Мастер – класс!!! Болховская Евгения Владимировна, учитель начальных классов, МОУ «ООШ 2» Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виталий Бианки Как Муравьишка домой спешил Учитель начальных классов Гусева О.В.
Advertisements

«Исследую, значит, мыслю; мыслю, значит развиваюсь». «Развитие мышления младших школьников на основе исследовательской деятельности»
Виталий Бианки Соблюдает законы жанра литературы. Создает художественный образ в красках, звуках. Использует литературные приемы. Воздействует на чувства.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Технология работы с текстом в начальной школе Татьяна Валерьевна Тютрина, заместитель директора по УВР МБОУ «НОШ 32»
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Технология «Развитие критического мышления» Проблемная тема учителя начальных классов Ганичевой Е.Б.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ оош 23 г.Бикина Балахонцевой Натальи Александровны по учебнику О.В.Кубасовой, УМК «Гармония» 2010 год Система.
Основные технологии Образовательной системы «Школа 2100» ©Малова Г.В., учитель начальных классов МОУ СОШ 1, 2010г.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Использование технологии исследовательской деятельности для активизации познавательных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка.
Урок-путешествие. Мастерство писателя в создании образов Насти и Митраши (по сказке- были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Проектирование урока литературного чтения с использованием технологий личностно- ориентированной направленности по ОС «Л. В. Занкова» «Развитие личности-
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Транксрипт:

Мастер – класс!!! Болховская Евгения Владимировна, учитель начальных классов, МОУ «ООШ 2» Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности.

Актуальность проблемы Переход от обучения к самообразованию. Организация поиска новых способов действий (баланс: поисковая – исполнительская учебная деятельность школьников)

Качественное изменение деятельности, в которую включён ученик Педагогическая идея Обеспечение успешного обучения младших школьников анализу текста на уроках литературного чтения Сущность развития личности

Цель исследовательского обучения формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Методы и приёмы обучения Деятельностный подход Методы Частично - поисковый! Исследовательский! Проблемный! Приёмы 1. Наблюдение 2. Анализ явлений 3.Сопоставление 4. Подведение итогов 5. Обобщение

Этапы урока Постановка проблемы Стадия Осмысления «Открытие нового»! Самостоятельная исследовательская деятельность

Сложный авторский взгляд на мир. В.В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил.» Подводящий диалог 1)Случай из жизни писателя Кто такой писатель – натуралист? Яркое пятно, актуальность Научно-художественный текст!? Побуждающий диалог Почему текст художественный? а) рассказ, б) сказка ??? ( особенности сказки: повторы, встреча разных животных, разговор животных, счастливый конец) Приёмы: выборочное чтение, чтение по ролям. Почему текст научный? (наличие научной информации: (описание животных) Приёмы: наблюдение, обобщение, умозаключение, анализ явлений. Научные сведения??! Сказка?! Какой тип сказки? Точное описание героев. Действия и характеры.

Проблемный вопрос. Кто же В. Бианки – писатель или учёный?! Исследователи, вперёд! В чём авторский взгляд на мир? Учёный? Писатель? Писатель Учёный 1. Художественные образы 1. Точные научные сведения 2. Художественные приёмы 2. Расширяет знания о мире 3.Воздействует на чувства 3. Сообщает факты 4.Художественные тексты 4. Научные статьи РАБОТА В ГРУППАХ

Развитие речи – составляющая каждого этапа урока 1.Работа до чтения (предположение о героях, событиях) 2.Работа с иллюстрациями(предположение разворота событий) 3.Высказывание впечатлений после прочтения произведения 4.Словарная работа по ходу чтения (скрючился, ходули, резвей меня, ботва, загривок, шибче) 5.Творческие задания (представить себя в роли Муравьишки, пересказать от его лица; в роли любого героя; дополнить конец сказки: представить, что ты – Муравьишка и рассказываешь в муравейнике своему другу о произошедших приключениях) 6.Наблюдения над особыми словами и выражениями, объяснение их смысла («Чуть жив от страха», «Обидно – хоть землю рой») 7.Описать внешний вид героя, его действия, представить умозаключение о названии животного, по иллюстрациям выстроить последовательную цепочку появления героев в содержании произведения

Музыка + Живопись + Литература Иван Шишкин «Корабельная роща»

Проблемный вопрос: «Может ли В.Бианки быть художником?» Расследуйте, каков же В. Бианки как художник? РАБОТА В ГРУППАХ 1 группа Игра «Если…, то….» -Какой образ Муравья нарисовал словами В.Бианки? Если автор называет муравья – Муравь- ишка, то он …… Если Муравьишка залез на берёзу до вершины, то он…. Если Муравьишка просит так, что ему не отказывают, то он… Если Муравьишка не боится препят- ствий, то он…. Если Муравьишка уверенно идёт к цели, то он… -Составьте кластер, к каждой характеристике прикрепите смайлик. - Перечислить образы других животных, изображённых автором, создайте последовательную картинную цепочку. -Что помогает представить других насекомых? 2 группа Сравнения -Какие сравнения использует автор, описывая животных и ланд шафт? Гусеница-Землемер -…………………… У Паука-Сенокосца ноги - ……………… Жужелица -……………………………….. Жучок - Блошачок (какой?, с кем можно сравнить?)………………………………… У Жучка - Блошачка ноги, как…………… Водомерка - ……………………………… У Майского Хруща крылья, как ………… Качался на Листовёртке, как на………… Картофельная ботва, как………………… Изобразите предметы сравнений, подпишите. -В действиях Майского Хруща найти сравнения Раскрыл крылья -………………………… Пыхтит, надувается, будто -……………… Поднялся в воздух, как……………………. Несётся по воздуху -………………………

Проблемный вопрос: «Может ли В.Бианки быть художником?» Расследуйте, каков же В. Бианки как художник? РАБОТА В ГРУППАХ 3 группа -Составьте синквейн про Муравьишку. (синквейн – стих, состоящий из пяти строк, каждая строка сочиняется по определённому правилу) -1 строка: тема (одно существительное – предмет, о котором пойдёт речь) -2 строка: описание темы из двух прилагательных, которые характерны для данного предмета. -3 строка: описание действия в рамках темы данного предмета тремя глаголами. -4 строка: фраза из четырёх слов, вывод, заключение. -5 строка: тема из одного слова (отличного от слова в 1-й строке) Найдите начало и конец пословицы, выберите подходящие к сказке. Как аукнется,….. имей сто друзей. Делай другим добро - ….. лучшее богатство. Свет …….. будешь сам без беды. Доброе братство…. не без добрых людей. Не имей сто рублей, а….. так и откликнется. Объясните смысл пословиц.

ПРИЁМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ Взаимоконтроль циклическая взаимопроверка релейная проверка самоконтроль использование накопительных баллов

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ Динамика роста мышления. Умение работать с информацией. Опыт целеполагания. Ребёнок приобретает опыт планирования. Расширяется кругозор, развивается речь. Развивается эмоциональная сфера. Овладение опытом публичного выступления. Умеет анализировать текст. 100% 95,4% Тест «Самый внимательный читатель»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ