Практики развития в условиях деинституализации Поливанова К.Н
Социальные институты Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сформированные стойкие формы организации совместной деятельности людей. В социологии понятие «институт»: особый тип устойчивой регламентации социальных связей и различных организационных форм социального регулирования поведения субъектов.
Общество как система институтов; По М.Фуко: система практик порядка; устойчивых социальных практик ; Важно: анализируя социальную практику мы можем реконструировать (раскрыть) сущность полагания самого объекта практики
В этом докладе я хочу Посмотреть на институт образования и показать, что он подвергнут эрозии; Раскрыть неявные исходные допущения, на которых он держится; Продемонстрировать все меньшую валидность этих допущений; «Практики порядка» сложились относительно некоторых реалий, которые сегодня нас не удовлетворяют Необходимо заново строить практики, основанные на чувствительности к другому…
Практика развития Необходимым условием является самоощущение: искусственное (неестественное) ощущается, испытывается, строится заново как намеренное. Практика развития обеспечивает условия для ощущения своего искусственного действия
Институты, связанные с детством: семья Семья: уменьшение доли полных семей; смена образа семьи; снижение числа рождений…. От детоцентричной семьи к взрослоцентричной
Институты, связанные с детством: школа Фуко: дисциплинарные практики «Система надзора, контроля и наказания вписывается в сердцевину практики обучения не как дополнительная или вспомогательная часть, но как механизм, который ей внутренне присущ и повышает ее эффективность». [5, С.258] Система надзора учитывает: время (опоздания, отсутствие, перерывы в работе), деятельность (невнимательность, небрежность, недостаток рвения), поведение (невежливость, непослушание), речь (болтовня, дерзость), тело («некорректная» поза, неподобающие жесты), сексуальность (нескромность, непристойность). телесность под контролем; степень соответствия ценностной шкале, внешняя граница ненормального. Процедуры сравнения, пересчитывания, оценивания учеников, совершаемые в поле дифференциации, также являются методами, которые дисциплинируют, принуждают к норме.
Если старая школа является практикой развития, то что развивалось? «Через дисциплину проявляется власть нормы: привести всех к одной и той же модели, принудить всех к субординации, послушанию, внимательному отношению к учебе и упражнениям, к неукоснительному исполнению всех пунктов дисциплины». [5, С.267]. Нарушение дисциплины приводит к ОЩУТИМОМУ наказанию – внешняя дисциплина поведения. Исток требований к дисциплине - индустриальность
Если старая школа является практикой развития, то что развивалось? Предметный принцип организации содержания: само содержание (логика базовой науки) выстраивает порядок обучения; По ошибке (в идеале) можно реконструировать нарушение порядка освоения логики науки; Исток требований к предметной дисциплине – развитие индустриальности на основании научного знания
Итак, Старая школа возникла в связи с индустриальностью, реализовывала метафору машины, обеспечивает условия для развития того, что требуется индустриальности: дисциплину поведения; дисциплину «ума» – мышление в понятиях ПОНЯТИЕ
Ощущается – что? Дисциплина поведения (нарушил-ощутил нарушение-осознал-перестал нарушать) Дисциплина предмета (систематика науки- систематика понятий-систематика решения предметных задач) Отсюда – классно-урочная система, предметное обучение; Попытка выхода за эти пределы – проектная деятельность школьников; разрушение классно- урочной и предметной дисциплины; ощущение своего нелимитированного действия
А для чего понадобились изменения? Каков экономический запрос? Экономика Второго Модерна Изменение приоритетов экономического развития – не только производство товаров; Новые средства развития – креативность (даже в ущерб продуктивности) Потенциал маргинальности Креативный класс (каждый отдельный креативщик не обязан быть ни нормальным, ни продуктивным); Венчурность экономического развития
А для чего понадобились изменения? Каков экономический запрос? Диктат потребителя – новизна товара и сопутствующие практики «продаж»; Фактор времени – кратковременность экономического достижения; непредсказуемость направления следующего шага – ризоматичность социальной жизни
Изменившееся детство Рост технологий, доступных детям; Хотя «на предмете не написано…» Расхождение культурных пространств поколений; Знание не переданное, а приобретенное самостоятельно; Данность/заданность смысла
Деятельностная парадигма удерживает линию функционального генеза. Сравним: анализ, рефлексия и ВПД – новообразования деятельности (субъекта деятельности), а не испытывающего чувство взрослости. Задача полагания индивидуального смысла, т.е. задача идентичности не может быть решена рамках деятельностной парадигмы
" не следует полагать, что мир поворачивает к нам своё легко поддающееся чтению лицо, которое нам якобы остается лишь дешифровать: мир - не сообщник нашего познания, и не существует никакого предискурсивного провидения...» В изменяющемся мире смысл утрачивает статус референции. Нельзя «открыть» смысл, его можно только создать, создавать. Смысл (идентичность) есть акт смыслопорождения.
Институт образования вечен?
Домашнее обучение Число детей в возрасте от 5-17 лет, обучающихся дома, выросло с 1.7% в 1999 до 2.9% в 2007 (от 850 тыс до 1086 тыс)
Выбор домашнего обучения: 76% недовольны существующей школой
Резюме Сложившийся институт образования развивает дисциплину поведения и дисциплину мышления В основании лежит идея исходно ДАННОЙ нормы и ДАННОГО смысла Второй Модерн разрушает институт формального образования и «естественные» практики развития Ценность маргинальности, изменчивости, непредсказуемости – «подростковость» Экземплярный характер практик развития – психотерапия; неформальное образование; досуг;