Тема 2.1. Моделирование Тема 2.2. Измерение / оценивание систем Тема 2.3. Декомпозиция / композиция систем Тема 2.4. Модели иерархических многоуровневых.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие шкалы измерения, основные типы шкал и их применение в системном анализе Дисциплина : « теория систем и системный анализ » Студент : Щеколдина Д.
Advertisements

Теория систем и системный анализ Тема5 «Оценка сложных систем. Основные типы шкал измерения »
Формализованные методы в управлении предприятием Докладчик: С.И. Шаныгин Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального.
Моделирование и исследование мехатронных систем Курс лекций.
Теория систем и системный анализ Тема3 «Системный анализ: сущность, принципы, последовательность »
Математическое обеспечение. Содержание Назначение, состав и структура МО. Формализация и моделирование. Модели и алгоритмы обработки информации. Характеристика.
Основные понятия ИО. Исследование операций Комплексная математическая дисциплина, занимающаяся построением, анализом и применением математических моделей.
Александров А.Г ИТО Методы теории планирования экспериментов 2. Стратегическое планирование машинных экспериментов с моделями систем 3. Тактическое.
Теория экономических информационных систем Семантические модели данных.
Декомпозиция процессов. Сеть процессов организации. (лекция 3)
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ Конспект лекций в схемах. Раздел I ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ. РОЛЬ И МЕСТО УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ. Глава 1 ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
Информационный маркетинг Лекция 5 Основы формирования спроса и предложения на рынке ИПУ. Оценка конкурентоспособности ИПУ.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОДЕРЖАНИЕ Понятие системы Основные свойства систем Цели систем и эффективность Функции систем Структурный.
Моделирование приборов, систем и производственных процессов Роль 3D моделей на различных этапах жизненного цикла изделий Лекционный объем курса: 20 часов.
Теория статистики Корреляционно-регрессионный анализ: статистическое моделирование зависимостей Часть 1. 1.
Лекция 8. Основы оценки сложных систем Основные вопросы темы: 1. Основные типы шкал измерения 2. Обработка характеристик, измеренных в разных шкалах Литература:
В общем виде вероятностный ( стохастический ) автомат ( англ. probabilistic automat) можно определить как дискретный потактный преобразователь информации.
ЛЕКЦИИ 8-9. Курс: Проектирование систем: Структурный подход Каф. Коммуникационные сети и системы, Факультет радиотехники и кибернетики Московский физико-технический.
г.Киев 2012 г. Важное о бизнес-процессном подходе в организации.
Системный подход в управлении Выполнил: студент группы ЭБС-502 Егорова Мария.
Транксрипт:

Тема 2.1. Моделирование Тема 2.2. Измерение / оценивание систем Тема 2.3. Декомпозиция / композиция систем Тема 2.4. Модели иерархических многоуровневых систем Часть 2. Методы и модели теории систем и системного анализа

Понятие модели Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.1. Моделирование Модель представляет искусственный, созданный человеком объект любой природы (умозрительный или материально реализованный), который замещает или воспроизводит исследуемый объект. Построение, изучение и применение моделей называется моделированием Модель - упрощенный, приближенный образ, который отражает существенные (с точки зрения цели моделирования) свойства оригинала. Соответствие модели оригиналу называется адекватностью модели. Адекватность включает требования полноты и точности (правильности). Требования должны выполняться в той мере, которая достаточна для достижения цели Принцип моделирования: замещение исходного объекта аналогом позволяет выделить скрытую от наблюдения сущность оригинала. Модель позволяет в более наглядной, «выпуклой», структурированной форме представить знания. Это способ существования знаний.

Множественность моделей Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.1. Моделирование Детектор сигнала Усилитель Преобразователь в звук структурная схема радиоприемника Передатчик Приемник модель внешнего вида радиоприемника Для одного и того же объекта может быть построено множество различных моделей, отвечающих различным целям Виды подобия: прямое (макет, фотография), косвенное (подобие по аналогии), условное (на основе соглашений) Процесс моделирования имеет свойство динамичности: модели развиваются, уточняются, переходят одна в другую

Классификация моделей Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.1. Моделирование Модели Познавательные Нормативные Познавательные (объяснительные, «как есть», As is ) модели отражают уже существующие объекты Нормативные (прагматические, «как должно быть», To be ) модели отражают объекты, которые должны быть осуществлены Статические модели не учитывают временной фактор Динамические модели отражают изменения объекта, происходящие с течением времени Динамическая модель сама может быть статична или находиться в динамике (имитационная модель) Статические Динамические Материальные Абстрактные Материальные модели построены из реальных объектов. Примеры: макеты, манекены, чучела. Абстрактные модели - это идеальные конструкции, выполненные средствами мышления, сознания. Примеры: схемы, чертежи, диаграммы, формулы

Классификация моделей Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.1. Моделирование Модели Декларативные Процедурные Детерминированные Стохастические Формализованные Содержательные Декларативные модели отражают свойства, структуры, состояния объектов Процедурные модели отражают процедурное, операционное знание Детерминированные модели отражают процессы и явления, не подверженные случайностям Стохастические – отражают случайные процессы, описываемые вероятностными характеристиками и статистическими закономерностями В содержательных моделях сохраняется семантика моделируемого объекта Формализованные модели могут не иметь смысловой интерпретации

Языки описания моделей Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.1. Моделирование ЯзыкМодель дерева целей естественный «Глобальная цель с кодом c 1 содержит две подцели второго уровня – c 2 и c 3, подцель c 2 содержит подцели c 4 и c 5, подцель c 3 – подцели c 6 и c 7 » графический c4c4 c5c5 c6c6 c7c7 c2c2 c3c3 c1c1 теории множеств Множество целей Отношение доминирования :

Языки описания моделей Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.1. Моделирование ЯзыкМодель дерева целей математический логический где - предикат, означающий, что цель c i содержит подцель c j произвольный семиотический c 1 ( c 2 ( c 4, c 5 ), c 3 ( c 6, c 7 )), где c i 1 ( c i 2, … c in ) – означает, что цель c i 1 содержит подцели c i 2, … c in.

Модель « черного ящика » предприятие Окружающая среда материалы продукция заказы энергия Эта модель рассматривает систему как единое целое, о структуре которого в модели нет информации Два аспекта использования модели: 1. В модели фиксируются входные и выходные связи системы с окружающей средой. Дополнительно входы и выходы могут быть описаны с помощью параметров). ПараметрI кварталII кварталIII квартал Объем производства Численность персонала333 Производительность Затраты, тыс руб.6560 Затраты на ед. продукции0,270,20,22 Эффективностьсредняявысокаясредняя 2. В модели фиксируются целостные свойства системы в виде качественных и колич - х параметров. В случае, если в модели отражаются зависимости между параметрами, то это «серый» («полупрозрачный») или «белый» («прозрачный») ящик Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.2. Базовые модели систем

Модель состава Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.2. Базовые модели систем В модели фиксируется состав компонент системы – подсистем и элементов. В силу свойства иерархичности систем модель состава неизбежно принимает иерархический вид. Это связано с такими способами познания, как анализ и синтез. Анализ ( разложение сложного на более простые компоненты ) не позволяет судить о системе, как о целом. Поэтому необходим и обратный процесс – синтез. Сочетание синтетического и аналитического мышления – один из основных принципов системного подхода. Два основных способа построения модели состава: декомпозиция послед - ное расчленение системы на все более мелкие части; композиция последовательное объединение частей системы во все более крупные подсистемы.

Модель структуры Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.2. Базовые модели систем Модель структуры строится на основе модели состава системы. В ней фиксируются отношения между подсистемами ( элементами ) системы : материальные ( информационные ) потоки, пространственные, временные отношения, причинно - следственные связи и др. Модели структуры часто изображают в виде графов. Примеры графов некоторых типовых структур : Древовидные структуры используются : - для модели на основе отношения « целое - часть »; - классификаций ( отношения типа « общее - частное »); - деревьев целей ( отношения « цель - средство » ); - организационные системы управления ( отношения власти / подчинения ).

Модель структуры Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.2. Базовые модели систем Матричные схемы используются для систем, элементы которых связаны двумя типами связей. Связи одного типа – в виде вертикальных линий, связи другого типа – в виде горизонтальных линий. Примеры : матричные оргструктуры, связи в БД Сетевые структуры чаще всего используются для моделирования процессов. Пример – сетевой график работ. В виде сетей различной конфигурации представляют структуры коммуникаций. Типовые внутригрупповые коммуникационные сети :

Понятие шкал Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Измерением называется процедура, с помощью которой значения измеряемого свойства отображаются на определенную знаковую (например, числовую) систему с соответствующими отношениями между знаками (числами). Знаковые системы называются шкалами. Они могут быть как количественными, так и качественными. Измерение предполагает наличие объекта измерения. Измеряются не объекты сами по себе, а их свойства. Например, если объект измерения суть люди, то их свойства – возраст, стаж работы, образование и т.д. Если это коллектив то его свойства – сплоченность, информированность, численность и т.д. Другим элементом в определении измерения являются отношения между объектами измерения относительно изучаемого свойства. Например, людей можно сравнивать по возрасту в соответствии с отношением «старше», коллективы – по информированности согласно отношению «больше информирован, чем…».

Понятие шкал Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем При измерении исследуемым свойствам сопоставляются определенные значения на выбранной шкале. Например, при измерении возраста измеряемым объектам (людям) могут присваиваться числовые значения, соответствующие количеству прожитых лет. Для измерения информированности коллективов могут быть использованы числовые оценки в баллах от 1 до 5 или лингвистические значения: «плохо», «средне», «хорошо». Важно, чтобы на множестве шкальных значений можно было установить отношение, соответствующее измеряемому отношению между реальными объектами. Так, измерив возраст людей с помощью числовой шкалы, можно установить, кто из них старше и на сколько. Измерение коллективов по информированности на основе балльных оценок позволяет расположить их в порядке возрастания информированности.

Понятие шкалы Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем При измерении систем значения измеряемого свойства отображаются на шкалу – определенную знаковую систему с соответствующими отношениями между знаками (числами). - эмпирическая система, включающая множество x i на которых задано некоторое отношение R x – знаковая система, включающая значения измеряемых свойств φ (x i ) с отношением R y – гомоморфное отображение X на Y, такое, что: только тогда, когда Шкала:

Типы шкал ( Шкала наименований) Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Это наиболее слабая, качественная шкала, соответствующая простейшему виду измерений, при котором каждому объекту сопоставляется наименование. Это не обязательно уникальное имя конкретного объекта, оно может являться именем целого класса объектов. Примерами измерений по номинальной шкале являются названия городов, имена людей, автомобильные номера, номера официальных документов, телефонные коды городов, номера авиарейсов, названия болезней и т.п. Эти измерения позволяют выявить сходства и различия между объектами. Основным свойством номинальных шкал является сохранение неизменным отношений эквивалентности (по измеряемому признаку) элементов эмпирической системы.

Типы шкал Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Шкала наименований ( номинальная ). Каждому измеряемому объекту сопоставляется наименование ( класс ). молодойсреднего возраста пожилой эмпирическая система X знаковая система Y x 1 x 2 x 3 x 4 x 5 x 6 x 7 x 8 Измерение состоит в определении принадлежности объекта тому или иному классу эквивалентности. Обработка данных - только операция проверки совпадения или несовпадения Можно вычислять частоты классов : Например, для классов « молодой » и « пожилой » p 1 = p 3 = 2/8, для класса « среднего возраста » p 2 = 4/8

Типы шкал ( Шкала порядка) Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Эта шкала, следующая по силе за номинальной, используется для упорядочения объектов по измеряемым свойствам. Она позволяет расположить объекты в определенной последовательности, например, в соответствии с возрастанием или убыванием какого-либо качества. Примерами применения ранговой шкалы являются: -призовые места в конкурсах или соревнованиях, -нумерация очередности, -номера классов средней школы или курсов высших учебных заведений (1-ый, 2-ой и т.д.), -сила землетрясения по шкале Рихтера, - сортность товаров и т.п.

Типы шкал ( Шкала порядка) Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Шкала порядка позволяет упорядочить объекты, расположить их в соответствии с возрастанием или убыванием какого-либо качества. Ниже на рис. изображено измерение в ранговой шкале элементов эмпирической системы, упорядочение которых имеет следующий вид: 3,5,6,1,2,8,4,7

Типы шкал Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Шкала порядка ( ранговая ). Позволяет упорядочить объекты, расположить их в соответствии с возрастанием или убыванием какого - либо качества. 1 эмпирическая система X знаковая система Y x 1 x 2 x 3 x 4 x 5 x 6 x 7 x Кроме отношений эквивалентности сохраняются отношения предпочтения еслито Над рангами нельзя производить арифметические операции. Допустимые операции : нахождение частот и мод ( как и для номинальной шкалы ); определение медианы ( объекта с рангом, ближайшим к числу n/2); разбиение всей выборки на части и др.

Типы шкал ( Шкала порядка) Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Иногда оказывается, что не каждую пару объектов можно упорядочить по предпочтению: некоторые объекты считаются равными. В таком случае используют шкалу квазипорядка. При этом равные объекты могут иметь одинаковый ранг или им присваиваются ранги от младшего до старшего случайным образом. Важно отметить, что, ранги нельзя рассматривать как числа. Нельзя утверждать, что спортсмен, занявший в соревнованиях по бегу четвертое место, пробежал дистанцию в четыре раза медленнее, чем спортсмен, занявший первое место. Судя по рангам ничего нельзя сказать о расстояниях между сравниваемыми объектами.

Типы шкал ( Шкала интервалов) Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Данный вид шкал используется в случаях, когда упорядочение объектов можно выполнить настолько точно, что известны расстояния между любыми двумя из них. Все расстояния выражаются в некоторых единицах, одинаковых по всей длине шкалы. Объективно равные интервалы измеряются одинаковыми по длине отрезками шкалы. В шкале интервалов измеряются величины, которые по физической природе не имеют абсолютного нуля, либо допускают свободу выбора в установлении начала отсчета. Примерами таких величин являются температура, время, высота местности.

Типы шкал ( Шкала интервалов) Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Можно ввести несколько интервальных шкал для измерения одного и того же свойства элементов эмпирической системы. Например, используются разные шкалы: (шкала Цельсия, шкала Фаренгейта). Системы летоисчисления также могут отличаться (у христиан оно ведется от рождества Христова, у мусульман – от переезда Мухаммеда в Медину). Но независимо от того, какое значение принято за начало отсчета и какова единица длины в каждой из шкал отношения двух интервалов должны быть одинаковыми для всех шкал.

Типы шкал Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Шкала интервалов. При измерении одного и того же свойства в разных интервальных шкалах ( температура по Цельсию и Фаренгейту ) отношения двух интервалов должны быть одинаковыми для всех шкал : 0 эмпирическая система X знаковая система Y знаковая система Y x1x1 x2x2 x3x3 x4x ρ (x 1, x 2 )ρ (x 3, x 4 ) < в 2 раза, чем Только интервалы имеют смысл настоящих чисел, и только над интервалами следует выполнять арифметические операции.

Типы шкал ( Шкала интервалов) Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Например, для перехода от шкалы Цельсия к шкале Фаренгейта используется линейное преобразование t F=1,8 t C+ 32. В шкале интервалов только интервалы имеют смысл настоящих чисел, и только над интервалами следует выполнять арифметические операции. Например, нельзя сказать, что температура воды увеличилась в два раза при ее нагреве от 9 до 18 град. С, т.к. по шкале Фаренгейта температура изменится от 48, 2 до 64,4. Но можно сказать на сколько один объект теплее другого по выбранной шкале. Над интервалами же можно выполнять любые арифметические операции.

Типы шкал ( Шкала отношений) Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Это еще более сильная шкала. Она позволяет оценить, во сколько раз свойство одного объекта превосходит то же свойство другого объекта. Величины, измеряемые в шкале отношений, имеют естественный абсолютный нуль, хотя остается свобода в выборе единиц. Примерами таких величин являются вес и длина объектов. Вес можно измерять в килограммах, в фунтах, в пудах. Длину можно измерять в метрах, в аршинах, в ярдах. Но при этом если в одной системе единиц вес (или длина) объекта x1 в К раз больше, чем вес (длина) объекта x2, то и в другой эквивалентной системе измерений то же отношение весов (длин) сохраняется.

Типы шкал Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Шкала отношений. Позволяет оценить, во сколько раз свойство одного объекта превосходит то же свойство другого объекта. Измеряемые величины имеют естественный абсолютный нуль ( вес, длина ). Основное свойство - сохранение отношения двух шкальных значений при переходе от одной шкалы к другой эмпирическая система X знаковая система Y знаковая система Y x1x1 x2x < в 4 раза, чем 0 Значения, измеренные в шкале отношений, являются «полноправными» числами, с ними можно выполнять любые арифметические действия.

Типы шкал ( абсолютная шкала) Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Эта шкала имеет не только абсолютный нуль, как шкала отношений, но и абсолютную единицу. Это уникальная шкала, т.е. других, эквивалентных ей шкал не существует (существует только одно отображение эмпирических объектов в знаковую систему). Примером абсолютной шкалы является числовая ось. Важной особенностью такой шкалы является отвлеченность (безразмерность) и абсолютность ее единицы. Над показаниями абсолютной шкалы можно не только производить все арифметические операции, но и использовать эти показания в качестве показателей степени и аргумента логарифма.

Типы шкал Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Выбор шкалы зависит от определяющего отношения. Шкала наименований используется, если выполняются аксиомы тождества: 1. А = А (рефлексивность). 2. Если А= В, то В = А (симметричность). 3. Если А= В и В = С, то А = С (транзитивность). Ранговая шкала используется, если выполняются аксиомы упорядоченности: 4. Если А В то либо А > В либо В > А. (антисимметричность). 5. Если А >В и В > С, то А > С (транзитивность). Шкала интервалов используется, если дополнительно известны расстояния между объектами Шкала отношений используется, если в выполняются аксиомы аддитивности: 6. Если А = Р и В > 0, то А + В > Р 7. А + В = В + А. 8. Если А = Р и В = Q, то А + В = Р+ Q 9. (А + В)+ С= А + (В + С) Для использования абсолютной шкалы необходимо наличие абсолютного нуля и абсол-й единицы

Измерения Виды измерений: Объективные измерения – результат измерения объективен Примеры: измерение времени, массы, температуры Как правило, измерения производятся измерительными приборами Субъективные измерения – результат мыслительной деятельности человека. Примеры: оценка качества продукции, комфортности условий труда, оценка важности показателей, степени соответствия требованиям Как правило, измерения производятся экспертами или лицом, принимающим решения Результатом является оценка – лингвистическое значение («плохо», «хорошо»...) либо число, отражающее меру (интенсивность) выраженности качественного свойства или приоритет объекта среди множества других по данному свойству. Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем

Методы выявления предпочтений экспертов Экспертыранги П1П2П3 Эксперт 1321 Эксперт 2231 Эксперт Ранжирование. Эксперт присваивает объектам ранги в порядке предпочтения Пример ранжирования продуктов П1, П2 и П3 разными экспертами: Метод суммы мест: обобщенные ранги присваиваются в соответствии с возрастанием сумм рангов (по всем экспертам). Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Эквивалентным объектам дают одинаковые ранги, равные среднеарифметическому значению присваиваемых им рангов. Такие ранги называют связанными Сумма: Обобщенный ранг Для оценки согласованности мнений экспертов - коэффициент конкордации: m – количество экспертов, n – количество объектов h k – число равных рангов в k- й группе связанных рангов - оценка мат. ожидания – показатель связанных рангов в s- й ранжировке

Методы выявления предпочтений экспертов 2. Метод парных сравнений Эксперт сравнивает каждую пару объектов. Результаты сравнения - в виде матрицы: П1П1П2П3 П1111 П2010 П3011 Матрица должна быть согласована : w ii = 1 ( по диагонали - 1); если w ij = 1, то w ji = 0; если w ij = 1 и w jk = 1, то w ik = 1. Сумма элементов матрицы по столбцу дает ранг объекта от наилучшего к худшему Ранг Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Для построения обобщенной матрицы - метод нахождения медианы. Элемент обобщенной матрицы равен 1 только в том случае, если половина или больше экспертов посчитали этот элемент равным 1 П1П1П2П3 П1101 П2111 П3001 П1П1П2П3 П1111 П2011 П3001 П1П1П2П3 П1111 П2011 П3001 Обобщенная матрица

Методы выявления предпочтений экспертов 3. Непосредственная оценка. Эксперт присваивает объектам числовые значения, отражающие оценку измеряемого свойства. ЭкспертыКомпе тент. П1П2П3 Эксперт ,6 Эксперт ,4 Эксперт ,8 Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Обобщенные оценки строятся с помощью методов осреднения: a ij – оценка i- го объекта j- ым экспертом, m – количество экспертов Это могут быть баллы по 5-ти, 10-ти, 100-балльной шкале, оценки от 0 до 1 или лингвистические значения: «плохо» , «хорошо» , «отлично» и т.д. Обобщенная оценка k j - коэффициенты компетентности экспертов

Методы выявления предпочтений экспертов Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем 4. Последовательное сравнение ( метод Черчмена - Акоффа ). Это комплексный метод, включающий как ранжирование, так и непосредственную оценку. Порядок: 1. Ранжирование объектов 2. Непосредственная оценка объектов (от 0 до 1) 3. Если первый объект превосходит все остальные вместе взятые, то его оценка должна быть больше суммы оценок остальных. Иначе - меньше П1 П2 П3 П П1 (П2 + П3 + П4) 1.7 > Для второго объекта корректируется оценка таким же образом, как для первого 5. Для третьего объекта корректируется оценка таким же образом, как для первого и второго П1 П2 (П3 + П4) < ( ) П1 П2 П3 П > 0.3 Можно нормировать результат ( поделить каждую оценку на сумму оценок ) Σ=3 П1 П2 П3 П

Методы интеграции измерений Объекты могут быть измерены по множеству различных признаков (критериев). Для сравнения объектов необходима обобщенная (интегральная) оценка. (Объекты) В случае, если частные критерии имеют различную размерность то, их значения необходимо нормировать. Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем КритерииФ1Ф2Ф3 Стоимость продукции, руб Время изготовления, час Качество продукции, балл чем абс. значение больше, тем оценка выше q ij – оценка i- го объекта по j- му критерию q ij ab – абс. значение j- го критерия для i- го объекта q ij max – максимальное значение j- го критерия чем абс. значение больше, тем оценка ниже КритерийmaxФ1Ф2Ф3 Качество продукции КритерийminmaxФ1Ф2Ф3 Стоимость продукции Оценка: Оценка: Способы нормирования : q ij min – минимальное значение j- го критерия

Методы интеграции измерений 1. Аддитивная свертка значений частных критериев: (объекты) Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем – интегральная оценка i-го объекта q i j – оценка i-го объекта по j -тому частному критерию, v j – вес j -го критерия если веса одинаковы КритериивесФ1Ф2Ф3 Стоимость продукции Время изготовления Качество продукции Интегральная оценка: Мультипликативная свертка значений частных критериев: или Если веса одинаковы: 3. Метод идеальной точки: q j * – наилучшая оценка по j- тому частному критерию Для рангов : Наилучшим является объект, имеющий минимальное значение критерия

Измерения в условиях неопределенности Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Неопределенность НеизвестностьНедостоверностьНеоднозначность Физическая неопределенность Лингвистическая неопределенность Случайность Неточность Неопределенность значений слов Неопределенность смысла фраз Нечеткость Омонимия Виды неопределенности Неизвестность - информация практически отсутствует Недостоверность - информация собрана не полностью или она не адекватна Неоднозначность - информация собрана, однако полностью определенное описание не получено Физическая неопределенность – случайность внешней среды или неточность измерений Лингвистическая неопределенность - неоднозначность значений слов (омонимия, нечеткость) или неоднозначность смысла фраз (синтаксическая, семантическая, прагматическая)

Выбор управления в условиях риска Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Имеется неопределенность состояния внешней среды, что является фактором риска. При оценке и выборе вариантов управления нужно учитывать риск. варианты эффективность для разных состояний внешней среды w1w1 w2w2 w3w3 w4w4 u1u u2u u3u Критерий среднего выигрыша K i – общая эффективность u i k ij – эффективность u i для состояния среды w j p j – вероятность состояния среды w j Вероятность K i Критерий Лапласа Если о состояниях среды ничего не известно, то их можно считать равновероятными

Выбор управления в условиях риска Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем 3. Критерий Вальда ( максимина, осторожного наблюдателя ) варианты эффективность для разных состояний внешней среды w1w1 w2w2 w3w3 w4w4 u1u u2u u3u Критерий Вальда Критерий максимакса 4. Критерий максимакса 5. Критерий Гурвица ( пессимизма - оптимизма ) гарантирует определенный выигрыш при наихудших условиях ЛПР надеется на лучшее состояние среды и в большой степени рискует Критерий Гурвица при α = 0.6 -коэффициент оптимизма При α = 0 получим критерий Вальда при α = 1 – критерий максимакса Результат зависит от отношения к риску ЛПР

Выбор управления в условиях риска Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем 6. Критерий Сэвиджа (минимакса) Сначала исходная матрица преобразуется в матрицу потерь: варианты эффективность для разных состояний внешней среды w1w1 w2w2 w3w3 w4w4 u1u u2u u3u варианты потери для разных состояний внешней среды w1w1 w2w2 w3w3 w4w4 u1u u2u u3u Оптимальным является вариант с минимальной из максимальных оценок потерь по всем состояниям среды Критерий Сэвиджа Оптимальные варианты – u 1 и u 3

Нечеткие измерения Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Нечеткое множество : Х – базовое множество, µ A (x) – функция принадлежности, характеризующая степень уверенности в том, что x принадлежит множеству (1 – точно принадлежит, 0 – точно не принадлежит) Лингвистическая переменная – значения являются нечеткими множествами Лингвистическая переменная «возраст» Значения: Базовое множество – конкретные люди Х = { Иванов -30л, Петров -20л, Сидоров - 55г., Кузнецов -75л }. Значения можно определить: молодой = {Иванов/0.3, Петров/0.8}; средний = {Иванов/0. 8, Сидоров/0.25}; пожилой = {Сидоров/0. 3, Кузнецов/1}. возраст μ μ мол μ ср μ пож Если X - значения возраста в годах (0 x 100), то функции принадлежности для значений переменной « возраст » можно задать графически :

Нечеткие логические операции Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем А В А В А В А U В Пересечением нечетких множеств A и B является наибольшее нечеткое подмножество, содержащееся одновременно в A и B, с функцией принадлежности: Объединением нечетких множеств A и B является наименьшее нечеткое множество, включающее как A, так и B, с функцией принадлежности : Нечеткое высказывание U – логическое высказывание, для которого задано отображение истинности T: U [0, 1]. Пример : Т (« Иванов - высокий ») = 0.7 Конъюнкция нечетких высказываний:Дизъюнкция нечетких высказываний: Если Т (« Иванов - высокий ») = 0.7, Т (« Иванов - молодой ») = 0.5, то Т (« Иванов - высокий » И « Иванов - молодой ») = min (0.7, 0.5) = 0.5

Нечеткий вывод Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.3. Измерение/оценивание систем Х = { В1, В2, В3 } - варианты организации бизнес-процесса, характеризуемые лингвистическими переменными: «качество»: «стоимость», «эффективность»:. ПеременныеВ1В2В3 Стоимостьн/0.8в/0.75с/0.6 Качествох/ 0.7у/0.65у/0.9 Исходные значения переменных «качество» и «стоимость» задаются непосредственно экспертами П 1: If « стоимость » = ' н ' & « качество » = ' х ' then « эффективность » = ' в '; П 2: If « стоимость » = ' с ' & « качество » = ' у ' then « эффективность » = ' с '; П 3: If « стоимость » = ' в ' & « качество » = ' у ' then « эффективность » = ' н '; … Для В 1 по правилу П 1 выводим « эффективность » = ' в, Т = min (0.8, 0.7) = 0.7 Для В 2 по правилу П 3 выводим « эффективность » = н, Т = min (0.75, 0.65) = 0.65 Для В 3 по правилу П 2 выводим « эффективность » = с, Т = min (0.6, 0.9) = 0.6 Значения переменной « эффективность » выводятся по правилам - продукциям :

Декомпозиция Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем Декомпозиция – последовательное расчленение системы на подсистемы. Результат определяется составом используемых признаков декомпозиции ( оснований декомпозиции ) и порядком их применения Способы задания оснований декомпозиции: 1. Указывается только наименование признака разбиения. Состав получаемых подсистем всегда разный (зависит от системы). Примеры: временной, пространственный признак, «виды конечного продукта» 2. Перечисляются подсистемы, получаемые в процессе декомпозиции, т.е. основание декомпозиции рассматривается как модель состава. Примеры:,. Процесс Этап 1Этап 2 … Производство Предмет деятельности Средства деятельности Исполнители Конечный продукт

Стандартные основания декомпозиции надсистема среда система производствоприрода социумуправление макросреда микросреда поставщики клиенты вышестоящие органы конкуренты объект управлениясистема управления основная деятельностьобеспечивающая деятельность производство продуктаА производство продукта Б маркетингснабжениереализацияизготовление операция 1операция 2 финансовое обеспечение тех. обслуживание обеспечение энергией охрана труда Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем

Принципы формирования и применения СОД Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем - отражать инвариантный состав систем определенного класса ; - обеспечивать выделение в качестве подсистем более или менее самостоятельно функционирующие части ; - обеспечивать при декомпозиции получение относительно полной совокупности подсистем ( элементов ); - обеспечивать выделение подсистем, которые не включают друг друга. Принципы формирования. Стандартные основания декомпозиции должны: - на каждом шаге декомпозиции использоваться только одно основание ; - выбор СОД на каждом шаге зависит от того, какая последовательность была применена ранее для выделения декомпозируемой подсистемы ; - некоторые из СОД могут применяться несколько раз подряд. Принципы применения.

Алгоритм декомпозиции Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем 1. Выбор системы (подсистемы) для декомпозиции, являющейся терминальной вершиной дерева и не помеченной, как элементарная. Если все терминальные вершины элементарны, то КОНЕЦ. 2. Проверка выбранной системы на элементарность. Если подсистема элементарна, то она помечается и осуществляется возврат на шаг Выбор наиболее подходящего основания декомпозиции 4. Проведение декомпозиции 5. Переход на шаг 1. Последовательность шагов: Непроверенная п/с неэлементарная подсистема элементарная подсистема Пример.

Стандартные основания декомпозиции Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем Перечислим стандартные основания декомпозиции для систем организационно-технологического типа (предприятий, фирм, компаний, занимающихся производством каких-либо продуктов или оказанием услуг) 1. Система – среда. Выделение исследуемой системы и окружающей среды. 2. Макросреда – микросреда. Макросреда – это совокупность факторов общественной жизни, оказывающих влияние на исследуемую систему, микросреда – совокупность организаций, непосредственно или опосредованно связанных с системой. 3. Подсистемы макросреды. Типичными подсистемами макросреды являются: «производство» (технологическое, экономическое окружение), «природа» (географическое окружение), «социум» (социально-культурное окружение), «управление» (политико-правовое окружение). 4. Подсистемы микросреды. К микросреде относят, как правило, следующие группы организаций: вышестоящие органы управления, нижестоящие (подведомственные) организации, поставщики, партнеры, клиенты (потребители, заказчики), конкуренты.

Стандартные основания декомпозиции Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем 5. Система управления – объект управления. Выделение в исследуемой системе управляемой подсистемы (включающей исполнителей, оборудование, ресурсы) и управляющей (аппарат управления). 6.Основная – обеспечивающая деятельность. Основная деятельность связана с производством конечных продуктов системы, передаваемых во внешнюю среду – клиентам (потребителям, заказчикам). Обеспечивающая (вспомогательная) деятельность обеспечивают работу основных процессов. Она напрямую не связана с продукцией, ее задача – формирование и обслуживание инфраструктуры. 7. Виды конечных продуктов. Декомпозиция основной деятельности на подсистемы, производящие различные конечные продукты (оказывающие различные виды услуг). Например, выделение подсистемы производства мягкой мебели и подсистемы производства корпусной мебели.

Стандартные основания декомпозиции Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем 8. Жизненный цикл. Жизненный цикл – это цепочка процессов, составляющих путь следования продукта: от его замысла до утилизации и переработки отслужившего свой срок продукта. Жизненный цикл составляют следующие процессы: -изучение рынка и анализ потребности в продукте; -проектирование и разработка продукта; -разработка и внедрение технологии производства продукта; -материально-техническое снабжение (закупки); -производство продукта или предоставление услуги; -упаковка и хранение продукта; -транспортировка и реализация; -послепродажная деятельность; -утилизация и переработка.

Стандартные основания декомпозиции Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем 9. Виды обеспечивающей деятельности. Примеры обеспечивающих (вспомогательных) процессов: -обслуживание оборудования; -обслуживание зданий и сооружений; -обеспечение энергоресурсами; -информационное обеспечение; -управление персоналом; -управление документацией; -охрана труда и техника безопасности; -PR-деятельность и связь с общественностью; -обеспечение финансовой поддержки; -юридическое обеспечение.

Стандартные основания декомпозиции Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем 10. Технологические этапы. Декомпозиция подсистемы, выполняющей некоторый вид производственной деятельности (основной или обеспечивающей), на подсистемы, соответствующие отдельным этапам деятельности (подпроцессам, работам, операциям), предусмотренным технологией. Например, процесс производства изделия может включать подпроцессы изготовления деталей, сборки, покраски. 11. Структурные элементы деятельности. Для любой подсистемы, выполняющей некоторую деятельность (процесс, подпроцесс, операцию), можно выделить типовые структурные элементы деятельности: входы / предметы деятельности (сырье, материалы, комплектующие, информация); выходы / результаты деятельности (продукт, услуга, информация); кадры / субъекты деятельности (люди, выполняющие деятельность); оборудование / средства деятельности (станки, машины, инструменты, средства связи, помещения).

Стандартные основания декомпозиции Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем Стандартные основания декомпозиции используются и для декомпозиции системы управления (СУ). Прежде всего, они используются для декомпозиции СУ на подсистемы, в которых осуществляется управление отдельными подсистемами объекта управления (ОУ). Так, декомпозиция по СОД 6 позволяет выделить основной процесс управления и обеспечивающий. Основным можно считать процесс принятия решений, а к обеспечивающему процессу будем относить систему документооборота, обеспечивающую сбор, передачу, хранение информации. Декомпозиция по СОД 8 приводит к вычленению процессов жизненного цикла управления, к которым можно отнести: - прогнозирование, - планирование (перспективное, текущее); - организация; - оперативное руководство; - контроль и регулирование.

Стандартные основания декомпозиции Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем Каждый из этих процессов может быть декомпозирован на отдельные этапы. Так, процесс планирования включает в себя этапы: анализ ситуации; выбор целей; объемное планирование, календарное планирование. Оперативное руководство включает: координацию действий подчиненных; оценку их труда и воздействие на них (поощрение и наказание); заботу о подчиненных (создание благоприятных условий труда, решение конфликтов и др.). Процесс контроля содержит следующие стадии: измерение результата, сравнение с планом; анализ отклонений и регулирование.

Стандартные основания декомпозиции Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем На нижнем уровне декомпозиции представлены операции по переработке информации: регистрация, сбор, передача, обработка, отображение, хранение, защита, уничтожение информации. К любой из подсистем системы управления может быть применено и СОД 11, предполагающее выделение структурных элементов деятельности. Так, входом подсистемы СУ является информация, подлежащая некоторой переработке, выходом – переработанная информация. Субъектом деятельности, как правило, является менеджер (управляющий), а средством деятельности – используемое офисное оборудование, компьютер и т.д.

Морфологический анализ Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем Метод морфологического анализа (МА) разработан в 1930-е годы швейцарским астрономом Ф. Цвикки для конструирования астрономических приборов. Суть данного метода заключается в следующем. В проектируемом объекте выбирают группу основных признаков. В качестве признаков могут быть элементы конструкции, функции, свойства элементов. Для каждого признака предлагаются различные альтернативные варианты его реализации. Затем предложенные варианты комбинируют между собой. Из всего множества получаемых комбинаций выбираются допустимые, а затем наиболее эффективные варианты по некоторым критериям качества. Последовательность проведения морфологического анализа включает три этапа.

Морфологический анализ Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем Этап 1. Постановка задачи. Формулируются: проблемная ситуация, требования (ограничения) к проектируемому объекту, критерии оценки качества вариантов. Этап 2. Морфологический анализ. Выделяются признаки и разрабатываются альтернативные варианты для каждого признака. Морфологическая таблица a1a1 а11а11 а21а21 а31а31 a2a2 а12а12 а22а22 a3a3 а13а13 а23а23 a 3 3 = a a 2 3 a4a4 а14а14 а24а24 Этап 3. Морфологический синтез. Формируются комбинации по всем признакам и выбираются наилучшие комбинации Количество комбинаций : N = n 1 × n 2 × … × n m, n i – число вариантов по i- тому признаку N = 3 × 2 × 3 × 2 = 36 а11а11 а21а21 а31а31 а12а12 а22а22 а 2 1 а 1 2 а 1 1 а 2 2 а 3 1 а 2 2 а13а13 а23а23 а33а33 Сначала комбинируются два признака и отбрасываются наихудшие комбинации. Оставшиеся комбинации комбинируются с еще одним признаком и т.д. а21а12а13а21а12а13 а11а22а23а11а22а23 а31а22а33а31а22а33 а14а14 а24а24

Морфологический анализ Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем Пример. Подведение коммуникаций мат-л техн металлполимерыметаллоплас тик открытая закрытая комбиниро ванная мат,тех исп. металл, открытая полимеры, комбинир. Металлоплас тик,закрытая СУТДСК Томск водоканал Коммерч. подрядчик Материал труб металлполимерыметалло- пластик Технологияоткрытаязакрытаякомбини- рованная Исполни- тель СУ ТДСКТомск- водоканал коммерч. подрядчик ВариантыМатериал труб ТехнологияИсполни- тель Вариант 1металлоткрытаяСУ ТДСК Вариант 2металло- пластик закрытаяСУ ТДСК Вариант 3полимерыкомбини- рованная Томск- водоканал Вариант 4металлоткрытаяКоммерч. подрядчик Результаты

Морфологический анализ Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем Морфологическая таблица проектирования сумки Форма сумки: А11- плоская удлиненная вширь А12- плоская удлиненная вниз А13- круглая (цилиндр) А14 – сундучок Форма и размер ручек: А21 – одна длинная А22 – две коротких А23 – как у рюкзака А24=А21+А22 (одна длинная и 2 коротких) Материал сумки: А31 – кожа А32 – кожзаменитель А33 – болонь Застежка: А41 – молния А42 –застежки А43 –липучки Расположение карманов: А51 – один наружный А52 – один внутренний А53 = А51 + А52 Украшения: А61 – аппликация А62 - металлические заклепки А63 = А61 + А62

Морфологический анализ Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем Аналогичный механизм комбинирования признаков структуризации используется в методах порождающих грамматик. В основе этих методов лежит процедура порождения функций сложной системы путем комбинирования небольшого числа «элементарных действий». Формируется некий язык, алфавит которого составляют «элементарные действия», а синтаксис – правила комбинирования этих действий. Рассмотрим некоторые из этих методов: -Метод формирования структуры целей и функций -Метод структурно-функционального проектирования Казарновского -Метод синтеза технологий управления

Метод формирования структуры целей и функций. Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем Метод представляет собой пошаговую процедуру формирования иерархии функций сложной системы. В качестве признаков структуризации используются стандартные основания декомпозиции, а в качестве альтернативных вариантов значений признаков – подсистемы (функции), порождаемые этими СОД. Множество значений одного признака называется классификатором. Таким образом, классификаторы, по сути, являются элементарными функциями.

Метод формирования структуры целей и функций. Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем Для автоматизации данного метода была разработана компьютерная программа АДПАЦФ (Автоматизированная Диалоговая Процедура Анализа Целей и Функций). Алгоритм работы программы следующий. Пользователь вводит признаки структуризации и их значения (классификаторы). Затем система автоматически формирует все возможные комбинации значений первых двух признаков и выдает их пользователю. Пользователь отбирает подходящие комбинации, которые затем комбинируются со значениями третьего признака и т.д., пока не будут перебраны все признаки.

Методы композиции Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем ПР_ОП ПР_ВП ПР_МТС ПП_ОП … ПР_ОП ПР_ВП ПР_МТС ПП_ОП … +––+…+––+… Прогнозирование основного производства Перспективное планирование основного производства ПР_ОП_АВТ ПР_ОП_ЗЧ ПР_ОП_ТНП ПП_ОП_АВТ ПП_ОП_ЗЧ … ПР_ОП_АВТ ПР_ОП_ЗЧ ПР_ОП_ТНП ПП_ОП_АВТ ПП_ОП_ЗЧ ПП_ОП_ТНП … +––++–…+––++–… ПР_ОП_АВТ ПП_ОП_АВТ ПП_ОП_ЗЧ … Прогнозирование основного производства автомобилей Перспективное планирование основного производства автомобилей Перспективное планирование основного производства зап. частей ПР ПП ТП … ОП ВП МТС … ZU OU прогнозирование перспективное планирование текущее планирование цикл управления основное производство вспомогательное производство материально-техническое снабжение объект управления автомобили запасные части товары народного потребления ПР_ОП ПП_ОП … VP АВТ ЗЧ ТНП … виды продукции Метод формирования структуры целей и функций

Методы композиции Основные роды деятел - ти: h – производство; v – жизнеобеспечение; p – организация (адаптация); c – управление; f – обновление. Метод структурно-функционального проектирования Казарновского Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем Комбинации по правилу « присоединения слева »: vh – жизнеобеспечение производства ; ph – организация производства ; ch – управление производством ; fh – обновление производства ; Более сложные комбинации : pvh – организация жизнеобеспечения производства ; cfh – управление обновлением производства ; pcfh – организация управления обновлением производства ; fcvh – развитие управления жизнеобеспечением производства ; Функции, связанные с элементами структуры: i – обеспечение предметами деятельности, k – обеспечение инструментами, l – обеспечение энергией, o – вывод продукции, t – технологическое преобразование Комбинации: ich – получение входных данных для управления производством; ocvh – вывод (передача) решения по управлению жизнеобеспечением производства.

Методы композиции Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем Метод последовательного синтеза информационных технологий управления. В основе данного метода лежит последовательное формирование множества задач управления, функций переработки информации и сопоставление каждой из функций информационных и программно- технических средств их реализации. Сначала формируются задачи управления путем комбинирования этапов жизненного цикла производства продукта с этапами жизненного цикла управления. Обозначим множество фаз жизненного цикла получения конечных продуктов через :, а множество этапов управления через :. Последовательно сопоставляя элементы множества P и Z, сформируем множество задач управления по выпуску продуктов:.

Методы композиции Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем Примеры задач управления: p1z1 – прогнозирование потребности в продукте; p2z2 – планирование снабжения; p3z2 – планирование производства; p3z3 – контроль производства. Некоторые комбинации могут быть отброшены, как несущественные. Затем определяется множество функций управления комбинированием сгенерированных задач с этапами жизненного цикла переработки информации. Обозначим фазы переработки информации через :. Последовательно сопоставляя элементы множеств PZ и X, определим множество функций переработки информации при реализации каждой из задач управления.

Методы композиции Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем Примеры функций управления: p1z1x2 – сбор исходной информации для прогнозирования потребности в продукте; p2z2x3 – передача информации, используемой для планирования снабжения; p3z2x4 – обработка информации в процессе планирования производства..

Методы композиции Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем В качестве примера рассмотрим модель выбора задач управления при организации работы кафедры учебного заведения. Будем считать, что множество элементов P составляют этапы: p1 -организация нового набора, p2 -организация обучения, p3 -организация распределения. Множество Z состоит из элементов: z1 -прогнозирование, z2 -планирование, z3 -оперативное управление, а множество X - из элементов: x1 -сбор информации, x2 -обработка информации, x3 -хранение информации, x4 -защита информации. В этом случае множество задач управления для этапа p1 может быть сформировано следующим образом: p1z1- прогнозирование организации нового набора; - планирование организации нового набора; - оперативное управление организацией нового набора.

Методы композиции Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем Аналогичным образом может быть расписано и множество задач для этапов p2 и p3. Например, p2 z1 – прогнозирование организации обучения. Для детализации этапа представим процесс обучения в виде основных структурных элементов: p2I - преподаватели, p2II - обучаемые, p2III - материальная база учебного процесса, p2IV - технология обучения. В этом случае задачи множества могут быть представлены в виде: p2I z1 - прогнозирование параметров преподавателей; p2II z1 - прогнозирование параметров обучаемых; p2III z1 - прогнозирование параметров материальной базы учебного процесса; p2IV z1 - прогнозирование параметров технологии обучения.

Методы композиции Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем Множество задач управления для p1z1 включает следующие задачи: p1z1x1 - сбор информации для прогнозирования организации нового набора; p1z1x2 - обработка информации для прогнозирования организации нового набора; p1z1x3 - хранение информации для прогнозирования организации нового набора; p1z1x4 - защита информации для прогнозирования организации нового набора. Очевидно, что процесс формирования задач управления может выполняться в другой последовательности.

Методы композиции Регистрация Сбор Передача Обработка Отображение Хранение Защита Уничтожение Прогнозирование Планирование Учет, контроль Анализ Регулирование Анализ последствий Потребность Снабжение Производство Контроль качества Реализация Сопровождение Прогнозирование потребности Прогнозирование снабжения … Планирование производства Планирование реализации … Контроль снабжения Контроль производства … Жизненный цикл производстваЖизненный цикл управления Этапы переработки информации Регистрация информации для прогнозирования потребности … Обработка информации при планировании производства Хранение информации о контроле снабжения Задачи управления Функции управления Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем Метод синтеза технологий управления

Методы композиции Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.4. Декомпозиция/композиция систем Предложенная схема позволяет, с одной стороны, перейти к проектированию инструментальных, математических, технических, информационно-программных методов и средств по реализации этапов жизненного цикла переработки информации при решении функциональных задач управления на каждой фазе жизненного цикла производства материальных конечных продуктов, а с другой стороны позволяет перейти к формированию технологии, как определенной последовательности управленческих действий по получению информационных конечных продуктов системы.

Страты Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.5. Модели иерархических систем Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3 Более детальное описание Уровень 4 Лучшее понимание всей системы Этот вид иерархии позволяет описывать систему на разных уровнях абстрагирования. Отношения между подсистемами смежных уровней относятся к типу « целое - часть ». Страта 1: Морфология Страта 2: Синтаксис Страта 3: Семантика Страта 4: Ситуация Структура системы понимания естественного языка:

Слои Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.5. Модели иерархических систем Этот вид иерархии используется для структуризации процессов принятия сложных решений. Сложную проблему, подлежащую решению, разбивают на множество последовательно расположенных более простых подпроблем, решение которых позволяет решить и исходную проблему. Глобальная цель Направления деятельности Стратегии (задачи) Программы мероприятий … … … Слои принятия решений процесса разработки программы развития социально-экономической системы: Отношения между подсистемами смежных слоев имеют смысл: «средство-цель» - подцели есть средства достижения вышестоящей цели, «причина-следствие» -достижение цели вышестоящего уровня есть следствие достижения подцелей, «аргумент-функция» -вышестоящая цель есть функция от нижестоящих целей, «ситуация-действие» - для достижения ситуации, соответствующей цели, требуется выполнение действий, реализующих подцели.

Эшелоны Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.5. Модели иерархических систем Обратная связь от управляемого процесса Эшелон 3 Эшелон 2 Эшелон 1 Процесс Информационная обратная связь Управление Координация Решающий элемент Иерархия принятия решений Это понятие иерархии относится к многоуровневым системам управления. Принимающие решение элементы располагаются иерархически в том смысле, что некоторые из них находятся под влиянием или управляются другими решающими элементами Элементы верхнего уровня хотя и обуславливают целенаправленную деятельность элементов нижних уровней, но не полностью управляют ею. Принимающим решения элементам предоставлена некоторая свобода в выборе их собственных решений.

Классы Часть 2. Методы и модели ТСиСА Тема 2.5. Модели иерархических систем Данный вид иерархии используется для классификации понятий. Иерархию составляют классы понятий, связанные отношениями « общее – частное ». Класс «Автомобиль» … … Класс «Легковой автомобиль»Класс «Грузовой автомобиль» Класс «Легковой автомобиль производства ВАЗ» Класс «Автомобиль ВАЗ-2108» Класс понятий, лежащий ниже по иерархии, включает в себя декомпозируемый класс ( все его свойства ), добавляя к нему некоторые дополнительные свойства, т. е. уточняя его, конкретизируя. Перенос свойств классов понятий на подклассы называют наследованием.