Тема 5. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДО СЕРЕДИНЫ ХХ в. 1. Гарвардская социологическая школа: П.Сорокин, Т.Парсонс, Дж.Хомманс 2. Марксистская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
Advertisements

Питирим Александрович Сорокин Презентацию подготовила : ученица 9 в класса Тропникова Екатерина Руководитель : учитель истории Вокуева О. В.
СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ. MSc, MA Olesja Šigajeva2 13/03/2015 Функции социологической науки Познавательная функция Прогностическая функция. Функция.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Cоциализация Парсонса. ( ) Толкотт Парсонс являлся одним самых значительных социологов второй половины XX в., наиболее полно сформулировавшим.
Термин «социология» наука об обществе (лат. societa, общество + гр. logos, слово, учение, понятие). Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология.
Становление и развитие социологии Лекция 2. Социальные условия становления социологии Идея социологии родилась во Франции в середине XVIII века Как самостоятельная.
Толкотт Парсонс Выполнила студентка ф-та МЭО 2 курса 1 группы Пастухова Анна.
Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона.
Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин ( ). П.А.Сорокин- российско- американский социолог и культуролог. Один из основоположнико в теорий социальной.
Презентация по культурологии на тему: «Марксистская концепция культуры и ее истории» Подготовили студенты группы Мб-13/11 Корявихина Ксения Корявихин Егор.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Макс Вебер Теория бюрократии Хан Эмиль Группа: МО 3 г 5 1.
Сорокин Питирим Александрович Сорокин Питирим Александрович (1889 – 1968) Родился 23 января 1889 года в селе Турья, (ныне Княжпогостский район, Республика.
Работу выполнили: ЗДРАВОМЫСЛОВ АНДРЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ.
( ). Максимилиан Карл Эмиль Вебер – немецкий социолог, историк, экономист. Внёс существенный вклад в социальные науки. Создатель «понимающей социологии»
Толкотт Парсонс (англ. Talcott Parsons; 13 декабря мая 1979) американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей.
Транксрипт:

Тема 5. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДО СЕРЕДИНЫ ХХ в. 1. Гарвардская социологическая школа: П.Сорокин, Т.Парсонс, Дж.Хомманс 2. Марксистская теория. Франкфуртская школа социологии: М.Хоркхаймер, Г.Маркузе, Т.Адорно 3. К.Мангейм и социология знания

1. Гарвардская социологическая школа: П.Сорокин, Т.Парсонс, Дж.Хомманс Развитие социологии в Гарварде можно проследить со времени начала работы там П.Сорокина в 1930 г., которого назначили главой вновь образованного социологического отделения. П.Сорокин пригласил в качестве преподавателя социологии Т.Парсонса, ставшего впоследствии наиболее авторитетной фигурой в американской социологии.

1. Гарвардская социологическая школа: П.Сорокин, Т.Парсонс, Дж.Хомманс Питирим Сорокин ( ). П.Сорокин разработал циклическую теорию социальных изменений (четырехтомник «Социальная культура и динамика» ( )). Типы ментальности общества: 1) чувственная (на этой стадии общества придают основное значение в познании реальности роли чувств); 2) идеалистическая (переходный тип между чувственностью и религиозностью); 3) умозрительная (обществам присуще более трансцендентальное и религиозное понимание реальности).

1. Гарвардская социологическая школа: П.Сорокин, Т.Парсонс, Дж.Хомманс Аспиранты Т.Парсонса: Роберт Мертон (1936г. Получил степень доктора философии), Кингсли Дэвис (1936 г.), Уилберт Мур (1940г.). В 1937 г. Т.Парсонс опубликовал «Структуры социального действия» где: 1) Представил основные европейские теории (Дюркгейм, Вебер, Парето); 2) Почти не уделил внимания Марксу и Зиммелю (в результате марксистская теория еще долго оставалась вне общепринятой социологии); 3) Обосновал социологическое теоретизирование как важную форму социологической деятельности. Толкот Парсонс ( )

1. Гарвардская социологическая школа: П.Сорокин, Т.Парсонс, Дж.Хомманс Т.Парсонс «Социальная система» (1951г.) Основные положения: Структуры общества взаимно поддерживают друг друга и тяготеют к динамическому равновесию. Системные отношения характеризует целостность, общность и упорядоченность. Социальные структуры выполняют по отношению друг к другу определенный набор функций.

1. Гарвардская социологическая школа: П.Сорокин, Т.Парсонс, Дж.Хомманс Джорж Хоманс ( ). Американский социолог, который в работе «Перенесение человека в прошлое» (1964) утверждал, что социальные явления можно объяснять, только обращаясь к побуждениям отдельных людей. Известность получили его работы «Человеческая группа» (1950) и «Социальное поведение. Его элементарные формы» (1961). В своем творчестве Хоманс длительное время накапливал большой объем эмпирических наблюдений, но лишь в 1950-е гг. основываясь на идеях Б.Ф.Скинера разработал свою теорию обмена.

1. Гарвардская социологическая школа: П.Сорокин, Т.Парсонс, Дж.Хомманс Главным теоретическим продуктом Гарвардской социологической школы является структурный функционализм, (пришедший на смену Чикагской школе и символическому интеракционизму), занявший в конце 1930-х гг. ведущее положения.

2. Марксистская теория. Франкфуртская школа социологии: М.Хоркхаймер, Г.Маркузе, Т.Адорно С начала ХХ в. до 1930-х гг. марксистская теория развивается независимо от господствующей социологической теории. Исключением стало появление критической, или Франкфуртской школы, развившейся из гегельянского марксизма. Феликс Дж. Уэйл - автор идеи школы, развивающей марксистскую теорию. Институт социальных исследований был основан в Германии, во Франкфурте 3 февраля 1923 г., где и просуществовал вполоть до 1934 г. В 1934 г. Институт был объединен с Колумбийским университетом (США). В 1949 г. Институт вернулся в Германию. Поздние представители франкфуртской школы социологии: Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Эрих Фромм, Герберт Маркузе, Юрген Хабермас.

2. Марксистская теория. Франкфуртская школа социологии: М.Хоркхаймер, Г.Маркузе, Т.Адорно Вклад критической школы в развитие социологии: 1. Фокус внимания перемещен с экономики на культурную систему, которую стали рассматривать значительной силой в современном капиталистическом обществе. Была предпринята попытка объединить Маркса и Вебера и создать «веберовский марксизм». 2. Разработка и применение точных соционаучных методов. 3. Объединение фрейдовской теории с ее ориентацией на индивида с марксистскими и веберовскими воззрениями для которых был характерен акцент на социальном и культурном уровне общества.

2. Марксистская теория. Франкфуртская школа социологии: М.Хоркхаймер, Г.Маркузе, Т.Адорно Макс Хоркхаймер ( ) – немецкий социальный теоретик и ведущий специалист Франкфуртской школы критической теории. Хоркхаймер выступал за отказ от всех абсолютных доктрин, особенно не соглашаясь с тем, что иногда приемлемо брать социальные явления в их номинальном значении. Он отклонял позитивизм и эмпиризм. Возражал против возможности пролетарской революции привести к освобождению человека. Ратовал за открытую концепцию разума, способнубю наполнить человеческие ценности и разорвать связь между «знанием» и человеческим отчуждением. Основные работы: «Затмение разума» (1947), «Критическая теория. Избранные эссе» (1972) и (совместно с Т.Адорно) «Диалектика просвещения» (1972)

2. Марксистская теория. Франкфуртская школа социологии: М.Хоркхаймер, Г.Маркузе, Т.Адорно Герберт Маркузе ( ) – влиятельный немецкий философ и социальный теоретик. Стал членом Института социального исследования в 1933 г. и эмигрировал вместе с другими членами в США после прихода нацистов к власти. С 1942 по 1950 гг. он работал исследователем для правительства США, а впоследствии занимал посты в ведущих американских университетах, пока не стал почетным профессором Свободного университета в Берлине. Основные работы: «Разум и революция: Гегель и возникновение социальной теории» (1941), «Эрос и цивилизация: философское исследование Фрейда» (1955), «Одномерный человек» (1964), «очерки об освобождении» (1969), «Контрреволюция и восстание» (1972).

2. Марксистская теория. Франкфуртская школа социологии: М.Хоркхаймер, Г.Маркузе, Т.Адорно Теодор Адорно ( ) – немецкий социальный философ, социолог, музыковед. В 1934г. был выслан из Германии нацистами, переехал сначала в Англию, затем в США, в Германию вернулся в 1949г. В 1959 г. стал руководителем Института социальных исследований.

2. Марксистская теория. Франкфуртская школа социологии: М.Хоркхаймер, Г.Маркузе, Т.Адорно Написал более 20 книг по философии, музыке, литературе, эстетике, социальной психологии, социологии. Его критика капитализма концентрировалась главным образом на коммерциализации и извращении культуры «индустрией развлечений». Призывал отказаться от любых теоретических схем и концептуальных построений, превращающихся в догмы, включая марксизм, эмпиризм, позитивизм и др. Основные работы: «Диалектика просвещения» (совместно с Хоркхаймером, 1972), «Философия современной музыки» (1973), «Жаргон подлинности» (1973), «Негативная диалектика» (1973), «Эстетическая теория» (1984).

3. К.Мангейм и социология знания Карл Мангейм ( ). Венгерский социолог, вынужденный эмигрировать в Англию в 1933 г. Наиболее важный вклад внесен им в социологию познания и в текущие политические проблемы, включая образование и планирвоание. Главная работа – «Идеология и утопия» (1929), в ней он систематизирует различия между разными системами веры: идеологией и утопией. Идеология выполняет функцию оправдания и сохранения системы, утопия – ориентирует на замену системы.

3. К.Мангейм и социология знания Основное положение социологии познания: главные формы познания разными способами, а не просто классовыми интересами, обуславливают потребности социальных групп. Знание может избежать релятивизма в том случае, если интеллектуалы займут позицию «свободного плавания» или неприсоединения. __________ Релятивизм – акцент на разнообразии и различиях культур, форм знания, концептуальных схем, теорий, ценностей и т.д.