В настоящее время управление школой, по- прежнему, во многом строится в командно- административном подходе. По существу и по преимуществу, все реально.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие, роль, функции Управляющего совета Предыстория. Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года Статья 2. Принципы государственной политики.
Advertisements

УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ. МОУ БОБРОВСКАЯ СОШ 3 - определение основных направлений развития школы -создание в школе безопасных и комфортных условий обучения,
Эмблема Управляющий совет образовательного учреждения: понятие, состав, основные полномочия.
Эмблема Управляющий совет образовательного учреждения: понятие, состав, основные полномочия.
Реализация принципа государственно-общественного управления образованием предполагает постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием,
Эмблема Управляющий совет: сущность и полномочия Управляющий совет: сущность и полномочия.
Управляющий Совет коллегиальный орган управления школы, реализующий принцип демократического, государственно- общественного характера управления Приложение.
Company LOGO Управляющий совет как форма гражданского участия в управлении образованием.
Управляющий совет школы – это коллегиальный орган государственно- общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического.
Эмблема Управляющий совет МОУ СОШ 40 Управляющий совет МОУ СОШ 40.
Государственное управление образовательным учреждением Управление с федерального уровня (законодательное, исполнительное, отраслевое) Управление с регионального.
Школьные управляющие советы Привлечение родителей к управлению школой.
Инвариантные признаки моделей ГОУ При создании авторской модели государственно-общественного управления образовательным учреждением (муниципальной системой.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», утв. распоряжением Правительства РФ 1756-р от г. Важнейшая задача.
МАОУ СОШ 18. Главная задача – разработать механизм самоуправления как в теории, так и в практике, чтобы самоуправление не превратилось в некую игру, в.
Управляющий совет образовательного учреждения: понятие, состав, основные полномочия.
Становление Управляющего Совета в МОУ средняя общеобразовательная школа 28 муниципального образования Тихорецкий район четверг, 9 августа 2012 г.
Общественность и школа. Управляющий совет это коллегиальный орган государственно- общественного управления школой, призванный решать в первую очередь.
Эмблема © Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, 2006 Общественный (управляющий) совет образовательного учреждения: понятие, состав, основные полномочия.
Управляющий совет МАОУ гимназии 24 им.М.В.Октябрьской (из опыта работы)
Транксрипт:

В настоящее время управление школой, по- прежнему, во многом строится в командно- административном подходе. По существу и по преимуществу, все реально значимые параметры, определяющие жизнь и деятельность школы на уровне управленческих решений, в большинстве школ определяются директором, либо учредителем и вышестоящими органами государственного управления

Нормативные документы Закон РФ «Об образовании»: ст. 2 декларирует в качестве принципа государственной политики в области образования государственно- общественный характер управления; Ст. 13,32,35 – создание органов самоуправления отнесено к компетенции ОУ Закон РФ «Об образовании»: ст. 2 декларирует в качестве принципа государственной политики в области образования государственно- общественный характер управления; Ст. 13,32,35 – создание органов самоуправления отнесено к компетенции ОУ

Концепция модернизации российского образования до 2010 г. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р Задачи модернизации: развитие образования как открытой государственно- общественной системы на основе: А) распределения ответственности между субъектами образовательной политики; Б) повышения роли всех участников образовательного процесса (обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения). (раздел 1.4)

Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования. (раздел 2.6.) Концепция модернизации российского образования до 2010 г. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р

"Необходимо преодолеть существующее отчуждение школы от общества, чтобы вовлечь родителей, старшеклассников и общество в целом в управление учебным заведением. Единственный путь для этого – дать возможность всем участникам образовательного процесса принимать реальные решения, которые привязаны к школьной жизни, влиять на ситуацию. Для этого предлагается создать систему Управляющих Советов общеобразовательных учреждений". А.В. Шишлов, председатель комитета по образованию и науке Государственной Думы (1999–2003 г.г.) Комитет по образованию и науке Государственной Думы г.г.

Официальные документы Министр образования и науки Российской Федерации от 27 апреля 2004 г. АФ-144 Органам управления образованием Республики Карелия, Красноярского края, Воронежской, Московской, Самарской, Тамбовской, Ярославской областей, г. Москвы "О поддержке инициативы общеобразовательных учреждений, органов управления образованием по апробации ими модели управляющих советов общеобразовательных учреждений. Министерство образования и науки Российской Федерации считает, что усиление общественного участия в управлении общеобразовательными учреждениями является одним из важнейших направлений развития образования. (продолжение письма Министра) В целях развития демократического, государственно-общественного характера управления общеобразовательными учреждениями в системе общего образования, широкого привлечения к управлению образовательными учреждениями представителей профессионального педагогического сообщества, родителей (законных представителей) обучающихся, выпускников образовательных учреждений и представителей местной общественности прошу поддержать инициативу общеобразовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием по апробации ими модели управляющих советов общеобразовательных учреждений. Министерство образования и науки Российской Федерации готово оказывать правовую, методическую и организационную помощь органам управления образованием и общеобразовательным учреждениям в проводимой работе. Министр А.А. Фурсенко

"О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" Решение коллегии Минобрнауки России от 4 ноября 2004 г. ПК-5 Заслушав и обсудив доклады …, коллегия отмечает, что на современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями государственной политики образования должны стать: - формирование современной системы непрерывного профессионального образования … Эффективная реализация приоритетных направлений развития системы образования обеспечивается решением следующих задач. 1. Для формирования современной системы непрерывного профессионального образования необходимо: - создать условия для расширения числа организационных структур, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров; - создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ, создать условия повышения роли общественных институтов в управлении образованием; Министр А.А. Фурсенко Официальные документы

Заседание коллегии Минобрнауки России 10 октября 2005 года. Критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений для получения премии Президента РФ. Обязательные критерии: - общеобразовательное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс; - в общеобразовательном учреждении функционирует орган государственно-общественного управления; - разработана и реализуется программа развития общеобразовательного учреждения, соответствующая Концепции модернизации российского образования и Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации; - активная деятельность по привлечению внебюджетных средств. Официальные документы

Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям: - внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов; - внедрение моделей государственно- общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования; Федеральная целевая программа развития образования до 2010 г.

«Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012» года» «… будет обеспечено широкое внедрение государственно- общественных форм управления в системе общего образования»

Федеральная целевая программа развития образования на г «Создание условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием»

«Стратегия развития образования Вологодской области на период до 2020 года» Р.3 «Расширение общественного участия в управлении образованием»

Доля муниципальных образований, имеющих орган управления, обеспечивающий государственно-общественный характер управления образованием «Стратегия развития образования Вологодской области на период до 2020 года» 2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г. 57%61%64%70%75% 2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г. 53 %58%61%65% 70% Доля образовательных учреждений, в которых действует орган самоуправления, обеспечивающий государственно- общественный характер управления образованием

Письмо Департамента образования Вологодской области «Об организации работы по расширению общественного участия в управлении образованием» от г /216

Концепция государственно- общественного управления образованием в Вологодской области Характеристика региональной системы государственно-общественного управления Задачи развития государственно-общественного управления системой образования Основные идеи и принципы Модель организационной структуры государственно-общественного управления системой образования Вологодской области Характеристика региональной системы государственно-общественного управления Задачи развития государственно-общественного управления системой образования Основные идеи и принципы Модель организационной структуры государственно-общественного управления системой образования Вологодской области

« С введением нового стандарта родители … будут более активно вовлечены в управление школой.» И.Реморенко, директор Департамента стратегического развития Минобрнауки России « С введением нового стандарта родители … будут более активно вовлечены в управление школой.» И.Реморенко, директор Департамента стратегического развития Минобрнауки России

как РЕСУРС реализации ФГОС нового поколения

Эмблема Общественный (управляющий) совет образовательного учреждения: понятие, состав, основные полномочия.

Коллегиальный орган государственно- общественного управления, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных (делегированных) членов и имеющий управленческие (властные) полномочия по решению стратегических вопросов функционирования и развития образовательного учреждения. Общественный (управляющий) Совет

Общественный (Управляющий) Совет образовательного учреждения: 8(11) – 21(25) Работники Школы – не более 1/4 от всех членов Совета, из них не менее 2/3 педагогические работники; Директор – по должности Родители (законные Представители) от 1/3 до 1/2 всех членов Учащиеся – 2 (4) человека (от 9-х – 11-х классов) Представители общественности Состав Общественного Совета Представитель учредителя – 1 человек Одно и тоже лицо может быть членом не более двух Советов одновременно

Примерный состав Совета Квота Количество при 11 членах Совета Количество при 25 членах Совета Работники школы (до1/4) Из них педагоги, включая директора 3 (2) 6 (4) Представитель учредителя 11 Учащиеся (по 1-2 от 9, 10 и 11 классов) 2 (3)2 (4) Родители (от 1/3 до 1/2) 4 (3)9 Представители общественности (выпускники, работодатели, общественные и научные деятели и т.д.) 17 (5) Итого: 1125

Состав Совета. Общие рекомендации: Необходимо количество членов совета, чтобы он был работоспособным, выполняющим поставленные перед ним управленческие задачи; Необходимо выдерживать заданные пропорции представительства участников образовательного процесса и общественности; Увеличение числа представителей от любой целевой группы не должно ущемлять интересы других; Общее число членов совета должно быть оптимальным для конкретного образовательного учреждения.

Права членов Общественного (управляющего) Совета Члены Совета имеют право: – участвовать в обсуждении и принятии решений Совета, выражать в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания Совета; – инициировать проведение заседания Совета по любому вопросу, относящемуся к компетенции Совета; – требовать и получать от администрации Школы, от членов Совета предоставления всей необходимой для работы Совета информации по вопросам компетенции Совета; – присутствовать на заседаниях педагогического совета и других органов самоуправления с правом совещательного голоса; – представлять Совет в составе экспертных комиссий по лицензированию и аттестации Школы, а также в конкурсной комиссии при замещении должности директора Школы (кроме членов Совета из числа работников Школы и учащихся); – досрочно выйти из состава Совета.

Обязанности членов Общественного (управляющего) Совета Члены Совета обязаны: - принимать активное участие в деятельности Совета. Действовать при этом добросовестно, рассудительно и ответственно; - Присутствовать на всех заседаниях Совета, не пропускать их без уважительной причины. Член Совета может быть выведен из его состава за: - пропуск более двух заседаний без уважительной причины; - совершение аморального проступка, несовместимого с членством в Совете; - совершение противоправных действий, несовместимых с членством в Совете.

Ответственность Общественного (Управляющего) Совета Совет несет ответственность перед Учредителем за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию. Директор Школы вправе самостоятельно решать вопросы в случае отсутствия решения Совета в установленные сроки. Учредитель вправе распустить Совет, если он: - не проводит свои заседания в течение полугода; - не выполняет свои функции; - принимает решения, противоречащие действующему законодательству России. В этом случае происходит: - либо формирование нового Совета по установленной процедуре; - либо учредитель принимает решение о нецелесообразности формирования в данной Школе совета на определенный срок. В случае возникновения конфликта между Советом и директором Школы, который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает Учредитель.

Отличие Управляющего совета от "предшественников" и "современников": Органы внутришкольного самоуправления Управляющий Совет Отстаивают особые интересы и права отдельных групп участников образовательного процесса (совет старшеклассников, родительский комитет, педагогический совет) Является общешкольным внутренним органом управления, представляет, выражает и защищает общие интересы всех участников образовательного процесса (функция Школьного совета).

Отличие Управляющего совета от "предшественников" и "современников": Обычный Школьный Совет Управляющий совет Школы В составе совета только представители субъектов образовательного процесса; Практически не обладает властными полномочиями, особенно в вопросах стратегического развития школы. Включает в себя представителей более широкой общественности; Наделяется реальными полномочиями по управлению стратегическими вопросами развития школы.

Отличие Управляющего совета от "предшественников" и "современников": Попечительский совет Управляющий совет Создается и функционирует рядом (вне) школы или нескольких школ как отдельное юридическое лицо. Создается и функционирует внутри одной конкретно школы, которая сама является юридическим лицом.

Соотношение функций Попечительского Совета и Общественного (Управляющего) Совета образовательного учреждения

Отличие Управляющего совета от "предшественников" и "современников": Другие общественные структуры Управляющий совет Имеют право только на консультационную, методическую и другие виды поддержки школы. Получает юридическое право участвовать в управлении школой, в обсуждении, принятии и выполнении управленческих решений.

Сравнение моделей ГОУ ПоказательПопечительский совет (как отдельное юридическое лицо) Управляющий совет Школьный совет 1 Статус Самостоятельная некоммерческая организация как отдельное от образовательного учреждения юридическое лицо Образовательное учреждение как юридическое лицо, в котором действует соответствующий орган самоуправления 2 Устав Свой устав НКО, отдельный от образовательного учреждения Свой Устав образовательного учреждения, где зафиксирован орган самоуправления 3 Вступление в полномочия По факту регистрации Устава НКО Приказ учредителя о создании УС Приказ директора образовательного учреждения о создании ШС

Сравнение моделей ГОУ ПоказательПопечительский совет (как юридическое лицо) Управляющий советШкольный совет 4 Цель Зафиксирована в Уставе НКО, обычно – оказание содействия (помощи) образовательному учреждению в достижении ЕГО ЦЕЛЕЙ Зафиксирована в ОУ – Управление образовательным учреждением Зафиксирована в Уставе ОУ – выполнение решений общего собрания (конференции) 5 Полномочия Только в соответствии с договором между НКО и ОУ, как правило – содействие деятельности ОУ Зафиксированы в Уставе ОУ, значительно шире – устанавливает, принимает решения, т.е. управляет В Уставе ОУ, но, как правило, содействует, выполняет решения общего собрания 6 Структура Самостоятельная организация со своими органами управления и ревизионной комиссией Внутри ОУ как управляющий коллегиальный орган с привлечением общественности Внутри ОУ, но только из представителей учащихся, педагогов и родителей

Сравнение моделей ГОУ ПоказательПопечительский совет (как отдельное юридическое лицо) Управляющий совет Школьный совет 7 Состав Разнообразный, но только лица старше 18 лет Максимально разнообразный по представительству, включая школьников Пропорцио- нальный: 1/3, 1/3, 1/3 8 Ответствен- ность Только перед своей НКО (в соответствии с ее Уставом) Перед всем ОУ, учредителем, местным сообществом Перед всем ОУ и учредителем 9 Санкции Только в соответствии с Уставом НКО и заключенными договорами с ОУ Учредитель имеет право расформировать УС в случае нарушения Закона Директор имеет право отменить решение ШС

Роль Общественного совета (в соответствии с нововведениями) Стратегическая – разработка стратегии развития школы, определение целей и политики, наблюдение за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает прогресс; Ресурсная – создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей и участие в финансово– хозяйственной деятельности школы; Координирующая – обеспечение прозрачности в организации учебного процесса и финансовых вопросах; Информационная – обеспечение доступности в получении информации всем участникам образовательного процесса с целью содействия развития качества образования.

Общественный Совет создается : Для привлечения дополнительных организационных и административных ресурсов из внешнего окружения; Для легализации разных способов получения внебюджетных денег, привлечения средств спонсоров и родительских денег; Для более активного привлечения общественности и родителей на выполнение текущей работы (благоустройство, мелкий ремонт, организация мероприятий); Для защиты всякого рода педагогических инноваций (получения обратной связи от родителей и старшеклассников по вопросам организации учебного процесса в школе).

Основные полномочия Совета Исключительные полномочия Совета, которые определяются следующими словами: Совместные полномочия с директором Школы, которые определяются следующими словами: Утверждает; Устанавливает; Определяет; Принимает решение. Согласовывает; Содействует; Координирует; Рекомендует; Ходатайствует; Предлагает. В Уставе Школы и в Положении "Об Управляющем совете" выделяются два основных типа полномочий:

Основные полномочия Совета: 1. В определении путей развития образовательного учреждения: утверждает программу развития Школы; утверждает внесение изменений и дополнений в Устав Школы с последующим представлением учредителю для утверждения и регистрации; представляет Школу по вопросам своей компетенции в государственных, муниципальных, общественных и иных организациях.

Основные полномочия Совета: 2. В организации образовательного процесса Совет согласовывает: школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования; профили обучения в старшей школе; выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Минобрнауки Российской Федерации по представлению педагогического совета; принятие программы общественно полезной и досуговой деятельности обучающихся.

Основные полномочия Совета: 3. В вопросах функционирования образовательного учреждения Совет: устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе, продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий; определяет время начала и окончания занятий; принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся и персонала Школы; осуществляет контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе; содействует деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений; координирует деятельность общественных, в том числе и детских и молодежных организаций (объединений), действующих в образовательном учреждении и не запрещенных законом; ежегодно не позднее 1 ноября представляет учредителю и общественности доклад о состоянии дел в Школе.

Основные полномочия Совета: 4. В сфере финансово-хозяйственной деятельности Совет: согласовывает (или утверждает) по представлению директора Школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год; согласовывает (или утверждает) сметы бюджетного финансирования; утверждает сметы расходования средств, полученных Школой от уставной приносящей доходы деятельности и иных внебюджетных источников; содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Школы, определяет цели и направления их расходования; дает согласие на сдачу в аренду Школой в установленном порядке закрепленных за ней объектов собственности; заслушивает и утверждает отчет директора школы по итогам учебного и финансового года.

Основные полномочия Совета: 5. В вопросах взаимоотношений участников образовательного процесса совет: рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала Школы и принимает по ним решения; принимает решение об исключении обучающегося из Школы (решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства); дает рекомендации директору Школы по вопросам заключения коллективного договора; ходатайствует при наличии оснований перед директором Школы о расторжении трудового договора с работниками Школы; ходатайствует при наличии оснований перед учредителем Школы о расторжении трудового договора с директором Школы; вносит учредителю предложения о поощрении работников и директора школы.

Основные полномочия Совета: 6. В сфере разработки и принятия локальных актов Совет утверждает: Положение "О порядке приема обучающихся в школу"; "Правила поведения обучающегося в Школе; Положение "О летней трудовой практике учащихся"; Положение "О стипендиях учащимся, о поощрениях и взысканиях учащихся"; "Правила конкурсного приема в профильные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов"; Положение "О принципах взаимоотношений участников образовательного процесса при осуществлении совместной образовательной деятельности"; "Декларацию прав учащихся Школы"; Положение "О порядке оказания дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг"; Положение "О предпринимательской и иной проносящей доход деятельности Школы"; Положение "Об управляющем совете Школы"; Положение "О родительских комитетах Школы, родительских собраниях и конференциях"; Положение "Об ученическом самоуправлении Школы".

Управляющий Совет рассматривает иные вопросы, отнесенные к его компетенции "Положением о Совете Школы". Перечень основных полномочий конкретного Управляющего совета фиксируется в Уставе образовательного Учреждения. Это предмет договора школьного сообщества и Учредителя. И если это полномочие включено в Устав, то никто (ни директор, ни педагогический совет, ни сам учредитель) не вправе подменять Совет при решении этого вопроса!

Главная и самая сложная роль в становлении Общественных управляющих советов принадлежит директору школы! Эффективно организованная деятельность Общественного управляющего совета – это мощная социальная защита для всех работников школы, а также дополнительный организационный, финансовый и интеллектуальный ресурс развития образовательного учреждения как демократического сообщества.

Полномочия Совета Управляющий совет появляется в Школе не для того, чтобы подменять Директора или принимать решения, требующие профессиональной педагогической подготовки. Основное поле деятельности совета – стратегия, коллегиальная выработка в ясной и понятной для всех форме ЦЕЛИ, к которой должна стремиться все образовательное учреждение. Управляющий Совет и его отдельные члены НЕ ВПРАВЕ давать указания учителю, как вести урок, завучу – как составлять расписание уроков или кем заменить заболевшего учителя.

Полномочия Совета Совет создает школьные законы, нормы, правила, по которым она и будет работать. Совет также контролирует выполнение установленных государством и самим Советом законов, норм и правил. Решения Совета в пределах его полномочий – обязательны для исполнения всеми участниками образовательного процесса.

Основные источники: Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности Управляющих советов/Под ре. А.М. Моисеева. – М.: Готика, – 180 с. Пинский А.А. Общественное участие в управлении школой: Школьные советы. – М.: Альянс-Пресс, – 416 с. Руководство для членов школьных Управляющих советов. Методическое пособие/Под ред. Пинского А.А. – М.: Вердана, – 232 с. Создание школьных Управляющих советов/Под ред. А.А. Пинского. – М.: Альянс-Пресс, – 90 с. Учебно-методические материалы по организации деятельности Управляющих советов/Под ред. А.М. Моисеева. – М.:МГОУ, – 162 с.