Важна связь профильного обучения на старшей ступени с общей установкой на введение государственного стандарта общего образования. Если модернизация образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ М.Н.Гридасова, педагог-организатор по М.Н.Гридасова, педагог-организатор по предпрофильной.
Advertisements

Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Педагогический совет «Профильное обучение и предпрофильная подготовка: опыт, проблемы, перспективы»
Учитель информатики и математики СОШ 1 ст. Архонская Ерёменко Оксана Андреевна.
Роль Базисного учебного план в обеспечении профильного обучения Иркутск 2007 г.
Профильное обучение по математике Боровикова Е.И. учитель МОУ «СОШ1»
Новые реальности 21 века предъявляют к системе образования масштабные задачи. Система образования должна обновляться, быть гибкой и реагировать на изменяющиеся.
В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.на старшей ступени.
Педагогический совет Тема: «Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки»
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г р о Концепции модернизации российского образования на период.
Профильное обучение в условиях модернизации образования.
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
L/O/G/O Индивидуальный учебный план заместитель директора по УР Плышевская Е.В.
Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного.
Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
Модель сетевой организации профильного обучения в старшей школе Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 95 Г. Краснодар.
Районный семинар руководителей ОУ МОУ – СОШ 4 г. Петровска Саратовской области 14 апреля 2009 г.
Организация образовательного процесса на III ступени.
«ОРГАНИЗАЦИЯ профильного обучения » Общешкольное родительское собрание ноябрь учебного года классы.
Совершенствование модели профильного обучения в гимназии Рыбинская Т.В. Учитель химии г.
Транксрипт:

Важна связь профильного обучения на старшей ступени с общей установкой на введение государственного стандарта общего образования. Если модернизация образования предусматривает введение института единого государственного экзамена, если речь идет о становлении общенациональной системы контроля качества образования, то, очевидно, объективность и реализуемость подобной системы может быть обеспечена только введением соответствующих образовательных стандартов не только для базовых общеобразовательных, но и для профильных общеобразовательных предметов. Министерством образования и Российской академией образования разработана "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования". В ней отмечается, что в процессе массового введения профильного обучения на старшей ступени образования могут проявиться существенные противоречия, в частности, между потребностью увеличивать число профилей обучения, необходимых для полного удовлетворения индивидуальных интересов, способностей и склонностей старшеклассников, запросов рынка труда в квалифицированных кадрах соответствующего профиля и реальными возможностями системы образования обеспечить такую широкую дифференциацию обучения из-за действия ряда факторов, сдерживающих эти процессы. В их числе - 1) введение единого государственного экзамена; 2) утверждение стандарта общего образования; 3) необходимость стабилизации федерального перечня учебников; 4) обеспечение школ высококвалифицированными педагогическими кадрами по профилям обучения и др.

В отличие от общеобразовательной (непрофилирующей) школы, содержание образования в школах (классах) с профильной дифференциацией обучения имеет более высокую идейно-теоретическую основу: программы и учебники по профилирующим предметам включают в себя дополнительно на соответствующем уровне сложности те разделы научных знаний, которые являются теоретическим фундаментом изучаемого профиля. Содержание профильного образования и методы обучения обусловливаются целями, а цели - качествами личности выпускника, его моделью, которая в свою очередь детерминируется изменениями социально-экономических условий жизни общества. Таким образом, содержание профильного образования напрямую связано с формированием устойчивой системы социально-значимых качеств личности. В классах с профильным образованием учащиеся имеют право и возможность выбирать различные профили образования с учетом их индивидуальных интересов, склонностей и способностей. В отличие от общеобразовательной (непрофилирующей) школы, содержание образования в школах (классах) с профильной дифференциацией обучения имеет более высокую идейно-теоретическую основу: программы и учебники по профилирующим предметам включают в себя дополнительно на соответствующем уровне сложности те разделы научных знаний, которые являются теоретическим фундаментом изучаемого профиля. Содержание профильного образования и методы обучения обусловливаются целями, а цели - качествами личности выпускника, его моделью, которая в свою очередь детерминируется изменениями социально-экономических условий жизни общества. Таким образом, содержание профильного образования напрямую связано с формированием устойчивой системы социально-значимых качеств личности. В классах с профильным образованием учащиеся имеют право и возможность выбирать различные профили образования с учетом их индивидуальных интересов, склонностей и способностей.

В новых условиях на выпускной экзамен педагогические советы экспериментальных школ посчитали целесообразным вынести в качестве основных - профилирующие предметы, иначе терялся смысл самой идеи профилизации. В связи с этим можно выделить следующие проблемы: 1. Объем имеющихся КИМов ЕГЭ не соответствует известным положениям дидактики и возрастной психологии о посильности работ (принцип природосообразности). 2. КИМы ЕГЭ не могут быть использованы для проведения выпускных экзаменов по профилирующим предметам в классах с профильной дифференциацией обучения из-за невозможности учесть в их содержании все многообразие специфики теоретических и прикладных знаний, подлежащих углубленному изучению и последующей проверке уровня овладения ими в соответствии с избранным школой профилем обучения.

Профильное образование - это целая система, где все взаимосвязано. Чтобы она эффективно заработала, нужны и подготовленные учителя, и апробированные программы, и специальные учебники, и современные лаборатории. Выпадет одно звено - все строение рухнет. Но основа нового образовательного "здания" - конечно, учитель. Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать: - вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса; -практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов; - завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования. Профильное образование - это целая система, где все взаимосвязано. Чтобы она эффективно заработала, нужны и подготовленные учителя, и апробированные программы, и специальные учебники, и современные лаборатории. Выпадет одно звено - все строение рухнет. Но основа нового образовательного "здания" - конечно, учитель. Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать: - вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса; -практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов; - завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

За последние десять лет в результате недостаточно компетентного подхода к этой проблеме было в спешном порядке создано около 750 наименований учебников и учебных пособий для учащихся. В связи с введением профильного образования на старшей ступени обучения большая часть этих учебников подлежит обновлению или полной переработке. Важно из всех учебников исключить избыточную информацию, как один из видов дезинформации, которая размывает четкие границу содержания школьного образования.

Сегодня модели профильного и предпрофильного обучения разрабатываются и адаптируются в образовательном пространстве города отдельно взятыми образовательными учреждениями. Анализ этих моделей позволил зафиксировать, как ряд интересных находок, так и ряд существенных недостатков, характерных для большинства школ. Во-первых, представленные модели не характеризуют профильное обучение как целостную систему Во-вторых, уже становится стереотипом, что профильное обучение понимается как углубленное изучение отдельных предметов, дополненное системой курсов по выбору. В-третьих, профильное образование рассчитано в основном на более способных школьников, ориентированных на получение высшего профессионального образования

При проектировании профильного образования (программы, предложения, проекты, инициативные предложения, авторские программы, учебники и т.п.) экспертные общественные оценки его (и контроль) сводятся к определению того: - Насколько предлагаемое профильное образование востребовано обществом (с учётом региональности) и учащимися данной половозрастной группы. - Насколько содержание профильного образования может быть усвоено учащимися классов с учетом уровня их подготовленности, бюджета времени и психолого- интеллектуальных ресурсов и невозможности допущения их дальнейшей перегрузки. - Насколько содержание профильного образования может быть реализовано в конкретных условиях среднестатистической российской школы. - Насколько "прозрачной" является процедура комплектования классов профильного образования, насколько исключены возможные злоупотребления. - Насколько затраты на профильное образование окупаются действительным ростом качества трудовых ресурсов страны, насколько они оправдываются ростом конкурентоспособности будущих работников.

Главнейшей профессиональной задачей учителя и преподавателя профильных классов является создание эффективной образовательной многомерной среды, учитывающей индивидуальные различия, склонности и запросы учащихся.

до сих пор еще достаточно хорошо не разработано психолого-педагогическое обоснование системы ЕГЭ по профильным предметам; необходима обязательная переподготовка учителей, желающих работать профильных классах; важно создание новой системы по обеспечению актуальности учебников для профильного обучения.