* Стратегические документы системы образования Кыргызской Республики Министр образования и науки Кыргызской Республики Садыков К.Ж. 30 июля 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Advertisements

П Л А Н МЕРОПРИЯТИЙ (" ДОРОЖНАЯ КАРТА ") "И ЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ " Распоряжение.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Обновление системы дошкольного образования. Задача: воспитание «нового человека», конкурентоспособной личности. Черты конкурентоспособной личности: Исследователи.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
Ресурсы модернизации региональной системы образования Аникеев Александр Сергеевич Министр образования и науки Калужской области.
Показатели необходимости развития рынка дошкольных образовательных услуг на территории МО «город Оренбург» Муниципальные ДОУ (99,2%) Негосударственный.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
О направлениях развития Института дополнительного образования ГБОУ ВПО МГПУ Д.А. Махотин, директор ИДО, кандидат педагогических наук, доцент.
Стратегические документы в сфере образования. Государственная программа РФ « Развитие образования » на годы Государственная программа РФ « Развитие.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.
1 Система дошкольного образования 52,5% - охват детей в возрасте от 1 года до 7 лет дошкольным образованием открыто 9 новых дошкольных образовательных.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
© В.В. Маскин, Анализ состояния системы дошкольного образования в муниципалитете Процент удовлетворения запросов населения на услуги в сфере дошкольного.
Транксрипт:

* Стратегические документы системы образования Кыргызской Республики Министр образования и науки Кыргызской Республики Садыков К.Ж. 30 июля 2012 г.

Ключевые ориентиры образовательных реформ Качество Эффективность Эффективность Доступность

Принципы реформирования системы образования * Комплексность – реформы для всех уровней системы образования. * Сочетание реформ, сквозных для всех уровней, и затрагивающих частные вопросы, * Использование единой методологии построения содержания образования (образования, ориентированного на результат), * Развитие мониторинга и оценки результатов реформ для принятия решений на основе конкретных данных

Стратегия 2020 * Стратегия – это единый консолидированный документ, определяющий цели, задачи и направления развития сектора образования * Стратегия обеспечивает устойчивость и преемственность развития отрасли на среднесрочную и долгосрочную перспективу * Стратегия 2020 – создана в качестве организационной основы образовательной политики, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования Основной целью проекта Стратегии развития образования Кыргызской Республики на 2012 – 2020 гг. является создание условий для устойчивого развития системы образования путем эффективного использования внутренних и внешних ресурсов для повышения качества предоставляемых образовательных услуг. * Главная стратегическая цель Среднесрочной программы развития системы образования Кыргызской Республики на годы в качестве первого трехлетнего плана реализации Стратегии развития системы образования Кыргызской Республики на годы: Создание базовых основ для качественного образования, ориентированного на результат

Планирование и реализация Стратегии 2020 Краткосрочный период гг. Среднесрочный период гг. Долгосрочный период гг.

СПРО Секторальные программы: * Управление, мониторинг и стратегическое планирование, * Дошкольное образование и подготовка детей к школе, * Школьное образование, внешкольное образование, * Среднее профессиональное образование, * Высшее профессиональное образование, Для каждой из секторальных программ определены приоритеты, сформулированные как задачи, нацеленные на достижение результата, определены мероприятия, а также разработаны индикаторы, которые позволят отслеживать успешность выполнения каждой программы.

Финансирование системы образования 7

Существующая схема управления и движения денежных потоков Центральное казначейство Рай. отделы образования Банк-агент МОиН КР МФ КР Организации образования Всего 340 организаций образования управления финансирование ВУЗ

Предлагаемая схема управления и движения денежных потоков Рай. отделы образования Организации образования Центральное казначейство МФ КР МОиН КР ВУЗ управления финансирование

Потоки финансирования Текущая ситуация Школа 1 Школа 2 Школа 3 Школа 4 Широкосекторальный подход – SWAp Републиканский бюджет Кредитор ДонорИнвестор Школа 1 Школа 2 Школа 3 Школа 4 Кредитор Донор Инвестор Республиканский бюджет 10

Школа 1 Школа 2Школа … вовлечение родителей и сообщества ДЕНЬГИ «СЛЕДУЮТ» ЗА УЧЕНИКОМ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ подушевого финансирования Автономия школы в управлении ресурсами Реинвестирование сэкономленных средств Повышение качества обучения за счет повышения мотивации учителей Усиление потенциала руководителей школ в вопросах финансового менеджмента и организации бухучета предоставление каждому учащемуся качественных образовательных услуг в рамках государственного стандарта вне зависимости от места проживания и др. условий 11 вовлечение родителей и сообщества

12 Источники: База данных госрасходов КР BOOST v0.6; Форма ОШ-1 МОиН; Нацстатком. Нарын- ская C 2009г. в областях с наиболее высокими показателями бедности наблюдается самый заметный рост расходов на учащегося

Потребность в педагогических кадрах по республике ОбластьРайоныВакансия г.Бишкек Бишкекв школах с кыргызским языком обучения вакансии закрыты на 100%. Джалал-Абадская областьг.Кок-Жангак6 Таласская областьТаласский район2 Чалдаварская шк-интернат1 Лицей Манас3 Ошская областьЧоналай12 Араван12 Лицей-инт.одарен.детей У.Салиева0 Иссык-Кульская областьГ.Каракол0 Ак-Суу0 Тонский район0

Обучение педагогов – гарантия продвижения реформы в образовании

Потребность в строительстве детских садов * Всего детей (от 2 до 6 лет) – (на г.)

Дошкольное образование Повышение психолого-педагогической готовности детей к школе * Внедрение программ предшкольной подготовки (100 – 240 – 500 часов), что позволит: * Преодолеть неравенство в доступности дошкольного образования (село – 5%, город – 25%); * Обеспечить «равный жизненный старт» (92,9% детей из беднейшего квинтеля (в возрасте 3-5 лет) не посещают дошкольные организации); * Оснащение при поддержке FTI более 1,5 тыс. классов для проведения предшкольного обучения; * Повышение квалификации педагогов

Реформа в сфере содержания школьного образования Изменение системы финансирования и управления образованием Создание среды для детей с особыми нуждами Оснащение оборудованием, ремонт и строительство объектов образования, поддержка программ питания Создание системы мотивации учителей и школ Модернизация системы оценивания достижений учащихся 17

Сеть общеобразовательных организаций 2006/ / / / / /2012 Школы Учащиес яШколы Учащиес яШколы Учащиес яШколыУчащиесяШколыУчащиеся Школ ыУчащиеся Кыргызская Республика

Планы строительства на годы

* Разработка стандартов нового поколения Стандарт – нормативный документ, который… Стандарт (Закон «Об образовании» 2003 г.) Стандарт нового поколения …стандартизирует содержание образования …стандартизирует результаты образования, выраженные в компетентностях учащихся/студентов … основное внимание уделяет организации процесса обучения (класса, студенческой группы) …основное внимание уделяет условиям достижения конкретных результатов обучения и умению самостоятельно учиться Стандарты нового поколения закрепляют переход от знаниевой модели организации обучения к компетентностной 20

Примерный график внедрения стандартов нового поколения Классы учебный год 2011/ / / / / / /

« Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться» (О. Тоффлер ). Компетентность - результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенными, социально востребованными способами деятельности В соответствии с этим, для школы в качестве ключевых рассматриваются Информационная компетентность Социально-коммуникативная компетентность Компетентность «Самоорганизация и разрешение проблем »

23 * Сравнение совокупной учебной нагрузки по утвержденным учебным планам для летних учащихся (часов в год ) Страна 10 лет11 лет12 лет13 лет14 лет Германия Япония Финляндия Швеция 741 Испания Чехия Венгрия Россия Кыргызстан

классы Поэтапное сокращение школьной учебной нагрузки Постановление Правительства Кыргызской Республики 202 от 23 марта 2012 г. Экономический эффект от внедрения сокращенного БУПа на первом этапе оптимизации составит 212,1 млн. сом. Эти средства будут реинвестированы в систему образования.

Преподавание родных, государственного и официального языков § Необходимость выстраивания единой политики обучения языкам – от дошкольных образовательных организаций до высших учебных заведений на основе новых стандартов обучения

Многоязычное образование Владение активно действующими в обществе языками (государственным и официальным) этническим группами позволяет улучшить межэтническое общение, вместе с тем, предоставляя расширенные возможности для активного участия в общественной и политической жизни страны. Многоязычное образование – «функциональное использование двух или нескольких языков в качестве средства обучения; целенаправленный процесс приобщения к мировой культуре средствами родного и иностранного языков, когда иностранный язык выступает в качестве способа постижения мира специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов».

Обеспечение школ учебниками Издание учебников Для 100% обеспечения школ учебниками (по действующим стандартам) необходимо – 600 млн. сом единовременно и 100 млн.сом – ежегодно для поддержания школьного фонда учебников Дефицит учебников – более 5 млн. экземпляров. ГодыВыделено средствОсвоено средств 2009 г.85 млн. сом 2010 г.3,5 млн. сом 2011 г.100 млн. сом – через МОН 200 млн. сом – через МФ (Всем Банк) 75 млн. сом из 100 млн. сом для МОН Контракты Учкун и ST.art (через Минфин) 2012 г.100 млн. сом, в том числе – 10 млн. для спец. школ На – проведен тендер на издание 9 наименований учебников, готовится тендер на 30 наименований. На спец. школы объявлен 2-й тендер. Необходима аренда учебников и переход к свободному тиражированию и продаже части учебников (при сохранении социальных гарантий)

Электронная среда обучения 100 инновационных школ – 190 млн. сом Объявлены тендерные торги, ведутся тендерные процедуры Результат: Оснащение школ интерактивными досками и учебными лабораториями апробация новых программ для распространения по всей стране; Организация профильного обучения для близлежащих школ Повышение качества образования за счет организации мультисервисной образовательной среды Организация повышения квалификации учителей с овладением ими новыми технологиями обучения

Каждому ученику начальной школы – ноутбук/нетбук * Численность детей с 1 по 4 классы – * около человек. * В 2012 году в школу пойдут около * 100 тыс. детей (6-леток – ) * Один нетбук долларов США, * Обеспечение нетбуками учащихся * с 1 по 4 класс - 80 млн. долларов США * (400,0 тыс.*200$), или 3 млрд. 782 тыс. сомов; * Обеспечение учащихся 1-2 классов – * около 40 млн. долларов США Проект «Ноутбук/нетбук для школьников» можно реализовать через механизм гарантированного выкупа (отсроченного кредита) за 2-3 года для родителей примерно 65% учащихся начальной школы Результат: * Оснащение школ Кыргызской Республики информационными-коммуникационными технологиями, а также электронными учебниками и учебными материалами; * сокращение финансирования на ежегодное издание учебников из-за замены их на электронные учебники; * обучение через компьютер позволит школьнику усваивать информацию с той интенсивностью, на которую он способен, а учителю своевременно оказывать ему помощь:

*с*с т. 38 Закона « Об образовании » : Формами соуправления образовательными организациями являются общее собрание, попечительский, ученый, педагогический и другие советы либо комитеты 84 Образовательныеорганизации и 137 Формы соуправления образовательными организациями Общественных объединений объединений попечителей школы Попечительских совета

Общие принципы развития профессионального образования до 2020 г. * Соответствие направлений подготовки и результатов обучения выпускников требованиям рынка труда * Взаимодействие с работодателями на разных уровнях в процессе обучения студентов и повышения квалификации педагогов и проведении научных исследований * Создание модели выпускника и разработки стандартов * Обучение учащихся на основе трехсторонних соглашений – работодатель – организация профессионального образования – студент * Развитие центров карьеры

Среднее профессиональное образование 1. Изменение структуры подготовки кадров со средним профессиональным образованием на основе анализа приоритетов страны и экономических стратегий регионов. 2. Привлечение работодателей к формированию квалификационной характеристики и процессу оценки квалификации выпускников, повышению качества кадрового потенциала педагогических работников спузов. 3. Развитие программ по предоставлению краткосрочных 3-6 месячных курсов для обучения взрослых Концепция развития Бишкекского колледжа архитектуры и менеджмента в строительстве

В ысшее профессиональное образование связь с требованиями рынка труда, договора с работодателями на подготовку, стажировки и трудоустройство выпускников; стандарты нового поколения; совершенствование структуры и уровней высшего профессионального образования через подготовку кадров в вузах по двухуровневой системе - бакалавр-магистр; реформа системы повышения квалификации через выполнение совместных проектов в работодателями по повышению квалификации преподавателей. Адаптация экономически активного населения к быстро меняющимся требованиям рынка труда через расширение охвата взрослого населения программами дополнительного профессионального образования (и в том числе – краткосрочных курсов), профессионального развития и переподготовки.

Переход на двухуровневую организацию обучения Результат: оптимизация подготовки студентов, сокращение бюджетных расходов профилизация вузов и изменение структуры организаций высшего профессионального образования, переход части вузов на самофинансирование увеличение академической свободы вузов Количество специальностей в 2011 и направлений подготовки студентов в 2012 г.

Обеспечение бюджетного обучения в вузах КР В 2012 году – в ОРТ приняли участие абитуриентов (в 2011 г абитуриентов) На 2012/13 учебный год выделено 5705 государственных образовательных грантов, принято 5578 студентов С 2012 г. - поступление в ВУЗ - только по результатам ОРТ (на любую форму обучения ) Средний балл по Республике – 109,4 Набрали баллы свыше абитуриентов Отбор студентов, способных к обучению, повышение качества образования, выпуск студентов, имеющих сформированные компетентности для рынка труда

Выполнение плана приема на грантовое обучение в 2012 году (после 2-го тура) Отрасль планфактпланфактпланфакт Горно- добывающая промышленн с/х специальности транспорт

Три важных шага реформы вузов 1 Профилизация вузов - сосредоточение в профильном вузе подготовки по группам родственных направлений специализации 2 Оптимизация структуры сети высших учебных заведений: Университет – институт – колледж 3 Внедрение внутренних и внешних инструментов гарантии качества 37

Образование взрослых и неформальное образование Обеспечить законодательные основы для образования взрослых на протяжении всей жизни Повышение охвата основным образованием тех, кто не посещал школу или бросил ее (вечерние/ заочные /сменные школы и классы) Повышение качества неформального образования (система аккредитации для организаций, предоставляющих услуги неформального образования ) Адаптация населения к меняющимся требованиям рынка труда (ДПО, софинансирование ОМСУ курсов обучения на местах) Формирование системы признания профессионального опыта и квалификации (механизм и методология оценки компетентности, приобретенной в формальной и неформальной образовательной среде, а также - в процессе работы; центры сертификации и присвоения /признания профессиональных квалификаций) Образование взрослых

Ожидаемые результаты * Созданы условия для непрерывного образования в течение всей жизни; * Происходит развитие социального партнерства на всех уровнях системы образования и активное участие общественности и работодателей в образовательном процессе; * Система принятия решений обеспечена данными мониторинга и оценки; * Повышен охват программами развития и обучения детей дошкольного возраста; на уровне предшкольной подготовки – до 100%; * Внедрен компетентностный подход к обучению – образование ориентировано на результат на всех его уровнях; * Сформирована современная образовательная среда; * Созданы основы инклюзивного, поликультурного и многоязычного образования; * Сближены требования рынка труда и системы подготовки, переподготовки кадров на всех уровнях профессионального образования;

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!