Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы 2012 г. Подпрограмма поддержки малого и среднего предпринимательства в городе.
Advertisements

Районная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Искитимском районе» годы.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Об основных направлениях деятельности и развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области Правительство Ярославской области.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью экономики Новосибирска. Предприятия данного сектора присутствуют практически во всех.
ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС НА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА IX МОСКОВСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ САЛОНЕ ИННОВАЦИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ.
О разработке Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» г. Пермь 1 Министерство промышленности, предпринимательства и.
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 1 Эффективность новых форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
1 КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Малое предпринимательство в Санкт-Петербурге.
ПРОЕКТ Государственная программа Ненецкого автономного округа «РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ»
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
2008 г. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В ФОРМЕ СУБСИДИИ Департамент стратегического.
Информация к совещанию «Государственная система поддержки экспорта в России – существующие и новые механизмы» Москва, январь 2012 года.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Территория «старой» Москвы 1090 кв.км Территория «новой» Москвы с учетом присоединения 1600 кв.км около 2700 кв. км Постоянное население Москвы 11,5 млн.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Транксрипт:

Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на гг.»

2 Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Обзор сегмента МСП Москвы Обзор структуры МСП Москвы 67% (1245) 20% (375) 0% % 50% 7% (132) 5% (99) Источники: Мосгорстат Структура занятости МСП в Москве, тыс. чел., 2009 г. Средние предприятия Малые предприятия Микро- предприятия 61% (2876) % (986) 6% (284) 12% (560) Структура оборота МСП в Москве, млрд руб., 2009 г. Субъекты МСП К субъектам МСП относятся средние, малые и микропредприятия, а также индивидуальные предприниматели. При этом малые и микропредприятия занимают основную долю как в занятости, так и в обороте МСП: Индивидуальные предприниматели Краткое описание (данные по Москве за 2009 г.) Численность фактически действующих индиви- дуальных предпринимателей составляет 99 тыс. Суммарный объем выручки индивидуальных предпринимателей составляет около 560 млрд руб. Предприятия с численностью сотрудников от 101 до 250 человек и ежегодным оборот ом до 1 млрд руб. Количество предприятий составляет 830 Суммарный годовой оборот предприятий составляет 284 млрд руб. Предприятия с численностью сотрудников от 16 до 100 человек и ежегодным оборот до 400 млн руб. Количество предприятий составляет около 25 тыс. Суммарный годовой оборот предприятий составляет около 1 трлн руб. Предприятия с численностью сотрудников до 15 человек и ежегодным оборотом до 60 млн руб. Количество предприятий составляет 183 тыс. Суммарный годовой оборот составляет 2,9 трлн руб. По оценкам экспертов, в 2010 году доля МСП в ВРП составила около 25%, общий оборот МСП сохранился на уровне около 4.7 трлн руб.

3 Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Примечание: Показатель в процентах – среднее значение по стране в сравнении с максимальной из возможных оценок; данные указаны в порядке их важности, начиная со стратегий финансирования Источник: Исследования деловой среды малого и среднего предпринимательства, проведенные Monitor в гг. Отношение общества к стремлению к самореализации Стратегии финансирования Пекин Сингапур Пекин Программы налогового стимулирования Отношение общества к уплате подоходного налога Отношение к малым и средним предпринимателям Развитие предпринимательских навыков Дели Бангалор Дели Исследование деловой среды МСП г. Москвы Сравнительный анализ ключевых показателей исследования г. Москвы с результатами других городов

4 Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Обзор сегмента МСП Москвы Основные барьеры для развития МСП Существует целый ряд барьеров, которые в настоящее время препятствуют развитию МСП в Москве: Основные барьеры Низкая доступность финансовых ресурсов Низкая доступность финансовых ресурсов Низкая доступность площадей и необходимой инфраструктуры Недостаток квалифицированного персонала и компетенций в МСП Административные барьеры и коррупция Неразвитость государственных механизмов поддержки предпринимателей Ограниченный доступ к рынкам сбыта Описание Сложность получения заемного финансирования Высокая стоимость банковских кредитов Недостаток доступных площадей для МСП и высокая стоимость аренды, особенно для микропредприятий и индивидуальных предпринимателей Недостаточная доступность необходимой инфраструктуры для МСП Недоступность квалифицированных специалистов для МСП Недостаток компетенций и навыков в области предпринимательства и управления бизнесом Непрозрачные и несистемные требования регулирующих органов Давление со стороны проверяющих инстанций и правоохранительных органов Недостаточное количество городских программ поддержки МСП Сложность получения поддержки по городским программам Недостаточное количество развитых бизнес-сообществ и союзов Деловая среда наиболее благоприятна для крупного бизнеса Барьеры для выхода на новые рынки

5 Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Обзор сегмента МСП Москвы Оценка системы поддержки МСП До настоящего времени поддержка МСП была недостаточно эффективна из-за отсутствия налаженной системы управления и достоверных данных для принятия решений: Ограничения Отсутствие достоверной и полной информации для принятия решений по поддержке МСП Статистические данные доступны только для базовых показателей и не охватывают многие аспекты деятельности МСП Данные по ряду показателей являются недостоверными или неполными, что не позволяет использовать их при принятии решений (например, инвестиции в МСП) Отсутствие данных по отраслевой разбивке не позволяет фокусировать ресурсы на сегментах экономики с максимальным потенциалом Описание Отсутствие работающей системы мониторинга эффективности программы Отсутствует система мониторинга оценки эффективности реализуемых мер по поддержке МСП Существующей программой не предусмотрены механизмы получения обратной связи от предпринимателей Корректировка программ не привязана к оценке эффективности реализуемых мер и не опирается на обратную связь от предпринимателей Недостаточно эффективная организация инфраструктуры поддержки Отсутствие стимулов к эффективной и творческой работе сотрудников инфраструктуры поддержки МСП, излишняя забюрократизированность работы с одной стороны, а с другой - отсутствие стимулов и ответственности за конечный результат Государственное субсидирование частных организаций, входящих в инфраструктуру поддержки МСП, является недостаточно эффективным использованием государственных средств В этих условиях новая подпрограмма должна быть ориентирована на реализацию потенциала МСП и постепенное устранение проблем в деловой среде и системе поддержки предпринимательства в Москве

6 Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Цели и структура подпрограммы поддержки МСП Москвы Основные нововведения (1/2) Фокус на поддержке начинающих предприятий Значительная часть усилий будет фокусироваться на поддержке начинающих предпринимателей – категории МСП, которой поддержка нужна в наибольшей степени Реализуется проект «Начни свой бизнес в Москве», предусматривающий комплекс мер по поддержке начинающих предпринимателей (обучение, наставничество, льготное кредитование и т.д.) Дополнительный приоритет будет предоставлен социально значимым МСП (услуги в области образования и здравоохранения, производство и т.д.) Изменение системы инструментов финансовой поддержки МСП Фокус на субсидиях, позволяющих наиболее эффективно поддерживать МСП Предоставление субсидий (грантов) начинающим предпринимателям на конкурсной основе при условии прохождения ими вводного курса по основам предпринимательства Расширение использования механизма возмещения процентной ставки по кредитам Консультирование предпринимателей по полному перечню возможностей получения финансирования Подпрограмма поддержки МСП на 2012–2016 гг. отличается от предыдущих программ как общей архитектурой, так и рядом новых инициатив и закладываемыми механизмами внедрения: Целевой эффект: –Фокусирование ограниченных ресурсов подпрограммы на тех МСП, которым в наибольшей степени нужна поддержка –Учет социальных задач и приоритетов города Целевой эффект: –Большая эффективность и прозрачность финансовой поддержки –Доступность финансовой поддержки для всех категорий МСП на конкурсных условиях I II

7 Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Цели и структура подпрограммы поддержки МСП Москвы Основные нововведения (2/2) Укрепление инфраструктуры поддержки МСП Повышение качества услуг предпринимателям за счет регулярного обучения и оценки сотрудников инфраструктуры поддержки, работающих с предпринимателями Повышение степени прозрачности и ответственности организаций инфраструктуры при оказании услуг Повышение эффективности подпрограммы Отказ от ряда инициатив в пользу фокусирования ограниченных ресурсов на наиболее важных и значимых действиях для развития предпринимательства Предусмотрен механизм корректировки настоящей подпрограммы на основе обратной связи от предпринимателей и оценки эффективности реализации Вводится механизм регулярного анализа лучшей мировой практики в развитии предпринимательства для внедрения новых эффективных инструментов в Москве Подпрограмма поддержки МСП на 2012–2016 гг. отличается от предыдущих программ как общей архитектурой, так и рядом новых инициатив и закладываемыми механизмами внедрения: Целевой эффект: –Возрастающее качество и эффективность услуг по поддержке МСП –Доведение поддержки до большего количества предпринимателей –Повышение прозрачности мер поддержки Целевой эффект: –Большая эффективность в использовании бюджетных средств –Растущие возможности по внедрению в Москве лучшей мировой практики в поддержке МСП III IV

8 Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Цели и структура подпрограммы поддержки МСП Москвы Подпрограмма поддержки МСП учитывает мировую практику Подпрограмма поддержки МСП на гг. соответствует лучшей мировой практике, однако также учитывает специфику бюджетного процесса и полномочия органов власти: Направления поддержки подпрограммы поддержки МСП Москвы Обеспечение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам Подготовка, перепод- готовка и повышение квалификации кадров и консультиро- вание МСП Формиро- вание благоприятно й деловой среды предприни- мательской деятельности Имущест- венная поддержка и развитие инфра- структуры поддержки субъектов МСП Содействие в продвижении продукции МСП в г. Москве, других регионах России и за рубежом Механизмы поддержки развития предпринимательства в лучшей мировой практике Финанси- рование Обучение и повышение квалификации Законода- тельная база Снижение админист- ративных барьеров Менталитет / образ мышления Технологии и инновации Инфра- структура поддержки Мероприятия реализуются в рамках программы «Москва – инновационная столица России» Поддержка начинающих субъектов малого и среднего предприни- мательства Активы предпринимателей Содействие развитию бизнеса Регуляторная политика Предприни- мательская культура

9 Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Цели и структура подпрограммы поддержки МСП Москвы Цель подпрограммы поддержки МСП Цель подпрограммы поддержки МСП основана на стратегическом видении роли МСП в Москве в долгосрочной перспективе: Видение развития предпринимательства в Москве: К 2020 году Москва превратится в один из лучших городов в Восточной Европе для создания бизнеса и ведения предпринимательской деятельности Видение развития предпринимательства в Москве: К 2020 году Москва превратится в один из лучших городов в Восточной Европе для создания бизнеса и ведения предпринимательской деятельности Цель подпрограммы на 2012–2016 гг.: Увеличение конкурентоспособности экономики города Москвы за счет создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и обеспечения устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей. Цель подпрограммы на 2012–2016 гг.: Увеличение конкурентоспособности экономики города Москвы за счет создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и обеспечения устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей. Стратегическая задача: Реализация потенциала малого и среднего предпринимательства в Москве и вывод Москвы в число лучших городов в Восточной Европе для создания бизнеса и ведения предпринимательской деятельности

10 Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Цели и структура подпрограммы поддержки МСП Москвы Задачи подпрограммы Задачи подпрограммы определяются исходя из содержания цели и формализуются через постановку конкретных целевых индикаторов: ЗадачиЗадачи Целевые индикаторы Обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства Увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в экономику города Увеличение числа занятых в малом и среднем предпринимательстве Создание эффективной системы поддержки малого и среднего предпринимательства Улучшение условий для осуществления предпринимательской деятельности Стимулирование малых и средних предприятий города Москвы к повышению прозрачности своей деятельности и создание необходимых для этого условий Доля прибыльных МСП в Москве Оборот малых предприятий Увеличение числа занятых в МСП Производительность труда на малых предприятиях Количество малых предприятий Доля налоговых поступлений от субъектов МСП в бюджет города

11 Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Цели и структура подпрограммы поддержки МСП Москвы Целевые индикаторы Доля прибыльных МСП в Москве Доля прибыльных МСП в Москве Оборот малых и микропредприятий предприятий Оборот малых и микропредприятий предприятий Среднесписочная численность работников малых и микропредприятий Производительность (оборот) на одного работающего (малые и микропредприятия) Количество малых и микропредприятий Доля налоговых поступлений от малых и средних предприятий в структуре налоговых поступлений бюджета города Выбранные целевые индикаторы характеризуют наиболее важные параметры деятельности МСП Значение показателя Обоснование Характеризует финансовую успешность МСП Рост показателя сигнализирует о повышении финансовой устойчивости МСП Рост доли прибыльных МСП пропорционален среднегодовому темпу роста (CAGR) по показателю за 2007–2009 гг. Примечание: CAGR – Compound Annual Growth Rate, средневзвешенный темп роста показателя за период Характеризует деловую активность МСП Изменение показателя показывает изменение вклада МСП в экономику города Рост пропорционален ожидаемому среднегодовому темпу роста (CAGR) ВРП Москвы за период (4,3%) Характеризует деловую активность и социальную значимость МСП Рост занятости, аналогично обороту, характеризует рост роли МСП в экономике Прогноз основан на среднегодовом темпе роста (CAGR )общей занятости в экономике города с учетом роста доли МСП в занятости Показывает экономическую эффективность МСП Рост показателя свидетельствует о росте эффективности деятельности МСП Показатель является производным от динамики оборота и численности занятых в сфере МСП Характеризует деловую активность в области создания новых МСП Рост показателя свидетельствует об улучшении условий для открытия бизнеса Прогноз основан на среднегодовом темпе росте (CAGR) показателя в период 2006–2010 гг. Характеризует финансовое состояние и степень прозрачности ведения бизнеса Рост показателя является индикатором сниже- ния доли «теневой экономики» в сфере МСП Рост показателя пропорционален росту оборота субъектов МСП

12 Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. МосквыСегодня 2016 г г и далее Состояние деловой среды Низкая доступность финансовых ресурсов Низкая квалификация кадров Низкая доступность инфраструктуры поддержки Наличие инструментов доступа к ресурсам Развитие современной и востребованной инфраструктуры поддержки Обучение Москва – лучший город в Восточной Европе для предпринимательской деятельности Повышение рейтинга деловой среды г. Москвы Сегмент МСП 25% от ВРП Москвы Значительное влияние кризиса 9% налоговых поступлений в бюджет Москвы Замедленный рост сегмента и снижение доли в экономике города Непрозрачная деятельность Увеличение годовой выручки сегмента МСП на 25% Создание новых МСП Большая прозрачность Большая прибыльность Наиболее быстро растущий сегмент в ВРП Москвы Роль государства Наличие программ и инициатив поддержки МСП Неэффективные механизмы внедрения Внедрение новой программы, основанной на востребованных предпринимателями услугах и эффективных механизмах их предоставления Понятные для предпринимателя, востребованные и доступные инструменты поддержки Параметры гос. Поддержки МСП Реализация программ, с фокусом на предоставление субсидирований Сложные конкурсные процедуры Отсутствие достаточной информации для предпринимателей Внедрение мировой практики поддержки МСП Создание эффективных механизмов реализации программы Сбор и учет обратной связи от предпринимателей Понятные правила игры Прозрачные решения Цели и структура подпрограммы поддержки МСП Москвы Стратегические видение для сегмента МСП в Москве Для достижения поставленных задач необходима «дорожная карта», - основными этапами которой будут мероприятия в рамках подпрограммы поддержки МСП г. Москвы Разработка новой программы Источник: Monitor Group Долгосрочн ая цель Стратегиче- ское видение

13 Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Цели и структура подпрограммы поддержки МСП Москвы Фокус на начинающие предприятия Подпрограмма подразумевает предоставление поддержки МСП всех типов и во всех отраслях, однако основным фокусом являются начинающие предприниматели: Фокус ОбоснованиеОбоснование Отражение в подпрограмме Начинающие предприятия Производство, социальные и прочие виды услуг Ключевое направление поддержки МСП в мировой практике, так как, по оценкам экспертов, новые компании в среднем создают по крайней мере в 4 раза больше рабочих мест, чем прочие бизнесы Наиболее уязвимый этап развития бизнеса, на котором поддержка наиболее востребована Отдельное мероприятие «Поддержка начинающих предприятий» Инициативы, направленные на начинающие предприятия, в рамках всех мероприятий подпрограммы Предприятия сферы услуг, включая социальные, недостаточно представлены в Москве и не удовлетворяют полной мере потребностей населения Предприятия в сфере производства, транспорта и связи – основной источник инноваций в экономике в целом Субсидирование процентной ставки по кредитам МСП, осуществляющим деятельность в приоритетных для города направлениях Учитывается в положениях в ходе реализации подпрограммы Источник: Kauffman Foundation, European Commission Инновационные МСП играют важную роль в развитии предпринимательства и будут поддерживаться в рамках подпрограммы «Москва –инновационная столица России»

14 Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Цели и структура программы поддержки МСП Москвы Структура подпрограммы поддержки МСП Обеспечение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам Имущественная поддержка МСП и развитие инфраструктуры поддержки МСП Содействие в продвижении продукции Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров Малые и средние предприятия Начинающие предприятия Логически подпрограмма поддержки МСП состоит из 3 блоков: поддержка начинающих предприятий, общие меры поддержки МСП, институциональная поддержка МСП: Общие меры поддержки МСП Формирование благоприятной деловой среды предпринимательской деятельности Институциональная поддержка МСП Поддержка начинающих субъектов МСП

15 Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Описание направлений поддержки МСП Москвы Поддержка начинающих предприятий и институциональная поддержка МСП Поддержка начинающих предприятий и институциональная поддержка МСП предусматривают реализацию МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАМЫ:: Поддержка начинающих субъектов МСП Финансовая поддержка начинающих предпринимателей (в составе мероприятий по обеспечению доступа МСП к финансовым ресурсам) Реализация комплекса мероприятий по поддержке начинающих предпринимателей (тренинговые и консультационные услуги) иные мероприятия, предусмотренные законодательством о молодежной политике Обеспечение функционирования центров молодежного предпринимательства Формирование благоприятной деловой среды предпринимательской деятельности Ведение реестра субъектов МСП и реестра МСП – получателей поддержки. Предоставление правовой поддержки МСП Комплексное сопровождение реализации программы МСП Предоставление консультационных услуг субъектам МСП Популяризация предпринимательской деятельности в городе Москве и информирование субъектов МСП об имеющихся мерах поддержки Имущественная поддержка МСП и развитие инфраструк- туры поддержки МСП Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Создание, оборудование и развитие специализированных центров совместного доступа МСП (центры краткосрочной аренды помещений для групповой и/или индивидуальной работы индивидуальных предпринимателей и микропредприятий)

16 Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Описание направлений поддержки МСП Москвы Общие меры поддержки МСП Общие меры поддержки МСП предусматривают реализацию комплекса инициатив: Обеспечение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам Содействие в продвижении продукции МСП Предоставление субсидий МСП: начинающим предпринимателям; на частичное возмещение затрат на подключение к электрическим и иным инженерным сетям и увеличение мощности подключения, возмещение затрат МСП на оплату первого платежа по договорам финансовой аренды, частичное возмещение процентной ставки по кредитам, выданным МСП Оказание финансовой поддержки посредством предоставления субсидий институтам содействия кредитованию малого бизнеса Москвы как организациям инфраструктуры поддержки МСП города Москвы Предоставление информационно-консультационных услуг МСП по финансовой поддержке Содействие МСП в получении экспортных кредитов, предоставлении субсидий на покрытие процентных ставок по экспортным кредитам Предоставление субсидий МСП на международную сертификацию товаров (работ, услуг) Предоставление информационно-консультационных услуг по вопросам продвижения продукции МСП Предоставление консультационных услуг и информирование МСП по вопросам участия в в заказе города Москвы Подготовка, перепод- готовка и повышение квалификации кадров и консультирование МСП Обучение сотрудников субъектов МСП, в т.ч. дистанционное обучение Возмещение затрат субъектов МСП на прохождение учебных программ, курсов и тренингов Обучение сотрудников организаций инфраструктуры поддержки МСП, а также осуществление оценки и мониторинга их работы