Кубанский Казачий Хор Шумаков Никита Ильина Лидия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кубанский казачий хор история и современность. Автор: Автор: Учитель музыки и кубановедения Коломойцева Наталья Павловна МОУ СОШ 28 Учитель музыки и кубановедения.
Advertisements

КУБАНСКИЙ КАЗАЧИЙ ХОР – ПРОСЛАВЛЕННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КУБАНИ Подготовила учитель МБОУ СОШ 6 ст. Кущевской Краснодарского края Степаненко Галина Олеговна.
Кубанский казачий хор «Будущее хора, несомненно, блестяще! Этот высокохудожественный коллектив украсит нашу Кубань и яркой звездой окрасит край». Г.Концевич.
14 октября 2011 года исполняется 200-лет со дня основания Войскового певческого – Кубанского казачьего хора. ДВА ВЕКА НА БЛАГО РОССИИ, ВО СЛАВУ КУБАНИ.
Кубанский казачий хор. Основные даты в жизни Кубанского казачьего хора.
3. Семейный и общественный быт 2.Одежда Народный артист России, почетный гражданин Краснодара. Награждён медалью Герой труда Кубани, Орденом дружбы,
Руководитель ГАККХ Захарченко Виктор Гаврилович Презентация на тему :
Виктор Гаврилович Захарченко (1938) (слайд12). Родился будущий композитор в станице Дядьковской, Кореновского района в казачьей семье. Отец погиб в первый.
Кубанский казачий хор ( полное название Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор ) хоровой певческий коллектив, основанный.
Культура совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Создание в Екатеринодаре войскового певчего хора Хор пел не только в храме, но и выступал в станицах Дважды расформировывался (1920 и 1961 гг.) и дважды.
От Константина Гречинского до Виктора Захарченко Страницы истории Кубанского казачьего хора.
КУБАНСКИЙ КАЗАЧИЙ ХОР – ПРОСЛАВЛЕННЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КУБАНИ.
Кубанский казачий хор. Кубанский казачий хор (полное название Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор) хоровой певческий.
Я не знаю, существует ли хоть один великий музыкант, о котором можно было бы сказать, что он устарел. Самая простая песня, идущая из глубины тысячелетий,
Виктор Николаевич Киселев родился 4 апреля 1939 г. в городе Фергане Узбекской ССР. В 1960 г. окончил Ташкентское государственное музыкальное училище им.
МОУ Зубовская СОШ Зубовка, 2009 год Рассказать о творчестве ансамбля «Рождество» Сообщить информацию о руководителе ансамбля Показать фотографии некоторых.
Кубанский казачий хор. Профессиональное хоровое искусство Кубани имеет славную, самобытную, отмеченную высокими художественными достижениями. Его летоисчисление.
Кубань песенная Региональный компонент на уроках литературы Учитель русского языка и литературы станицы Динской Краснодарского края Казанцева Ольга Александровна.
Музыкальный руководитель Павлова М.Б Сергей Васильевич Рахманинов - крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий.
Транксрипт:

Кубанский Казачий Хор Шумаков Никита Ильина Лидия

Немного истории

Государственный академический Кубанский казачий хор – старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. Интересно отметить, что следующий по хронологии старейший народный коллектив – Академический русский народный хор имени Пятницкого – показал свой первый концерт в год столетия Кубанского казачьего хора. Государственный академический Кубанский казачий хор – старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. Интересно отметить, что следующий по хронологии старейший народный коллектив – Академический русский народный хор имени Пятницкого – показал свой первый концерт в год столетия Кубанского казачьего хора. Уровень мастерства ККХ признан во всем мире, что подтверждается многочисленными приглашениями на зарубежные и российские гастроли, переполненными залами и отзывами прессы. Уровень мастерства ККХ признан во всем мире, что подтверждается многочисленными приглашениями на зарубежные и российские гастроли, переполненными залами и отзывами прессы. Кубанский казачий хор в определенном аспекте является историческим памятником, в формах культуры и искусства запечатлевшим военное и культурное освоение Кубани, историю Кубанского казачьего войска, историю классической светской и духовной культуры г.Екатеринодара, трагические события Гражданской войны и 30-х годов, историю советской эстетики «большого стиля» национального искусства. Хор репрезентирует как историю отдельных личностей и повседневность певческой и музыкальной культуры Кубани, так и историческую героику и большую драму казачества в целом, неотъемлемых от истории России. Кубанский казачий хор в определенном аспекте является историческим памятником, в формах культуры и искусства запечатлевшим военное и культурное освоение Кубани, историю Кубанского казачьего войска, историю классической светской и духовной культуры г.Екатеринодара, трагические события Гражданской войны и 30-х годов, историю советской эстетики «большого стиля» национального искусства. Хор репрезентирует как историю отдельных личностей и повседневность певческой и музыкальной культуры Кубани, так и историческую героику и большую драму казачества в целом, неотъемлемых от истории России.

В 1939 г., в связи с включением в состав хора танцевальной группы, коллектив был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков, который в 1961 г. по инициативе Н. С. Хрущева был расформирован вместе с другими государственными народными хорами и ансамблями СССР. В 1939 г., в связи с включением в состав хора танцевальной группы, коллектив был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков, который в 1961 г. по инициативе Н. С. Хрущева был расформирован вместе с другими государственными народными хорами и ансамблями СССР. Воссоздание Кубанского казачьего хора в жанре и структуре Государственных русских народных хоров произошло в 1968 г под руководством заслуженного деятеля искусств России Сергея Чернобая. В 1971 году Кубанский казачий хор впервые становится дипломантом международного фольклорного фестиваля в Болгарии, что положило начало многочисленным почетным званиям, завоеванным позднее на различных международных и всероссийских фестивалях и конкурсах. Воссоздание Кубанского казачьего хора в жанре и структуре Государственных русских народных хоров произошло в 1968 г под руководством заслуженного деятеля искусств России Сергея Чернобая. В 1971 году Кубанский казачий хор впервые становится дипломантом международного фольклорного фестиваля в Болгарии, что положило начало многочисленным почетным званиям, завоеванным позднее на различных международных и всероссийских фестивалях и конкурсах. В 1974 г. художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора стал композитор Виктор Гаврилович Захарченко, которому за более чем 30 лет своей творческой деятельности на Кубани удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления. В 1975 г. хор стал лауреатом I Всероссийского смотра-конкурса государственных народных хоров в Москве, повторив этот успех в 1984 на втором аналогичном конкурсе. Под его руководством хор вынес на сцену подлинный песенный фольклор кубанского казачества, в народных песнях, обрядах, картинах казачьего быта предстали индивидуальные народные характеры, появились раскованность и импровизация, возник правдивый фольклорный хоровой театр. В 1974 г. художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора стал композитор Виктор Гаврилович Захарченко, которому за более чем 30 лет своей творческой деятельности на Кубани удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления. В 1975 г. хор стал лауреатом I Всероссийского смотра-конкурса государственных народных хоров в Москве, повторив этот успех в 1984 на втором аналогичном конкурсе. Под его руководством хор вынес на сцену подлинный песенный фольклор кубанского казачества, в народных песнях, обрядах, картинах казачьего быта предстали индивидуальные народные характеры, появились раскованность и импровизация, возник правдивый фольклорный хоровой театр.Виктор Гаврилович ЗахарченкоВиктор Гаврилович Захарченко Анатолий Лизвинский, Виктор Захарченко и Геннадий Черкасов Анатолий Лизвинский, Виктор Захарченко и Геннадий Черкасов В октябре 1988 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР хор награжден орденом Дружбы народов, в 1990-м он становится лауреатом Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко, а в 1993-м коллективу присвоено почетное звание "академический". В октябре 1988 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР хор награжден орденом Дружбы народов, в 1990-м он становится лауреатом Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко, а в 1993-м коллективу присвоено почетное звание "академический". В августе 1995 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II во время пребывания в Краснодаре благословил Кубанский казачий хор петь на праздничных богослужениях в храмах. В августе 1995 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II во время пребывания в Краснодаре благословил Кубанский казачий хор петь на праздничных богослужениях в храмах. В октябре 1996 года выходит Постановление главы администрации Краснодарского края "О признании правопреемства (исторического) Государственного академического Кубанского казачьего хора от Войскового хора Кубанского казачьего войска". В октябре 1996 года выходит Постановление главы администрации Краснодарского края "О признании правопреемства (исторического) Государственного академического Кубанского казачьего хора от Войскового хора Кубанского казачьего войска". В настоящее время кроме активной гастрольно-концертной деятельности в Кубанском казачьем хоре проводится систематическая работа по записи, научному изучению и сценическому освоению традиционного песенного и танцевального фольклора Кубанского казачества. В настоящее время кроме активной гастрольно-концертной деятельности в Кубанском казачьем хоре проводится систематическая работа по записи, научному изучению и сценическому освоению традиционного песенного и танцевального фольклора Кубанского казачества. Захарченко-фольклористом собраны разрозненные и почти исчезнувшие из поля зрения музыкальной науки и художественного творчества 14 сборников песен кубанского казачества А.Д. Бигдая, переизданные им в своей творческой редакции, с позиций современной фольклористики. По существу, сделаны первые, но самые трудные и важные шаги на пути создания антологии песенного фольклора Кубани. Захарченко-фольклористом собраны разрозненные и почти исчезнувшие из поля зрения музыкальной науки и художественного творчества 14 сборников песен кубанского казачества А.Д. Бигдая, переизданные им в своей творческой редакции, с позиций современной фольклористики. По существу, сделаны первые, но самые трудные и важные шаги на пути создания антологии песенного фольклора Кубани.

Народная артистка Т.Бочтарева, в центре артисты Кубанского казачьего хора, слева В.Захарченко Народная артистка Т.Бочтарева, в центре артисты Кубанского казачьего хора, слева В.Захарченко Виктором Захарченко разработана и воплощена в жизнь концепция созданного в 1990 году Центра народной культуры Кубани, позже переименованного в Государственное научно-творческое учреждение (ГНТУ) "Кубанский казачий хор", в котором в настоящее время работает 506 чел., в т. ч. в Государственном Кубанском казачьем хоре 120 чел. Это единственное пока в стране учреждение культуры, которое столь планомерно, всеохватно и перспективно занимается возрождением традиционной народной культуры. С 1998 года на базе ГНТУ значительно активизируется проведение многочисленных фестивалей, международных научных конференций и чтений, издание исследований по истории и культуре казачества, выпуск компакт-дисков, аудио и видеокассет, ведется напряженная концертная и музыкально-просветительская деятельность в России и за рубежом. Виктором Захарченко разработана и воплощена в жизнь концепция созданного в 1990 году Центра народной культуры Кубани, позже переименованного в Государственное научно-творческое учреждение (ГНТУ) "Кубанский казачий хор", в котором в настоящее время работает 506 чел., в т. ч. в Государственном Кубанском казачьем хоре 120 чел. Это единственное пока в стране учреждение культуры, которое столь планомерно, всеохватно и перспективно занимается возрождением традиционной народной культуры. С 1998 года на базе ГНТУ значительно активизируется проведение многочисленных фестивалей, международных научных конференций и чтений, издание исследований по истории и культуре казачества, выпуск компакт-дисков, аудио и видеокассет, ведется напряженная концертная и музыкально-просветительская деятельность в России и за рубежом. Виктором Захарченко Виктором Захарченко Оценкой многогранной деятельности художественного руководителя Кубанского казачьего хора стало присвоение ему высоких званий: заслуженный деятель искусств России (1977), народный артист России (1984) и Украины (1994), заслуженный деятель искусств Республики Адыгея (1993), лауреат Государственной премии России (1991) и Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (1999), академик Российской Гуманитарной академии и Петровской академии (Санкт- Петербург), действительный член (академик), Международной академии информатизации, являющейся ассоциированным членом ООН (1993). В. Г. Захарченко также награжден орденами "Знак Почета" (1981), Трудового Красного Знамени (1987), Дружбы народов (1998) и "За заслуги перед Отечеством IV степени" (2004). Оценкой многогранной деятельности художественного руководителя Кубанского казачьего хора стало присвоение ему высоких званий: заслуженный деятель искусств России (1977), народный артист России (1984) и Украины (1994), заслуженный деятель искусств Республики Адыгея (1993), лауреат Государственной премии России (1991) и Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (1999), академик Российской Гуманитарной академии и Петровской академии (Санкт- Петербург), действительный член (академик), Международной академии информатизации, являющейся ассоциированным членом ООН (1993). В. Г. Захарченко также награжден орденами "Знак Почета" (1981), Трудового Красного Знамени (1987), Дружбы народов (1998) и "За заслуги перед Отечеством IV степени" (2004).В. Г. ЗахарченкоВ. Г. Захарченко Всей своей деятельностью Государственный академический Кубанский казачий хор способствует возрождению и развитию богатого культурного наследия наших предков, духовному и патриотическому воспитанию населения. Всей своей деятельностью Государственный академический Кубанский казачий хор способствует возрождению и развитию богатого культурного наследия наших предков, духовному и патриотическому воспитанию населения.

СОЛИСТЫ

Юбилей ( )

2011-й – год двухвекового юбилея Государственного академического Кубанского казачьего хора. Это поистине уникальный творческий коллектив. Во всей России старше только Петербургская капелла имени М.И. Глинки (бывшая Придворная) и два театра – Малый в Москве и Александринский в Санкт-Петербурге. И дело не только в возрасте. Гораздо более важна та роль, которую сыграл Войсковой певческий – Кубанский казачий хор в становлении культуры приграничного южного региона Государства Российского й – год двухвекового юбилея Государственного академического Кубанского казачьего хора. Это поистине уникальный творческий коллектив. Во всей России старше только Петербургская капелла имени М.И. Глинки (бывшая Придворная) и два театра – Малый в Москве и Александринский в Санкт-Петербурге. И дело не только в возрасте. Гораздо более важна та роль, которую сыграл Войсковой певческий – Кубанский казачий хор в становлении культуры приграничного южного региона Государства Российского. В 1811 году в Черноморском войске по прошению духовного просветителя Черномории протоиерея Кирилла Россинского было создано два хора: Певческий – для церковного богослужения в храме, и Музыкантский, то есть духовой, а позже и симфонический оркестр – для проведения казачьих праздников, парадов, музыкального просвещения кубанцев. Поскольку певчие впервые сопровождали службу на Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября стали считать днём рождения Войскового хора и отмечали его ежегодно. В 1811 году в Черноморском войске по прошению духовного просветителя Черномории протоиерея Кирилла Россинского было создано два хора: Певческий – для церковного богослужения в храме, и Музыкантский, то есть духовой, а позже и симфонический оркестр – для проведения казачьих праздников, парадов, музыкального просвещения кубанцев. Поскольку певчие впервые сопровождали службу на Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября стали считать днём рождения Войскового хора и отмечали его ежегодно. Казаки – народ музыкальный и голосистый, особенно на Кубани. Нашлось немало самородков, которые стали петь в храме и играть в оркестре. Но любое искусство требует обучения, а духовное – ещё и образованности. Регенты направлялись на специальные курсы при Петербургской придворной капелле или приглашались из Московского синодального училища, из Петербургской консерватории. Они, в свою очередь, обучали казаков искусству пения, музыкальной грамоте, обиходу церковной службы, а неграмотных – ещё читать и писать. Ведь чуть ли не половину хора составляли мальчики, исполнявшие высокие голосовые партии. Не удивительно поэтому, что со временем при войсковых хорах откроется двухклассное училище с двумя отделениями – для музыкантов и певчих. Общение в столицах с первоклассными коллективами и передовыми русскими и зарубежными композиторами, безусловно, влияло по возвращении регентов на Кубань и на распространение прогрессивных педагогических веяний, и на исполнительский уровень музыкантов, и на их репертуар. Именно Войсковой хор впервые познакомил кубанцев с церковными сочинениями П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова, А.Т. Гречанинова и А.А. Архангельского, Н.Н. Черепнина и П.Г. Чеснокова… Казаки – народ музыкальный и голосистый, особенно на Кубани. Нашлось немало самородков, которые стали петь в храме и играть в оркестре. Но любое искусство требует обучения, а духовное – ещё и образованности. Регенты направлялись на специальные курсы при Петербургской придворной капелле или приглашались из Московского синодального училища, из Петербургской консерватории. Они, в свою очередь, обучали казаков искусству пения, музыкальной грамоте, обиходу церковной службы, а неграмотных – ещё читать и писать. Ведь чуть ли не половину хора составляли мальчики, исполнявшие высокие голосовые партии. Не удивительно поэтому, что со временем при войсковых хорах откроется двухклассное училище с двумя отделениями – для музыкантов и певчих. Общение в столицах с первоклассными коллективами и передовыми русскими и зарубежными композиторами, безусловно, влияло по возвращении регентов на Кубань и на распространение прогрессивных педагогических веяний, и на исполнительский уровень музыкантов, и на их репертуар. Именно Войсковой хор впервые познакомил кубанцев с церковными сочинениями П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова, А.Т. Гречанинова и А.А. Архангельского, Н.Н. Черепнина и П.Г. Чеснокова…

Искусство Кубанского хора ценили российские самодержцы. В сентябре 1861 года службу в Воскресенском войсковом соборе Екатеринодара посетил сам император Александр II-й и нашёл казачий певческий коллектив «замечательным по голосам и стройности исполнения», призвав войсковое начальство всячески поддерживать солистов. Заботиться о процветании талантливого коллектива повелевал и император Александр III-й. Осенью 1888 года царская семья участвовала в молебне Александро-Невского собора. Присутствовали императрица Мария Фёдоровна и наследник престола – будущий император Николай II-й. Александру так понравился Войсковой певческий хор, что он прослезился и, смахивая слезу, заметил: «Много я слышал замечательных хоров, даже в Вене, но такого профессионального – по содержанию и голосам – не припомню». По окончании певческой службы большинство казаков возвращались в родные станицы, где становились регентами местных церковных хоров или учителями пения в школах, причём, власти требовали от уроков пения, чтобы они не только удовлетворяли требованиям эстетического развития, но и служили «главной цели – воспитанию подрастающего поколения в истинно религиозном и национальном русском духе». С середины XIX века приходилось хору петь и вне храма. Состоятельные граждане приглашали хор за определенную плату для исполнения как духовных песнопений, так и светской музыки, казачьих песен. В 1901 году при Войсковом музыкантском хоре помимо духового появился и симфонический оркестр, численность которого иногда достигала 80-ти музыкантов. Для руководства оркестром из Москвы и Петербурга приглашались опытные итальянские и русские капельмейстеры. В репертуаре были оркестровые номера из опер Римского-Корсакова и Бородина, Вагнера и Верди, сюиты и оратории Гайдна и Грига, симфонии Бетховена. Особенной популярностью пользовались произведения Чайковского, исполнялись даже его Первый фортепианный концерт и Шестая симфония. Казачий коллектив стал выступать с общедоступными симфоническими вечерами по всей Кубанской области и в других казачьих регионах России. Редакция «Русской музыкальной газеты» охотно печатала об этом корреспонденции, с удовольствием отмечая, что войсковому коллективу удалось значительно поднять вкусы местной публики, настойчиво пропагандируя хорошую музыку. В мае 1913 года во время гастролей войскового симфонического оркестра по городам Кавказских Минеральных Вод произошла волнующая встреча коллектива с композиторами Александром Глазуновым и Сергеем Рахманиновым, которые в то время отдыхали в Ессентуках. Узнав, что казачий оркестр из Екатеринодара исполняет в концерте их произведения, они охотно пришли послушать и высказали немало добрых слов в адрес интересного творческого коллектива из провинции.

В начале ХХ века Войсковой певческий хор стал главным учреждением культуры Кубани, центром становления и развития на юге страны образцового пения, составлявшего большой пласт всего музыкального искусства России. Свидетельством важности для Кубани многолетней музыкально-профессиональной деятельности Войсковых хоров стало празднование в 1911 году их столетнего юбилея. Из разных станиц Кубани были приглашены в Екатеринодар 336 бывших войсковых музыкантов и певчих. Это они помогали казакам пением и музыкой «в минуты скорби и горя рассеивать мрачные думы, а в минуты радости полнее выражать восторг и ликованье». Ведь Войсковые певческий хор и оркестр были непременными участниками всех праздников и знаменательных событий. Наказный атаман Михаил Бабыч в юбилейном приказе по Кубанскому войску, отмечая значимость певческой службы казаков, подчёркивал, что многие десятилетия, приходя в войсковой собор и слушая чудесные напевы своего «дивного» церковного хора, казак «отрешался от житейских тревог, как бы внутренне очищался и набирался душевных сил, чтобы снова целые месяцы бороться на боевых линиях». Сохранившиеся документы и воспоминания очевидцев свидетельствуют о том, что к столетию Войсковых хоров готовились заблаговременно, была написана история коллектива, выпущен памятный серебряный знак, составлены праздничные церемониалы на площадях Екатеринодара, Тамани и других станиц Кубанской области. По существу, юбилей отмечали всю осень 1911 года, но центральными событиями стали три дня в сентябре – 25, 26 и 27 числа по старому стилю. После всенощного бдения, литургии и молебна парадом шли конные казаки, музыканты с литаврами и хоругвями. Ветеранам и гостям была устроена торжественная трапеза, а в Зимнем театре дан большой концерт, завершившийся Торжественной увертюрой Чайковского «1812 год». Специально к юбилею был поставлен и музыкальный спектакль Е.Д. Эспозито и Г.В. Доброскока «Казацки прадеды» на тему заселения Кубани запорожскими казаками. Словом, столетие Войскового певческого хора достойно отметили все жители Кубани. Последующие сто лет биографии уникального коллектива наполнены и серьёзными творческими удачами, и великими испытаниями, которые благодаря силе духа многих поколений музыкантов удалось не только преодолеть, но и значительно развить заложенные прадедами традиции, познакомив с ними весь мир. Сегодня Кубанский казачий хор знают и ценят президенты, деятели искусств, бизнес-элита, мировые звёзды и рядовые зрители на всех пяти континентах. Высоко подняв планку народного искусства, талантливый кубанский коллектив доказал актуальность таких понятий как патриотизм, историческая память и любовь к Отечеству!