К анализу проекта Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года Никитина Бэла Анатольевна К.с.н., доцент СамГУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Заволжского муниципального района Ивановской области до 2020 года.
Advertisements

Внедрение систем экологического управления – фактор устойчивого развития территории ЯНАО В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14.
П Р О Г Р А М М А СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД.
Выполнил студент 4 курса Проскурин Виталий. Ульяновская область входит в состав Поволжского экономического района и Приволжского федерального округа.
Ленинградская область. Численность населения чел. (2018); Плотность населения 21,62 чел./км 2 (2018); Городское население 63,79% (2018).
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск до 2025 года 2014.
Программа комплексного социально- экономического развития города Ярославля на годы 1.
Лекция 6. Прогнозирование социального развития и уровня жизни.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Экологическая политика ОАО «Татэнерго». Именно применение электроэнергии сделало возможным развитие самых передовых отраслей промышленности: автоматизацию.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Меры по совершенствованию бизнес-среды в Стратегии развития агропромышленного комплекса Кыргызской Республики до 2020 года» МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.
Анализ стратегии социально- экономического развития Челябинской области.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Улучшение социально- экономического положения пожилых людей - приоритетное направление государственной социальной политики Конференция, посвящённая проблемам.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
ПРОГНОЗ CОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ НА 2007 ГОД.
Июнь 2010 Численность населения мира Каждое десятилетие в среднем численность населения мира увеличивается на 16,9% При этом каждый родившийся человек.
Транксрипт:

К анализу проекта Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года Никитина Бэла Анатольевна К.с.н., доцент СамГУ

Договоримся о терминах Миссия Миссия Кластер Кластер Устойчивое развитие Устойчивое развитие «Технопарк для вредных химических технологий» «Технопарк для вредных химических технологий» Капитализация населения Капитализация населения Межкластерный эффект и др. Межкластерный эффект и др. Согласно общественному опросу, на вопрос, что такое «российские нанотехнологии», 70% затруднились ответить, 20% ответили "м-ммм...", 9% затруднились ответить "м-ммм...", и только один человек категорически отрезал: «Россия – страна огромная, и никаких нано- технологий у нас быть не может!».

Что есть миссия? 2) «МИССИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СОЗДАНИИ ОБРАЗЦОВОГО ДЛЯ РОССИИ РЕГИОНА, ЗАДАЮЩЕГО СОВРЕМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ГАРМОНИЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В ИНТЕРЕСАХ НЫНЕШНИХ И БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ. Определение, схожее с определение устойчивого развития, но совершенно исключен экологический аспект. Недоучет экологического компонента в Стратегии в целом. 3) СТРЕМЛЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СОХРАНИТЬ И СДЕЛАТЬ БЛИЖЕ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ПОВОЛЖЬЯ, РОССИИ И ВСЕГО МИРА УНИКАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА «САМАРСКАЯ ЛУКА». Отсутствует специальный раздел по «Самарской Луке», далее в основных направлениях СЛ отдельно не рассматривается. 1) ПРЕВРАЩЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В ЗОНУ УСПЕХА, ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЕЕ ЖИТЕЛЕЙ». Внутренняя цель, ориентированная на жителей, описывается в последнюю очередь

Что есть слоган? Смысл слогана? Его соотношение с миссией? «Мы сделаем это! Поехали!» «Мы сделаем это! Поехали!» «Yes! We`ll Make It!» «Yes! We`ll Make It!» «Oui, nous allons faire ça!» «Oui, nous allons faire ça!» «Ja, Machen Wir Das! Los Geht's! «Ja, Machen Wir Das! Los Geht's!

Договоримся о временных рамках Стратегия была профинансирована в 2011 году. Стратегия была профинансирована в 2011 году. Обсуждается в 2012 гю Обсуждается в 2012 гю В некоторых местах анализируется ситуация на 2009 год В некоторых местах анализируется ситуация на 2009 год Ситуация УЖЕ изменилась и надо вносить изменения в текст или ситуация рассматривается как принципиально неизменная? Ситуация УЖЕ изменилась и надо вносить изменения в текст или ситуация рассматривается как принципиально неизменная?

Договоримся о логике Дерево целей строится исходя из определений основных задач, каждая из которых разбивается на содержательные подзадачи, достаточные и необходимые для решения задачи более высокого уровня Дерево целей строится исходя из определений основных задач, каждая из которых разбивается на содержательные подзадачи, достаточные и необходимые для решения задачи более высокого уровня

Главная цель: Устойчивый рост качества жизни населения Самарской области на основе эффективного функционирования инновационной экономики и создания потенциала опережающего развития при условии реализации стратегических политических, экономических и социальных приоритетов РФ Устойчивый рост качества жизни населения Самарской области на основе эффективного функционирования инновационной экономики и создания потенциала опережающего развития при условии реализации стратегических политических, экономических и социальных приоритетов РФ

Приоритетные направления развития Самарской области Конкретизация приоритетного направления 1. Достижение среднеевропейских показателей уровня жизни населения Повышение уровня доходов населения до среднеевропейского уровня Ликвидация абсолютной бедности Создание эффективной системы социального обеспечения Повышение уровня капитализации населения Повышение капитализации человеческих ресурсов до европейского уровня 2. Увеличение продолжительности жизни и сбережение населения Улучшение демографической ситуации Уменьшение уровня младенческой смертности Увеличение продолжительности жизни Сбережение трудоспособного населения Проведение эффективной миграционной политики 3. Опережающее развитие социальной инфраструктуры и обеспечение экологической безопасности Улучшение социальной инфраструктуры Приоритетное развитие образования, здравоохранения, культуры Развитие системы обеспечения экологической безопасности и охрана окружающей среды 4. Развитие экономического потенциала и инновационной экономики Развитие инновационных отраслевых и межрегиональных кластеров, создание инновационной экономики и экономики знаний Опережающее развитие малого и среднего предпринимательства Развитие внешнеторгового потенциала Модернизация основных фондов Обеспечение сбалансированности рынка труда 5. Обеспечение эффективного экономического роста Оптимизация налоговой системы Стимулирование роста выпуска товаров и услуг Повышение инвестиционной привлекательности и реализация инвестиционного потенциала Самарской области Повышение производительности труда Снижение энергоемкости ВРП

Почему уровень жизни и не качество жизни? Не уровень развития человеческого потенциала? Уровень жизни уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления Уровень жизни уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потреблениядоходов на душу населениядоходов на душу населения Сегодня существуют более совершенные инструменты замера благополучия – ИРЧП, скорректированный по уровню неравенства. Он является более широким показателем, однако используется для расширения понятия уровень жизни. Сегодня существуют более совершенные инструменты замера благополучия – ИРЧП, скорректированный по уровню неравенства. Он является более широким показателем, однако используется для расширения понятия уровень жизни.

Увеличение продолжительности жизни и сбережение населения. Улучшение демографической ситуации Численность постоянного населения, тыс. чел Специальный коэффициент рождаемости, число родившихся на 1000 женщин фертильного возраста 44,340,2 Общий коэффициент смертности, чел на 1000 населения 15,215,7 Уменьшение уровня младенческой смертности Уровень младенческой смертности, промилле 6,44,2 Увеличение продолжительности жизни Ожидаемая продолжительность жизни, лет 68,375,0 Сбережение трудоспособного населения Численность населения в трудоспособном возрасте, в % к базовому году 100,084,8 Проведение эффективной миграционной политики Миграционный прирост, чел. на 10 тыс. чел 24,032,2

Почему в Стратегии выделены отдельные проекты, не вписанные в общее дерево целей? «Кроме вышеперечисленных целей и задач, необходимо также выделить ряд крупных стратегических проектов, которые носят общесистемный характер, характеризуются интегральным (межкластерным) эффектом и оказывают влияние на социальную и экономическую сферы Самарской области в целом». «Кроме вышеперечисленных целей и задач, необходимо также выделить ряд крупных стратегических проектов, которые носят общесистемный характер, характеризуются интегральным (межкластерным) эффектом и оказывают влияние на социальную и экономическую сферы Самарской области в целом».

Стратегические проекты – драйверы роста Самарской области Почему только экономики? Нет социальных и эко-проектов? Создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский Создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский Создание технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» в городском округе Тольятти Создание технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» в городском округе Тольятти Создание и развитие технопарка Самарской области в городе Самара Создание и развитие технопарка Самарской области в городе Самара Создание инфраструктуры и строительство объектов для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году Создание инфраструктуры и строительство объектов для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году Строительство нового аэровокзального комплекса, реконструкция и модернизация инженерных систем и коммуникаций международного аэропорта «Курумоч», а также его эксплуатация Строительство нового аэровокзального комплекса, реконструкция и модернизация инженерных систем и коммуникаций международного аэропорта «Курумоч», а также его эксплуатация Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Самарской области Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Самарской области Строительство автомобильной дороги «Автодорожный маршрут «Центр-Поволжье-Урал» на территории Самарской области с мостовым переходом через реку Волга Строительство автомобильной дороги «Автодорожный маршрут «Центр-Поволжье-Урал» на территории Самарской области с мостовым переходом через реку Волга Строительство монорельсовой дороги (скоростного железнодорожного пути) Новокуйбышевск- Самара-Курумоч-Тольятти Строительство монорельсовой дороги (скоростного железнодорожного пути) Новокуйбышевск- Самара-Курумоч-Тольятти Расширение самарского метрополитена Расширение самарского метрополитена Проведение дноуглубительных работ для развития водного транспорта Проведение дноуглубительных работ для развития водного транспорта Строительство судоверфей для речного флота Строительство судоверфей для речного флота Строительство канатной дороги через Волгу Строительство канатной дороги через Волгу Строительство серии химпарков для вредных производств - Строительство серии химпарков для вредных производств - Создание фармацевтического парка Создание фармацевтического парка Строительство ветротурбин с принудительным запуском в зонах побережья Куйбышевского водохранилища, Жигулевских и Сокольих гор Строительство ветротурбин с принудительным запуском в зонах побережья Куйбышевского водохранилища, Жигулевских и Сокольих гор Строительство серии биоэнергетических станций на отходах пищевых производств Строительство серии биоэнергетических станций на отходах пищевых производств Создание инфраструктуры системы экологического мониторинга в районах концентрации химических производств Создание инфраструктуры системы экологического мониторинга в районах концентрации химических производств Проектирование и строительство Ледового дворца спорта «Лада-Арена» в городе Тольятти Проектирование и строительство Ледового дворца спорта «Лада-Арена» в городе Тольятти Строительство автодрома в городе Тольятти Строительство автодрома в городе Тольятти Строительство регионального туристско-рекреационного комплекса Самарской области «Жигулевская жемчужина» в селе Ширяево Строительство регионального туристско-рекреационного комплекса Самарской области «Жигулевская жемчужина» в селе Ширяево Модернизация и строительство современного грязелечебного комплекса в Исаклинском районе Модернизация и строительство современного грязелечебного комплекса в Исаклинском районе Строительство горнолыжного комплекса в Жигулевских горах Строительство горнолыжного комплекса в Жигулевских горах Строительство гидропарка на пойменных территориях городском округе Новокуйбышевска Строительство гидропарка на пойменных территориях городском округе Новокуйбышевска Строительство полей для гольфа Строительство полей для гольфа

А что с Самарской Лукой? Строительство горнолыжного комплекса в Жигулевских горах Строительство горнолыжного комплекса в Жигулевских горах

Опережающее развитие социальной инфраструктуры и обеспечение экологической безопасности Улучшение социальной инфраструктуры Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями, мест на 1000 детей дошкольного возраста Численность студентов в вузах, % к населению в возрасте года 46,346,88 Приоритетное развитие образования, здравоохранения, культуры Бюджетные расходы на здравоохранение, % от ВРП 3,34,6 Бюджетные расходы на образование, % от ВРП 4,96,1 Развитие системы обеспечения экологической безопасности и охрана окружающей среды Бюджетные расходы на экологию, % от ВРП 0,130,21 Прирост инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды к уровню базового года (в ценах базового года), раз 1,015,8

Анализ результатов экологического развития области Ожидаемые результаты развития в сфере экологического развития Ожидаемые результаты развития в сфере экологического развития В качестве показателей результативности осуществления природоохранной политики на территории Самарской области должны стать следующие целевые показатели: В качестве показателей результативности осуществления природоохранной политики на территории Самарской области должны стать следующие целевые показатели: - увеличение доли площади территории Самарской области, занятой особо охраняемыми природными территориями; УСТАРЕВШАЯ ЦЕЛЬ – проблема состоит в том, чтобы обеспечить рекомендованный режим - увеличение доли площади территории Самарской области, занятой особо охраняемыми природными территориями; УСТАРЕВШАЯ ЦЕЛЬ – проблема состоит в том, чтобы обеспечить рекомендованный режим - уменьшение доли отходов, размещенных в окружающей среде, в общем объеме образованных отходов; - создание экопарков – комплексов производств, связанных единой линией передачи - уменьшение доли отходов, размещенных в окружающей среде, в общем объеме образованных отходов; - создание экопарков – комплексов производств, связанных единой линией передачи - уменьшение количества несанкционированных свалок (до их полной ликвидации); - уменьшение количества несанкционированных свалок (до их полной ликвидации); - улучшение качества поверхностных вод за счет комплекса мероприятий, в том числе и качества сточных вод; - улучшение качества поверхностных вод за счет комплекса мероприятий, в том числе и качества сточных вод; - увеличение объема расходов бюджета Самарской области на реализацию региональных программ в области охраны окружающей среды. НЕТ!! У НАС И ТАК МНОГО СРЕДСТВ. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ЗАТРАТ. И ТАК СИТУАЦИЯ ХУЖЕ ЧЕМ В ДРУГИХ РЕГИОНАХ – несмотря на деньги. - увеличение объема расходов бюджета Самарской области на реализацию региональных программ в области охраны окружающей среды. НЕТ!! У НАС И ТАК МНОГО СРЕДСТВ. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ЗАТРАТ. И ТАК СИТУАЦИЯ ХУЖЕ ЧЕМ В ДРУГИХ РЕГИОНАХ – несмотря на деньги.

Недооценка экологического компонента роста – необходимо ввести экологическую идеологию В рамках Стратегии постоянно проиходит отделение экологических проектов от проектов инновационных и модернизационных. В рамках Стратегии постоянно проиходит отделение экологических проектов от проектов инновационных и модернизационных. В частности рекомендуется «в этой связи целесообразным является разработка и принятие, в дополнение к Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 г., отдельной Стратегии «зеленого» (экологически ориентированного) роста Самарской области по аналогии со стратегиями «зеленого роста» ОЭСР, других международных организаций, ведущих развитых и развивающихся стран мира и крупнейших субнациональных образований и мегаполисов.» В частности рекомендуется «в этой связи целесообразным является разработка и принятие, в дополнение к Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 г., отдельной Стратегии «зеленого» (экологически ориентированного) роста Самарской области по аналогии со стратегиями «зеленого роста» ОЭСР, других международных организаций, ведущих развитых и развивающихся стран мира и крупнейших субнациональных образований и мегаполисов.»

В 2010 году МЛХООСИП была разработана Стратегия экологического развития Самарской области Ее авторы делают акцент на том, что решение экологических проблем возможно только при комплексной модернизации экономики. Ее авторы делают акцент на том, что решение экологических проблем возможно только при комплексной модернизации экономики. Стратегия не размещена на сайте МЛХООСИП, но есть в «Консультанте», оставаясь незаметной для большинства. Стратегия не размещена на сайте МЛХООСИП, но есть в «Консультанте», оставаясь незаметной для большинства.

Необходимо проанализировать и оптимизировать ОЦП «Программу совершествовани обращения с отходами производства и потребления и формирования кластера вторичных отходов Программа не проанализирована, не дополнена и не скорректирована, воспроизводятся штампы. Программа не проанализирована, не дополнена и не скорректирована, воспроизводятся штампы.

Выводы по состоянию системы обращения с ТБО Управление отходами производства и потребления на территории муниципальных образований Самарской области осуществляется в соответствии с нормативными правовыми документами (более 100). Принимаемые администрациями городских округов и муниципальных районов меры носят локальный характер и не позволяют использовать преимущества кооперации в создании межмуниципальной инженерной инфраструктуры, современных технологий обращения с отходами и по этой причине не способны кардинально изменить в ближайшие годы положение к лучшему. Управление отходами производства и потребления на территории муниципальных образований Самарской области осуществляется в соответствии с нормативными правовыми документами (более 100). Принимаемые администрациями городских округов и муниципальных районов меры носят локальный характер и не позволяют использовать преимущества кооперации в создании межмуниципальной инженерной инфраструктуры, современных технологий обращения с отходами и по этой причине не способны кардинально изменить в ближайшие годы положение к лучшему. Сложившаяся в Самарской области система правового регулирования не выделяет переработку вторичных ресурсов в качестве автономного объекта управления. В этой связи на обращение с вторичными ресурсами распространяются требования нормативных правовых документов, регламентирующих обращение с отходами в целом. Таким образом, реализуется только одно направление в системе обращения с отходами - захоронение на полигонах и свалках. Сложившаяся в Самарской области система правового регулирования не выделяет переработку вторичных ресурсов в качестве автономного объекта управления. В этой связи на обращение с вторичными ресурсами распространяются требования нормативных правовых документов, регламентирующих обращение с отходами в целом. Таким образом, реализуется только одно направление в системе обращения с отходами - захоронение на полигонах и свалках.

Необходимо ввести экологическую терминологию Количество земельных ресурсов является важной характеристикой состояния среды обитания и окружающей среды. Для восстановления качества почв в Самарской области необходима реализация комплекса мер по их рекультивации (санации) –это неравные понятия!!, увеличению количества зеленых насаждений ???? на территории области и развитию системы обращения с отходами. Количество земельных ресурсов является важной характеристикой состояния среды обитания и окружающей среды. Для восстановления качества почв в Самарской области необходима реализация комплекса мер по их рекультивации (санации) –это неравные понятия!!, увеличению количества зеленых насаждений ???? на территории области и развитию системы обращения с отходами.

Коллеги! У нас есть прекрасная возможность продемонстрировать свою компетентность, заинтересованность, гражданскую культуру. Давайте реализуем эту возможность!

Недостаточно проработан транспортный вопрос Меры по стимулированию снижения объемов выбросов в атмосферу от автотранспорта на территории области включают в себя совершенствование транспортной инфраструктуры, строительство обводных дорог и транспортных развязок, развитие городского и междугороднего общественного транспорта, а также обновление и переоснащение парка муниципальных и личных автотранспортных средств. Меры по стимулированию снижения объемов выбросов в атмосферу от автотранспорта на территории области включают в себя совершенствование транспортной инфраструктуры, строительство обводных дорог и транспортных развязок, развитие городского и междугороднего общественного транспорта, а также обновление и переоснащение парка муниципальных и личных автотранспортных средств.