мадиной Сабанчеевой Альбиной Безродней Викторией г. Минеральные Воды учебный год.
Южно-Уральский Региональный Центр Интернет Образования Делу время- потехе час (Урок литературы в 5 классе). Работу выполнили: Ломакина Е. В. и Порошина.
Детский фольклор Детский фольклор Урок литературного чтения.
2 класс Тема урока «Устное народное творчество» Устное – от «уста – губы, рот»
Фольклорные жанры. Термин «фольклор», который впервые в 1846 году ввел в науку английский ученый У.Дж.Томс, в переводе означает «народная мудрость». Фольклор,
Народный фольклор Составитель: Каман Лариса Николаевна Технический оформитель: Ольховская Мария Валерьевна Школа-интернат (I вида) 31 Невского района Санкт-Петербурга.
С.С.Хайбрахманова МБОУ «СОШ 10» Тема урока -повторить малые жанры фольклора; показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их.
Выполнила:Чугунова Л.В., учитель русского языка и литературы МОУ Кузнецовской основной школы.
Фольклор - народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. Фольклор, в переводе с английского.
Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») поначалу охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную.
Занятие по детской литературе по теме "Жанры детского фольклора"
Жил-был гном. Он жил в грибе. У него было много друзей. И когда мальчики и девочки говорили: Гном помоги нам!, он сразу появлялся и всем помогал. Один.
Малые жанры фольклора.. Колыбельная песня. Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьем, Зипун сошьем, Боронить сошлем В чистые.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ВИДЫ: СКАЗКИ ЗАГАДКИ ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ ПЕСЕНКИ ПОТЕШКИ, ПРИБАУТКИ СКОРОГОВОРКИ, СЧИТАЛКИ, НЕБЫЛИЦЫ.
Жанры фольклора. Детский фольклор. Цели урока Вспомнить жанры устного народного творчества. Познакомиться с понятием ФОЛЬКЛОР. Научиться различать жанры.
Урок литературного чтения. Пословица – это народная мудрость. Селиванова Елена Анатольевна МОУ СОШ 14 г. Копейск.
Русские песни, предания, пословицы,.. наконец русские сказки, - без сомнения заслуживают большого внимания: они – память нашего давно минувшего, они -
Транксрипт:

Устное Народное Творчество Устное – от «уста – губы, рот»

Народное творчество Народные танцы Резьба по дереву Народные песни Вышивание Плетение кружев

Фольклор – устное народное творчество Фольклор (англ. «народная мудрость») 1. Совокупность созданных в народной среде поэтических произведений, бытующих в устной форме. бытующих в устной форме. 2. Устное народное поэтическое творчество

Особенности фольклора Коллективность (нет конкретного автора, автор – весь народ) Коллективность (нет конкретного автора, автор – весь народ) Устная форма бытования (незначительные изменения при пересказе) Устная форма бытования (незначительные изменения при пересказе) Традиционность (ф ольклорные произведения передаются из поколения в поколение, сохраняя традиции народа) Традиционность (ф ольклорные произведения передаются из поколения в поколение, сохраняя традиции народа)

Исполнители фольклорных произведений гусляры скоморохикобзарь акын скоморохи трубодуры

Жанры фольклора фольклор пословицы поговорки песня присказка сказка былина считалка потешка

Спи, моя радость, усни. В доме погасли огни. Дверь уж давно не скрипит, Мышка за печкою спит, Птичек не слышно в саду, Рыбки уснули в пруду. Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни….

Пестушка (от слов «нянчить», «холить», «пестовать», ходить за кем-нибудь») – стишки, сопровождающие действия родителей: Топ-топ, наши ножки Топ-топ по дорожке. Потешка – жанр детского фольклора, шутливые стишки, которыми родители сопровождают первые игры с ребёнком: Поехали, поехали В лес за орехами. По кочкам, по кочкам В ямку бууух.

Детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко – Дам тебе веретешечко! Дождик, дождик, пуще! Дай хлеба гуще! Радуга – дуга, принеси нам дождя! Матушка – репка, уродись крепка, капуста виласта, будь пудаста! Ветер – ветерцо, Ветер – ветерцо, Не дуй мне в лицо Не дуй мне в лицо А дуй мне в спину, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу. Чтоб идти было в силу. Гром гремучий Гром гремучий Тресни тучи, Тресни тучи, Дай дождя Дай дождя С небесной кручи. С небесной кручи. Добро пожаловать!

Мышка, мышка, На тебе молочный, Дай мне костяной. Мышка, мышка, Возьми гнилой зуб, А дай мне хороший.

Добро пожаловать! Божья коровка, Лети на небко, Там твои детки Кушают конфетки. Всем по одной, А тебе ни одной. Дождик, дождик, побыстрей Разгони моих гусей. Мои гуси дома, Не боятся грома. Заклички

Считалки Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит, это он Выходи из круга вон! Камень, ножницы, бумага, Карандаш, огонь, вода И бутылка лимонада- Цу-е-фа! С чего начинается игра? содержание

Вспомните, какие звуки труднее всего выговаривают дети? Какие скороговорки с такими звуками вы знаете? Скороговорка - народно-поэтическое произведение, построенное на сочетании звуков, затрудняющих быстрое и чёткое произнесение слов.

Поля шла полоть петрушку. Поля шла полоть петрушку. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. Не хочет косой косить косой; Не хочет косой косить косой; Говорит: «Коса коса». Говорит: «Коса коса».

Загадки Загадки О природе Бытовые О животных Шуточные

О природе Красивое коромысло Над лесом повисло. Белая звездочка С неба упала, Мне на ладошку Легла и пропала. Летит орлица По синему небу. Крылья распластала, Солнышко застлала. Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шапкой С бархатной подкладкой.

Бытовые Четыре брата Под одной шляпой стоят, Одним кушаком обвязаны. Зелененький, Маленький, По полу елозит, Себя не занозит. Обежал весь теремок И опять встал в уголок.

О животных Сколько важности в походке! По пустыне- сковородке, По колючкам босиком Кто идет с горбом- мешком? Словно царскую корону Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зеленый, Любит снежные луга.

Шуточные Загадка - Маленькое, беленькое, ночью по комнате летает. Загадка - Маленькое, беленькое, ночью по комнате летает. Разгадка - муха в ночной рубашке. * * * Разгадка - муха в ночной рубашке. * * * Загадка - Чем лошадь отличается от иголки ? Разгадка - На иголку сначала сядешь, потом подпрыгнешь, а на лошадь сначала подпрыгнешь, потом сядешь. * * * Загадка - Как убить синего слона? Разгадка - ружьём для синего слона.

Дразнилки Тили-тили-тесто, Жених и невеста, Вдруг невеста под кровать, А жених ее искать ! Коля, Коля, Николай, Сиди дома, не гуляй. К тебе девочки придут. Поцелуют и уйдут. Моряк, с печки бряк, Растянулся, как червяк: Руки-ноги - на пороге, Голова – на дороге! содержание

Кричалки Давайте вместе с нами Пойдем за чудесами Туда, где есть узоры За реки и за горы Где буе - буе - раки И где зимуют раки Где дружно вау - вау Живет семейка Бау Давайте вместе с нами Пойдем за чудесами Туда, где есть узоры За реки и за горы Где буе - буе - раки И где зимуют раки Где дружно вау - вау Живет семейка Бау

Барашеньки, крутороженьки, Барашеньки, крутороженьки, По лесам ходили, По лесам ходили, По дворам бродили, По дворам бродили, В скрипочку играли, В скрипочку играли, Ваню потешали. Ваню потешали. А совища из лесища А совища из лесища Глазищами хлоп-хлоп! Глазищами хлоп-хлоп! А козлище из хлевища А козлище из хлевища Ножищами топ-топ! Ножищами топ-топ! Это маленькие рассказы- былички, которые дети рассказывают обычно поздно вечером. Её сущность в совместном переживании страшного, в постижении вечных тем жизни и смерти, в стремлении сообща преодолеть страх

- Смотри не упади в реку!- крикнул ему вслед Илюша. - Отчего ему упасть?- сказал Федя,- он остережётся. - Да, остережётся. Всяко бывает: он вот нагнётся, станет черпать воду, а водяной его за руку схватит да потащит к себе. Станут потом говорить: упал, дескать, малый в воду…А какое упал?.. - Во- вон, в камыши полез,- прибавил он, прислушиваясь Пример таких страшилок мы можем встретить в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг»

Страшилки - наоборот Один раз мальчик остался дома. Он смотрел ужасы и ему показалось, что у него в доме мертвый. Он испугался, убегал, бросал в него всякие предметы. А это оказался его отец. На черном- черном острове, на черной-черной траве стояла черная-черная пальма. У этой черной-черной пальмы сидели два черных- черных человека. А один черный-черный человек говорит другому: Да, Петька, не надо было нам резину жечь.

Небылицы В понедельник я влюбилась, А во вторник я страдала. В среду я в любви призналась, А в четверг ответа ждала. В пятницу я поженилась, А в субботу подрались. В воскресенье в суд подали, В понедельник развелись.

Частушки Две старушки без зубов Толковали про любовь: Мы с тобою влюблены, Ты в кисель, а я в блины. * * * Сказала я мальчишке Показать мне грузовик. А мальчишка, как мартышка, Показал в ответ язык.

Частушки Таня мучила расческу, Мучила да мучила, В школе делала прическу, Да получилось чучело. Таня мучила расческу, Мучила да мучила, В школе делала прическу, Да получилось чучело. На столе стоит арбуз, На арбузе муха. Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо.

Новый современный жанр- садистские стишки В них осмеиваются все ценности человечества - семейные, дружественные и другие. Здесь плохой смех: В них осмеиваются все ценности человечества - семейные, дружественные и другие. Здесь плохой смех: Маленький мальчик нашёл пулемёт. Больше в деревне никто не живёт. Больше в деревне никто не живёт. Здесь уже не коллективное переживание страха. Здесь разрушение существующих ценностей. Их отрицание Здесь уже не коллективное переживание страха. Здесь разрушение существующих ценностей. Их отрицание

Садистские стишки Плачет зайка возле елки: « Ах, меня поймали волки. Есть меня не стали, Деньги отобрали». Маленький мальчик нашел кимоно, Десять приемов узнал из кино. Долго китайцы понять не могли, Что за щенок избивает Брюс Ли.

Знаете ли вы, что гадания и заговоры – неотъемлемая часть русского народного творчества?

… и русские праздники не мыслимы без народных песен?

… возможно ли счастливое детство без народных сказок?

Восстановите верные сочетания частей пословиц Без труда – Без труда – Старый друг – Старый друг – Не рой яму другому – Не рой яму другому – Не плюй в колодец – Не плюй в колодец – Хочешь много знать – Хочешь много знать – По одежке встречают, По одежке встречают, Птица красна перьем, Птица красна перьем, - не вытащишь и рыбку из пруда. - не вытащишь и рыбку из пруда. надо мало спать. надо мало спать. сам туда попадешь. сам туда попадешь. а человек ученьем. а человек ученьем. лучше новых двух. лучше новых двух. пригодиться воды напиться. пригодиться воды напиться. а по уму провожают. а по уму провожают. Что за золото пословицы русские!.. А.С.Пушкин

Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!.. А.С.Пушкин Чужими руками жар загребать Легко чужими руками жар загребать Бить баклуши Любит бить баклуши Как снег на голову Ты явился как снег на голову Легок на помине Он легок на помине Поговорки Поговорки Пословицы Поговорка – меткое народное выражение, краткое по форме, острое по мысли. Пословица – законченное суждение, а поговорка - только часть суждения.

Итоги урока Фольклор – энциклопедия народной жизни В произведения устного народного творчества отразилась вера народа в лучшее, в силу добра и справедливости. Единственным автором произведений фольклора является народ. В устном народном творчестве – мудрость народная. Очень многие сюжеты и мотивы фольклора легли в основу литературных сочинений известных русских писателей и поэтов.

1. Раз, два, три, четыре, Кошку грамоте учили : Кошку грамоте учили : Не читать, не писать, Не читать, не писать, Мышек по углам искать. Мышек по углам искать. 2. Кукушка кукушонку Купила капюшон. Купила капюшон. Как в капюшоне он смешон ! Как в капюшоне он смешон ! 3. Ленка - пенка, Голая коленка, Голая коленка, Пошла через мостик, Пошла через мостик, Потеряла хвостик. Потеряла хвостик.

4. Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли- люли, стояла, Люли- люли, стояла, Люли- люли, стояла, и т. д. Люли- люли, стояла, и т. д. 5. Из-за леса. Из- за гор едет бабушка Егор. 5. Из-за леса. Из- за гор едет бабушка Егор. Скрюченные ножки, в поясе сапожки, Скрюченные ножки, в поясе сапожки, А на этих ножках скрюченная кошка, А на этих ножках скрюченная кошка, На бабкиных ручках тапочки и брючки, На бабкиных ручках тапочки и брючки, А на скрюченной лошадке две ободранные А на скрюченной лошадке две ободранные шапки. шапки.

Какие художественные особенности являются общими для всех жанров детского фольклора? Четкий ритм. Четкий ритм. Небольшой объем. Небольшой объем. Смысл песенки- не главное, главное – звучание. Смысл песенки- не главное, главное – звучание. Воспитательный, поучительный смысл обязателен. Воспитательный, поучительный смысл обязателен. Песенки смешные, комичные. Песенки смешные, комичные. В песенках заложено действие: покачивание, приплясывание, хоровод. В песенках заложено действие: покачивание, приплясывание, хоровод. Каждый жанр имеет свои отличия. Каждый жанр имеет свои отличия.

Домашнее задание 1. Учебник стр. 7-8 читать и пересказывать, знать определение малых жанров фольклора. 2. Стр. 8 вопросы 1-3 устно 3. Раздел обогащаем устную речь разобрать. 4. Подобрать различные пословицы и поговорки (3-5 штук) и определить их значение, загадки.