РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА А.Ковалевская Москва Апрель, 2004.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УЧЕТ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНЫЙ УЧРЕЖДЕНИЙ Москва Апрель, 2003 А.Ковалевская.
Advertisements

УЧЕТ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Сентябрь, 2003 А.Ковалевская.
РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА А.Ковалевская.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Лекция III Нестеренко Татьяна Геннадьевна – Руководитель Казначейства России Тема: Предпосылки и основные Направления бюджетной реформы в Российской Федерации.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Правовое регулирование государственного управления Лекция 2. Правовые основы государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных.
Тема 6. Правовое регулирование государственных доходов 1.Понятие государственных и муниципальных доходов 2.Система государственных доходов 3.Налоговые.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Муниципальные финансы как ресурс муниципального социально-экономического развития.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Реструктуризация сети бюджетных учреждений в условиях реформы бюджетного процесса Гринфельдт Елена Сергеевна Институт реформирования общественных финансов.
Об автономных учреждениях в сферах науки и образования А.Ю.Савин – и.о. директора Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки.
Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Автономные учреждения: правовое регулирование, сравнительный анализ бюджетного и автономного учреждения Фонд «Институт экономики города»
1 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ЦЕЛИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ОБ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 2007 год.
Доходы бюджета. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ 1. Налоговые доходы; 2. Неналоговые доходы; 3.
Транксрипт:

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА А.Ковалевская Москва Апрель, 2004

Экономический рост в российских регионах, г.г. Доля нерыночных услуг в ВРП Темпы роста ВРП

Эффективность деятельности предприятий различных форм собственности, 2002 г. Государственная Частная Муниципальная Смешанная Иностранная

Реформа межбюджетных отношений Реформа местного самоуправления Административная реформа

Реформа межбюджетных отношений Реформа местного самоуправления Административная реформа Реструктуризация бюджетного сектора

Бюджет расширенного правительства РФ в % к ВВП, 2002 год Федеральные бюджет19,1 Бюджеты субъектов РФ11,4 Неналоговые доходы2,3 Внебюджетные социальные фонды 5,6 Всего38,4 Доля государственного сектора в экономике России – 60-65%

К хозяйствующим субъектам государственного и муниципального сектора экономики относятся: Государственные и муниципальные учреждения Государственные и муниципальные унитарные предприятия (в том числе казенные) Хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций находятся в государственной или муниципальной собственности собственности Хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций находятся в собственности хозяйственные обществ, относящихся к государственному и муниципальному сектору экономики

Организационно-правовые формы юридических лиц Бюджетные учрежденияНекоммерческие (неправительственные) организации Коммерческие предприятия МинистерстваОбщественные организации Государственные и муниципальные предприятия Ведомства (агентства, службы) ФондыЧастные предприятия Учреждения, образованные государственными органами власти и органами местного самоуправления Партнерства, и Ассоциации Предприятия со смешанной формой собственности

Что такое бюджетное учреждение... организация, созданная органами государственной власти РФ для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов (Бюджетный кодекс РФ)

Что такое унитарное предприятие...коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Унитарное предприятие создается в случае: необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач необходимости осуществления научной деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности (Федеральный закон «О государственных унитарных предприятиях»)

Структура расходов местных бюджетов, 2002 год

Структура доходов местных бюджетов, 2002 год

Сколько в России организаций бюджетного сектора и какими средствами они располагают? Сколько в России бюджетных учреждений? Сколько в России унитарных предприятий? Сколько доходов получили бюджетные учреждения из внебюджетных источников? Сколько внебюджетных доходов «прошло» через бюджет? Каков статус внебюджетных доходов бюджетных учреждений?

Количество организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, тыс.

Сколько в России бюджетных учреждений? – бюджетных учреждений федерального уровня (для сравнения: – государственных федеральных унитарных предприятий – акционерных обществ – других) 300 тысяч – организации, находящиеся в региональной и муниципальной собственности Учет федерального имущества не завершен Регистрация бюджетных учреждений носит заявительный характер Единый реестр бюджетных учреждений и унитарных предприятий отсутствует

Доходы от использования Доходы от реализации собственности Доходы от предпринимательской деятельности Административные платежи и штрафы Доходы от оказания платных услуг - ? Неналоговые доходы бюджетов

Сколько доходов бюджетные учреждения федерального уровня получили из внебюджетных источников? В 2001 году млрд. рублей В 2002 году – более 170 млрд. рублей Доходы предприятий ЖКХ от платных услуг населению в 2001 году– 160 млрд.руб.

Министерство сельского хозяйстваРоссийской Федерации Министерство природных ресурсовРоссийской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Министерствопутей сообщения Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственныйкомитет РоссийскойФедерациипо стандартизации и метрологии Российское агентство по патентам и товарным знакам -0,2 0 0,2 0,4 0,6 0,8 1 1,2 -0,200,20,40,60,811,2 Бюджетные расходы Внебюджетные доходы Доля бюджета и внебюджетных доходов Расходы бюджета

Доли внебюджетного финансирования (без учета поступлений от бюджетов других уровней)

Распорядители бюджетных средств, административно подчиненные субъектам РФ

Получатели бюджетных средств, подведомственные распорядителям, административно подчиненным субъектам РФ

Доли финансирования из бюджетов других уровней

Учреждения образования, не относящиеся к Минобразования России

Дома отдыха, санатории, не относящиеся к Минздраву России

Сколько внебюджетных доходов поступило в бюджет? 2001 год: Доходы от аренды – 8,7 млрд. руб. Доходы от оказания услуг – 9,8 млрд. руб. (консульский сбор, плата за паспорта, средства от аукционных продаж, плата за информацию из реестра налогоплательщиков прочие) 2002 год Доходы от аренды – 11,5 млрд.руб. Доходы от оказания услуг – 10,4 млрд.руб. Доходы от платных услуг - ?

Почему это плохо? Заинтересованность в предоставлении платных услуг в ущерб объему и качеству государственных услуг Накопление несанкционированной задолженности Существование «квазибюджетных» учреждений Отсутствие связи с результатами деятельности бюджетного сектора Дифференциация финансового положения бюджетных организаций Бесконтрольное введение платы за услуги, практика сбора нелегальных платежей,

Структура доходов уровней бюджетной системы в США, % Доходы Федерального правительства Доходы правительств штатов Доходы местных правительств Налоги Неналоговые доходы текущие сборы коммунальные платежи -114 прочие7102

Международный опыт Кодекс лучшей практики Включение внебюджетных фондов и средств в состав бюджета расширенного правительства Распространение всех норм и правил бюджетного процесса на деятельность внебюджетных фондов Охват всех доходов и расходов расширенного правительства в бюджете Включение всех доходов и расходов внебюджетных фондов в бюджетную классификацию

Практика некоторых зарубежных стран Великобритания и Австралия Все доходы и расходы включаются в бюджет (в т.ч. внебюджетные доходы бюджетных учреждений) США и Канада Существует ряд фондов на правах внебюджетных

Бюджет расширенного правительства Дорожные фонды Фонды медицинского страхования Резервные фонды Фонды бюджетных учреждений (университеты, медицинские центры) Специальные фонды (учета внешних долгов) Револьверные фонды

Каков статус внебюджетных доходов в России? Деятельность бюджетных учреждений регулируется и гражданским и бюджетным законодательством Законодательство не дает четкого ответа на вопрос о том, каков статус внебюджетных доходов Законодательство не содержит ни каких-либо мер, защищающих эти средства от безусловного изъятия в бюджет, ни порядка «консолидации» в бюджете Отсутствует четкое определение внебюджетных доходов (средства от предпринимательской деятельности, средства от использования государственного имущества, средства от использования государственной собственности, доходы от оказания услуг, внебюджетные доходы, доходы от реализации ) Отсутствие четкого определения отличий основной и предпринимательской деятельности

Направления реформирования бюджетной сферы Оптимизация сети получателей бюджетных средств (I) Реорганизация бюджетных учреждений (II) Переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг (III) Внедрение методов результативного бюджета (IV)

Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу...преобразование государственных учреждений, излишних для обеспечения функций государства, в иные формы некоммерческих и коммерческие организации...приватизация пакетов акций акционерных обществ, приватизация или ликвидация унитарных предприятий, учреждений, а также находящихся в их ведении имущества, не требующегося для выполнения государственных функций

Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ Закон запрещает иметь в муниципальной собственности имущество, не связанное с решением вопросов местного значения или выполнением отдельных государственных полномочий

I. Оптимизация сети получателей бюджетных средств Административное переподчинение с целью соблюдения отраслевой направленности основного вида деятельности Ликвидация дублирования Финансовое переподчинение

II. Реорганизация бюджетных учреждений Привлечение организаций различных организационно-правовых форм к предоставлению бюджетных услуг Внедрение новых форм, в которые могу преобразовываться бюджетные учреждения Полное отражение внебюджетных доходов в доходах бюджета В перспективе – запрет на самостоятельное распоряжение внебюджетными средствами

III. Переход к новым формам финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг Нормативно-подушевое финансирование Конкурентные способы распределения бюджетных средств Новые формы финансирования

Оптимизация сети бюджетополучателей/мониторинг Анализ сети получателей средств бюджета: Выявление главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, не являющихся органами власти Выявление получателей бюджетных средств, осуществляющих непрофильную деятельность Выявление учреждений, по профилю деятельности относящиеся к сфере компетенции другого уровня бюджетной системы Выявление учреждений с высокой долей доходов от предпринимательской деятельности

Реорганизация бюджетной сети Передача непрофильных учреждений другим уровням власти Создание территориальных органов или Делегирование полномочий Сокращение Укрупнение Переподчинение

Организационно-правовые формы юридических лиц Бюджетные учреждения Некоммерческие организации Коммерческие предприятия МинистерстваОбщественные организацииГосударственные предприятия Ведомства (агентства, службы)ФондыЧастные предприятия Бюджетные учреждения, образованные государственными органами власти и другими распорядителями бюджетных средств Партнерства и АссоциацииПредприятия со смешанными формами собственности

Организационно-правовые формы после реорганизации Бюджетные учрежденияНекоммерческие организации Коммерческие предприятия Государственные и муниципальные органы власти и государственные и муниципальные учреждения Общественные организацииГосударственные и муниципальные предприятия (ГУПы и МУПы) Бюджетные учреждения, которым предоставлено право на получение внебюджетных доходов (все внебюджетные средства отражаются в доходах бюджета) ФондыЧастные предприятия (АО) Партнерства и АссоциацииПредприятия со смешанными формами собственности

Реорганизация бюджетных учреждений Бюджетные учреждения Входят в реестр ПБС Смета расходов Лицевой счет и ЛБО Субсидиарная ответственность Внебюджетные средства - доходы бюджета Административный контроль затрат Организации других организационно- правовых форм Не входят в реестр ПБС Банковский счет Отсутствие субсидиарной ответственности Внебюджетные средства - собственные доходы Контроль результатов потребителями услуг

Реорганизация бюджетных учреждений ФЗ «О специализированных государственных и муниципальных некоммерческих организациях» ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О некоммерческих организациях» ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации» ФЗ «О порядке реорганизации бюджетных учреждений», «О бюджетных учреждениях» ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ» Постановления Правительства РФ об утверждении типовых документов (уставы, положения, контракты)

Необходимые мероприятия Разработка процедуры перехода к новым принципам финансирования бюджетных услуг Разработка порядка перехода от выделения ассигнований на содержание учреждения к оплате единицы услуги или оплате проекта Разработка процедуры контроля и отчетности о расходовании полученных ассигнований

Ограничения Большой объем кредиторской задолженности Недостаток кадровых и аналитических ресурсов