Опыт использования приемов технологии развития критического мышления в социально-экономической подготовке старшеклассников Разработала: Ермошина Т.Н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т ЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ и русского языка Выполнила: Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ.
Advertisements

Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Использование современных педагогические технологий на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания Борисова Наталья Викторовна Выступление.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы.
Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое.
Технология развития критического мышления Методы работы с источниками информации T.Галактионова, 2012 Saint-Petersburg. Herzen University 1.
Инновационные технологии. Три режима информационного обмена Экстраактивный режим Интераактивный режим Интерактивный режим Гаврыш Светлана Васильевна сайт:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Смысловое чтение l Каждому ученику постоянно приходится работать с разными текстами. Главная цель этой работы понять прочитанный текст и использовать содержание.
Технология развития критического мышления Методическое совещание
Новые педагогические технологии Технология развития критического мышления.
Бондаренко С. В. учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
Отчёт о работе методического объединения учителей иностранного языка уч. г. Руководитель МО: Демидова Е. А.
Современные педагогические технологии Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 1 г.Калининска Саратовской области» Храпкова Ольга Владимировна 2009.
Транксрипт:

Опыт использования приемов технологии развития критического мышления в социально-экономической подготовке старшеклассников Разработала: Ермошина Т.Н., учитель экономики МБОУ СОШ26 г.Дзержинска Нижегородской области 2012

Технология развития критического мышления (ТРКМ) Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания и объективного подхода к окружающему его информационному полю.

Цели ТРКМ 1) Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. 2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. 3) Развитие аналитического, критического мышления.

Цели ТРКМ 4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. 5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Алгоритм работы по ТРКМ Технологические этапы 1 стадия2 стадия3 стадия Вызов: - имеющиеся знания; - мотивация к работе; - постановка учащимся собственных учебных целей Осмысление: - получение новой информации; - корректировка поставленных целей обучения Рефлексия: - размышление, зарождение нового знания; - постановка новых целей обучения

Примеры из практики 1. Эпиграф или парадоксальное утверждение. При изучении темы «Инфляция» использовать высказывание Е. Гайдара «Инфляция – самая выгодная коммерческая операция нашего времени». А при рассмотрении темы «Неравенство доходов» русская пословица: «Богатый – как хочет, а бедный - как может».

Примеры из практики 2.Инсерт – маркировка текста значками по мере его чтения. Ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: V – уже знал, «+» – новое, «–» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы.

Маркировка текста «Послевоенный рост экономики Германии и Японии» Мар- ки- ровка Текст «V»Большая часть основных фондов этих стран была уничтожена в ходе войны. Сегодня они являются экономическими сверхдержавами. «+»В Японии в период между 1948 и 1972 г. производство на душу населения росло на 8,2% в год, а в Германии – 5,7% в год. «–»Хотя разрушение части основных фондов немедленно снижает выпуск продукции, за этим следует более быстрый, чем обычно, рост. «?»Но поскольку норма сбережений (доля продукта, идущая на инвестиции) неизменна, экономика постепенно вернётся к прежнему устойчивому состоянию.

Примеры из практики 3. Кластер – выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определённом порядке. Экономический рост Экстенсивный Измерение экономического роста Интенсивный Абсолютный прирост ВВП Среднегодовой темп прироста ВВП Темп прироста ВВП

Примеры из практики «Тонкие» вопросы«Толстые» вопросы Какие проблемы являются глобальными? Почему в некоторых странах ощущается нехватка полезных ископаемых? В каких регионах мира наблюдается высокая рождаемость? Объясните, почему глобальные проблемы взаимосвязаны? Предположите, что будет, если закончатся запасы нефти и газа? Предложите способы борьбы с терроризмом. 4. Чтение со «стóпами» (с остановками) - текст читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка, задаются «тонкие» или «толстые» вопросы. Вопросы по теме «Глобальные проблемы экономики»

Примеры из практики 5.Фишбоун – схема «рыбий скелет»: голова – проблема или вопрос; верхние косточки – основные понятия или причины; нижние косточки – суть понятий или следствия; хвост – вывод или ответ на вопрос. Измерение стоимости товаров и услуг Посредник в обмене товаров Ликвидный финансовый актив Оплата отложенных (срочных) платежей Что такое деньги? Мера стоимости Средство обращения Средство сбережения Средство платежа Всё то, что выполняет функции денег; законное платёжное средство

Примеры из практики 6.ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Позиция: Я считаю, что государство должно вмешиваться в рыночную экономику. Обоснование: Потому что существуют экономические явления, с которыми рынок самостоятельно не может справиться. Подтверждение: Я могу подтвердить это словами Р. Альфонсина о необходимости государственного регулирования в условиях рынка для: борьбы с монополизмом, установления равноправия, перераспределения доходов, поддержки малых и средних компаний, развития здравоохранения и образования. Следствие: Следовательно, для эффективного функционирования и развития рыночной экономики необходимо государственное регулирование.

Примеры из практики 7.Синквейн - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме. Синквейн по теме «Инфляция»: 1. Инфляция 2. Неожиданная, высокая. 3. Повышает, обесценивает, сокращает. 4. Денег много, а купить не на что. 5. Беда.

Примеры из практики 8. Сводная таблица: «Плюс. Минус. Интересно». Тема «Неравенство доходов» П («плюс», положительные черты, достоинства) Отражает разные способности людей. Обусловлено соотношением спроса и предложения на рынке труда. Стимулирует производительный труд. М («минус», отрицательные черты, недостатки) Создает угрозу экономической и политической стабильности в стране. Приводит к росту государственных расходов (социальных трансфертов) для смягчения неравенства доходов «Богатые – богатеют, бедные - беднеют». И(«интересно», возможности для развития) У государства имеются и другие механизмы снижения неравенства доходов: создание равных «стартовых условий» для всех граждан, расширение возможностей трудоустройства для менее одаренных...

Примеры из практики 9. 5-минутное эссе. Алгоритм работы: 1. Моя позиция 2. Краткое обоснование 3. Возможные возражения 4. Доказательства правильности моей позиции 5. Заключение

Примеры из практики 10.Перепутанные логические цепочки. Предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. Политика «дешевых денег»: покупка Центральным банком ГКО – рост резервов коммерческих банков – рост предложения денег – увеличения объема кредитов – снижение ставки процента – рост инвестиционных расходов – увеличение совокупного спроса – рост объёмов производства.

Использование ТРКМ позволяет добиваться следующих образовательных результатов: -умения работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; - выражать свои мысли (устно и письменно) уверенно и корректно по отношению к окружающим; -вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; --решать возникающие проблемы; - самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); - сотрудничать и работать в группе (команде); - способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми в социально-экономической сфере.