Проблемы качества и аккредитации бизнес- образования Научно-практическая конференция «Бизнес-образование как многоуровневая система: бакалавр – специалист.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Advertisements

Магистерская программа "Международный Менеджмент" Магистерская программа «Международный менеджмент»
Общее собрание членов Ассоциации Председатель Совета Ассоциации Совет Ассоциации Ревизионная комиссия Функциональные комиссии нацелены на разработку инструментов.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Ключевые компетенции университета 21 ноября 2007г. с позиций теории заинтересованных сторон опыт ВГУЭС Солодухин К.С. зав. лабораторией стратегического.
Знания как основа профессионализма и эффективного лидерства !
Аккредитационное агентство AACSB Критерии аккредитации.
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА» КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ - ЗАЩИЩЕННОЕ БУДУЩЕЕ ЗАВТРА МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ.
Ф е д е р а л ь н о е а г е н т с т в о п о т е х н и ч е с к о м у ре г у л и р о в а н и ю и м е т р о л о г и и Государственное образовательное учреждение.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Хотите стать магистром ? 1 магистерская программа «Менеджмент в образовании» направления «Менеджмент»
В.М. Кошелев Роль международных проектов в развитии системы аграрного образования России.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
КРИТЕРИИ / СТАНДАРТЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ Алматы, март 2009 г. Ш.А.Искакова, эксперт НАЦ МОН РК, директор НИИ проблем качества образования НАО.
Система общественно- профессиональной аккредитации Боев О.В., Томский политехнический университет.
1 Магистерская программа «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации» Руководитель магистерской программы от ПФ ГУ-ВШЭ:
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Транксрипт:

Проблемы качества и аккредитации бизнес- образования Научно-практическая конференция «Бизнес-образование как многоуровневая система: бакалавр – специалист – магистр – МВА» С.К.Мордовин, ректор ИМИСП Москва, марта 2002 г.

Качество бизнес-образования Качество – совокупность свойств товаров, услуг, обуславливающих их способность удовлетворять потребности и запросы потребителей… Источник: Современный экономический словарь

Бакалавриат или первая степень Степени бакалавриата предназначены для предоставления обширного, общего образования студентам, в тоже время подготавливая их для работы начального уровня в бизнесе. Степени бакалавриата предназначены для предоставления обширного, общего образования студентам, в тоже время подготавливая их для работы начального уровня в бизнесе. В то время, как они предоставляют общий обзор функций бизнеса, они не предназначены для подготовки студентов к работе на должностях высшего уровня в компаниях. В то время, как они предоставляют общий обзор функций бизнеса, они не предназначены для подготовки студентов к работе на должностях высшего уровня в компаниях. Источник: AACSB

Программы магистратуры Специализированные программы магистратуры являются академическими (исследовательскими) степенями, предназначенные для подготовки специалистов в именно той определенной области. Специализированные программы магистратуры являются академическими (исследовательскими) степенями, предназначенные для подготовки специалистов в именно той определенной области. Эти программы очень похожи на программы специалистов (?) Эти программы очень похожи на программы специалистов (?) Это НЕ степени MBA Это НЕ степени MBA Источник: AACSB

Магистр делового управления или MBA MBA является программой профессиональной степени, разработанной для подготовки студентов с предыдущим деловым опытом для получение должностей высшего уровня в компаниях. MBA является программой профессиональной степени, разработанной для подготовки студентов с предыдущим деловым опытом для получение должностей высшего уровня в компаниях. MBA не используется для подготовки преподавателей. MBA не используется для подготовки преподавателей. MBA не используется для подготовки исследователей. MBA не используется для подготовки исследователей. MBA широко-основаны, а не узко- направленными MBA широко-основаны, а не узко- направленными Источник: AACSB

MBA направлена на принятие решений в неопределенной и изменчивой среде MBA направлена на принятие решений в неопределенной и изменчивой среде Педагогика программ MBA направлена на и делает упор на важность коммуникации, создания команды, межличностного взаимодействия, опознавания проблем, анализы, и исправления. Педагогика программ MBA направлена на и делает упор на важность коммуникации, создания команды, межличностного взаимодействия, опознавания проблем, анализы, и исправления. MBA дает студентам инструменты, необходимые им для успеха в бизнесе, и возможность увидеть как они могут быть эффективно использованы. MBA дает студентам инструменты, необходимые им для успеха в бизнесе, и возможность увидеть как они могут быть эффективно использованы. Источник: AACSB Магистр делового управления или MBA

Ожидания бизнеса как управлять быстрыми изменениями как управлять быстрыми изменениями как вносить дополнительную дифференцированную стоимость как вносить дополнительную дифференцированную стоимость как более эффективно использовать технологию как более эффективно использовать технологию как готовить предпринимателей и сохранять разнообразие как готовить предпринимателей и сохранять разнообразие как заботиться о людях, здоровье, образовании, окружающей среде и важных социальных ценностях как заботиться о людях, здоровье, образовании, окружающей среде и важных социальных ценностях как развивать одновременно смелость в управлении и высокое чувство ответственности как развивать одновременно смелость в управлении и высокое чувство ответственности Источник: Re-designing Management Development in the New Europe

Миссия школы бизнеса Потребности клиента Потребности клиента Сегмент рынка Сегмент рынка Ключевые компетенции организации Ключевые компетенции организации Конкурентное преимущество Конкурентное преимущество Ценности, разделяемые организацией Ценности, разделяемые организацией

Зависимость организации ОУ Требования владельцев Изменения внешней среды Дефицит внутренних ресурсов Требования групп влияния

Группы влияния (Stakeholders) Группы влияния – группы, выделяемые по ролевому признаку внутри и вовне организации и вовлеченные в прямое или косвенное взаимодействие с ней. Группы влияния – группы, выделяемые по ролевому признаку внутри и вовне организации и вовлеченные в прямое или косвенное взаимодействие с ней. Группы влияния способны проводить свои интересы в отношении организации, изменяя ее цели, стратегию и оперативную деятельность. Группы влияния способны проводить свои интересы в отношении организации, изменяя ее цели, стратегию и оперативную деятельность.

Группы влияния в бизнес-образовании Внутри образовательного учреждения: Администрация Администрация Профессорско-преподавательский состав Профессорско-преподавательский состав Другие сотрудники Другие сотрудники Вовне образовательного учреждения: Министерство образования Министерство образования Родители (ВВА, магистратура) Родители (ВВА, магистратура) Работодатели (все программы) Работодатели (все программы) Студенты (слушатели) Студенты (слушатели)

Стратегия удовлетворения владельцев Цели владельцев Цели групп влияния Внешние угрозы и возможности Сильные и слабые стороны Зависимость компании Стратегия удовлетворения групп влияния Общая стратегия организации Стратегия баланса интересов и ресурсов

Зависимость компании Не существует независимых организаций Не существует независимых организаций Любая организация подвергается воздействию внутренних и внешних факторов Любая организация подвергается воздействию внутренних и внешних факторов То, как организация выстраивает систему бизнеса, определяется способностью групп влияния То, как организация выстраивает систему бизнеса, определяется способностью групп влияния Интерпретировать внутреннюю и внешнюю информацию Интерпретировать внутреннюю и внешнюю информацию Адекватно организовывать ресурсы организации Адекватно организовывать ресурсы организации Заключать между собой соглашения Заключать между собой соглашения Соблюдать условия этих соглашений Соблюдать условия этих соглашений

Эволюция зависимости Растет непредсказуемость окружения бизнеса Растет непредсказуемость окружения бизнеса Усиливаются группы влияния, противостоящие владельцам Усиливаются группы влияния, противостоящие владельцам Ужесточается конкуренция за ресурсы Ужесточается конкуренция за ресурсы Владельцы вынуждены снижать требования к прибыльности Владельцы вынуждены снижать требования к прибыльности

Лицензирование Разрешение проводить образовательные программы в соответствии с государственными стандартами образования. Разрешение проводить образовательные программы в соответствии с государственными стандартами образования. Источник: AACSB

Аттестация Обычно проводится как минимум через три года после предоставления лицензии, аттестация выполняет проверочную функцию для обеспечения того, что вуз соответствует государственным стандартам по образовательным программам. Обычно проводится как минимум через три года после предоставления лицензии, аттестация выполняет проверочную функцию для обеспечения того, что вуз соответствует государственным стандартам по образовательным программам. Источник: AACSB

Государственная аккредитация Предоставляет признание статуса заведения на следующий срок, основанное на типе образовательной единицы и типе профессионального образования и учебных программ, которые позволяют вузу выдавать выпускникам программ дипломы государственного образца. Предоставляет признание статуса заведения на следующий срок, основанное на типе образовательной единицы и типе профессионального образования и учебных программ, которые позволяют вузу выдавать выпускникам программ дипломы государственного образца. Источник: AACSB

Общественная аккредитация Беспристрастная, независимая оценка программ и процессов вуза для предоставления объективной информации заинтересованным сторонам об обеспечении качества программ и существовании эффективных механизмов для достижения еще большего качества в будущем. Это добровольный процесс и осуществляется экспертами в соответствующих областях. Беспристрастная, независимая оценка программ и процессов вуза для предоставления объективной информации заинтересованным сторонам об обеспечении качества программ и существовании эффективных механизмов для достижения еще большего качества в будущем. Это добровольный процесс и осуществляется экспертами в соответствующих областях. Источник: AACSB

Рейтинги Оценка вуза внешними независимыми экспертами по оценке, основанная на критериях разработанных и определенных этим отдельным оценщиком, цель которой – измерить «качество» достоверным методом. Целью обычно является создание рейтинга вузов, основанного на качестве. Источник: AACSB

Общественная аккредитация Для того, чтобы система общественной (негосударственной) аккредитации была эффективной, она должна быть: Для того, чтобы система общественной (негосударственной) аккредитации была эффективной, она должна быть: Источник: AACSB Воспринимаемой как честная и беспристрастная Воспринимаемой как честная и беспристрастная Воспринимаемой как объективная (хотя субъективные критерии могут тоже быть использованы) Воспринимаемой как объективная (хотя субъективные критерии могут тоже быть использованы) Воспринимаемой как достоверная оценка качества программы Воспринимаемой как достоверная оценка качества программы Открытой для всех заинтересованных сторон Открытой для всех заинтересованных сторон

Другими словами, процесс аккредитации должен быть достоверным Общественная аккредитация Источник: AACSB

Аккредитация AACSB Аккредитация ААСSB содействует непрерывному совершенствованию в сфере высшего образования для тех, кто изучает деловое администрирование и бухгалтерский учет на уровне бакалавриата и магистратуры. Аккредитация ААСSB содействует непрерывному совершенствованию в сфере высшего образования для тех, кто изучает деловое администрирование и бухгалтерский учет на уровне бакалавриата и магистратуры. Процесс контроля связан с миссией и целями каждой школы. Процесс контроля связан с миссией и целями каждой школы. Самооценка и контроль со стороны партнеров гарантирует соответствие задачам школы и Аккредитацией ААСSB. Самооценка и контроль со стороны партнеров гарантирует соответствие задачам школы и Аккредитацией ААСSB. Процесс поддерживает и укрепляет разнообразные пути достижения высокого качества в образовании и дает направление для непрерывного совершенствования образовательных программ. Процесс поддерживает и укрепляет разнообразные пути достижения высокого качества в образовании и дает направление для непрерывного совершенствования образовательных программ. Источник: AACSB

Аккредитация EQUIS Европейская система повышения качества разработана как средство проведения стратегического аудита и инструмент самооценки международных школ менеджмента. Европейская система повышения качества разработана как средство проведения стратегического аудита и инструмент самооценки международных школ менеджмента. Система базируется на общепринятой структуре стандартов высокого качества для учебных заведений с международной репутацией, но с учетом разнообразия и законности национальных стандартов. Система базируется на общепринятой структуре стандартов высокого качества для учебных заведений с международной репутацией, но с учетом разнообразия и законности национальных стандартов. Аккредитация по системе EQUIS является подтверждением того, что признанные школы соответствуют стандартам качества в их собственной среде и к тому же отвечают международным стандартам. Аккредитация по системе EQUIS является подтверждением того, что признанные школы соответствуют стандартам качества в их собственной среде и к тому же отвечают международным стандартам. Источник: efmd

«Академизированый» стиль жизни «Академизированый» стиль жизни Устаревшие методы преподавания Устаревшие методы преподавания Неадекватная организационная структура Неадекватная организационная структура Источник: P.Lorange, X.Gilbert (IMD) Актуальные проблемы школ

Портфель открытых программ, позволяющих ключевым руководителям проводить сравнение с лидерами бизнеса Портфель открытых программ, позволяющих ключевым руководителям проводить сравнение с лидерами бизнеса Специально разработанные под заказчика программы развития руководителей Специально разработанные под заказчика программы развития руководителей Сотрудничество в рамках ассоциаций компаний и ассоциаций школ бизнеса Сотрудничество в рамках ассоциаций компаний и ассоциаций школ бизнеса Эффективное развитие : предложения Источник: P.Lorange, X.Gilbert (IMD)

МВА в Европе Более 700 мастерских программ, в т.ч. Более 700 мастерских программ, в т.ч. 40% - Традиционные МВА 40% - Традиционные МВА 10% - Executive MBA 10% - Executive MBA 50% - Специализированные 50% - Специализированные выпускников ежегодно выпускников ежегодно Источник: efmd

Гибкость (структура и формат) Гибкость (структура и формат) Сокращенная продолжительность Сокращенная продолжительность Интернационализация Интернационализация Специализация Специализация Корпоративные программы Корпоративные программы Программы для руководителей Программы для руководителей МВА в Европе Основные тенденции Источник: efmd

Очная МВА (18 месяцев) Очная МВА (18 месяцев) Очно-заочная МВА ( лет) Очно-заочная МВА ( лет) Week-end executive МВА (2-3 года) Week-end executive МВА (2-3 года) Спец. МВА для юристов Спец. МВА для юристов МВА для гос.служащих МВА для гос.служащих Корпоративные МВА Корпоративные МВА Заочная МВА для финансистов Заочная МВА для финансистов Очная MBIS Очная MBIS МВА в Европе Источник: efmd Типы (пример Манчестерской школы бизнеса)

МВА в России 16. Международный университет (в Москве). 17. Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС. 18. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. 19. Московский государственный технологический университет Станкин. 20. Нижегородский государственный университет. 21. Пермский государственный технический университет. 22. Российская экономическая академия имени Плеханова. 23. Российский университет дружбы народов. 24. Ростовский государственный университет. 25. Санкт-Петербургский государственный технический университет. 26. Санкт-Петербургский государственный университет, факультет менеджмента. 27. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ). 28. Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. 29. Саратовский государственный технический университет. 30. Финансовая академия при правительстве РФ. 16. Международный университет (в Москве). 17. Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС. 18. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. 19. Московский государственный технологический университет Станкин. 20. Нижегородский государственный университет. 21. Пермский государственный технический университет. 22. Российская экономическая академия имени Плеханова. 23. Российский университет дружбы народов. 24. Ростовский государственный университет. 25. Санкт-Петербургский государственный технический университет. 26. Санкт-Петербургский государственный университет, факультет менеджмента. 27. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ). 28. Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. 29. Саратовский государственный технический университет. 30. Финансовая академия при правительстве РФ. 1. Академия народного хозяйства при правительстве РФ. 2. Алтайский государственный технический университет имени Ползунова. 3. Воронежский государственный университет. 4. Всероссийская академия внешней торговли. 5. Высшая коммерческая школа при Министерстве торговли. 6. Государственный университет – Высшая школа экономики. 7. Государственный университет управления. 8. Дальневосточный государственный технический университет. 9. Институт международного бизнеса и коммуникаций Балтийского государственного технического университета. 10. Институт переподготовки кадров Уральского государственного технического университета. 11. ИПК Конверсия Ярославского государственного технического университета. 12. Иркутская государственная экономическая академия. 13. Казанский финансово-экономический институт. 14. Международный институт менеджмента ЛИНК (г.Жуковский). 15. Международный институт менеджмента Санкт- Петербурга (ИМИСП). 1. Академия народного хозяйства при правительстве РФ. 2. Алтайский государственный технический университет имени Ползунова. 3. Воронежский государственный университет. 4. Всероссийская академия внешней торговли. 5. Высшая коммерческая школа при Министерстве торговли. 6. Государственный университет – Высшая школа экономики. 7. Государственный университет управления. 8. Дальневосточный государственный технический университет. 9. Институт международного бизнеса и коммуникаций Балтийского государственного технического университета. 10. Институт переподготовки кадров Уральского государственного технического университета. 11. ИПК Конверсия Ярославского государственного технического университета. 12. Иркутская государственная экономическая академия. 13. Казанский финансово-экономический институт. 14. Международный институт менеджмента ЛИНК (г.Жуковский). 15. Международный институт менеджмента Санкт- Петербурга (ИМИСП). «Столичные вузы» - 70%!?

Основные проблемы МВА в регионах ? ? ? ?

М В А ? - Отсутствие осознанногоспроса адекватныхресурсов

Возможные варианты... Корпоративные МВАКорпоративные МВА(ГАЗПРОМ) Межкорпоративные МВАМежкорпоративные МВА (UTC) Кооперация с лидерами МВАКооперация с лидерами МВА (КШМБ - ИМИСП) Импортирование МВАИмпортирование МВА из российских столиц

Общественная аккредитация Высокая репутация ассоциации (AACSB) Высокая репутация ассоциации (AACSB) Разные конкуренты на одном и том же рынке (EQUIS, IQA) Разные конкуренты на одном и том же рынке (EQUIS, IQA) Новые программы (MBA в России) Новые программы (MBA в России) Имеет смысл при условии:

Возможные предложения Государственно-общественная оценка качества для программ Высшего образования (ГОС при активном привлечении экспертов для проведения экспертизы содержания качества программ и их реализации Государственно-общественная оценка качества для программ Высшего образования (ГОС при активном привлечении экспертов для проведения экспертизы содержания качества программ и их реализации Общественно-государственная оценка качества для программ Дополнительного образования, включая МВА (Стандарты разрабатываются и экспертиза проводится экспертами, минобр их «освящает». Аналог в EQUIS - Аwarding Board) Общественно-государственная оценка качества для программ Дополнительного образования, включая МВА (Стандарты разрабатываются и экспертиза проводится экспертами, минобр их «освящает». Аналог в EQUIS - Аwarding Board)