Творчество Гавриила Романовича Державина на уроках литературы Под могильной плитой лжеклассицизма заживо погребен просто огромный поэт, которым всякая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классицизм как литературное направление. Основные принципы классицизма.
Advertisements

Гавриил Романович Державин год. Державин на публичном экзамене в Царскосельском лицее.
Гаврии́л (Гаври́ла) Рома́нович Держа́вин - русский поэт и крупнейшая фигура русского классицизма в литературе эпохи Просвещения; - государственный деятель.
Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов 18 – 19 века Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов 18 – 19 века.
Работу выполнила Ученица 9 «а» класса МОУ СОШ 1 Мангул Анастасия Гавриил Романович Державин.
Виртуальный музей Г.Р.Державина « Ум и сердце человечье Были гением моим…» Г.Р. Державин Авторы: Рой И.М.,Степанова И.А. Петрозаводск, МОУ « Державинский.
Михаил Васильевич Ломоносов. Оды. Рожденный под хладным небом северной России, с пламенным воображением рыбака сделался отцом российского красноречия и.
Державин Гавриил Романович Личность Державина и его творчество.
Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus образцовый) это художественное направление, сложившиеся в европейской литературе в XVII веке, в основе.
Русская литература XVIII века – литература классицизма XVIII век век Просвещения век Просвещения век абсолютной монархии век Екатерины II.
(1711 – 1765). Почему ХVIII век считается веком просвещения в России? На этом уроке вы познакомитесь с произведением гениального человека - М.В. Ломоносова,
Идеал человека и общественного деятеля в творчестве Г. Р. Державина.
Презентация к уроку по литературе на тему: Биография Г.Р.Державина
Зачетный урок по литературе XVIII века. 1-й вариант 1. Какие из нижеперечисленных утверждений соответствуют принципам классицизма? а ) античная культура.
(1711 – 1765). « Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Г.Р. Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р. Державина урок литературы в 7 классе.
В 1 - эпоха Просвещения В 2- да В 3- сватовство и борьба женихов за героиню В 4- классицизм, ранний реализм В 5- в невежестве В 6- Стародум, Правдин,
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Бесценный вклад Михаила Васильевича Ломоносова в литературу.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Транксрипт:

Творчество Гавриила Романовича Державина на уроках литературы Под могильной плитой лжеклассицизма заживо погребен просто огромный поэт, которым всякая иная литература, более памятливая (а следственно, более развитая), гордилась бы по сей день. В.Ходасевич Автор: Барсукова О.Д, Русакевич С.А

Цели проекта: Познакомиться со стихами Г.Р.Державина. Ответить на вопрос: какова роль Державина в развитии русской поэзии? Совершенствование навыков студентов в выразительном чтении. Развитие интереса к творчеству поэта, к поэзии вообще.

Предварительные задания для студентов. Прочитать по учебнику статью, посвященную Г.Р.Державину; выписать (кратко) факты, относящиеся к биографии поэта. Прочитать следующие стихи Державина: «Властителям и судиям», «Фелица», «Памятник», «Бог», «Евгению. Жизнь Званская».

Индивидуальные задания : Сформулировать основные принципы классицизма. Сделать сообщение об оде как жанре лирики (показать жанровые особенности на примере оды Ломоносова «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»).

Гавриил Романович Державин ( )- поэт, драматург, переводчик Белинский писал: «Язык, образ мыслей, чувства, интересы- всё в нем чуждо нашему времени. Но не умер Державин так же, как не умер век, им прославленный: век Екатерины приготовил век Александра, приготовивший наш век, между Державиным и поэтами нашего века существует та же кровнородственная историческая связь, которая существует и между этими тремя эпохами русской истории…»

Проверка домашнего задания. Тест. 1.Назовите автора(ов) портрета(ов) Державина. А) Левицкий; Б) Боровиковский; В) Тончи; Г) Рокотов. 2.Назовите место рождения Державина. А) Москва; Б) Казань; В) Тамбов. 3.Укажите неверное утверждение: А) Державин участвовал в подавлении восстания Пугачева; Б) по «обычаям» того времени Державина записали в полк ещё младенцем, так что он, достигнув призывного возраста, числился уже офицером; В) закончил свою карьеру, будучи министром юстиции. 4.Какое(ие) стихотворение(я) не принадлежит(ат) Державину? А) «Вечернее размышление о Божьем величестве»; Б) «Евгению. Жизнь Званская»; В) «Насмерть князя Мещерского»; Г) «Разговор с Анакреоном». 5.Как называлось имение, в котором проводил летние месяцы Державин? А) он вообще не уезжал на лето из Петербурга; Б)Званка; В)Кусково.

Ответы: 1) Б, В. 2) Б. 3) Б. 4) А, Г. 5) Б.

XVIII век – век классицизма Основные принципы классицизма: Обращение к образам и формам античного искусства как идеальным образцам; Культ разума; Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; Подчеркивается объективность повествования; Строгая иерархия жанров, смешение стилей не допускается; Активное обращение к гражданской прблематике.

Ода – жанр лирики. Ода – стихотворение, выражающее восторженные чувства, прославление исторического события или лица. Непосредственное обращение к тому, кого восхваляют. Подчеркнутая объективность повествования. Ода относится к высоким жанрам, отсюда обилие мифологических, аллегорических образов, недопустимость «низких » слов.

«Фелица». Отступы от основных положений классицизма Державиным. Обращение к Екатерине II не напрямую, а косвенно. ( «Фелица»- имя взято из нравоучительной сказки, сочиненной самой Екатериной для Александра I). Екатерина – обычный человек ( скромна, много работает, снисходительна к слабостям, не любит льстецов). Выражает надежду, что идеалом может стать человек. Сатирические зарисовки. Допускает смешение стилей. Вводит не «одические» выражения, говорит о себе.

Задания по группам (работа с текстами стихотворений). 1. Прочитать оду «Бог», рассмотреть, как соотносятся понятия «Бог» и «человек» (задание для сильных учеников). 2. Сопоставить ломоносовский перевод стихотворения Горация «К Мельпомене» и стихотворение Державина «Памятник». 3. Ответить на вопросы к стихотворению «Властителям и судиям» (для слабых учеников).

Итоги урока. Заслуги Державина: 1. Приблизил поэзию к жизни обыкновенного человека; 2. Освободил поэта от заданных наперед правил при выборе поэтического слова; 3. «Расчистил дорогу» идущим за ним поэтам, освободил их от жестких требований классицизма. …первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. «О муза! Возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай…»

Литература. Азарова Н.М. Текст. Пособие по русской литературе XIX века. М.: Изд-во МГУ «Прометей», Ч.1. Введение в литературоведение. Учебник для филологических спецуниверситетов / Под ред.Г.Н. Поспелова. М.: Высшая школа, Державин Г.Р. Водопад. Избранные стихотворения. М.: Детская литература, Машевский А. Державин // Литература Ходасевич В.Ф. Державин. М.: Книга, С Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: Педагогика, Энциклопедия для детей. Русская литература. М.: Аванта+, Ч.1. Т. 9.