РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ И У ДЕТЕЙ С ЗПР. Составитель: учитель-логопед Составитель: учитель-логопед Шляхтенко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Advertisements

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение,
ДС 264 Воспитатель года Игры на развитие слухового внимания
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа 26 «Хрусталик» РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА Морма Марина Витальевна учитель.
«Нетрадиционные упражнения для развития дыхания детей» Тришкина Юлия Владимировна Учитель-логопед МБДОУ 99 Челябинской обл., г. Миасс.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше.) отводят формированию фонематического.
Составитель: учитель-логопед Щербакова О. Е.. «Слух воспринимает звук – а ум о чём звук…» Нейах «Это Ж - Ж – Ж - неспроста! Винни - пух и все-все-все.
Развитие речевого дыхания у детей Подготовил: Учитель-логопед Сарайкина Г.В.
Особенности речи детей 2-3 лет Игры и упражнения, развивающие речевую активность.
Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Фонематический слух Фонематическое восприятие Фонематические представления.
Игры и упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
«Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста». Презентацию подготовила: Воспитатель МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» С.А. Фролова.
«Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей». Подготовили: учитель-логопед Тихонова Н.В. Воспитатель Щурина Е.Н.
Формирование фонематического восприятия.. Подготовила С.В.Надеина к семинару 2012 года.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить.
Презентацию подготовила Михайлова Нина Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 48 «Журавлик»
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Формирование восприятия О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К О Г.
ЗВУКИ, Я ВАС СЛЫШУ! РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила учитель- логопед Власова Е.В. Ярославль, 2016 г.
Транксрипт:

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ И У ДЕТЕЙ С ЗПР. Составитель: учитель-логопед Составитель: учитель-логопед Шляхтенко Ю.Б. ГБДОУ 115 Выборского р-на Шляхтенко Ю.Б. ГБДОУ 115 Выборского р-на

Фонематические процессы включают: ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКО Е ВОСПРИЯТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Л.С. Выготский Л.С. Выготский Фонема –это звук, который мы произносим. доказал, что единицей развития детской речи является фонема

В русском языке 33 буквы. В русском языке 33 буквы. И 44 фонемы(звука). И 44 фонемы(звука).

Фонематический слух- это тонкий систематизированный слух, Обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗВУКОВУЮ ОБОЛОЧКУ СЛОВ. Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха. Т.Е.ЭТО СПОСОБНОСТЬ УЗНАВАТЬ И РАЗЛИЧАТЬ РЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ.КОТОРЫЕ МЫ СЛЫШИМ ИЗ ФОНЕМ ДАННОГО ЯЗЫКА. Т.Е.ЭТО СПОСОБНОСТЬ УЗНАВАТЬ И РАЗЛИЧАТЬ РЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ.КОТОРЫЕ МЫ СЛЫШИМ ИЗ ФОНЕМ ДАННОГО ЯЗЫКА.

Фонематический слух включает : способность слышать есть данный звук в слове или нет ; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности ; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Т.е. это умственные действия,которые позволяют человеку определить количество слов в предложении,выделить заданное слово и определить в этом слове все звуки,их последовательность и место в слове. Т.е. это умственные действия,которые позволяют человеку определить количество слов в предложении,выделить заданное слово и определить в этом слове все звуки,их последовательность и место в слове. В основе фонематического восприятия лежит фонематический слух. В основе фонематического восприятия лежит фонематический слух. Из фонематического восприятия Эльконин выделил более сложный уровень – фонематический анализ. Из фонематического восприятия Эльконин выделил более сложный уровень – фонематический анализ.

Фонематическое восприятие включает: включает: умение определять линейную последовательность звуков в слове ; умение определять линейную последовательность звуков в слове ; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу ; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу ; осознание или подсчет количества звуков в слове. осознание или подсчет количества звуков в слове.

Фонематический анализ- это умственные действия по анализу звуковой структуры слов. Фонематический синтез -это умственные действия по синтезу(объединению) звуковой структуры слова, т.е. слияние отдельных звуков в слоги, слогов в слова.

Фонемный анализ включает : 1. выяснение порядка следования фонем в слове ; 2. дифференциация фонем ; 3. Классификация фонем

Фонематические представления– это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов. Т.е устойчивые представления о звуках речи(фонемах),правильное использование звуков речи для различения слов. Т.е устойчивые представления о звуках речи(фонемах),правильное использование звуков речи для различения слов. Фонематические представления формируются на основе фонематического восприятия и анализа. Фонематические представления формируются на основе фонематического восприятия и анализа.

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени : словарным запасом грамматическим строем тормозит развитие связной речи Вызывает затруднения при дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.); неумение определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможность подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

Этапы развития фонематического восприятия 1. Развитие неречевого слуха. 2. Развитие речевого слуха. 3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

1. Развитие неречевого слуха упражнения включают задания на распознание : звучащих инструментов ; звучащих предметов ; действий предметов.

2. Развитие речевого слуха Речевой слух – совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является стимулом формирования произношения. различение слов, близких по звуковому составу ; различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса ; дифференциация слогов ; дифференциация фонем.

3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза определение количества слогов в словах разной сложности ; выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука ; выделение из слога гласного, затем согласного звука ; выделение первого и последнего звука в слове ; выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения ; определение места, количества, последовательности звуков в слове ; творческие задания ( например, придумать слова с заданными звуками ).

Особенности развития фонематических процессов в норме: В 4 года ребенок выделяет звук на фоне слова В 4 года ребенок выделяет звук на фоне слова В 5 лет может выделить гласный и согласный в начале слова В 5 лет может выделить гласный и согласный в начале слова В 6 лет определяет начальный и конечный звук в слове, В 6 лет определяет начальный и конечный звук в слове, Определяет последовательность и количество звуков в слове Определяет последовательность и количество звуков в слове дифференцирует звуки на слух. дифференцирует звуки на слух. Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе

ЗПР- выражается в замедленном темпе созревания психических процессов и это является первичным нарушением страдает: ЗПР- выражается в замедленном темпе созревания психических процессов и это является первичным нарушением страдает: внимание внимание мышление мышление память память речь речь эмоционально-волевая сфера) эмоционально-волевая сфера) Тяжелое нарушение речи(Общее недоразвитие речи)- выражается в том, что у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированны основные компоненты Тяжелое нарушение речи(Общее недоразвитие речи)- выражается в том, что у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированны основные компоненты фонетика фонетика лексика лексика грамматика грамматика

Дети с задержкой психического развития Дети с задержкой психического развития при сохранности слуха, как правило, «не слышат» в слове отдельных звуков, оно выступает для них лишь в качестве средства общения. при сохранности слуха, как правило, «не слышат» в слове отдельных звуков, оно выступает для них лишь в качестве средства общения. Медики и физиологи объясняют это функциональной незрелостью отделов головного мозга, «ответственных» за анализ сенсорной информации, связанной с речью. Медики и физиологи объясняют это функциональной незрелостью отделов головного мозга, «ответственных» за анализ сенсорной информации, связанной с речью. Это приводит к тому, что даже в 7 лет детям с задержкой психического развития последовательное выделение звуков из слова (процесс, лежащий в основе письма) оказывается малодоступным. Это приводит к тому, что даже в 7 лет детям с задержкой психического развития последовательное выделение звуков из слова (процесс, лежащий в основе письма) оказывается малодоступным.

Для детей ЗПР характерно: 1.Нарушение целенаправленности и произвольности действий. 2 Они не могут контролировать свою речь и свою деятельность, поэтому необходимо выполнение заданий под контролем взрослого(логопеда, воспитателя, дефектолога) в сочетании с собственной речью. 3.Не могут самостоятельно осознать предлагаемое задание. ( необходима простая инструкция ). 4 Быстро забывают данные задания,необходимо постоянное повторение 5.У детей с ЗПР в следствии органического поражения по- разному страдает и процессы анализа и синтеза,звукопроизношение,слухо-речевая память и внимание, мелкая и артикуляторная моторика.

В старшей группе для детей с задержкой психического развития основное содержание НОД направлено на : В старшей группе для детей с задержкой психического развития основное содержание НОД направлено на : развитие умения ребенка вслушиваться в звучание слова развитие умения ребенка вслушиваться в звучание слова узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки на выработку четкой артикуляции, уточнение звучания звуков. на выработку четкой артикуляции, уточнение звучания звуков.

Дети с задержкой психического развития очень часто пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности Дети с задержкой психического развития очень часто пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности

У детей с ТНР(ОНР): У детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. У детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 2-3, а иногда и к 4 годам. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 2-3, а иногда и к 4 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при понимании обращенной речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Дети с ОНР: 1.Фонематическая сторона речи детей с ТНР характеризуется наличием множества искажений, замен и смешений; у них нарушено различение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Это задерживает овладение детьми звуковым анализом и синтезом. 3.Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении звукового анализа (например, узнавание звука) проявляется в том, что дети смешивают заданные звуки с близкими им по звучанию. При более сложных формах звукового анализа (например, придумывание слов на заданный звук), у детей с ТНР оно проявляется в смешении заданных звуков с другими, менее сходными. 2. Фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Это задерживает овладение детьми звуковым анализом и синтезом. 3.Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении звукового анализа (например, узнавание звука) проявляется в том, что дети смешивают заданные звуки с близкими им по звучанию. При более сложных формах звукового анализа (например, придумывание слов на заданный звук), у детей с ТНР оно проявляется в смешении заданных звуков с другими, менее сходными. 4.Отклонения фонематического восприятия могут быть производными, т.е. иметь вторичный характер. 5.Уровень фонематического восприятия детей находится в определенной зависимости 5.Уровень фонематического восприятия детей находится в определенной зависимости от выраженности лексико-грамматического недоразвития речи. от выраженности лексико-грамматического недоразвития речи.

Чтобы отграничить проявление общего недоразвития речи от замедленного речевого развития, необходимы тщательное изучение анамнеза и анализ речевых навыков ребенка. Чтобы отграничить проявление общего недоразвития речи от замедленного речевого развития, необходимы тщательное изучение анамнеза и анализ речевых навыков ребенка. В большинстве случаев в анамнезе не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития. В этих случаях обращает на себя внимание, прежде всего, обратимая динамика речевой недостаточности. В большинстве случаев в анамнезе не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития. В этих случаях обращает на себя внимание, прежде всего, обратимая динамика речевой недостаточности.

Работу по формированию фонетического восприятия рекомендуется осуществлять по следующим направлениям: Развитие слухового внимания и памяти. Развитие слухового внимания и памяти. Развитие слухового внимания и памяти. Развитие слухового внимания и памяти. Развитие простых форм фонематического анализа. Развитие простых форм фонематического анализа. Развитие простых форм фонематического анализа. Развитие простых форм фонематического анализа. Развитие сложных форм фонематического анализа. Развитие сложных форм фонематического анализа. Развитие сложных форм фонематического анализа. Развитие сложных форм фонематического анализа. Развитие фонематического синтеза. Развитие фонематического синтеза. Развитие фонематического синтеза. Развитие фонематического синтеза. Развитие фонематических представлений. Развитие фонематических представлений. Развитие фонематических представлений. Развитие фонематических представлений. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

Образовательная деятельность должна иметь определенную Образовательная деятельность должна иметь определенную структуру: 1. Знакомство с речевым аппаратом. 1. Знакомство с речевым аппаратом. 2. Развитие фонематического слуха и восприятия. 2. Развитие фонематического слуха и восприятия. 3. Артикуляционная и логопедическая гимнастика. 3. Артикуляционная и логопедическая гимнастика. 4. Упражнения на развитие речевого дыхания. 4. Упражнения на развитие речевого дыхания. 5. Работа над голосом 5. Работа над голосом 6. Формирование мелкой моторики. 6. Формирование мелкой моторики. 7. Упражнения на развитие координации движений. 7. Упражнения на развитие координации движений. 8. Развитие графических навыков 8. Развитие графических навыков.

Перечень игр на развитие неречевого слуха: «Кто тебя позвал?» «Кто тебя позвал?» «Отгадай,что звучало?» «Отгадай,что звучало?» «Какая игрушка звенела?»(киндер-сюрпризы) «Какая игрушка звенела?»(киндер-сюрпризы) «Что я делаю отгадай?» «Что я делаю отгадай?» «Назови звуки улицы» «Назови звуки улицы» Жмурки» (колокольчик и голос) Жмурки» (колокольчик и голос) «Что делать,узнай по голосу» «Что делать,узнай по голосу» « Узнай бытовые звуки» « Узнай бытовые звуки» «Кто из зверей позвал тебя?» (из детей) «Кто из зверей позвал тебя?» (из детей) «Какие игрушки или музыкальные инструменты звучали?» «Какие игрушки или музыкальные инструменты звучали?» «Кто что услышал?» «Кто что услышал?»

Перечень игр для развития речевого слуха: «Улиточка» «Улиточка» «Угадай кто это?» «Угадай кто это?» «Кто летит, бежит,идет» «Кто летит, бежит,идет» «Слушай и выполняй» «Слушай и выполняй» «Лягушка» «Лягушка» «Угадай чьи голоса» «Угадай чьи голоса» «Лесенка»»Корова и телята» «Лесенка»»Корова и телята» «ЭХО», «Вьюга» «ЭХО», «Вьюга» «В лесу», «Ветер» «В лесу», «Ветер» Игры на восприятие слогов,слов: «правильно- неправильно»,»слушай повторяй», « исправь ошибки» и тд Игры на восприятие слогов,слов: «правильно- неправильно»,»слушай повторяй», « исправь ошибки» и тд

Речевое дыхание Речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Речевое дыхание отличается от обычного дыхания: - более быстрым вдохом и замедленным выдохом; - значительным увеличением дыхательного объема; - преимущественно ротовым типом дыхания; - максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе. Речевое дыхание отличается от обычного дыхания: - более быстрым вдохом и замедленным выдохом; - значительным увеличением дыхательного объема; - преимущественно ротовым типом дыхания; - максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

Техника выполнения упражнений: воздух набирать через нос воздух набирать через нос плечи не поднимать плечи не поднимать выдох должен быть длительным и плавным выдох должен быть длительным и плавным необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

Литература,рекомендуемая для занятий:

упражнение 1 упражнение 1 На столе перед ребенком находятся несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Взрослый предлагает ре­бенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нуж­ но только на слух, без зрительной опоры (или ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается по­степенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого раз­личения громких и контрастных звуков. На столе перед ребенком находятся несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Взрослый предлагает ре­бенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нуж­ но только на слух, без зрительной опоры (или ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается по­степенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого раз­личения громких и контрастных звуков.

упражнение 2 упражнение 2 Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: каран­даш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Малышу предлагается без зри­тельной опоры определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрос­лого возможно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в дру­гую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого про­ изведенного действия ребенок должен рассказать о нем в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях зву­чание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводится до дости­жения стойкой дифференциации звучаний. Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: каран­даш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Малышу предлагается без зри­тельной опоры определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрос­лого возможно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в дру­гую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого про­ изведенного действия ребенок должен рассказать о нем в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях зву­чание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводится до дости­жения стойкой дифференциации звучаний.

упражнение 3 упражнение 3 Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо). Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо). Упражнение 4 Упражнение 4 Дети кричат: АУ (громко), АУ (тихо). Собака лает: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Кошка мяукает, корова мычит, петух поет, курица кудахчет, лягуш­ка квакает, ворона каркает, овечка блеет и т. п. Дети кричат: АУ (громко), АУ (тихо). Собака лает: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Кошка мяукает, корова мычит, петух поет, курица кудахчет, лягуш­ка квакает, ворона каркает, овечка блеет и т. п.

упражнение 10 упражнение 10 Упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низ­ким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: Упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низ­ким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т. п. И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т. п.

Примеры дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста с нарушениями речи. «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения. «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

«Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей «Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

«Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг- понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее». «Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг- понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

«Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. «Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу. «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

«Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. «Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

Эхо. Эхо. Дети делятся на две группы. Одна из групп – «эхо». Первая группа детей громко произносит гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Затем группы меняются. Дети делятся на две группы. Одна из групп – «эхо». Первая группа детей громко произносит гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Затем группы меняются. Вьюга. Вьюга. Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у. По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: у-у-у. По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки: горизонтальное движение – дети говорят тихо, рука вверх – усиление голоса, рука вниз – уменьшение силы голоса. Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у. По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: у-у-у. По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки: горизонтальное движение – дети говорят тихо, рука вверх – усиление голоса, рука вниз – уменьшение силы голоса.

Дует ветер. Дует ветер. Дети ведут хоровод. По сигналу: «Дует тихий ветерок» дети тихо произносят: в-в-в. Как дует тихий ветерок? Дети останавливаются и повторяют: в-в-в. «Вдруг подул сильный ветер»: в-в-в. Как дует сильный ветер? Дети громко повторяют. Дети ведут хоровод. По сигналу: «Дует тихий ветерок» дети тихо произносят: в-в-в. Как дует тихий ветерок? Дети останавливаются и повторяют: в-в-в. «Вдруг подул сильный ветер»: в-в-в. Как дует сильный ветер? Дети громко повторяют. В лесу. В лесу. Предлагаются картинки «Дети в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд», которые используются в процессе рассказывания. «Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашёл большой гриб и говорит: о-о-о! Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют). Петя шёл по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: ау-ау-ау! Давайте поможем Пете. Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали домой на поезде. Поезд гудел: у-у-у! Как гудел поезд? (Дети повторяют). Предлагаются картинки «Дети в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд», которые используются в процессе рассказывания. «Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашёл большой гриб и говорит: о-о-о! Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют). Петя шёл по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: ау-ау-ау! Давайте поможем Пете. Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали домой на поезде. Поезд гудел: у-у-у! Как гудел поезд? (Дети повторяют).

Лесенка. Лесенка. Предлагается картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки. Логопед ставит на каждую перекладину фигурку определённого животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса. Предлагается картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки. Логопед ставит на каждую перекладину фигурку определённого животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса. «На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла. (Дети произносят низким и громким голосом: ав-ав-ав.) На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. (Дети произносят более тихим и более высоким голосом: мяу-мяу-мяу.) На третью ступеньку вскочил петух и громко запел. (Дети произносят громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку.) На четвёртую ступеньку прилетел жук и зажужжал. (Дети произносят тихим и низким голосом: ж-ж-ж.) На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку. (Дети произносят тихим и высоким голосом: з-з- з.) «На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла. (Дети произносят низким и громким голосом: ав-ав-ав.) На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. (Дети произносят более тихим и более высоким голосом: мяу-мяу-мяу.) На третью ступеньку вскочил петух и громко запел. (Дети произносят громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку.) На четвёртую ступеньку прилетел жук и зажужжал. (Дети произносят тихим и низким голосом: ж-ж-ж.) На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку. (Дети произносят тихим и высоким голосом: з-з- з.) Корова и телята. Корова и телята. Предлагается сюжетная картинка «На лугу». Дети распределяются на две группы. Логопед обращается к первой группе: «На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?» Дети первой группы произносят низким голосом: му-му-му. «Коровам отвечают телята. Как они отвечают?» Дети второй группы отвечают высоким голосом: му-му-му. Затем группы меняются ролями. Предлагается сюжетная картинка «На лугу». Дети распределяются на две группы. Логопед обращается к первой группе: «На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?» Дети первой группы произносят низким голосом: му-му-му. «Коровам отвечают телята. Как они отвечают?» Дети второй группы отвечают высоким голосом: му-му-му. Затем группы меняются ролями. Аналогично проводятся игры на звукоподражание другим животным Аналогично проводятся игры на звукоподражание другим животным

Где позвонили? Где позвонили? Цель. Определение направления звука. Цель. Определение направления звука. Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка, или бубен и т. д.). Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка, или бубен и т. д.). Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает. Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает. 2 2

Скажи, что ты слышишь Скажи, что ты слышишь Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи. Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи. Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке. Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке. 3 3

Тихо – громко! Тихо – громко! Цель. Развитие координации движений и чувства ритма. Цель. Развитие координации движений и чувства ритма. Оборудование. Бубен, тамбурин. Оборудование. Бубен, тамбурин. Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди. Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди. 4 4

Кто что услышит? Кто что услышит? Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи. Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи. Оборудование. Ширма, разные звучащие пред- меты: звонок, молоток, трещотка с камешками или го-рохом, труба и т. д. Оборудование. Ширма, разные звучащие пред- меты: звонок, молоток, трещотка с камешками или го-рохом, труба и т. д. Описание игры. Педагог за ширмой стучит мо- лотком, звенит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные. Описание игры. Педагог за ширмой стучит мо- лотком, звенит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные. 6 6

Жмурки с колокольчиком. Жмурки с колокольчиком. Цель. Развитие ориентировки в пространстве. Цель. Развитие ориентировки в пространстве. Оборудование. Колокольчик, повязки. Оборудование. Колокольчик, повязки. Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребёнок с колокольчиком. Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребёнок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит. Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать. Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать Жмурки с голосом Жмурки с голосом Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве. Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве. Оборудование. Повязки. Оборудование. Повязки. Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает кого он поймал. Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает кого он поймал.

Скажи, что звучит Скажи, что звучит Цель. Развитие слухового внимания. Цель. Развитие слухового внимания. Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр. Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр. Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др. Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др

Узнай по звуку Узнай по звуку Цель. Развитие фразовой речи. Цель. Развитие фразовой речи. Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.). Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.). Описание игры. Играющие садятся спиной к веду-щему. Он производит шумы и звуки разными пред-метами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом. Описание игры. Играющие садятся спиной к веду-щему. Он производит шумы и звуки разными пред-метами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом. Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать её, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п. Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать её, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п. Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки. Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

Улиточка Улиточка Цель. Узнать товарища по голосу. Цель. Узнать товарища по голосу. Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: Улиточка, улиточка, Улиточка, улиточка, Высунь-ка рога, Высунь-ка рога, Дам тебе я сахару, Дам тебе я сахару, Кусочек пирога, Кусочек пирога, Угадай, кто я. Угадай, кто я. Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой. Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

Угадай, чей голосок Угадай, чей голосок Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений. Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений. Описание игры. Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят. Один из них становится (по назначению педагога) в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребёнок остается в центре круга. Вариант 1. Играющие сидят. Один из них становится (по назначению педагога) в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребёнок остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят: Дети идут по кругу и говорят: Мы немножко порезвились, Мы немножко порезвились, По местам все разместились. По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя, узнай! Кто позвал тебя, узнай! Игра повторяется несколько раз. Игра повторяется несколько раз.

Успокой куклу Успокой куклу Цель. Развитие тембра голоса. Цель. Развитие тембра голоса. Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте». Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а. Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте». Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а Перебежки Перебежки Цель. Развитие силы голоса. Активизация мышц губ. Цель. Развитие силы голоса. Активизация мышц губ. Оборудование. Мел, стульчики. Оборудование. Мел, стульчики. Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей называет другого по своему выбору: «Ау, ау, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему: «Ау, ау, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким образом меняется с ним местами. Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей называет другого по своему выбору: «Ау, ау, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему: «Ау, ау, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким образом меняется с ним местами

Вьюга Вьюга Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ. Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ. Оборудование. Сюжетная картинка «Вьюга». Оборудование. Сюжетная картинка «Вьюга». Описание игры. Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у…; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у…; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Описание игры. Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у…; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у…; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише Гудок Гудок Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ. Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ. Описание игры. Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают. Описание игры. Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают. Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа. Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

Медведь и елка Медведь и елка Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса. Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса. Оборудование. Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.). Оборудование. Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.). Описание игры. Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог: Описание игры. Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог: Волк. Ты куда идешь, медведь? Волк. Ты куда идешь, медведь? Медведь. В город, елку приглядеть. Медведь. В город, елку приглядеть. Волк. Да на что тебе она? Волк. Да на что тебе она? Медведь. Новый год встречать пора. Медведь. Новый год встречать пора. Волк. Где поставишь ты её? Волк. Где поставишь ты её? Медведь. В лес возьму, в своё жильё. Медведь. В лес возьму, в своё жильё. Волк. Что ж не вырубил в лесу? Волк. Что ж не вырубил в лесу? Медведь. Жалко. Лучше принесу. Медведь. Жалко. Лучше принесу. Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т. е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем. Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т. е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.

Угадай, кто это? Цель. Воспитание слухового внимания. Описание игры. Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза, а затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу- мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, он становится в круг; тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще 3 раза, а затем его меняет другой. Угадай, кто это? Цель. Воспитание слухового внимания. Описание игры. Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза, а затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу- мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, он становится в круг; тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще 3 раза, а затем его меняет другой. Лягушка. Цель. Узнать товарища по голосу. Описание игры. Дети стоят в кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит: Лягушка. Цель. Узнать товарища по голосу. Описание игры. Дети стоят в кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит: Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара, Закричала... Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара, Закричала... Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «ква-ква-ква». По голосу водящий должен определить, кто лягушка. Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «ква-ква-ква». По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

Слушай и выполняй. Цель. Развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи. Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки (фанты). Описание игры. Вариант 1. Педагог называет 1-2 раза несколько различных движений (одно пять), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильно выполненное действие очко (фант). Набравший большее количество очков победитель. Слушай и выполняй. Цель. Развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи. Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки (фанты). Описание игры. Вариант 1. Педагог называет 1-2 раза несколько различных движений (одно пять), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильно выполненное действие очко (фант). Набравший большее количество очков победитель. Вариант 2. Педагог дает одновременно двум-трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в зал, открой там форточку», «Коля, подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды» и т. п. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит Вариант 2. Педагог дает одновременно двум-трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в зал, открой там форточку», «Коля, подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды» и т. п. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит