Рекреационные комплексы мира Лекция 1. Методика подсчета туристов по системе НАПКС 2. Рекреационный комплекс Грузии Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского
Статистика туризма - это прикладная область статистики, представляющая собой систему научных разделов, обладающих определенной спецификой и изучающих вопросы развития туризма в туристской индустрии. ) Методика подсчета туристов по системе НАПКС Статистика туризма - это цифровой материал, используемый для характеристики такой области массовых явлений как туризм и отдых, состоящий из количественных показателей.
Задачи статистики туризма: Методика подсчета туристов по системе НАПКС Общие обобщение и прогнозирование тенденций развития туризма как отдельной сферы народного хозяйства; Специальные разработка и внедрение современных методов исследований процессов, происходящих в области туризма; обеспечение органов гос.власти и местного самоуправления достоверной информацией. изучение уровня и структуры массовых социально-экономических явлений в туризме; рассмотрение взаимосвязи массовых социально-экономических явлений в туризме; анализ динамики массовых социально-экономических явлений в туризме;
Методология статистики туризма- совокупность приемов, методов, применяемых в процессе статистического исследования. Метод массового наблюдения: разрабатывается гипотеза исследования, проводится сбор информации. Методика подсчета туристов по системе НАПКС Сбор и группировка результатов наблюдения: систематизируется собранная информация. Результат- статистические таблицы. Расчет обобщающих аналитических показателей: получение статистических показателей, позволяющих выявить закономерности в развитии явления, динамику, соотношения.
Рекреанты (по характеру организации рекреационной деятельности) Организованные (учет осуществляется при помощи форм отчетности 1-ТУР, 1-СКТК) Неорганизованные (учет осуществляется при помощи статистических методов) Методика подсчета туристов по системе НАПКС
Методика НАПКС - методические рекомендации на основе данных пассажиропотока, разработанные Национальной академией природоохранного и курортного строительства для определения общего количества отдыхающих. данные пассажиропотока по железнодорожному транспорту. Базовый показатель Методика подсчета туристов по системе НАПКС
Распределение турпотока по видам транспорта, г.
Основные коэффициенты: T – число дней c начала текущего года до даты расчета; О(Т) – количество отдохнувших всего за период времени Т; У(Т) – число учтенных рекреантов за период времени Т; П(Т) – число пассажиров, прибывших в Крым ж/д транспортом за период Т; Дн –дата начала курортного сезона (принято 01.06); Тн –число дней с начала года до начала курортного сезона; Дк –дата окончания курортного сезона (принято 20.09); Методика подсчета туристов по системе НАПКС
Тк –число дней с начала года до окончания курортного сезона; k1 –доля рекреантов, прибывающих в Крым ж/д транспортом в межсезонье; k2 –доля рекреантов, прибывающих в Крым ж/д транспортом в сезон; k3 –поправочный коэффициент на пассажиров с детьми, для которых не приобретался билет с указанным местом; К –число пассажиров в сутки, прибывающих ж/д транспортом не с целью отдыха; О1 –общая численность отдохнувших с начала года до начала сезона; О2 –общая численность отдохнувших за сезон. Основные коэффициенты:
Формулы для расчета количества отдохнувших всего с начала года до даты Т: До начала сезона (при Т Тн) В период курортного сезона (при Тн < Т Тк) После окончания сезона (при Т > Тк) Методика подсчета туристов по системе НАПКС
Сбор данных ежедневного пассажиропотока осуществляется: - по авиатранспорту; Методика подсчета туристов по системе НАПКС - по железнодорожному транспорту; - по автомобильному транспорту.
Аналога данной методики нет в Украине Методика подсчета туристов по системе НАПКС Уникальность подсчета туристов в Крыму заключается в его удобном расположении.
Методика НАПКС высоко оценена экспертами Всемирной туристской организацией в партнерстве с Программой развития ООН и правительством Крыма. Недостаток Методика не отражает концентрацию туристического потока по Крыму, перемещение туристов Методика подсчета туристов по системе НАПКС
Система сбора статистических данных с использованием Positium Data Mediator эстонской компании Positium LBS Методика подсчета туристов по системе НАПКС Результат определение перемещения туристов по Крыму, концентрации туристического потока, страны прибытия туристов и т.д. использует сведения о местоположении мобильных телефонов, полученные от операторов мобильной связи, трансформируя их в обработанную и проанализированную информацию.
Система «сателлитных» счетов (TSA) Методика подсчета туристов по системе НАПКС Учитываются международными организациями в аналитических отчетах, при определении рейтингов и категоризации курортных регионов мира Позволяет определить количество туристов, экономический эффект от туризма Дает возможность структурировать численность и доходность по видам туризма, по географии и другим показателям
Рекреационный комплекс Грузии Грузия – страна, расположенная на Кавказе, на восточном побережье Черного моря. Население 4,4 млн.чел. Площадь км² Территория Грузии включает 2 Автономные Республики: Абхазию, Аджарию и 10 краёв.
В настоящее время Грузия является: -членом ООН Рекреационный комплекс Грузии -членом Совета Европы -членом ЮНЕСКО -членом МВФ -членом Всемирной Торговой Организации -членом Организации Черноморского Экономического Сотрудничества В 2010 году Грузия-мировой лидер по темпам улучшения делового климата.
Туризм в Грузии Туризм - один из наиболее быстро растущих секторов экономики Грузии. Количество иностранных туристов в Грузии,млн.чел.
Туризм в Грузии Объем бюджетных поступлений туризма (% от общего объема экономики)
Туризм в Грузии Рейтинг Грузии по темпам развития туризма: Причина низкого рейтинга 2008 г.: вооруженный конфликт в Южной Осетии место место место место
Рекреационные ресурсы Грузии благоприятные климатический условия (период летнего отдыха и туризма продолжается до 190 дней в году) пляжи Черноморского побережья (купальный сезон с мая по октябрь) разнообразие ландшафтов - от влажных субтропиков до вечных снегов и ледников высокогорья архитектурный и исторические памятники возможности для занятия активными видами туризма, альпинизмом и горнолыжным спортом.
Условия для развития туризма в Грузии Виды туризма в Грузии Горнолыжный Морской Бальнеологический Курортный Культурный Этнографический Приключенческий MICE-туризм Экологический Винный 7 рекреационных регионов
Рекреационные регионы Грузии Аджария – центр морского туризма Грузии ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ лечения системы кровообращения, органов дыхания, нервной системы; более 60 курортных комплексов; наиболее известными города- курорты: Батуми, Сапри, Кобулети и Чакви. МОРСКОЙ ТУРИЗМ: мягким климат; песчаные пляжи; сезон купания месяцев.
о Рекреационные регионы Грузии Аджария MICE-ТУРИЗМ: южнобережный культурный центр; наличие инфраструктуры для проведения конференций, семинаров, выставок. Аджария – наиболее динамично развивающийся туристический регион Грузии. Количество туристов. Регион Аджарии (тыс. человек)
Рекреационные регионы Грузии Картли ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ: аутентичная культура и традиции ; сочетание европейской и азиатской цивилизаций. этнокультурные туристические центры: знакомство с традициями и фольклором Грузии. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ наличие археологических памятников.
Рекреационные регионы Грузии Гурия ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ 250 тыс. гектаров – лесные массивы; крупнейшие национальные заповедника Грузии; историко-культурные и природные памятники; эко-туристические маршруты; вовлечения частного сектора в развитие эко-туризма – введение налоговых льгот ; разработка новых эко-туристических маршрутов.
Рекреационные регионы Грузии Кахетия ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ древние церкви, монастыри и священные источники. ВИННЫЙ ТУРИЗМ производство около 250 сортов вин ; винные туры; ежегодный Фестиваль вина.
о Рекреационные регионы Грузии Мцхета- Мтианети БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ более 2000 минеральных источников ; Курортная инфраструктура: устаревшие курортные комплексы советских лет + современный SPA-центры; На территории данного региона имеются радоновые воды.
п Рекреационные регионы Грузии Квемо-Сванети ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ/ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИ Й ТУРИЗМ альпинизм; спел е о-туризм; джип-туризм; рафтинг; трекинг; организованная рыбалка и охота; конный туризм; велосипедные туры.
п Рекреационные регионы Грузии Джавахети ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ международно-известный курорт Боржоми ГОРНОЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ Длительность горнолыжного сезона с ноября по конец апреля; Осуществлен ряд инфраструктурных проектов; Продвижение горнолыжного туризма на внешнем рынке.
Государственное регулирование туризма в Грузии Национальное агентство по туризму - орган, осуществляющий управленческую функцию в отрасли популяризация Грузии, как места туристического назначения; подготовка высококвалифицированных кадров; создание стандарта потребительских ценностей и обеспечение их конкурентоспособности; мероприятия по модернизации существующего законодательства (при сотрудничестве с ЕС в рамках проекта Twinning). популяризация Грузии, как места туристического назначения; подготовка высококвалифицированных кадров; создание стандарта потребительских ценностей и обеспечение их конкурентоспособности; мероприятия по модернизации существующего законодательства (при сотрудничестве с ЕС в рамках проекта Twinning). Приоритетные направления деятельности Агентства:
Условия для развития туризма в Грузии Государственное регулирование туризма в Грузии Закон «О туризме и курортах» Туристская деятельность Курортная деятельность Законодательная база туризма Закон «О туризме и курортах» Закон «О зонах санитарной охраны курортов и курортных мест»
Условия для развития туризма в Грузии Государственное регулирование туризма в Грузии Государством выделяются специальные территории для создания туристической инфраструктуры Учреждаются как налоговые, так и другие льготы для строительства гостиниц.
Условия для развития туризма в Грузии ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ Задача Программы формирование в регионах нового туристического продукта и конкурентоспособного предложения Цель Программы определение конкретных профилей пилотных территорий и принятие пакета решений по каждому из них.
План развития туристической отрасли к 2015 методология "горизонтальная политика», (создание косвенных обстоятельств для поощрения туризма) "вертикальный подход", (привлечение инвестиций в тур- инфраструктуру) Цель: Грузия - центр зимнего туризма мирового уровня; модернизированный сектор рекреационного туризма; развитие потенциала MICE-, приключенческого и эко- туризма
Стратегия развития туризма ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА В РАМКАХ ПЛАНА -проведение туристических рекламных кампании в странах с высоким потенциалом привлечения туристов; -упрощение визового режима; -расширение транспортного сообщения; -привлечение инвестиций в туристический сектор.
Стратегия развития туризма Результат Увеличение объема осуществленных инвестиций в туристической сфере На рынок Грузии вышли такие транснациональные корпорации: Radisson, Sheraton, Hilton,Intercontinental, Kempinski
Маркетинговая стратегия развития туризма Брендинг Грузии; Продвижение имиджа Грузии в Интернет-пространстве: Информационные порталы о туризме: и Утилизация ресурсов социальных медиа (Facebook, Twitter, Google+, тематические блоги)
Маркетинговая стратегия развития туризма Участие на международных выставках–ярмарках; Активизация внешней рекламной компании; Организация пресс - и инфотуров для журналистов; Создание представительств Грузии; Интенсификация маркетинговых исследований международных рынков.