Получение образования детьми с ОВЗ: роль психолого-медико-педагогической комиссии и бюро медико-социальной экспертизы ( Нормативное и правовое обеспечение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль ПМПК в создании специальных условий для ребенка с ОВЗ Кутепова Елена Николаевна, канд.пед.наук, доцент, зам.директора Института проблем инклюзивного.
Advertisements

Трудности нормативного регулирования и возможные решения по организации инклюзивного образовательного процесса на современном этапе Кутепова Елена Николаевна,
Индивидуальная программа реабилитации ребенка- инвалида(ИПР).Проблемы формирования раздела психоло-педагогической реабилитации. ФКУ «Главное бюро МСЭ по.
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
Законодательные основы организации получения образования детьми с ОВЗ Институт проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического.
Нормативно-правовые основы инклюзивного образования Кутепова Елена Николаевна, канд.пед.наук, доцент, зам.директора Института проблем инклюзивного образования.
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
Законодательные основы организации получения образования детьми с ОВЗ.
Особенности взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и учреждений образования при проведении медико-социальной экспертизы. Дроздова Э.Е., руководитель.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
«Программно-методическое обеспечение реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования.
Законодательные основы организации получения образования детьми с ОВЗ Кутепова Елена Николаевна, канд.пед.наук, доцент, зам.директора Института проблем.
Новое в образовании особого ребенка Шуранова Мария Геннадьевна начальник отдела специального образования.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Нормативное регулирование сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций по обеспечению качественного доступного образования детей с ОВЗ ГБОУ.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города МОСКВЫ ЦЕНТР ДИАГНОС ТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ « НАДЕЖДА.
Быкова Марина Борисовна, заведующий ЦПМПК. Ст. 2 дается понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как физического лица, имеющего недостатки.
Деятельность психолого-медико-педагогических комиссии на территории Красноярского края Руководитель центральной психолого-медико- педагогической комиссии.
Проблемы разработки ИПР(индивидуальной программы реабилитации – ребенка-инвалида)– раздела психолого-педагогической реабилитации ФКУ «Главное бюро МСЭ.
Транксрипт:

Получение образования детьми с ОВЗ: роль психолого-медико-педагогической комиссии и бюро медико-социальной экспертизы ( Нормативное и правовое обеспечение реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми- инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях) Кутепова Елена Николаевна, канд.пед.наук, доцент, зам.директора Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета Москва, 2013 год

- международные: Конвенция о правах инвалидов; - федеральные: Конституция РФ, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". - правительственные (постановление от 20 февраля 2006 года 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом"; - ведомственные (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 года 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации», Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого- медико-педагогической комиссии" Законодательство об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации:

Конвенция о правах инвалидов Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия ратифицировала указанную конвенцию и положения международного документа в самое ближайшее время станут неотъемлемой частью российского законодательства. Россия приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе и по развитию «инклюзивного образования».

Основные положения Конвенции о правах инвалидов В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства- участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни»

Основные положения Конвенции о правах инвалидов В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на: развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме; обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества; доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица; предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; создание условий для освоения социальных навыков; обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

Состояние Российского законодательства в области образования лиц с инвалидностью Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий в них нет уже и на сегодня.

Право на образование Статья 18 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения, органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Право на образование ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273 обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

Право на образование ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273, Статья В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 1. Обучающимся предоставляются академические права на: …2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого- медико-педагогической коррекции; 3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: …..8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. 4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1) обеспечить получение детьми общего образования;

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации. 12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Медико-социальная экспертиза Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико- функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Индивидуальная программа реабилитации Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Однако для самого инвалида ИПР имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объёма реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом

Основные виды нарушений функций организма и степени их выраженности нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций); нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования); нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности); нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений); нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета; нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

Основные категории жизнедеятельности человека способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.

Способность к обучению Способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми): 1 степень - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий; 2 степень - способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий; 3 степень - неспособность к обучению;

1. Реализацию индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляют организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения. 2. Координация мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения. 3. Оценка результатов проведения мероприятий медицинской, психолого-педагогической, социальной и профессиональной реабилитации осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) при очередном освидетельствовании инвалида. Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)

Положение о психолого-медико- педагогической комиссии Комиссия создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

II. Основные направления деятельности и права комиссии а) проведение комплексного психолого-медико- педагогического обследования (далее - обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций; г) оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка- инвалида;

Основание для изменения ИПР по условиям образования Единственным специализированным органом, который правомочен давать рекомендации по условиям образования детей с особенностями развития, является ПМПК, которая определяет их исходя из образовательных возможностей и потребностей ребенка. Заключение ПМПК является основанием для изменения ИПР по условиям образования

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы Мероприятия психолого-педагогической реабилитации Перечень мероприятий СрокИсполнительОтметка о выполнении или невыполнении

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации Получение дошкольного воспитания и обучения Тип дошкольного образовательногоучреждения (нужное подчеркнуть):дошкольное учреждение общегоназначения; дошкольное учреждение общего назначения с соблюдением специального режима; коррекционная группа в дошкольном учреждении общегоназначения; специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья(указать вид):______________

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации Получение общего образования. Тип школьного образовательного учреждения (нужное подчеркнуть): общеобразовательная школа общего назначения (обучение с использованием обычной программы, в малых группах при соблюдении специального режима учебного процесса (указать какого)__________. коррекционный класс (группа) в школьном образовательном учреждении общего назначения; специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (указать вид): _____________________________

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации Условия получения общего образования (нужное подчеркнуть): в общеобразовательном учреждении, на дому, в лечебном (реабилитационном) учреждении. Форма получения общего образования (нужное подчеркнуть): очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат. Режим занятий: учебная нагрузка в день (указывается в часах):___________ ; объем изучаемого материала (указывается в процентах от объема учебной программы): ________

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации Получение профессионального образования Рекомендуемая профессия, специальность: _____________________. Тип образовательного учреждения профессионального образования (нужное подчеркнуть): общего назначения, специальное для инвалидов. Форма получения профессионального образования (нужное подчеркнуть):очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации Проведение психолого-педагогической коррекции. Виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид (нужное подчеркнуть): коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями; формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и других навыков (вписать каких) _______________________

II. Порядок разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) 7. Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико- социальную экспертизу медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину. В случае необходимости по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) в формировании индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) могут участвовать с правом совещательного голоса специалисты учреждений здравоохранения, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодатели, педагоги и другие специалисты.

III. Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) 12. Реализацию индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляют организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения. 13. Координация мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения.

Смысл и роль ИПР ИПР позволяет консолидировать усилия разных ведомств с целью организации реабилитационной поддержки всех сторон жизни конкретного ребенка-инвалида: жизни в семье, здоровья, воспитания и образования, профессионализации и в конечном счете – интеграции в обществе. Сосредоточивая различные финансовые потоки на помощи конкретному ребенку, ИПР представляет собой модель эффективной адресной помощи. От того, насколько правильно составлена ИПР, зависит в дальнейшем возможность успешной реабилитации.

Содержание ИПР ИПР должна содержать все необходимые инвалиду реабилитационные услуги и технические средства реабилитации – как включенные в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и не включенные в него.

Реализация индивидуальной программы реабилитации Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Однако для самого инвалида ИПР имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объёма реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом

Основание для изменения ИПР по условиям образования Единственным специализированным органом, который правомочен давать рекомендации по условиям образования детей с особенностями развития, является ПМПК, которая определяет их, исходя из образовательных возможностей и потребностей ребенка. Заключение ПМПК является основанием для изменения ИПР по условиям образования

Направления реализации ИПР в образовательном учреждении Организация постоянного сопровождения в процессе обучения специальным помощником (ребенок может нуждаться как в постоянном сопровождении, так и в сопровождении на период адаптации) Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ребенка- инвалида Организация обучения ребенка-инвалида по индивидуальному учебному плану

О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ (Письмо Минобрнауки РФ от аф-150/06) Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать человек.

«О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на годы» Постановление от 17 марта 2011 г. 175 Целевые индикаторы и показатели Программы: доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений. Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям- инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.

Постановление Правительства Москвы 669-ПП от 29 декабря 2011 года «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 14 сентября 2010 г. 789-ПП» 1.4. Пункт 1 постановления дополнить абзацем в следующей редакции: "Утвердить корректирующие коэффициенты к нормативам финансового обеспечения государственной услуги по предоставлению начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, в целях обеспечения образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья согласно приложению 2 к настоящему постановлению.".

Особенности финансирования Введение дополнительных ставок в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику, предусмотрено Методическими рекомендациями по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы, утвержденными Приказом Департамента образования г. Москвы от 1 марта 2011 г Согласно п. 24 этих Методических рекомендаций в учреждениях, реализующих инклюзивное образование, при наличии в них не менее 6 детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть введены следующие должности: - методист (координатор по инклюзивному образованию) - 0,5 единицы; - учитель-дефектолог - 1 единица; - педагог-психолог - 0,5 единицы; - тьютор - 1 единица.

Спасибо за внимание! сайт Института проблем интегративного (инклюзивного) образования (ИПИО МГППУ) сайт проекта Департамента образования г.Москвы «Образование без границ»

Корректирующий коэффициент к нормативам финансового обеспечения государственной услуги по предоставлению образования в целях обеспечения образовательного процесса обучающихся из числа детей-инвалидов, за исключением детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 2,0. Корректирующий коэффициент к нормативам финансового обеспечения государственной услуги по предоставлению начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, в целях обеспечения образовательного процесса обучающихся из числа детей-инвалидов с нарушениями опорно- двигательного аппарата - 3,0.