Данилова Г.В. СПбГУ Подростковая субкультура: код времени
Субкультурные коты..(кОды)
Парадигмы культуры рождают разные подходы к определению Деятельный подход «К. – духовный код жизнедеятельности людей» Ценностный подход «К. – сложная иерархия идеалов и смыслов»
Субкультура «совокупность верований, традиций, обычаев и поведенческих кодов, общая для людей, связанных одним определенным образом жизни» Нейл Смелзер, 1988 г.
Универсальные черты субкультур ценности субкультуры становятся важнее общекультурных ценностей формируется, как на естественной почве, так и искусственным образом претендует на исключительность в ряду других культурных явлений предполагает принятие духовных интересов группы
субкультура, как часть культуры, является основой социализации социальные нормы усваиваются подростком через призму субкультуры СК может нести в себе конфликтный или бесконфликтный способ сосуществования с традиционной К.
Субкультурные коды – это сообщения Звуковые сообщения (речь, шум, музыка, язык общения) Зрительные сообщения (знаки: цвета и образы, текст, формы, жесты)
Причины возникновения субкультурных сообществ вызов обществу, протест; вызов семье, непонимание в семье; нежелание быть как все; желание утвердиться в новой среде; привлечь к себе внимание; копирование западных течений;
подражание более взрослым в группе; религиозные идейные убеждения; дань моде; отсутствие цели в жизни; влияние криминальных структур; …другое
Какие они? «стиляги» в 50-х «хиппи» в 60-х «битники» в 70-х «рокеры» в и «металлисты» в к.80-х «панки», «байкеры», «неформалы» в 90-х в 2000-х……
Ролевики
Футбольные болельщики
Го́ты представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост- панка
киберготы
«эмо»
«WINXCLUB.RU» МЫ ЛЮБИМ ВИНКС. ВСЕСОЮЗНЫЙ ФАН КЛУБ ЛЕГЕНДАРНОГО МУЛЬТСЕРИАЛА «WINX CLUB»
какие сообщения мы получаем от подростков? есть ли место в традиционном школьном образовании для такой деятельности? субкультурные группы – создатели или потребители культуры?
можно ли считать увлечение подростка субкультурой разновидностью творчества? может ли быть, что такой вид социальной активности приведет к активности и сознательному «творению себя» во взрослой жизни?
Что дальше? «старт-аперы» «френдинг» «бизнес-инкубаторы» …..из «неформалов» вырастает новая культура. Сможет ли образование извлечь из этого уроки?
Спасибо!