Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Итоги реализации Программы развития НИУ ВШЭ в 2011 году Информационные материалы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Advertisements

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
Инструменты академического развития НИУ ВШЭ М.М. Юдкевич.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор Лёвин Б.А. 30 октября.
Общее собрание членов Ассоциации Председатель Совета Ассоциации Совет Ассоциации Ревизионная комиссия Функциональные комиссии нацелены на разработку инструментов.
Фото Студентыиностранцы в НИУ ВШЭ (Москва) в 2011 г., по странам, чел. чел. По состоянию на 1 октября 2011 г.
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
Программа «Научный фонд ГУ-ВШЭ» и академические надбавки в гг.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
2006 Приоритетный национальный проект «Образование» Инновационная программа ГУ-ВШЭ Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Заведующая кафедрой менеджмента ИСГТ Никулина Ирина Евгеньевна.
Учебная, научная и научно-методическая деятельность.
Южный федеральный университет Сопоставление показателей Программы развития ЮФУ на годы с международными и российскими методиками оценки эффективности.
«Реализация программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования» Федеральное государственное.
Тульский государственный университет ИНФОРМАЦИЯ о выполнении I этапа Программы развития инновационной инфраструктуры ТулГУ «Развитие инновационно- технологического.
П Л А Н МЕРОПРИЯТИЙ (" ДОРОЖНАЯ КАРТА ") "И ЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ " Распоряжение.
Транксрипт:

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Итоги реализации Программы развития НИУ ВШЭ в 2011 году Информационные материалы

Содержание 1.Цель и структура Программы развития3-5 2.Финансирование Программы развития6-7 3.Основные итоги:8 1.Образование Наука Распространение знаний Кадры Инфраструктура Управление 45 7.Показатели эффективности Задачи на 2012 год

Программа развития НИУ ВШЭ рассчитана на период с 2009 по 2020 годы Цель Программы развития: создать на базе ВШЭ передовой научно-образовательный центр мирового класса в области социально-экономических наук Основной индикатор успешности Программы развития: конкурентоспособность университета по отношению к ведущим мировым научно-образовательным центрам в области экономических и социальных наук (Распоряжение Правительства России от 12 августа 2008 г. 1177) Цель Программы развития НИУ ВШЭ 3

Направления реализации Программы ОБРАЗОВАНИЕ обеспечение российской экономики кадрами исследователей, аналитиков и менеджеров с принципиально новыми компетенциями НАУКА формирование исследовательского и инновационного центра мирового уровня в области социально- экономических наук РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗНАНИЙ создание системы распространения инновационных моделей и технологий в российской системе образования, в экономике и в обществе КАДРЫ развитие кадровой базы исследовательского университета ИНФРАСТРУКТУРА создание инфраструктуры научной и образовательной деятельности на уровне лучших университетов мира 4

Приоритетные направления Программы развития Приоритетные направления развития – научные направления, по которым университет занимает лидирующие позиции в России и имеет потенциал продвижения на глобальном рынке Утвержденные в действующей редакции Программы развития НИУ ВШЭ ПНР Экономика ПНР Менеджмент ПНР ГМУ ПНР Социология Предложенные в новой редакции Программы развития НИУ ВШЭ ПНР Экономика ПНР Управление ПНР Социология ПНР Математика и информатика ПНР Право и гуманитарные науки 5

Программы, реализуемые НИУ ВШЭ Программы, финансируемые из федерального бюджета Стратегии развития филиалов и факультетов Программа развития НИУ ВШЭ: 2009–2018 гг. Федеральный бюджет – 1560 млн. руб. Софинансирование – 832 млн.руб. Программа развития инновационной инфраструктуры (ПП 219): 2009–2012 гг. Федеральный бюджет – 125,3 млн. руб. Софинансирование – 25,0 млн. руб. Программа по привлечению ведущих зарубежных ученых (ПП 220): 2010–2012 гг., 2011–2013 гг. Федеральный бюджет – 457,7 млн. руб. Софинансирование – 63,1 млн. руб. Комплексные проекты по созданию высокотехнологического производства в кооперации с предприятиями-партнерами (ПП 218): 2010–2012 гг. Бюджет – 318 млн. руб. 6

Финансирование мероприятий Программы развития: 2011 vs Финансирование мероприятий Программы по направлениям (включая софинансирование), % Всего на реализацию мероприятий Программы израсходовано: В 2011 г. – 352 млн. руб. в том числе: ФБ = 280 млн. руб.; СФ = 72 млн. руб. (при плане – 56 млн.руб.) В 2010 г. – 312,5 млн. руб. в том числе: ФБ = 250 млн. руб.; СФ = 62,5 млн. руб. (при плане – 50 млн. руб.) 7

Основные итоги 2011: Доходы от образовательной и научной деятельности Общий доход от образовательной и научной деятельности в 2011 г. – 8,264 млрд. руб. 8

Итоги 2011: Образование 1. Собственные образовательные стандарты Разработаны собственные образовательные стандарты по всем 16 направлениям подготовки магистров. В 2010 г. разработаны собственные образовательные стандарты по 17 направлениям подготовки бакалавров. Продолжена работа по методическому обеспечению образовательных стандартов: созданы единый классификатор профессиональных видов деятельности и единый классификатор компетенций для образовательных стандартов НИУ ВШЭ Собственные образовательные стандарты НИУ ВШЭ обеспечивают: формирование актуальных базовых и специальных профессиональных компетенций владение английским языком на уровне международных стандартов формирование общекультурной основы для саморазвития студентов получение всеми студентами опыта построения индивидуальных образовательных траекторий и опыта практической деятельности в соответствующей профессиональной области 9

Итоги 2011: Образование 2. Новые образовательные программы Новые подразделения университета, реализующие основные образовательные программы ВПО: Факультет филологии Факультет медиакоммуникаций Высшая школа урбанистики Инновационная программа бакалавриата по направлению «Экономика», реализуемая совместно с Российской экономической школой: Индивидуальный подход к каждому студенту: доля курсов по выбору – 50% Система тьюторства: преподаватель-наставник у каждого студента Участие студентов в академических обменах с ведущими зарубежными университетами Междисциплинарная магистерская программа «Управление пространственным развитием городов»: Реализуется совместно факультетом Государственного и муниципального управления и Высшей школой урбанистики Внешние партнеры: Институт экономики города, Московский архитектурный институт, ГУП НИиПИ Генерального плана Москвы и др. организации Открыты 14 новых магистерских программ, из них 7 по ПНР 10

Итоги 2011: Образование 3. Структура студенческого контингента По данным на 1 октября каждого года, очная форма обучения, чел. 11

Итоги 2011: Образование 4. Аспирантура полного дня Цели программы: повышение качества подготовки аспирантов в рамках развития ВШЭ как исследовательского университета вовлечение молодых исследователей в международные исследовательские проекты и сети формирование современной академической культуры обеспечение участия аспирантов в подготовке публикаций для международных реферируемых изданий В 2011 году к реализации программы «Аспирантура полного дня» активно привлекались зарубежные ученые в качестве научных соруководителей, лекторов и экспертов при промежуточной оценке результатов аспирантов. На программе обучались 20 аспирантов. Особенности программы: соответствует международным образовательным стандартам расширена образовательная компонента по основным дисциплинам и спецкурсам, формирующим академические навыки полная занятость аспирантов научной работой в научных подразделения университета научные соруководители из числа зарубежных ученых повышенная стипендия (25 тыс.руб.) 12

Итоги 2011: Образование 5. Интеграция с научной и проектной деятельностью На всех программах бакалавриата с первого курса введен научно-исследовательский семинар, обеспечивающий формирование исследовательских компетенций (методология и инструментарий) и практическое участие студентов в научной работе (доклады и мини-исследования) Созданы 7 новых базовых кафедр ведущих компаний и научных центров: PricewaterhouseCoopers, «Леонтьевский центр», «Яндекс», McKinsey&Company, «КПМГ», Федеральной палаты адвокатов, Математического института В.А.Стеклова. Всего работают 29 базовых кафедр. Сформированы новые научно-учебные и проектно-учебные лаборатории и группы, обеспечивающие участие студентов в научной работе и выполнении проектов по заказам внешних организаций: 9 научно-учебных групп 27 научно-учебных лабораторий (6 открыты в 2011 г., в т.ч. 4 – под руководством ведущих зарубежных ученых) 5 проектно-учебных лабораторий 17 проектно-учебных групп В 2010/11 учебном году в работе этих коллективов участвовали 568 студентов 13

Итоги 2011: Образование 6. Интернационализация: программы двух дипломов В 2010/11 учебном году разработаны 9 новых магистерских программ совместно с ведущими зарубежными университетами: по направлению «Экономика» совместно с Университетом Джорджа Мейсона (США) и Университетом Болоньи (Италия); по направлению «Менеджмент» совместно с Ланкастерским Университетом (Великобритания) и Университетом Уорвика (Великобритания), с Университетом Лаваля (Канада); по направлению «Государственное и муниципальное управление» с Университетом Поля Сезанна, Экс Марсель II (Франция), с Университетом Лондон Метрополитен (Великобритания); по направлению «Социология» с Университетом Париж Запад Нантер ля Дефанс (Франция); По направлению «Бизнес-информатика» с Вестфальским университетом им. Вильгельма (Германия) с участием Нижегородского филиала ВШЭ. 14

Итоги 2011: Образование 6. Интернационализация: программы двух дипломов (2) Программы двух дипломов, реализуемые НИУ ВШЭ в 2010/11 учебном году Название программыЗарубежный университет-партнер 1. Бакалаврская программа по экономикеЛондонская школа экономики и политических наук (Великобритания) 2. Магистерская программа по экономике и менеджментуУниверситет Гумбольдта (Германия) 3. Магистерская программа по экономикеУниверситет Париж 1 Пантеон Сорбонна (Франция) 4. Магистерская программа по экономикеУниверситет Париж 10 Нантер (Франция) 5. Магистерская программа по экономикеУниверситет Эразмус (Нидерланды) 6. Магистерская программа по экономике и финансамШкола финансов Дюзенберга и Университет Амстердама (Нидерланды) 7. Программа PhD по экономикеУниверситет Париж 1 Пантеон Сорбонна (Франция) 8.Магистерская программа по финансам и правуШкола финансов Дюзенберга и Университет Амстердама (Нидерланды) 9. Магистерская программа по государственному и муниципальному управлению Университет Бирмингема (Великобритания) 10.Магистерская программа по менеджментуЕвропейская школа менеджмента ESCP-EAP (Франция) 11. Магистерская программа по менеджментуУниверситет Лидса (Великобритания) 12. Магистерская программа по менеджментуУниверситет Париж 12 Валь-де-Марн (Франция) 13. Магистерская программа по социологииУниверситет Париж 10 Нантер (Франция) 14. Магистерская программа по правуУниверситет Люксембурга (Люксембург) 15. Магистерская программа по международным отношениямУниверситет Кента (Великобритания) 16. Магистерская программа по правуУниверситет Париж 1 Пантеон Сорбонна (Франция) 15

В т.ч. из США, Великобритании и Германии: в 2009/10 учебном году –79 студентов, в 2010/11 учебном году – 168 студентов. Итоги 2011: Образование 7. Интернационализация: студенческая мобильность Σ = 180 При финансовой поддержке университета в 2010/ 11 учебном году за рубежом обучались 86 студентов ВШЭ 16

Активное развитие сотрудничества с ведущими университетами западных стран и стран АТР позволило: обеспечить участие студентов НИУ ВШЭ в российско-американском исследовательском проекте, реализуемом совместно со Стэнфордским университетом получить стипендии китайского правительства для прохождения студентами НИУ ВШЭ годовых стажировок в лучших китайских университетах; открыть совместно с Сеульским национальным университетом при поддержке посольства Республики Корея и Корейского фонда дистанционный курс по введению в корееведение провести летние международные научные школы для студентов совместно с Высшей школой точных наук Киотского университета (Япония), голландским университетом Твенте, Школой бизнеса Корнельского университета (США) и другими зарубежными партнерами. Итоги 2011: Образование 7. Интернационализация: студенческая мобильность (2) 17

Итоги 2011: Образование 8. Привлечение талантливых студентов НИУ ВШЭ – единственный российский университет, сочетающий постоянный рост приема с повышением качества абитуриентов По среднему баллу ЕГЭ абитуриентов, зачисленных на бюджетные места, ВШЭ входит в тройку российских вузов-лидеров 18

Итоги 2011: Образование 8. Привлечение талантливых студентов (2) Межрегиональные олимпиады для школьников (организуются в партнерстве с 9 ведущими российскими вузами: Уральским федеральным университетом, БелГУ, ИрГТУ, РУДН, СпбГУ ИТМО, ТПУ, Омским ГУ, Марийским ГУ, Ульяновским ГУ): участников, в т.ч из стран СНГ. Открытые конкурсы для школьников как отборочный этап межрегиональных олимпиад («Юный экономист», «Юный социолог», «Юный управленец» и др., всего – 10 конкурсов): 656 участников Олимпиада для абитуриентов магистратуры ВШЭ (проводилась в 19 регионах РФ и 8 странах СНГ и Балтии): 2787 участников, в т.ч. 317 из стран СНГ Научные и профориентационные Зимние школы для абитуриентов магистратуры по 15 направлениям подготовки: 465 участников, в т.ч. 34 – из стран СНГ, 268 – из регионов РФ Годичное бюджетное подготовительное отделение для абитуриентов магистратуры, получивших недостаточную специальную подготовку: зачислен 321 чел. Предметные школы для одаренных учащихся (гуманитарная и историко-правовая): 130 участников Профориентационные мероприятия для школьников (лагеря, тренинги, встречи с учеными и др.) в РФ и странах СНГ: более 2000 участников, в т.ч. более 300 из Армении и Украины По результатам олимпиад: в бакалавриат зачислено 36% студентов, в магистратуру – 32% Доля бакалавров из других регионов, поступивших на бюджетные места, – 55% Доля студентов-магистров из других регионов – 58% в общем наборе 19

Итоги 2011: Образование 9. Дополнительное профессиональное образование Всего реализуется 417 программ ДПО, включая программы МВА, DBA, MPA, ЕMBA (в 2008 г. реализовывалось 200 программ) В 2011 г. Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ вошла в номинацию «3 Palmes» (EXCELLENT Business Schools) по версии независимого рейтингового агентства EDUNIVERSAL Программа МВА-Финансы вошла в Top 200 Best Masters in Corporate Finance Global Ranking Программа MBA-Стратегический менеджмент в индустрии моды вошла в Top 50 Best Masters in Luxury Management: Fashion Global Ranking В 2011 г. создан Международный институт управления и бизнеса, который будет реализовывать образовательные программы совместно с Европейской школой бизнеса (ESCP) и другими зарубежными вузами-партнерами. В разработке и реализации программ ДПО принимают участие научные институты и центры НИУ ВШЭ Численность слушателей программ ДПО НИУ ВШЭ, чел. 20

Итоги 2011 г.: Наука 1. Динамика объемов научных исследований Рост прикладных исследований Общий объем НИР в 2011 г. – 2209,7 млн.руб. 21

Итоги 2011: Наука 2. Рост доходов от НИР по ПНР 22

Итоги 2011: Наука 3. Формирование международных лабораторий В гг. созданы 13 научных лабораторий под руководством ведущих зарубежных ученых (3 – в 2010, 10 – в 2011): 9 научных лабораторий созданы на собственные средства ВШЭ (1 – в 2010, 8 – в 2011) 4 научные лаборатории организованы в результате победы в конкурсах на получение грантов по Постановлению Правительства РФ 220: Лаборатория алгебраической геометрии и ее приложений под руководством профессора Института математических наук им.Куранта Нью-Йоркского университета (США) Федора Алексеевича Богомолова Лаборатория сравнительных социальных исследований под руководством профессора Университета Мичигана (США) Рональда Инглхарта Лаборатория алгоритмов и технологий анализа сетевых структур под руководством профессора Университета Флориды (США) Панайота Милтиада Пардалоса Лаборатория теории рынков и пространственной экономики под руководством ведущего европейского экономиста, профессора Национальной школы мостов и дорог (Франция) Жака- Франсуа Тисса 23

Итоги 2011: Наука 3. Формирование международных лабораторий (2) Задачи международных лабораторий: Существенное повышение уровня и качества научных исследований, формирование современной академической культуры Развитие приоритетных для ВШЭ областей науки, в том числе тех, по которым Россия отстает от мировых лидеров, интеграция в мировую науку Вовлечение в международные исследовательские проекты молодых ученых Интеграция образовательного процесса с исследовательской и проектной деятельностью Расширение сетевых связей ВШЭ с зарубежными университетами, научными центрами, международными организациями Развитие международной мобильности Примерный состав сотрудников лаборатории: Зарубежный ученый Российский соруководитель PhD ~ 4 Доктора, кандидаты наук ~ 4 Младшие научные сотрудники ~ 5 Студенты магистратуры ~ 10 По итогам 2011 г.: В лабораториях работает 121 научный сотрудник, из них 91 – моложе сорока лет Подготовлена 121 публикация На внешних конференциях представлены 114 докладов 24

фото Итоги 2011: Наука 4. Новые направления исследований Конкурс по Постановлению Правительства РФ 218 – кооперация вузов с компаниями реального сектора (2 проекта) Конкурс по Постановлению Правительства РФ 219 – развитие инновационной инфраструктуры Реализация проектов ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на гг. (в 2011 г. выполнено 19 проектов) Участие в создании и работе технологических платформ развития С министерствами: Министерство регионального развития С министерствами: Министерство регионального развития С регионами: г. Москва, Самарская, Тульская,Тамбовская области, ЯНАО, Дальний Восток С регионами: г. Москва, Самарская, Тульская,Тамбовская области, ЯНАО, Дальний Восток С компаниями реального сектора: РАО Энергосистемы Востока, Аэрофлот, Газпром, Росгеология, Оборонпром и др. С компаниями реального сектора: РАО Энергосистемы Востока, Аэрофлот, Газпром, Росгеология, Оборонпром и др. С ведущими вузами: Федеральные университеты РАНХиГС, МИФИ, МГТУ им. Баумана, ИТМО и др. С ведущими вузами: Федеральные университеты РАНХиГС, МИФИ, МГТУ им. Баумана, ИТМО и др. Формирование новых стратегических альянсов 25

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Итоги 2011: Наука 5. Комплексные полидисциплинарные проекты Реализация комплексных исследовательские проектов стратегического характера, выполняемых в интересах федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации: Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года (совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ) Базовые материалы к проекту Стратегии социально-экономического развития Москвы на период до 2025 г. (совместно с Российской академий народного хозяйства и государственной службы) Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 г. Программа развития научно-образовательного комплекса Томской области в рамках проекта «Иннотомск» Государственная программа развития образования в г. Москве до 2018 года 26

фото Итоги 2011: Наука 6. Мониторинговые исследования 13 регулярных мониторинговых обследований в следующих сферах: Образование Здравоохранение Инновации Сектор интеллектуальных услуг Взаимодействие государства и бизнеса Предприятия реального сектора Рынок труда Поведение домохозяйств Гражданское общество 13 регулярных мониторинговых обследований в следующих сферах: Образование Здравоохранение Инновации Сектор интеллектуальных услуг Взаимодействие государства и бизнеса Предприятия реального сектора Рынок труда Поведение домохозяйств Гражданское общество Задачи: Формирование эмпирической базы для фундаментальных исследований и разработки рекомендаций в области социально-экономической политики Интеграция в программы и проекты международных сопоставительных исследований, развитие международного научного сотрудничества в области мониторинговых исследований Развитие системы распространения результатов Задачи: Формирование эмпирической базы для фундаментальных исследований и разработки рекомендаций в области социально-экономической политики Интеграция в программы и проекты международных сопоставительных исследований, развитие международного научного сотрудничества в области мониторинговых исследований Развитие системы распространения результатов 27

Итоги 2011: Наука 7. Публикации 28

Итоги 2011: Наука 8. Инновационная деятельность Инновационная инфраструктура Разработана модель создания малых инновационных компаний с участием ВШЭ Создано ОАО «Инновационный центр Высшей школы экономики» со 100% участием ВШЭ (реализуются 3 проекта) Внедрен механизм обеспечения коммерческой тайны Прямые связи с инновационной инфраструктурой ведущих мировых центров Интеллектуальная собственность Регистрация 7 товарных знаков (поданы в Роспатент) Оформление прав на 4 объекта интеллектуальной собственности Разработаны принципы политики ВШЭ в области интеллектуальных прав Консультации сотрудников ВШЭ по вопросам оформления и защиты интеллектуальных прав Конкурсы по поддержке бизнес-проектов Ежегодный конкурс Фонда поддержки инновационного предпринимательства ВШЭ (35 проектов с участием преподавателей и студентов ВШЭ) Ежегодный конкурс бизнес-проектов НSE {10K} (140 заявок, победитель конкурса НSE получил второй приз на конкурсе IBTEK, Berkeley) Ежегодная премия ВШЭ «Стартап года» (92 номинанта, более 40 партнеров) Международные конкурсы совместно с университетами Aalto (Финляндия) и Twente (Нидерланды) 29

Итоги 2011: Наука 8. Инновационная деятельность (2) Поддержка инновационного предпринимательства Контактная сеть центров ВШЭ в Москве и филиалах (10 тыс. чел.) Система открытых лекций и мастер-классов (более 3 тыс. участников, более 40 событий в год) Летние школы по практике предпринимательства в Москве и филиалах Международный чемпионат по деловой игре «Железный предприниматель» (15 городов России и СНГ, 20 университетов, более 1500 участников) Партнерская сеть (более 40 инфраструктурных организаций) Регулярные образовательные программы в области предпринимательства 2 ежегодных факультативных курса по созданию нового бизнеса (более 100 участников в год) Краткоcрочные тренинговые программы, в т.ч. международные (более 200 участников в год) Межфакультетский майнор по предпринимательству (первый набор –112 чел.) Разработана магистерская программа по менеджменту инноваций (запуск в 2012 г.) Английский разговорный клуб при поддержке клубов LingvED Услуги по развитию бизнеса Программа стажировки в инкубаторе HSE{Pro} – 16 резидентов (в платном формате открыта в 2011 г.) Программа оперативно консультирования стартапов НSE{Consult} 30

Итоги 2011: Распространение знаний 1. Поддержка школ и университетов В 2011 году квалификацию в НИУ ВШЭ по данным программам повысили 242 человека. В рамках проекта НИУ ВШЭ «Высшая школа образования», нацеленного на распространение лучших педагогических практик и управленческих инструментов в системах общего и высшего профессионального образования: Открыты две очно-заочные магистерские программы по управлению в сфере образования («Управление образованием» и «Управление в высшем образовании») для специалистов с опытом работы: обучается 162 студента Реализованы краткосрочные программы повышения квалификации для методистов и учителей общеобразовательных школ по экономике, обществознанию, математике и праву: квалификацию повысили 242 учителя и методиста Осуществляется экспертно-аналитическая поддержка реализации программ развития ведущих российских университетов и повышение квалификации сотрудников этих университетов: Дальневосточного федерального университета Уральского федерального университета Иркутского национального исследовательского технического университета 31

Итоги 2011: Распространение знаний 2. Порталы Развиваются три основных интернет-портала, поддерживаемые ВШЭ: образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» ( Подготовлено и размещено 3,6 тыс. материалов, в том числе 81 книга и 3,5 тыс. статей Сформирована база данных средних общеобразовательных учреждений РФ Посещают тыс. человек в день экспертный аналитический канал «Открытая экономика» ( Подготовлено и размещено более 180 статей по проблемам модернизации российской экономики, в.т. ч. статей и интервью зарубежных экспертов Посещают 1,5 тыс. человек в день корпоративный образовательный портал ( Подготовлено и размещено более 1070 информационно-аналитических материалов Посещают 30 тыс. человек в день 32

Итоги 2011: Распространение знаний 3. Конференции и издательская деятельность На корпоративном портале в открытом доступе размещены видеозаписи более 250 наиболее значимых научных и образовательных мероприятий, в т.ч. лекции и доклады ведущих зарубежных ученых: ВШЭ издает 23 научных журнала, имеющих электронные версии В 2011 г. университет стал соучредителем журнала «Отечественные записки» В 2011 г. университетом изданы 154 наименования научной и учебной литературы В 2011 г. организованы более 300 научных мероприятий семинаров, конференций и круглых столов, в том числе 20 всероссийских и международных конференций. 33

Итоги 2011: Кадры 1. Привлечение специалистов с международного рынка 34 В целях привлечения лучших кадров с международного рынка труда НИУ ВШЭ проводит ежегодный конкурс по рекрутингу специалистов, обладающих степенью PhD и имеющих опыт работы в ведущих зарубежных университетах: по итогам конкурса 2011 г. на работу в университет на условиях трудового договора были приняты 11 иностранных специалистов со степенью PhD всего на конец 2011 г. в НИУ ВШЭ работали 76 преподавателей и научных сотрудников со степенью PhD, из них 41 – иностранные граждане по сравнению с 2010 г. число специалистов со степенью PhD, работающих в НИУ ВШЭ, увеличилось на 50% (в 2010 г. – 51 специалист со степенью PhD) к образовательному и исследовательскому процессу НИУ ВШЭ в 2011 г. на кратковременной основе привлекались более 40 иностранных специалистов

* г. – ИОП; г - НИУ, ПРИИ, Лаборатории, Постановление 218 Сформирована широкая система стимулов, мотивирующая преподавателей и научных сотрудников к активной творческой работе Структура среднего заработка преподавателей 35

*Снижение обусловлено увеличением доли ассистентов 36

Итоги 2011: Кадры 4. Академическая активность и поддержка научной работы 37

Итоги 2011: Кадры 5. Финансовая поддержка научной работы Всего на гранты и академические надбавки НИУ ВШЭ выделил: в 2011 г. – 212,3 млн. руб. в 2010 г. – 155,8 млн. руб. в 2009 г. – 93,2 млн. руб. 38

Итоги 2011: Кадры 6. Повышение квалификации Направления повышения квалификации, получившие приоритетную поддержку в 2011 г.: Развитие навыков академического письма на английском языке (создан Центр академического письма) Развитие навыков чтения учебных курсов на английском языке Развитие специальных предметных навыков с акцентом на овладение инструментарием (методиками) Длительные научные стажировки за рубежом, по результатам которых готовятся публикации Обучение навыкам работы в электронной образовательной среде НИУ ВШЭ Learning Management System (LMS) Новое направление академического развития – финансовая поддержка обучения сотрудников ВШЭ на магистерских программах и программах PhD в ведущих зарубежных университетах. По итогам конкурса два преподавателя ВШЭ будут обучаться в 2012 г. на программах PhD в Йоркском университете и Университете Гетеборга 39

Итоги 2011: Кадры 7. Кадровый резерв 27 НАУЧНО-УЧЕБНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ 5 ПРОЕКТНО-УЧЕБНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ НОВЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ (39) БУДУЩИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ (26) НОВЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ (118) БУДУЩИЕ ПРОФЕССОРА (55) БУДУЩИЕ ПРОФЕССОРА (55) УЧЕБНЫЕ АССИСТЕНТЫ (164) АСПИРАНТУРА «ПОЛНОГО ДНЯ» (20) 9 НАУЧНО-УЧЕБНЫХ ГРУПП 17 ПРОЕКТНО-УЧЕБНЫХ ГРУПП Кадровый резерв Формирование кадрового резерва 40

Итоги 2011: Кадры 8. Кадровый резерв (2) Программа развития кадрового резерва включает: стимулирующие выплаты дополнительные возможности для научных стажировок возможность сокращения учебной нагрузки на 25% специальные программы повышения квалификации, тренинги и мастер-классы для разных групп кадрового резерва конкурсы инициативных образовательных проектов конкурсы междисциплинарных научных семинаров регулярные встречи с руководством 41

Итоги 2011: Инфраструктура 1. Развитие материально-технической базы Завершено строительство зданий загородного учебного центра «Вороново» НИУ ВШЭ (включая общежитие на 166 человек) Осуществлен капитальный ремонт комплекса зданий по адресу Москва, ул. Шаболовка, д. 26 общей площадью 11 тыс. кв. м. Произведена реконструкция учебного корпуса в Нижегородском филиале НИУ ВШЭ общей площадью 6 тыс. кв. м. Осуществлены закупки учебно-лабораторного и научного оборудования на сумму в размере 58,52 млн. руб. В учебных корпусах НИУ ВШЭ организованы беспроводные сети Wi-Fi. Беспроводным доступом к Интернет обеспечиваются 18 учебных корпусов университета. 42

Итоги 2011: Инфраструктура 2. Развитие информационных ресурсов Цель LMS: построение единой образовательной интернет-среды в НИУ ВШЭ Задачи LMS: предоставить студентам и преподавателям удобные инструменты для организации и поддержки процессов очного и дистанционного обучения индивидуализировать работу со студентами содействовать в освоении новых методов обучения и информационно-коммуникативных средств повысить качество самостоятельной работы студентов, обеспечив доступ ко всем учебным материалам в любое время Результаты развития LMS за год: LMS интегрирована с общеуниверситетской базой учебных дисциплин – для каждой дисциплины автоматически создается сайт, к которому студенты получают доступ в соответствии со своими учебными планами зарегистрированных пользователей, из них: 860 преподавателей студентов (у всех студентов автоматически создаются личные кабинеты) Число активных пользователей – 3200 человек 700 сайтов учебных дисциплин в LMS наполнены материалами для работы студентов 43

Итоги 2011: Инфраструктура 3. Развитие библиотечных ресурсов Ресурсы библиотеки: Приобретены 13 статистических баз экономических, социологических и статистических данных, которые стали частью Единого архива экономических и социологических данных НИУ ВШЭ 44

Итоги 2011: Управление Подготовлен проект изменений в текст Программы развития НИУ ВШЭ, разработанных с учетом особенностей развития университета и в соответствии с новыми актуальными задачами, поставленными перед ВШЭ Правительством РФ и Правительством г. Москвы. Новая редакция Программы передана на рассмотрении в Минобрнауки РФ Членами Международного консультативного комитета ВШЭ осуществлена экспертиза приоритетных направлений развития (ПНР) и стратегии развития университета в целом В 2011 г. организована экспертиза приоритетных направлений развития «Экономика», «Социология», «Государственное и муниципальное управление» в рамках заседаний Международных экспертных советов по ПНР В целях корректировки образовательных программ с учетом мнения российских работодателей в 2011 г. была организована процедура оценки работодателями компетенций выпускников магистратуры НИУ ВШЭ по направлению подготовки «Менеджмент». Опрос показал, что работодатели в целом удовлетворены качеством подготовки магистров менеджмента НИУ ВШЭ, средний балл оценки всех компетенций составляет 4,54 (по 5-балльной шкале). 45

Индикаторы эффективности 2011, план 2011, факт % выполнения Показатели успешности образовательной деятельности А 1.1. Доля обучающихся в НИУ по ПНР НИУ в общем числе обучающихся, % 75,075,2100,3 Б 1.2. Доля профильных обучающихся НИУ, трудоустроенных по окончании обучения по специальности, в общем числе профильных обучающихся, % 95,0 100 Б 1.4. Кол-во молодых ученых из сторонних организаций, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации по ПНР НИУ, в расчете на одного НПР, чел. 3,1633,284103,8 Итоги 2011: Выполненные показатели эффективности Программы развития 46

Индикаторы эффективности 2011, план 2011, факт % выполнения Показатели результативности научно-инновационной деятельности А 2.1. Кол-во статей по ПНР НИУ в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями, в расчете на одного НПР, ед. 0,2530,271107,1 Б 2.2 Доля доходов от НИОКР из всех источников по ПНР НИУ в общих доходах НИУ, % 2425,7107 Б 2.4. Количество поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности по ПНР НИУ, ед Б 2.5. Доля опытно-конструкторских работ по ПНР НИУ в общем объеме НИУ, ед Б 2.6. Количество научных лабораторий, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, ед Итоги 2011: Выполненные показатели эффективности Программы развития 47

Индикаторы эффективности 2011, план 2011, факт % выполнения Показатели развития кадрового потенциала А 3.1. Доля НПР и инженерно-технического персонала возрастных категорий от 30 до 49 лет, % Б 3.2. Доля НПР, имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук, % Б 3.3. Доля аспирантов и НПР, имеющих опыт работы (прошедших стажировки) в ведущих мировых научных и университетских центрах, % 2020,4102 Б 3.5. Доля НПР, имеющих ученую степень кандидата наук, возрастной категории до 30 лет, % 22,2108,9 Итоги 2011: Выполненные показатели эффективности Программы развития 48

Индикаторы эффективности 2011, план 2011, факт % выполнения Показатели роста международного и национального признания А 4.1. Доля иностранных обучающихся (без учета стран СНГ) по ПНР НИУ, % 0,150,47311,1 Б 4.2. Доля обучающихся из стран СНГ по ПНР НИУ, %1,401,42101,7 Б 4.3. Объем НИОКР по ПНР НИУ в рамках международных научных программ в расчете на одного НПР, млн. руб. 0,0490, Показатели финансовой устойчивости А 5.1. Финансовое обеспечение программы развития из внебюджетных источников, млн. руб. 56,072,1128,8 Б 5.2. Доходы НИУ из всех источников от образовательной и научной деятельности в расчете на одного НПР, млн. руб. 2,1983,304150,3 Итоги 2011: Выполненные показатели эффективности Программы развития 49

Индикаторы эффективности 2011, план 2011, факт % выполнения Б 1.3. Количество человек, принятых в аспирантуру и докторантуру из сторонних организаций по ПНР НИУ в расчете на одного НПР, чел. 0,0240,01980 Б 2.3. Отношение доходов от реализованной НИУ и организациями его инновационной инфраструктуры научно-технической продукции по ПНР НИУ, включая права на результаты интеллектуальной деятельности, к расходам федерального бюджета на НИОКР, выполненные НИУ, % 175,4148,184,4 А 3.4. Эффективность работы аспирантуры и докторантуры по ПНР НИУ, % 2519,477,4 Б 5.3. Доля внебюджетного финансирования в доходах НИУ от образовательной и научной деятельности, % 47,745,795,9 Б 5.4. Отношение заработной платы 10 процентов самых высокооплачиваемых работников НИУ к заработной плате 10 процентов самых низкооплачиваемых работников, % ,6 Итоги 2011: Невыполненные показатели эффективности Программы развития 50

Продолжить разработку собственных образовательных стандартов и контрольно- измерительных материалов Завершить разработку организационно-методического обеспечения реализации новой концепции преподавания английского языка Перейти к регулярному использованию в учебном процессе системы LMS Провести международную аккредитацию образовательных программ по направлению «Менеджмент» Провести анализ эффективности проведения учебных практик и сформировать сеть стратегических партнеров-работодателей для организации практик по каждому направлению подготовки Начать переход от управления учебным процессом в рамках факультетов к управлению образовательными программами Осуществить подготовку к проведению международной аккредитации программ МВА по формату AMBA Провести общественно-профессиональную аккредитацию программ МВА (РАБО) Основные задачи на 2012 год: Образование 51

Обеспечить рост активности научных подразделений ВШЭ в сфере прикладных исследований и разработок Сформировать экспертные панели по направлениям научной, научно- технической инновационной, аналитической и консультационной деятельности университета в пяти сегментах рынка Сформировать экспертную сеть, объединяющую ведущих российских и зарубежных специалистов по вопросам развития общества, бизнеса, государственных институтов и социально-экономическим проблемам, которые будут принимать участие в исследованиях, выполняемых в интересах Правительства РФ и других органов исполнительной власти Обеспечить методическую поддержку ВШЭ центрам прогнозирования научно- технического развития, в том числе созданных на базе ведущих вузов Обеспечить рост числа исследований, реализуемых в партнерстве с зарубежными учеными Создать не менее четырех инновационных предприятий с участием ВШЭ Создать центр предпринимательства на базе Санкт-Петербургского филиала ВШЭ Внедрить международную экспертизу фундаментальных исследований ВШЭ Основные задачи на 2012 год: Наука и инновационная деятельность 52

Создать методический центр, осуществляющий методическое и консультационное сопровождение по проектированию образовательных программ ВПО, инновациям в образовательных технологиях, разработке контрольно-измерительных материалов Обеспечить постоянную методическую поддержку формированию образовательных программ на основе ФГОС ВПО третьего поколения по направления подготовки «Социология», «Экономика», «Бизнес-Информатика» На образовательном портале «Экономика.Социология.Менеджмент» создать атлас российских школ (информационную базу с обеспечением визуализации данных), внедрить новые инструменты для распространения передовых методик обучения и формирования образовательной среды для талантливых старшеклассников Обеспечить информационно-аналитическую поддержку экспертной сети НИУ ВШЭ в рамках экспертного канала «Открытая экономика» и электронного бюллетеня «Демоскоп-Weekly» Подготовить серию препринтов фундаментальных исследований НИУ ВШЭ на английском языке Основные задачи на 2012 год: Распространение знаний 53

Обеспечить рост числа преподавателей и научных сотрудников ВШЭ, имеющих опыт работы в ведущих зарубежных университетах и научных центрах Реализовать комплексную программу повышения квалификации научно- педагогических работников ВШЭ Подготовить и реализовать программы повышения квалификации для сотрудников учебных частей и менеджеров образовательных программ ВШЭ Выстроить эффективную систему формирования группы кадрового резерва НИУ ВШЭ и работы с ней Создать и апробировать систему зарубежных стажировок для группы кадрового резерва Основные задачи на 2012 год: Кадры 54

Увеличить учебно-лабораторные площади в головном вузе до 20 тыс. кв. м, в филиалах – до 6 тыс. кв. м. Обеспечить доступом к Интернету 80% общежитий ВШЭ Расширить службы карьерного и психологического консультирования, обеспечив возможность использования их услуг не менее 30% студентов Обеспечить беспроводными информационными сетями не менее 40% административных и учебных корпусов ВШЭ Обеспечить всем сотрудникам и обучающимся университета неограниченный и бесплатный доступ к большинству существующих в мире русскоязычных и англоязычных электронных ресурсов по направлениям работы Упростить действующие административные процедуры Основные задачи на 2012 год: Инфраструктура 55