Тема: РАЗВИТИЕ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕЧИ, ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ. РАЗВИТИЕ АНАЛИЗАТОРОВ, РЕФЛЕКТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЕ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нервно-психическое развитие ребенка от 1 до 12 месяцев жизни.
Advertisements

Презентацию подготовила учитель-логопед дошкольного отделения 1 ГБОУ СОШ 1415 Антипенко Анна Романовна 1.
Новорожденность - критический период в жизни ребенка. Основные новообразования возраста.
«ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ» «ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ» МДОУ «ДЕТСКИЙ САД 9 «ЛАСТОЧКА»
Младенчество (первый год жизни ребенка)
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
Возрастные особенности и психология детей от рождения до 1 го да. Педагог-психолог: Петрова. О.В МАДОУ 5 «Теремок»
LOGO СРС Нервно - психическое развитие детей первого года жизни Выполнила Врач-интерн Хабарова Наталья Юрьевна 752 гр. ОВП.
Тема 3 МЛАДЕНЧЕСКИЙ ПЕРИОД. Существенная черта психики младенца – многоканальность развития: формирование психики одновременно происходит в различных.
Развитие речи у ребенка на первом году жизни Выполнила Ширякова О.И. 513 группа лечебного факультета.
Речь детей с РДА Горбачева Л.И.. Этапы становления речи детей по А.Н. Леонтьеву 1-й – подготовительный – до 1 года; 2-й – преддошкольный – от 1 года до.
Практическое занятие 5. (от лат. reflexus - отражённый) (от лат. reflexus - отражённый) - реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Югорский.
Особенности развития речи и языка у детей с синдромом Дауна и пути преодоления трудностей. Оксана Кондратюк, логопед ВБО «Даун Синдром»
Этап новорожденности длится от рождение до момента появления комплекса оживления - первого осознанного действия, направленного на общение с родителем.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить.
Результаты коррекционно - развивающей работы с учащимися коррекционной школы 8 вида за 2014 – 2015 уч. год учителя – логопеда Шишовой Л. Г.
МБОУ «Начальная школа-детский сад» Воспитатели: Махарандина С.В., Бучинская Г.В. Помощник воспитателя: Якушонок М.В.
Транксрипт:

Тема: РАЗВИТИЕ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕЧИ, ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ. РАЗВИТИЕ АНАЛИЗАТОРОВ, РЕФЛЕКТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЕ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕЧИ, ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ. РАЗВИТИЕ АНАЛИЗАТОРОВ, РЕФЛЕКТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Д.м.н., доцент Галактионова М.Ю. Красноярск, 2012 Лекция 3 для студентов 3 курса, обучающихся по специальности Педиатрия Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО КрасГМУ

Цель : Представить закономерность развития высшей нервной деятельности ребёнка, показатели и критерии нормального развития, методы их клинической оценки, в практике врача – педиатра, подчеркнуть роль педиатра в организации условий для нервно-психического развития детей, методы контроля.

ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1.Актуальность 2.Психомоторное развитие (ПМР), методы оценки 3.Зрительный анализатор 4.Анализатор слуха 5.Развитие эмоций 6.Этапы формирования психики 7.Заключение

Знание основных особенностей психомоторного развития дает возможность оценить наиболее характерные этапы развития ребенка: при этом оцениваются моторика развития ребенка; развитие речи; социальная адаптация

Психомоторное развитие ребенка - это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных качеств ребенка, в результате чего возникает взаимодействие ребенка с внешней средой.

Развитие речи и эмоций является показателем условно- рефлекторной деятельности Дифференцировка условных рефлексов обычно начинается со 2- 3 месяца; Основным в формировании рефлексов является пищевая доминанта; Плачущий ребенок успокаивается в положении при кормлении грудью; К 6 месяцам происходит образование рефлексов во всех воспринимающих органах ( глаза, уши, нос, кожа);

Этапы развития речи: Развитие речи связано со становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга и результатом общения со взрослыми людьми подготовительный - развитие гуления и лепета 2- 7месяцев; возникновение сенсорной речи- умение связывать слово с конкретным предметом с 7 – 8 месяцев; возникновение моторной речи к 11 месяцу жизни. К году ребенок знает слов

Развитие эмоций Эмоции новорожденного отрицательные, однообразные и рациональные, так как служат сигналом неблагополучия; Через несколько дней после рождения при приближении матери повышается двигательная активность, усиливаются сосательные движения, затем во время кормления ребенок рассматривает лицо матери, ощупывает грудь; С 1 месяца жизни интерес к матери уже вне пищевой ситуации.

Зрительный анализатор Зрение – сложный физиологический акт, комплексная работа глаз, зрительного пути и зрительных центров коры головного мозга; Доношенный ребенок на яркий свет реагирует сужением зрачков, морганием, хорошо выражен корнеальный рефлекс; Слезные железы не функционируют, способен различать свет и темноту

Слуховой анализатор Слуховой анализатор анатомически и функциональное сформирован к моменту рождения, поэтому новорожденный ребенок способен воспринимать звуковые раздражители сразу после рождения, он реагирует на внезапный звук плачем или вздрагиванием; С 7-8 недель ребенок начинает проявлять сосредоточение в направлении звука, поворачивает голову; С 3-4 месяцев различает голос матери.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИКИ соматовегетативный тип первые 2 года жизни ребенка; психомоторный 36-й год жизни; этап формирования стабильного эмоционального фона – 7-10 лет; аффективно-идеаторный этап 1112 лет. В психиатрии различают возрастные кризисы в 24 года, 78 лет, в пубертатном возрасте

Методика определения уровня НПР детей первого года жизни Зрительные ориентировочные реакции; Слуховые ориентировочные реакции; Эмоции и социальное поведение; Движения общие; Движения руками; Подготовительные этапы развития активной речи; Активная речь; Навыки и умения в процессах;

10 дней Зрительные ориентировочные реакции: Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение); движения глаз скачкообразные. Слуховые ориентировочные реакции: Вздрагивает и мигает при резком звуке.

1 месяц Зрительные ориентировочные реакции: Сосредотачивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней, поворачивая голову вправо и влево. Слуховые ориентировочные реакции: Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки). Эмоции и социальное поведение: Первая улыбка в ответ на разговор взрослого Движения общие: Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Подготовительные этапы развития активной речи: Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

3 месяца Зрительные ориентировочные реакции: Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке) Эмоции и социальное поведение: Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним Движения руки: Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящие над грудью. Движения общие: Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. Держит голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

6 месяцев Слуховые ориентировочные реакции. -разному реагирует на свое и чужое имя. Движение руки, действия с предметами. Свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую Движения общие. Переворачивается с живота на спину. Двигается, переставляя руки или немного подползая Подготовительные этапы развития активной речи. Произносит отдельные слоги («ба», «ма»), (начало лепета), может повторить за взрослым. Отзывается на свое имя.

8 месяцев Эмоции и социальное поведение: интерес к другим детям, подражает действиям или лепету Действия с предметами. Игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними, подражает игре взрослого Движения общие. Сам садится, сидит и ложится, придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, переступает Подготовительные этапы развития понимания речи. На вопрос «Где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия. Подготовительные этапы развития активной речи. Громко, четко и повторно произносят различные слоги. Навыки и умения в процессах. Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьет, слегка придерживает чашку.

12 мес ( 1 год) Двигательные навыки Ходит, держась за руку или за мебель Адаптивные реакции В ответ на просьбу или жест отдает предмет Речевые навыки Знает несколько ( ) слов, помимо «мама» и «папа» Социальный контакт Играет в простые игры с мячом; в процессе одевания активно участвует, меняя позу.

18 месяцев Двигательные навыки Скованность движений во время бега, может сидеть на низком стуле. Поднимается по ступенькам. исследует ящики столов и другие предметы Адаптивные реакции Собирает пирамиду из кубиков. Рисует ломаные линии. Речевые навыки Знает в среднем 10 слов; называет предметы, изображенные на картинках. Социальный контакт Самостоятельно ест; жалуется если мокро или грязно; проявляет ласку если родители раздражены

36 лет жизни (психомоторный, сенсорный этап) Ребенок ищет себе образец для подражания. Восприятие мира может сопровождаться многочисленными фантазиями.

7-10 лет. В этот период формируется стабильный эмоциональный фон. Двигательная активность становится целенаправленной. Ребенок становиться более независим, находит свои стандарты поведения. Начинает формироваться чувство долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела. Проявляются признаки полового созревания, эмоциональные чувства, осознание своей половой принадлежности.

11-12 лет. Аффекторно- идеаторный этап. Завершается морфологическое и функциональное созревание нервной системы. Развивается познавательная деятельность, специфическая память. Начинается половое созревание и связанные с ним поведенческие особенности общения с окружающими. Ребенок старается быть независимым от родителей. Формируется собственное «Я».

Основная: 1. Пропедевтика детских болезней/ Под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С. – М.: ГЭОТАР-Медиа, с. Дополнительная: 1. Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»: Учебное пособие для самостоятельной работы студ. 3-4 курсов по спец – Педиатрия / авт.текста Галактионова М.Ю., Чистякова И.Н., Позднякова Л.И.- Красноярск: КрасГМУ Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.-М.: ГЭОТАР-Медиа Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В.О. Быкова.-Ростов н/Д.: Феникс Рост и развитие ребенка / авт. текста Юрьев В.В., Симаходский А.С., Воронович Н.Н., Хомич М.М.- СПб.: Питер Непосредственное обследование ребенка / под ред. В.В. Юрьева.-СПб.: Питер Электронные ресурсы: 1.ИБС КрасГМУ 2.БД МедАрт 3.БД Консультант студента 4.БД Ebsco Литература:

Спасибо за внимание!