Современные проблемы образования Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Трапицын Сергей Юрьевич доктор педагогических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Advertisements

Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Социальныпроблемы современного образования в России.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Департамент образования Тверской области О модернизации системы профессионального образования Тверской области в годах Куликов Д.А., заместитель.
Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Николаева.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Семинар «Создание условий для нового качества образования и воспитания» Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот,
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
© В.В. Маскин, Анализ состояния системы дошкольного образования в муниципалитете Процент удовлетворения запросов населения на услуги в сфере дошкольного.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Стратегическая цель : обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. 996-р Воспитание детей – стратегический.
Характеристика и структура национальной системы образования.
Роль профсоюзной организации в оценке деятельности учителя в свете Федеральных Государственных образовательных стандартов.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Концепция развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Коломенцев Д.В. Воронеж 2014.
Транксрипт:

Современные проблемы образования Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Трапицын Сергей Юрьевич доктор педагогических наук, профессор зав. кафедрой управления образованием РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербург

Что такое образование? Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Закон РФ «Об образовании»

Понятие образования Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Образование необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры. Основной путь получения образования обучение в различных учебных заведениях. Существенную роль в усвоении знаний, умственном развитии человека играют также самообразование, культурно-просветительская работа, участие в общественно-трудовой деятельности.обучение Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества. Большая советская энциклопедия

Понятие образования Образование - функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Эта функция реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающими друг друга поколениями людей. Как функция образование распределено по всей системе человеческих отношений, но как организованный процесс образование осуществляется специальными социальными институтами. Для одних институтов образования выступает предельной и исчерпывающей рамкой их существования, определяя цели, ценности, субкультуру и самоопределение людей: школа всех уровней, педагогическая профессия. Для других институтов смысл их существования не исчерпывается реализацией функции образования, но без нее они немыслимы: семья, государство, церковь. Локализация функции образования исключительно в институтах, отвечающих за ее реализацию, снижает адаптивность и жизнеспособность социальной системы в целом, ограничивает ее развитие, может приводить к культурному упадку, регрессу и деградации. В жизнеспособных и динамичных обществах в реализации функции образования в той или иной форме задействованы все структуры, институты и социальные субъекты. Энциклопедия социологии

Понятие образования Образование отрасль экономики, хозяйства страны, объединяющая организации, учреждения, предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой учительских кадров. Экономический словарь Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества. Словарь по экономике и финансам

Понятие образования 1.Образование как «образ» (И.И. Бецкой) 2.Образование как совокупность учреждений и средств распространения знаний (Ф.И. Янкевич) 3.Образование как социальный институт (А.В. Луначарский) 4.Образование как воспитание Образование - важнейший социальный институт Образование - определенный вид деятельности, связанный с передачей и приобретением знаний, навыков, умений, духовных ценностей и культуры Образование - определенная степень готовности человека к профессиональной деятельности и жизни в обществе Образование - одна из самых крупных отраслей хозяйства

Функции образования Социализация подрастающего поколения Воспроизводство и трансляция культуры Формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, установок, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе Социальная селекция Функция социального и культурного изменения Обеспечение экономического роста

Итак, образование… 1.Образование - социальный феномен 2.Образование - социальная система 3.Образование - процесс 4.Образование - результат

Образование как социальный феномен Образование как социальный феномен есть способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности

Образование как система Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образование как процесс Образование - это «Социально организованный процесс интериоризации социально- культурного опыта и становление на этой основе индивидуального опыта жизни, познавательной и предметной деятельности и поведения учащегося»

Образование как процесс 1.Процесс обучения преподавание учение 2.Процесс воспитания воспитание самовоспитание 3.Процесс развития управляемое развитие саморазвитие

Образование как результат 1.Образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой. Фиксируется образовательным стандартом. 2.Сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Результатом образования в этом плане является образованность как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений.

Результаты образования Знания, умения, навыки. Сформированность как общеучебных (надпредметных), так и специальных умений, способов когнитивной деятельности. Показатели личностного развития. Уровень развитости интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности, уровень развитости его познавательных интересов и потребностей. К показателям личностного развития относятся и сформированность устойчивой мотивации познания, и уровень креативности учащегося, его спсобность быть субъектом собственного образования и развития, а также степень нравственной, эстетической, физической, экологической и др. развитости. Изменение профессиональной компетенции педагога и его отношения к работе. Рост (или падение) престижа образования в социуме. Отрицательные эффекты (последствия) образования: перегрузка и переутомление, появление дефектов здоровья, возникновение отвращения к учению, отрицательный жизненный опыт.

Образование как результат Компетентностная модель: 1.Реализовавшаяся личность 2.Личность со стремлением к поддержке других людей 3.Жизнь как постоянное учение 4.Деятельный участник культурного развития 5.Высококвалифицированный работник 6.Информированный гражданин 7.Защитник окружающей среды

Проблема – объективное логическое противоречие – несоответствие действительного и желаемого (субъективно мнимого) состояния объекта. Проблема Хочу Есть

Проблема – это возникновение потенциальной неиспользуемой возможности. Проблема

Решение проблемы состоит в устранении противоречия, которое может заключаться как в достижении желаемого состояния, так и в переосмыслении оценки действительного. Подход 1 Подход 2 Решение проблемы

Определение проблемы цели не достигнуты определение проблемы потенциальная возможность контроль осознание проблемы использование возможностей организация в целом мотив участники в отдельности приоритет проблемы последствия воздействие ограничения мотивация участников способы решения

Диагностика проблемы Обнаружение проблемы Диагностика проблемы Осознание проблемы Анализ величин и соотношений параметров организации Анализ рыночной и институциональной среды Анализ изменения всех соотношений Восстановление нормы Причины возникновения Иерархический уровень системы Использование возможностей

Охват граждан России образованием общее образование 63% ИПК+ДПО 5% ВПО 19% CПО 8% ППО 0,5% НПО 5% Общее число обучающихся: 30,643 млн. человек

Образование в России дошкольноеобщее среднееНПОСПОВПО ППО аспирантуры, докторантуры ДПО Формальное образование Неформальное: дополнительное образование и самообразование рынок труда

Уровень образования работающих в России Общее число работающих: 71,8 млн. человек неп. ВПО СПО ВПО Общее начальное Общее среднее НПО

Распределение безработных по уровню образования с высшим образованием 11% со средним образованием 25% с начальным профобразованием 13% без профобразования 51% Общее количество безработных: 5,5 млн. человек

Причины обострения проблем в последние годы Возникли новые разнообразные системы ценностей на фоне прогрессирующей деидеологизации общества, кризиса прежних систем ценностей. Стал осуществляться последовательный и необратимый переход от единообразия учебных программ, учебников, учебных заведений к их разнообразию. Усиливаются процессы регионализации образовательных систем. В процессе формирования рынка образовательных услуг постепенно утрачивается государственная монополия на принятие решений в сфере образования. Получила бурное развитие новая область научного знания – менеджмент в образовании.

Европейское образование в кризисе? сокращение государственного финансирования утрата лидирующих позиций в научных исследованиях старение населения появление новых образовательных организаций изменение спроса на образование массовость образования регионализация образования КРИЗИС ?!

Проблемы российского образования опасный рост неравенства доступность профессионального образования доступность образования для детей с ограниченными возможностями рост ксенофобии, этнического и политического экстремизма и других проявлений нетолерантности проблемы мигрантов обеспечение конкурентоспособного уровня низкое качество образования финансирование образования

Проблемы российского образования Системные вызовы для российского образования ресурсы не соответствуют масштабам. продолжающееся снижение качества образования. рост доли слабых преподавателей. снижение конкурентоспособности на глобальном рынке. структура не соответствует потребностям экономики. образование перестало работать как механизм социального перемешивания. высшая школа не производит инноваций и инноваторов. Вызовы социальные раздражители школа перегружает детей знаниями, востребованность которых сомнительна. В то же время школа не обучает полезным умениям. объем потенциально полезных знаний для дальнейшего профессионального обучения не может уложиться в рамки школьной программы. крайне слаба подготовка квалифицированных исполнителей. ПТУ и техникумы в своей массе не дают современных квалификаций. система образования не может успеть за сменой производственных технологий

Причины кризиса современного образования - непонимание необходимости и направлений развития; - недостаток руководителей, способных эффективно управлять в современных условиях; - недооценка причин и последствий существующих в образовании проблем; - страх перед изменениями; - непонимание сути перемен; -склонность обвинять в кризисе внешние обстоятельства и пр. Рейнольдс, Барбер, Штоль, Муерс

«Борющиеся» и «тонущие» ОУ сотрудники знают о существовании проблем, и при этом полны желания что-то изменить отсутствие видения перспективы; нецеленаправленное руководство; дисфункциональные отношения между субъектами образования; неэффективные методы управления и преподавания «Кризис образования – кризис сознания»

Есть ли способ выхода из кризиса? Да, и этот способ – сбалансированное, научно обоснованное развитие системы образования на основе принципов программно- целевого управления.

Общая схема управления Управляющая система Объект управления Управляющее воздействие РЕЗУЛЬТАТ ЦЕЛЬ Среда Обратная связь информация воздействие

Условия управления Наличие заданных (вероятных) значений характеристик (параметров) состояния управляемого объекта. Неустойчивость объекта управления. Наличие способов и средств для обнаружения и измерения отклонений объекта от заданной программы или значений параметров. Возможность использования корректирующих или предупреждающих мероприятий.

Управление по результатам Цикличный процесс: -постановка результатов (целей) -процесс ситуационного управления -контроль за результатами -реагирование на отклонения

Управление по целям Управление должно начинаться с правильной постановки цели (целей) и только после этого переходить к формированию функций и процессов управления. Необходимо не только реагировать на негативную ситуацию, но и заблаговременно разрабатывать ряд мероприятий с целью недопущения этой негативной ситуации

Тенденции развития современного образования 1.Осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного образования 2. Технологизация образования 3. Переход от «школы воспроизведения» к «школе понимания» 4. Децентрализация и демократизация образования 5.Дифференциация и индивидуализация образования 6. Гуманизация образования

Основные мировые и европейские тенденции модернизации образования широкая диверсификация типов и видов образования, его многообразие и многовариантность; возрастание автономии и академических свобод ОУ, наряду с возрастанием их подотчетности; радикальные преобразования и обновления систем образования, увеличивающие их гибкость, способность предвосхищать изменения образовательных потребностей, укреплять связи с другими ступенями и формами образования; постоянная адаптация образовательных программ к меняющемуся миру и информации

Основные мировые и европейские тенденции модернизации образования переход от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование в течение всей жизни» ; предоставление учащимся свободы выбора, формирование индивидуальных образовательных маршрутов; усиление роли образования в формировании способности понимать, интерпретировать, сохранять и развивать национальные, региональные культуры в условиях их разнообразия; реализация установки на воспитание высокой гражданственности, подготовки к активному участию в общественной жизни

Основные мировые и европейские тенденции модернизации образования формирование необходимых потенциалов и стратегий образования на основе социального партнерства, расширения связей образования с рынком труда; достижение сбалансированности между когнитивным освоением учебных дисциплин и овладением навыками в сфере коммуникаций, творческого и критического анализа; усиление направленности на создание междисциплинарных образовательных программ; появление новых образовательных технологий; внедрение модульных программ в качестве новых организационных рамок преподавания и обучения

Основные мировые и европейские тенденции модернизации образования появление «общих европейских знаменателей» в различных предметных областях; рост международного доверия к дипломам (степеням, квалификациям) на основе высокого качества образования; введение механизмов обеспечения прозрачности и сопоставимости образовательных программ; формирование «европейской платформы» оценки качества и аккредитации, основанных на единых критериях

Функционирование или развитие ? Проблема состоит в том, что … образованные люди считают себя подготовленными для жизни в мире, а этого мира уже не существует! Развитие мира опережает образование…

Стратегии развития образования ПринципыКлассическая модельМодель образования, ориентированная на качество жизни 1 Характер взаимодействия с обществом Приспособление к внешним условиям Творческое преобразование действительности 2 Взаимосвязи с потребностями общества Реакция на изменяющиеся потребности Формирование новых потребностей 3 Отношение к ценностямПотреблениеСозидание 4 Способы адаптацииАдаптация личности к условиям производства Адаптация производства к требованиям гармоничного развития личности 5 Методическая основаОриентация на традиционные педагогические технологии Ориентация на создание новых педагогических технологий 6 Финансовое обеспечениеПо остаточному принципу Приоритетное финансирование, самофинансирование 7 Динамика развитияСопротивление инновациям Стимулирование инновационных процессов

Стратегии развития образования СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ администрация ОУ педагогический коллектив ОРИЕНТАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ процесс результат ТИП УПРАВЛЕНИЯ реактивноеопережающее

Стратегии развития образования 1.СТРАТЕГИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 2.СТРАТЕГИЯ МОДУЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 3.СТРАТЕГИЯ СИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ СПОСОБЫ ОБНОВЛЕНИЯ Совершенствование (модернизация) Освоение чужого опыта Освоение готовых разработок Пробы и ошибки Создание новой практики образования

Оценка эффективности вкладываемых в образование средств Образование – внеэкономическая сфера Образование – отрасль экономики экономический эффект социальный эффект

Активность зарубежных стран, организаций, фондов в образовательном пространстве РФ США Европейский Союз Проекты USAID (агентство Конгресса США по международному развитию) Проекты IREX (американского совета по международным исследованиям и научным обменам) Проекты фондов Евразия, Макартуров, Корпорации Карнеги и др. Программа ТАСИС Программа Делфи 2 Швеция Проект «Социальное партнерство в реформировании образования взрослых» Великобритания Проекты DFID (департамент международного развития Министерства международного развития) и др.

Инвестиционная привлекательность профессионального образования (Всемирный Банк) 1,0 0,8 0,6 0,4 0,2 В 2008 г. затраты компаний на обучение работников в мире составили 30 млрд. долларов ВПОНПОСПО Относительные единицы

1. Прямое финансирование государством 2. Сберегательные счета на образование 3. Займы частного сектора, зависящие и независящие от дохода 4. Контракты на человеческий капитал 5. Гарантируемые государством студенческие займы 6. Институциональные, зависящие от дохода займы 7. Институциональные контракты на человеческий капитал 8. Собираемые в частном порядке займы частного сектора 9. Налоги с выпускников 10. Счета индивидуального развития 11. Обучение в процессе работы 12. Налоги на обучение 13. Налог с выпускников, взимаемый с работодателя 14. Ваучеры и права на получение социальной помощи 15. Гранты 16. Процентная субсидия на займ 17. Налоговые льготы работодателям Механизмы финансирования прямых издержек системы образования

Оценка эффективности вкладываемых в образование средств обоснованность и оптимизация долгосрочных инвестиций в образование; планирование ресурсов; повышение ответственности за рациональное расходование средств; обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений; разработка механизмов социального партнерства образования и бизнеса; введение системы индикаторов для оценки экономической эффективности управления и использования ресурсов системой образования.

Почему необходимо совершенствовать систему управления ОУ? стремление решать проблемы, а не исправлять процессы, их порождающие Традиции Информационная структура производство «информационного хлама» существование «параллельных миров» фрагментарное руководство самоизоляция сотрудников Организационная структура Управление Персонал

85 % проблем – слабый менеджмент? "Основная обязанность лидера - укрепление доверия и уважения тех, кем он руководит" РУКОВОДИТЕЛЬ Устанавливает причины и характер изменчивости Сплачивает людей Создает условия Показывает пример Осуществляет контроль Распознает, определяет, описывает, диагностирует и улучшает систему, за которую несет ответственность

Менеджер и педагог – враги или союзники? В период снижающихся инвестиций в систему образования и растущих проблем в экономике управленцам следует научиться работать совместно, а не против педагогической общественности.

Что мы можем и должны улучшать? ВОЗМОЖНОСТИ РЕЗУЛЬТАТЫ Руководство Люди СтратегияРесурсы Удовлетворенность потребителей Процессы Результаты деятельности Удовлетворенность персонала Удовлетворенность общества

Объект управления 1.Менеджмент процессов 2.Менеджмент ресурсов 3.Менеджмент персонала 4.Менеджмент информации

Качество создается людьми и для людей Основные подходы к управлению образованием Процессный подход Компетентностный подход качество процессов качество людей

Эффективность управления образованием на региональном уровне характеризуется уровень образования населения (старше 15 лет); «самодостаточность» образовательной системы (способность удовлетворить образовательные запросы населения, производственных, коммерческих, культурных, научных, политических, общественных структур и организаций по типам и видам реализуемых образовательных программ); сменность занятий в дневных общеобразовательных учреждениях; учебные площади образовательных учреждений; уровень научного потенциала и профессорско- преподавательского персонала вузов; доля расходов на образование в региональном бюджете; расходы на одного учащегося; развитость и эффективность сферы образовательных услуг и др.

Функции управления образованием на региональном уровне Формирование единого образовательного пространства, в том числе: введение и контроль выполнения государственных стандартов; деятельность по лицензированию, аттестации и аккредитации ОУ; аттестация педагогов на высшую категорию; совершенствование нормативной базы; мониторинг образовательной деятельности; инициация обновления содержания образования и повышения квалификации работников образования; обеспечение преемственности образования на всех ступенях. Анализ состояния образования, инновационных процессов, потребностей региона в образовании на основе мониторинга. Лоббирование интересов образования в органах власти. Стимулирование педагогической и образовательной деятельности, в том числе: организация областных олимпиад, соревнований и конкурсов учащихся; организация областных творческих конкурсов педагогов; стимулирование педагогического труда и инновационных процессов. Организация научных исследований и их внедрение в образование. Разработка и исполнение целевых региональных программ развития образования.

Результаты модернизации образования Разработаны и внедрены федеральные стандарты общего образования и профессионального образования. Вводятся гибкие программы профильного обучения. Либерализация рынка учебников. Подготовлена программа модернизации системы подготовки педагогических кадров. Внедрение в образование ИКТ. В 2004 г. ЕГЭ сдавали более 800 тыс. выпускников общеобразовательных учреждений (70% от общего числа) из 64 регионов. Вводятся механизмы перехода школ на финансовую самостоятельность. В 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу.

Качество и востребованность: образование для общества, основанного на знаниях Отсутствует точное определение «качества образования». Отсутствуют общепринятые показатели оценки качества образования. Востребованность не является устойчивой характеристикой образования. Структура управления образованием не отражает основные характеристики новой экономики и общества. Стратегии модернизации не перешли от лозунгов о политике обеспечения качества к действиям по реализации этой политики, а следовательно, к конкретным ориентирам.

Стандарты и оценивание система не ориентируется на конкретные результаты долгосрочные эффекты обучения. отсутствует четкая и понятная связь между учебными программами, стандартами и педагогической практикой и долгосрочными эффектами (результатами) обучения в учебных программах, стандартах и педагогической практике недостаточно отражены современные представления о том, какие образовательные результаты являются востребованными экономикой, основанной на знаниях, и гражданским обществом педагогические кадры не готовы к обеспечению образовательных результатов в смысле развития новых навыков и способностей, необходимых России на современном этапе социально-экономического развития

Что делать? Необходимы стандарты нового поколения На основе новых стандартов необходимо коррекция содержания образования и методик преподавания Кроме процедур итогового контроля следует разработать механизмы систематической оценки уровня компетентности учащихся Следует наладить систематический сбор и анализ данных о реальных результатах и долгосрочных социальных эффектах образования Учителя, директора школ и представители региональных органов власти должны научиться собирать и использовать информацию о результатах своей деятельности для улучшения учебного процесса Подготовка и повышение квалификации педагогических работников должны быть более гибкими Школам необходима самостоятельность в принятии решений и реализации стратегий развития

Модернизация профессионального образования Помимо Министерства образования непосредственный контроль за деятельностью учреждений профессионального образования осуществляют более десятка других ведомств. Участие работодателей, предприятий и местной общественности в установлении приоритетов и направлений развития образования остается ограниченным по сравнению со другими странами. Негибкость федеральных профессиональных стандартов и сопротивление переменам. Недостаточное внимание к формированию ключевых навыков. Недостаточное финансирование профессионального образования. Дефицит современного оборудования, технических средств обучения.

Что делать? Важнейшей задачей является осуществление мониторинга образования, изучение инновационного опыта Создание институциональных условий для эффективного взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей Создание ресурсных центров

Модернизация высшего образования Отсутствие прозрачности и последовательности в порядке поступления в вузы. Несоответствие правового статуса и системы управления. Отсутствие гибкости и связи обучения с рынком труда. Слабая связь с интеллектуальным бизнесом. Необходимость изменения системы финансирования высшего образования.

Что делать? России нужна национальная стратегия развития высшего образования для стимулирования вузов к внедрению инноваций и усилению связи высшего образования с потребностями глобальной конкурентной экономики Необходимо укрепление институциональной самостоятельности и внесение ясности в систему управления Привлечение большего объема частных средств в систему при сохранении равного доступа к образованию Необходимо формирование системы оценки качества высшего образования Введение ЕГЭ как основного механизма поступления в вузы Повышение гибкости и согласованности с требованиями современной экономики

Обеспечение доступности образования Проблемы: Угроза равной доступности образования, вызванная неравенством между регионами. Углубление неравенства, связанного с уровнем благосостояния. Решения: Обеспечение достаточного и справедливо распределяемого государственного финансирования. Повышение адресности расходов на образование. Финансирование учащихся, а не школ.

и напоследок… Вперед мы уже шли. Теперь давайте пойдем в сторону здравого смысла. Анатолий Рас