«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура речи!!! Слова бывают разные – то дельные, то праздные, То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть слово – утешение и слово – удушение.
Advertisements

Учет общих и специфических закономерностей обучения детей с особыми образовательными потребностями. Романенко Г.И., учитель начальных классов МОУ «СОШ.
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ,ПИСЬМУ, МАТЕМАТИКЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ Учитель-логопед Набатникова Е.В.
Готовность детей к обучению в школе «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему.
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Готовность детей к обучению в школе. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ: когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического,
«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма…» Л.С.Выготский.
Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры.
МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для слепых и слабовидящих детей г. Королёва Букиной Татьяны Алексеевны ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Как родители могут помочь ребёнку избежать трудностей при подготовке его к школе.
Левая лобная доля отвечает за качества, определяющие личность человека : внимание, абстрактное мышление, стремление к инициативе, способность к решению.
Трудности при обучении младших школьников. Учитель начальных классов Елена Леонидовна Иванова.
Учет общих и специфических закономерностей обучения детей с особыми образовательными потребностями. Зорина Татьяна Анатольевна, тифлопедагог.
1. Письмо Министерства образования РФ от /90-6 «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» 2. Положение.
ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. План Проблема компенсации функций. Теория сложной структуры дефекта (по Л.С.Выготскому). Соотношение биологического и.
Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Любовь Павловна Галахова, педагог-психолог, КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная.
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной деятельности, вызванной органическим поражением коры головного.
Транксрипт:

«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений» Л.С. Выготский Неврологический статус у школьников

Структура мозга Структура мозга Мозг Правое полушарие Между ними Продольная щель Левое полушарие

Строение мозга Строение мозга

Левое полушарие Левое полушарие Переработка информации, Переработка информации, хранение («картотека памяти»). Левое полушарие в основном отвечает за речь, оно специализируется на оперирование словами. Левое полушарие в основном отвечает за речь, оно специализируется на оперирование словами. 1.Понимание смысла слов 1.Понимание смысла слов 2.Понимание смысла музыкальных произведений. 2.Понимание смысла музыкальных произведений. 3.Понимание общего содержания картин. 3.Понимание общего содержания картин. 4.Классификация видимых объектов, объединение их в категории. 4.Классификация видимых объектов, объединение их в категории. 5.Произвольное запоминание. 5.Произвольное запоминание. 6.Формирование понятий о времени, пространстве. 6.Формирование понятий о времени, пространстве. Правое полушарие Перерабатывает аналитически и последовательно. Перерабатывает аналитически и последовательно. Правое полушарие управляет навыками, связанные со зрительным и пространственным опытом. Правое полушарие управляет навыками, связанные со зрительным и пространственным опытом. 1.Восприятие голоса, интонаций, мелодии речи. 1.Восприятие голоса, интонаций, мелодии речи. 2.Восприятие мелодии. 2.Восприятие мелодии. 3.Восприятие деталей картин без понимания общего содержания. 3.Восприятие деталей картин без понимания общего содержания. 4.Изолированное восприятие объектов. 4.Изолированное восприятие объектов. 5.Непроизвольное запоминание. 5.Непроизвольное запоминание. 6.Восприятие пространственных отношений. 6.Восприятие пространственных отношений.

Мозг Доли мозга Лобная доля Теменная доля Височная доля Затылочная доля

Доли мозга Доли мозга

Лобная доля Лобная доля Норма Норма Лобная доля отвечает за движения конечностей, двигательной формы речи, мышление. Лобная доля отвечает за движения конечностей, двигательной формы речи, мышление. Патология Патология расстройство движения в конечностях, расстройство движения в конечностях, психические изменения: тугоподвижность мышления, психические изменения: тугоподвижность мышления, апатия, апатия, общая вялость, общая вялость, снижение критики., снижение критики., утратой двигательной формы речи. - несформированность зрительно-двигательных координаций; утратой двигательной формы речи. - несформированность зрительно-двигательных координаций; низкая скорость чтения, низкая скорость чтения, слоговой тип чтения, слоговой тип чтения, низкий уровень понимания читаемого, низкий уровень понимания читаемого, трудности понимания слов, трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов, искажение смысла слов, неправильное чтение похожих по начертанию букв, отсутствие устойчивых навыков счета, неправильное чтение похожих по начертанию букв, отсутствие устойчивых навыков счета, трудности перехода из конкретного плана в абстрактный, трудности перехода из конкретного плана в абстрактный, неумение решать задачу, неумение решать задачу, Расстройство движения в конечностях :- недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки; Расстройство движения в конечностях :- недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки; -недостатки в развитии микромоторики; -недостатки в развитии микромоторики; а. плохой почерк, нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону буквы цифр),медленный темп письма, слишком большое напряжение руки, дополнительные штрихи, тремор. а. плохой почерк, нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону буквы цифр),медленный темп письма, слишком большое напряжение руки, дополнительные штрихи, тремор.

Теменная доля Теменная доля Норма Норма отвечает за чувствительность, отвечает за чувствительность, произвольное заученное движение, акт письма. произвольное заученное движение, акт письма. физический и фонематический слух, физический и фонематический слух, понимание смысла обращенной речи. понимание смысла обращенной речи. Патология Патология Нарушение акта письма: Нарушение акта письма: а. сращивание и расщеплении слов на письме и чтении, а. сращивание и расщеплении слов на письме и чтении, слитное написание с предлогами, замена букв по пространственному сходству (чтении), слитное написание с предлогами, замена букв по пространственному сходству (чтении), при списывании буквы распола- гаются в обратной последовательности. при списывании буквы распола- гаются в обратной последовательности. Расстройство заученных движений: Расстройство заученных движений: а. зеркальное написание букв, несформированности числового ряда, а. зеркальное написание букв, несформированности числового ряда, несоблюдение строки, несоблюдение строки, считывание материала слева направо. считывание материала слева направо.

Височная доля Височная доля Норма Норма физический и фонематический слух, физический и фонематический слух, понимание смысла обращенной речи. понимание смысла обращенной речи. Патология Патология Наблюдаются расстройства фонематического слуха: Наблюдаются расстройства фонематического слуха: а. ошибки при определения места звука в слове, а. ошибки при определения места звука в слове, невыделение звука из слова, неразличие звуков в слове, при определении количества названных слов, невыделение звука из слова, неразличие звуков в слове, при определении количества названных слов, неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных. неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных. Утрата понимания смысла обращенной речи: Утрата понимания смысла обращенной речи: а. отсутствие необходимого и достаточного анализа всех данных, что приводит к неправильным умозаключениям и ошибочным решениям задач а. отсутствие необходимого и достаточного анализа всех данных, что приводит к неправильным умозаключениям и ошибочным решениям задач

Затылочная доля Затылочная доля Норма: Норма: отвечает за анализ и синтез предметов; отвечает за анализ и синтез предметов; явлений внешнего мира путем зрительного анализатора; явлений внешнего мира путем зрительного анализатора; физический и фонематический слух, физический и фонематический слух, понимание смысла обращенной речи. понимание смысла обращенной речи. Патология: Патология: утрачивается способность узнавать знакомые предметы; утрачивается способность узнавать знакомые предметы; неразличение при письме сходных по начертанию букв затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр. неразличение при письме сходных по начертанию букв затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр.

Все отделы головного мозга тесно взаимосвязаны между собой. Волокна объединяют различные участки коры внутри одного полушария. Проекционные пути Речевой анализатор глазной анализатор Графомоторный анализатор

Проекционные пути НОРМА: НОРМА: связывают полушария головного мозга с нижележащими его отделами: стволом и спинным мозгом. связывают полушария головного мозга с нижележащими его отделами: стволом и спинным мозгом. В составе проекционных волокон проходят проводящие пути, несущие различную информацию: чувствительную и двигательную. В составе проекционных волокон проходят проводящие пути, несущие различную информацию: чувствительную и двигательную. Нарушение: Нарушение: нарушения специализации полушарий («провиса- ние», их совместной деятельности в реализации высших психических функций, нарушения специализации полушарий («провиса- ние», их совместной деятельности в реализации высших психических функций, в том числе и речевой, отмечается снижение интеллектуально в том числе и речевой, отмечается снижение интеллектуально познавательной деятельности человека. познавательной деятельности человека.

Причины поражения Причины поражения Внешние Внутренние Экологи- ческие Первые годы жизни ребенка Внутри- утробные Генетические

Модель взаимодействия ученика и учителя (начальная школа) Норма Модель взаимодействия ученика и учителя (начальная школа) Норма Учитель Ученик авторитет взрослого человека доверие безоговорочно прини- мают его оценки подчинение и подражание мотивация достижения успехов послушание и исполнитель- ность мотив избегания неудач формирования трудолюбия и самостоятельности

Модель взаимодействия ученика и учителя (начальная школа) Патология Модель взаимодействия ученика и учителя (начальная школа) Патология Учитель Ученик дисгармоничное развитие потеря авторитета взрослого человека низкая мотивация к получению знаний наказывают за неудачи беспечное отношение к учебе социальная среда ограничен словарный запас низкая мотивация учебной деятельности с ярко выраженным трудным характером

Школьные вульгаризмы, употребляемые учителем ( начальная школа) тупой – неотесанный; тупой – неотесанный; дурак – плетка, которой наказывали жён, шут; дурак – плетка, которой наказывали жён, шут; болван – идол, неотесанный, глупый; болван – идол, неотесанный, глупый; идиот – частное лицо,отдельный обособленный человек, ограниченный, неразвитый, медицинский диагноз; идиот – частное лицо,отдельный обособленный человек, ограниченный, неразвитый, медицинский диагноз; дебил – задержка в развитии органического поражения мозга, мед.диагноз, термин, который не рекомендован к употреблению в речи; дебил – задержка в развитии органического поражения мозга, мед.диагноз, термин, который не рекомендован к употреблению в речи; урод – красота у своего рода. урод – красота у своего рода.

Модель взаимодействия ученика и учителя (средняя школа) Норма Модель взаимодействия ученика и учителя (средняя школа) Норма Учитель Ученик авторитет взрослого человека социальные установки самопознание, самовыражение и самоутверждение требует уважения непротиворечивый образ «Я» авторитет сверстников межлич- ностные восприятия, поведения Формирование системы личностных ценностей

Модель взаимодействия ученика и учителя (средняя школа) Патология Модель взаимодействия ученика и учителя (средняя школа) Патология Учитель Ученик снижен авто- ритет взрослого человека антисоциальные установки КОНФЛИКТНОЕ САМОПОЗНАНИЕ, САМОУТВЕРЖДЕНИЕ, САМОВЫРАЖЕНИЕ Требует завышенного уважения ОТСУТСТВИЕ мотивация достижения успехов повышенный авторитет сверстника КОНФЛИКТ- НОЕ МЕЖЛИЧНОСТ НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ПОВЕДЕНИЕ Формируется низкий уровень самосознания

Школьные вульгаризмы, употребляемые учителем (средняя школа ) чмо – человек, морально опустившийся; чмо – человек, морально опустившийся; негодяй – человек, не служивший в армии; негодяй – человек, не служивший в армии; мерзавец - мерзлый, холодный, не соответству-ющий норме поведения ; мерзавец - мерзлый, холодный, не соответству-ющий норме поведения ; пошляк – простоватый; пошляк – простоватый; ублюдок – помесь дворянина и крестьянина; ублюдок – помесь дворянина и крестьянина; подонок – остатки жидкости на дне, опустившиеся подонок – остатки жидкости на дне, опустившиеся люди; люди; лох – человек, который всё время платит; лох – человек, который всё время платит; шаромыжники – завоеватели Европы, попрошайки; шаромыжники – завоеватели Европы, попрошайки; кретин – христианин, медицинский диагноз. кретин – христианин, медицинский диагноз.

Модель взаимодействия ученика и учителя (старшая школа) Норма Модель взаимодействия ученика и учителя (старшая школа) Норма Учитель Ученик формирование и развитие морали решает различные жизненные задачи « от каждого - по возможнос- тям, каждому – по его делам или реальному вкладу» становление мировозренния идеальное «Я» нравственно сформированы нравственное самоопреде-ление жизненная перспек- тива Самоопределение в профессии

Модель взаимодействия ученика и учителя (средняя школа) Патология Модель взаимодействия ученика и учителя (средняя школа) Патология Учитель Ученик внутренняя несогласован ность задумывается и не решает «каким быть» импульсивны и обидчивы недостаточно продуманные поступки противоречивый образ «Я» чувство одиночества психическое и моральное разрушение трудности в осуществлении мировоззренческого выбора

Школьные вульгаризмы, употребляемые учителем (старшая школа ) оторвы – зачинщики боев ; оторвы – зачинщики боев ; гнида – гадкий противный человек ; гнида – гадкий противный человек ; тварь – мерзкий, подлый человек; тварь – мерзкий, подлый человек; сволочь - толпа, собравшаяся вместе, презренный люд; сволочь - толпа, собравшаяся вместе, презренный люд; зараза – комплимент дамам в средние века, под- лый, вредный человек; зараза – комплимент дамам в средние века, под- лый, вредный человек;

Веками целью педагогики было посеять и укрепить страх в душе ребенка, чтобы им легче было управлять. Вместе со страхом сеяли зло и говорили потом, что оно от природы. На самом деле зло - от наших посягательств на ребенка, зло мы сеем сами, даже когда действуем из добрых побуждений. Монтень Монтень

Слова бывают разные - то дельные, то праздные. Слова бывают разные - то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть слово – утешение и слово – удушение. Есть трезвые и пьяные, лукавые туманные. Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно - грязные. Одни помогут выпрямить, другие - душу вытравить. Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая. Слова - высокой доблести, и – самой низкой подлости… Учитель, тебе назначено засеять душу зернами. Так сей же не иначе как чистейшими, отборными. Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми, Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.