УЧЕБНИК – ОРГАНИЗАТОР УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА Душина И.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УМК «Живая природа» ИЦ «Вентана-Граф». Методическое сопровождение С.Л. Валько, учитель биологии гимназии 76.
Advertisements

Учебник – источник знанийУчебник – источник знаний, накопленных наукой и средство передачи этих знаний. Учебник - система развивающих материалов, заданийУчебник.
Основы построения учебников географии Ким Эльвира Васильевна, Заведующий Методической лабораторией географии МИОО.
Учебно-методический комплекс нового поколения Нормативный компонент: концепция, Примерная и рабочие программы и др Учебный компонент: учебник, рабочая.
СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. В школьной географии средства обучения – это учебные программы, учебники, карты, книги, журналы, газетные вырезки,
СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. В школьной географии средства обучения – это учебные программы, учебники, карты, книги, журналы, газетные вырезки,
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Роль УМК «Математика. Психология. Интеллект» в реализации Концепции развития школьного математического образования России 1 Гельфман Эмануила Григорьевна,
Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока.
Методические приемы работы с текстом и внетекстовым компонентом учебников географии 9,10 классов Ильина Н.С.
1. ВВЕДЕНИЕ Проблема работы с учебной книгой - одна из главных в современной педагогике. Это важное умение самообразования, им должен овладеть каждый ученик.
Выполнила: уч. биологии Андреева Ю.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 29.
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИК Формирование навыков отбора, анализа и синтеза информации УЧЕНИК Формирование навыков отбора,
Тема : « Атмосфера и ее роль для живых организмов »
Требования к структуре основной образовательной программы Требования к результатам освоения основной образовательной программы Требования к условиям реализации.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
УМК «Перспективная начальная школа» Разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего.
ФГОС ООО: организация и содержание образовательного процесса по иностранному языку.
Учебники рекомендованы Министерством образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень Учебники рекомендованы Министерством образования и науки.
Транксрипт:

УЧЕБНИК – ОРГАНИЗАТОР УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА Душина И.В.

Особое место в этой работе занимает учебник Именно в учебнике географии отражаются новые идеи школьной географии: - Интеграция, комплексный, страноведческий подход, внимание к единству географических знаний; практическая направленность предмета, гуманизация содержания и культурологический подход.

Перечень учебников «География» Начальный курс Учебник для 6 класса. Летягин А.А. «География» Материки, океаны, народы страны. Учебник для 7 класса Душина И.В. Смоктунович Т.Л. «География» География России: природа и население. Учебник для 8 класса Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. «География» География России: хозяйство и географические районы Учебник для 9класса Таможняя Е.А., Толкунова С.Г. «География» Экономическая и социальная география мира Учебник для 10 класса Бахчиева О.А.

Деятельностный подход в ОБУЧЕНИИ Согласно требованиям ФГОС второго поколения особое внимание должно уделяться деятельностному компоненту обучения Содержание учебника географии нацелено на реализацию этого деятельностного компонента обучения

Учебник географии - комплексное средство обучения.

ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК В наши дни возрастает роль учебника, усложняются его функции Система образования должна соответствовать потребностям развития страны. Образованность и интеллект – национальные богатства страны Стране необходимы творчески мыслящие личности Школа готовит учащихся к жизни, т.е. к поведению в природе и обществе

Роль учебника и его функции РольУчебник Функции Учебник называют сценарием учебного процесса Каково разделение труда между учителем и учебником? Существует две точки зрения: 1. Учебник нужен чтобы помогать закреплять в памяти знания и осуществлять переработку информации, данную учителем. 2. Учебник должен учить детей сам, чтобы школьник мог самостоятельно понять учебный материал. 3. Учебник содержит необходимые школьнику знания, а при- менять их учит учитель, он выявляет недочеты, устраняет их.

Разделение труда между учителем и учебником Учебник наряду с учителем – основной источник знаний и средство, формирующее основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий. Для школьника важен как учитель так и учебник. Учитель и учебник равноправны в учебном процессе, они дополняют и обогащают друг друга.

Функции учебника: Трансформирует, преобразует научные ведения в учебный материал; Информирует - отражает содержание дисциплины; Формирует желания и умения самостоятельно приобретать знания Систематизирует знания, обеспечивает последовательность в изучении материала; Обеспечивает закрепление и самоконтроль; Координирует использование всех других СО; Развивает и воспитывает школьника; Помогает учителю планировать, служит методическим руководством в деятельности.

1 Учебник в комплексе СО Учебник Учебные пособия Издания фонда общекультурной подготовки Практические (дидактические) материалы Словари Справочники Хрестоматиии Книги для чтения Серии книг: «Мир знаний» «Люди науки» Практикумы Рабочие тетради Дневники наблюдений Дидактические материалы Учебный комплекс книг для школьника Учебник

Проблемы создания школьного учебника Созданы теоретические основы учебника. Проведен конкурс учебников географии Созданы учебники нового поколения. Они все больше выступают не информаторами, а собеседниками и организаторами самостоятельной работы учащихся.

Мотивация обеспечивается: Посредством целевых установок в начале тем; Раскрытием практического значения географических знаний и умений; Постановкой проблемных задач; Предъявлением ориентировочных планов-схем; Привлечением внимания к интересным фактам; Обращением к личности (это вы уже знаете, это…); Постановкой вопросов на актуализацию опорных знаний ( перед параграфами, т.е. изучением нового).

Учебник Текст: Внетекстовые компоненты Основной, Пояснительный Дополнительный Аппарат организации Усвоения Иллюстративный аппарат Аппарат ориентировки Компоненты учебника

Внетекстовые компоненты В учебниках изменилось соотношение текста и внетекстовых компонентов. Было 66%-34%, а стало 57%-43% Иллюстративный материал. Это разнообразные по содержанию и форме карты, фото, схемы, диаграммы, снимки из космоса и др. Все они не только поясняют и дополняют текст, но и содержат новые для учащихся знания, которые отсутствуют в тексте. Аппарат ориентировки. Это различные шрифты, сигналы, символы, значки, цветные подложки текста. Учащихся необходимо специально учить работать с учебником. Эту работу надо специально планировать.

Методический аппарат Эта часть учебника наиболее полно отражает задачу – научить ученика учиться, привить ему навыки самообразования, развить средствами учебника творческие способности, индивидуальные черты личности школьника.

Типология вопросов и заданий Вопросы и задания различаются по: дидактической цели; элементам содержания; источникам знаний; уровню познавательной деятельности; по месту в учебнике: -перед параграфом - в тексте - после параграфа; - в конце тем и разделов; - к иллюстрациям.

Система вопросов и заданий Главное их назначение - научить школьников самостоятельно учиться: самостоятельно думать, анализировать, сопоставлять, отвечать на вопросы. В каждом учебнике вопросов и заданий несколько сотен. В учебнике «Материки, океаны, народы и страны» насчитывается примерно 690 вопросов и заданий. Размещаются они таким образом: - перед текстом параграфа – в тексте (думать при его чтении) – 85 - в конце параграфов – в конце разделов для обобщения знаний - 55

Требования ФГОС к реализации деятельностного подхода В программе впервые помещено тематическое планирование, в котором содержатся требования к деятельности. Школьников необходимо научить самостоятельно думать: обсуждать, анализировать, сопоставлять, изучать, определять, выявлять, объяснять, систематизировать, обобщать, ставить вопросы, высказывать свое мнение, оценивать, прогнозировать и т.д.

Кто главный в учебном процессе? Положительный результат в воспитании, обучении и развитии обеспечивают не сами по себе учебники, а учитель, который полностью разделяет географические и методические идеи, заложенные в учебнике, и мастерски владеет умением рационально организовать труд ученика с учебником

Работа с учебником – обязательный учебный труд школьника Школьников необходимо специально обучать приемам работы со всеми компонентами учебника. Эта работа должна вызывать интерес, желание работать со всеми компонентами. Качество обучения во многом зависит от желания и умения работать с учебником. В современных условиях изменяется роль учителя. Он не информатор учебного материала, а организатор деятельности учащихся.

Условия успешной работы Построение сквозной поэтапной системы работы, где каждый этап соответствует определенному курсу. Специальное обучение школьников приемам работы со всеми компонентами учебника. Работа на разных уровнях: под руководством учителя, по его заданию, плностью самостоятельно. Применение учебника в сочетании с другими СО.

Методическое обрамление(состав УМК) Программа с тематическим планированием Методические пособия (сценарии уроков) Рабочие тетради для учащихся Сборники тестовых заданий для подготовки к экзаменам Электронные носители (в перспективе) Атласы издательства АСТ-Пресс

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Обратим внимание на то, что положительный результаты воспитания, обучения и развития создают не сами по себе хорошие учебники, а учитель, который полностью разделяет их географические и методические идеи и мастерски владеет умением рационально организовать труд школьника с учебником и с рабочей тетрадью