ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГБОУ АО « Няндомская СКОШИ » Кучерявченко Наталья Владимировна, заместитель директора по УВР ГБОУ АО « Няндомская СКОШИ »

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Advertisements

Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«Роль ПМС – центров в процессе психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса в образовательной системе района» Руководитель МОУ «Лодейнопольский.
Внедрение ФГОС в начальных классах. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой: совокупность.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
Презентация к уроку по теме: Родительское собрание "ФГОС дошкольного образования"
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Введены в действие с 1 сентября 2011 года.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования Диссеминационный семинар для заместителей директоров школы I ступени, руководителей.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГБОУ АО « Няндомская СКОШИ » Кучерявченко Наталья Владимировна, заместитель директора по УВР ГБОУ АО « Няндомская СКОШИ »

Образовательная программа - Документ, определяющий содержание образования и особенности его реализации в конкретном образовательном учреждении. Направлена на реализацию целей образовательного процесса, является обязательной для каждого образовательного учреждения. При реализации ОП педагоги имеют право на свободу выбора и использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с ОП, утверждённой образовательным учреждением. ( ст.55)

РАЗДЕЛЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Введение. Пояснительная записка Краткая справка об истории ОУ ; Характеристика социального заказа ; Описание модели выпускника ; Цели образовательного процесса Особенности организации учебного процесса 2. Учебный план и пояснительная записка 3. Программно - методическое обеспечение 4. Контроль и оценка реализации ОП

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Выпускник начальной школы должен : Освоить общеобразовательную программу по предметам учебного плана специальной ( коррекционной ) общеобразовательной школы VIII вида в соответствии с требованиями к знаниям и умениям учащихся на уровне, достаточном для продолжения образования на II ступени обучения ; Овладеть основами умения учиться, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культуры поведения и речи ; Быть способным трудиться в коллективе, включаться в доступные формы общественно - трудовой деятельности ; Быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, быть способным к сотрудничеству ; Быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом ; Владеть основами личной гигиены, элементарными навыками самообслуживания ; Уметь и желать вести здоровый образ жизни, знать и уметь противостоять вредным привычкам ; Знать и любить природу, историю и обычаи родного края ; Быть бережливым, уметь беречь народное добро, школьное имущество.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Выпускник основной школы должен : Освоить на уровне требований образовательной программы специальной ( коррекционной ) школы VIII вида учебный материал по всем предметам учебного плана ; Освоить содержание предмета « профильный труд » на уровне, достаточном для успешного обучения в учреждениях начального профессионального образования ; Овладеть системой общеучебных умений и навыков : интеллектуальных, организационных, коммуникативных и информационных ; Приобрести необходимые знания и навыки для самостоятельной жизни в обществе, быть способным к жизненному самоопределению и самореализации, уметь адаптироваться к разного рода изменениям, ориентироваться в современных социокультурных условиях ; Знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать своё и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей ; Уважать национальные особенности, традиции и культуру других народов ; Уметь осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их, обладать чувством социальной ответственности ; Выполнять правила здорового и безопасного для себя образа жизни.

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Обеспечение прав ребёнка на адекватное его способностям образование, усвоение учащимися обязательного минимума содержания начального и основного общего образования на уровне требований государственного образовательного стандарта для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Коррекция основного дефекта учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе развития компенсаторных процессов, специальных педагогических подходов средствами образования и трудовой подготовки. Интеллектуальное развитие личности аномального ребёнка, воспитание человека, способного к максимальной реализации своих потребностей и потенциальных возможностей социума ; Вооружение учащихся адаптивными моделями поведения, позволяющими им бесконфликтное существование, понимание ими ответственности за соблюдение или нарушение действующих норм поведения. Формирование социальной компетентности учащихся, духовно - развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на осознанный выбор жизненной позиции для их успешной интеграции в обществе. Социально - педагогическая поддержка обучающихся, имеющих сложный дефект.

Особенности организации УП ГБОУ АО « Няндомская специальная ( коррекционная ) общеобразовательная школа - интернат » с обязательным 9- летним обучением дает подготовку по образовательным предметам и имеет профиль углубленного трудового обучения по направлениям : швейное дело и столярное дело. В школу принимаются дети с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья по заключению областной и городской психолого - медико - педагогической комиссии. Количество воспитанников в 1-9 классах ( группах ), группах продлённого дня – до 12 человек. Форма обучения – очная, индивидуальное обучение учащихся на дому. В школе - интернате обучаются и проживают дети из Няндомского, Каргопольского, Конощского и Плесецкого районов. В школе открыт класс для обучающихся, имеющих сложный дефект. Предельная наполняемость специального класса, группы продлённого дня – 5 человек. Учебно - воспитательный процесс в школе - интернате организован в первую смену, что благотворно влияет на здоровье больных детей. Все обучающиеся обеспечены бесплатными учебниками и горячим питанием. Основной формой организации учебного процесса является урок. Продолжить уроков в 1 классе минут, во 2-9 классах – 40 минут.

В данном образовательном учреждении реализуются программы начального, основного специального общего образования. Обучение школьников осуществляется по учебному плану, разработанному профессором института коррекционной педагогики И. М. Бгажноковой Учитывая сложный состав учеников специальной ( коррекционной ) общеобразовательной школы программы по всем учебным дисциплинам указывают на разноуровневые требования к овладению знаниями :1- й базовый уровень, 2- й минимально необходимый. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом. В тех случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, учитель вправе самостоятельно разработать индивидуальную программу обучения.

Задачи начального обучения (1 - 4 кл ) - формирование основ учебной деятельности, элементарного усвоения образовательных областей : язык и речь, математика, живой мир и других в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося ;- пропедевтика трудового обучения средствами творческой детской деятельности в соответствии с психофизическими и интеллектуаль - ными возможностями учащегося - реализация коррекционных мероприятий по физическому и психическому оздоровлению обучающихся, устранению или сглаживанию специфических, индивидуальных нарушений в доступных видах деятельности.

Вторая ступень образования - основная школа (5 - 9 классы ). Названная ступень является продолжением начальной школы, но в отличие от нее расширяет и углубляет понятийную и практическую основу образовательных областей, закрепляет навыки самостоятельной учебной деятельности, завершает подготовку по общеобразовательным предметам в соответствии с индивидуальными показаниями учебных возможностей обучающихся специального ( коррекционного ) учреждения. Приоритетным направление школы на второй ступени обучения является трудовая подготовка. Задача трудовой подготовки решается путём воспитания у учащихся готовности к труду и сообщения им системы знаний, умений и практических навыков по швейному и столярному делу. Умения и навыки, полученные на уроках швейного и столярного дела закрепляются в ходе организации летней трудовой практики и на факультативных занятиях. Обучение в коррекционном учреждении VIII вида завершается аттестацией ( экзаменом ) по трудовому обучению. Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида могут быть освобождены от аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Задачи коррекционно - образовательного процесса Общие задачи ориентируют : Оказание своевременной и адекватной потребностям и возможностям помощи : диагностической ; профилактической коррекционно - педагогической Частные задачи специфичны для каждого и ориентируют : обследование обучающихся и воспитанников ; изучение уровня речевого, социально - личностного, физического развития, индивидуально - типологических особенностей : определение основных направлений ; содержание работы с каждым из них. систематическое проведение необходимой профилактической работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами ; оценка результатов помощи детям и определение степени формирования ЗУН ; формирование у педагогического коллектива, родителей информационной готовности к специальной ( коррекционной работе ), помощь им в организации : полноценной речевой среды ; координация усилий педагогов и родителей ; контроль за качеством проведения ими коррекционной работы с детьми.

Частные задачи педагогического коллектива : обеспечение комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения ; создание среды психолого - педагогической и речевой поддержки ребёнка ; проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки ; повышение психолого - педагогической культуры и педагогической компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребёнка в семье. Частные задачи администрации ОУ : соблюдение требований приёма и комплектования ; осуществление тесного взаимодействия педагогических и медицинских работников ; создание оптимальных условий для организации преемственности в работе учителя - дефектолога, логопеда, педагога - психолога, соц. педагога и педагогического коллектива ОУ ; насыщение библиотеки ОУ специальной литературой, групповых комнат – учебными пособиями и специальным оборудованием ; организация обмена опытом коррекционно – педагогической работы с другими ОУ ; привлечение родителей к активному участию в коррекционно – педагогическом процессе ; обеспечение связи с учреждениями социума, ОУ, принимающими выпускников данного ОУ.

Коррекционная работа в специальной ( коррекционной ) школе - интернате имеет непрерывный характер, проводится в течение всего учебно - воспитательного процесса и отвечает общим требованиям, предъявляемым к учреждением подобного вида : обеспечена кадрами, оборудованием, методическим сопровождением, соответствует современным технологиям обучения детей с проблемами развития, обеспечивает дифференцирован - ный подход с учётом темпа, особенностей развития учащихся. Коррекция отклонений в физическом и психическом развитии детей включает : 1. Специальные коррекционные занятия с детьми : - индивидуальные и групповые логопедические занятия с учащимися, имеющими нарушения речи, направленные на коррекцию устной и письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья. - занятия ритмикой, направленные на развитие и коррегирование координации движений, моторики, пространственной ориентировки. - индивидуальные и групповые занятия с педагогом – психологом, направленные на коррекцию психического и личностного развития детей с ограниченными возможностями, на их психолого - педагогическую реабилитацию с учётом основных особенностей. - занятия с учителем – дефектологом, направленные на восполнение возникающих пробелов в знаниях по основным учебным предметам ; - индивидуальные и групповые занятия ЛФК, направленные на коррекцию нарушений опорно - двигательного аппарата.

2. Проведение коррекционной работы с детьми : - на учебных занятиях ; - в повседневной жизни детей : играх, на прогулке, в различных режимных моментах ; - в группах продлённого дня воспитателями ( по заданиям логопедов ) 3 Проведение физкультурно - оздоровительной работы с коррекционной направленностью : - проведение занятий по физической культуре с введенными в них элементами коррекционной работы ; - организация динамических пауз ( динамических перемен ), физкультминуток на уроках, занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности учащихся - проведение факультатива « Подвижные игры » для учащихся 5-7 классов ; - проведение спортивных секций по мини - футболу, баскетболу, теннису, флорболу. - участие в соревнованиях по программе Специальной Олимпиады России для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В школе - интернате работают 2 социальных педагога, деятельность которых подчинена основным задачам : - определение статуса воспитанника ; - изучение психолого - педагогических особенностей личности и ее микросреды ; - оказание системно - консультативной помощи участникам образовательного процесса в интересах ребенка ; - защита и охрана прав и интересов детей во взаимодействии с представителями различных институтов и ведомств. Актуальной задачей школы является создание комфортной, психологически здоровой образовательной среды, способствующей воспитанию у детей привычек и потребностей в здоровом образе жизни, формировании навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья. Лечебно - оздоровительную работу осуществляют : врач - педиатр, фельдшер, медицинские сёстры, инструктор ЛФК.

С целью обеспечения диагностико – коррекционного и психолого - медико - педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, исходя из индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, организуется деятельность ПМПк школы – интерната. В составе ПМПк работают учителя - логопеды, педагог - психолог, социальные педагоги, медики, учителя и воспитатели. Проводится целенаправленная и систематическая работа по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии. Все педагоги работают в тесном контакте, привлекают родителей к активному участию в коррекционно - педагогическом процессе.

На каждого обучающегося в школе ведётся карта индивидуального сопровождения. Карта индивидуального сопровождения построена на принципах комплексного и динамичного изучения состояния ребёнка с интеллектуальным недоразвитием. Она создаёт предпосылки для преемственности в работе педагогов, сопровождая ребёнка с момента поступления в учреждение и до окончания срока пребывания в нём. Карта индивидуального сопровождения учащегося отражает целостную и всестороннюю картину усилий всех педагогов и специалистов в обеспечении непрерывной коррекционной работы, информационного обеспечения учебно - воспитательного процесса, в создании оптимальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Она является инструментом обеспечения продуктивной работы с информацией о ребёнке и основой не только для организации индивидуальной помощи ребёнку, но и основой для организации работы по повышению профессионального уровня педагогического коллектива.

Программа воспитывающей деятельности в школе - интернате реализуется на основе воспитательной программы « Ступеньки роста », основной целью которой является формирование физически здоровой, социально - активной, толерантной, трудолюбивой личности, способной к адаптации в современном мире. Данная программа позволяет : - создавать условия для развития и коррекции ребёнка независимо от его стартовых возможностей, предоставлять личности возможности выбора индивидуальной траектории развития своих способностей и склонностей. - создавать условия для формирования сознательного отношения ребёнка к своему здоровью. - создавать ситуации для формирования основных механизмов регуляции поведения, создавать условия для принятия учащимися ценностей общества и способов самоопределения в них. - создавать условия для формирования толерантного поведения учащихся.

Основные идеи программы Идея развития 1.Развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно- воспитательном процессе и на дополнительных образовательных маршрутах 2.Развитие личности педагогов 3.Развитие педагогической системы школы в целом Идея творчества 1.Создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству 2.Творчество пронизывает всю жизнедеятельность участников образовательного пространства Идея сотрудничества 1.Партнёрские отношения субъектов воспитательной системы 2.Совместная деятельность детей и взрослых, обеспечивающая творческую позицию каждого на всех этапах коллективной жизнедеятельности от выдвижения цели до оценки результатов Идея толерантности 1.Развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи. 2.Развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к эмпатии, сочувствию. 3.Обучение конструктивным способам выхода из конфликтов

Программа воспитательной работы « Ступеньки роста » состоит из блоков : « Твой выбор » « Творчество и фантазия » « Мой край » « Потенциал » Содержание каждого блока учитывает возрастные и социально - психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, их интересы и потребности. Коллектив педагогов работает по следующим направлениям блоков воспитательной программы : Личностное развитие. Основы социализации и общения Основы гражданского и патриотического воспитания Художественно – эстетическое воспитание Охрана здоровья. Физическое воспитание Профилактика злоупотребления психоактивными веществами Трудовое воспитание и основы профессионального самоопределения Основы здорового образа жизни (« Полезные привычки ») Информационное воспитание.

2. Учебный план и пояснительная записка 3. Программно - методическое обеспечение Наименова ние предмета Программа Её автор классУчебник ( название, автор, изд - во, год изд ) по Федеральн ому перечню Обеспеченн ость учебниками

Контроль и оценка реализации образовательной программы. Объекты контроляПроцедуры контроля Периодичность контроляКто осуществляет контроль? Уровень усвоения учебных программ -по рус. яз. и мате- матике во 2-9 кл. - по профильному труду в 5-9 классах контрольные работы самостоятельные работы По итогам каждой четвери Учитель Зам.директора по УВР Сформированность навыков безоши- бочного списыва- ния во 2-9 классах Контрольное списывание февральЗам.директора по УВР Уровень усвоение написания словар- ных слов (2-9 кл) Словарные диктанты 1 раз в годЗам.директора по УВР Уровень усвоения таблицы умноже- ния (3-9 классы) Срез знаний по таблице умножения апрельЗам.директора по УВР

Сформированность вычислительных навыков Контрольная работа за годмайЗам.директора по УВР Сформированность навыка чтения во 2-9 классах Индивидуальная проверка 2 раза в год Декабрь Май (выборочно) Учитель Зам.директора по УВР Уровень знаний по математике и по русскому языку по «западающим» темам. Административные срезы знанийВ течение годаЗам.директора по УВР Итоговая аттестация выпускников Экзамен по профильному труду июньЗам.директора по УВР Уровень обученнос- ти по предметам в 3-9 классах: -АК КМС -коэффициент обученности по предметам Тестовые задания, провероч. работы оценки по предмету по шкале Симонова 100%-«5» 64%-«4» 36%- «3» 24% -«2» до 15 сентября по итогам каждой четверти учитель

Объекты контроляПроцедуры контроля Периодичность контроляКто осуществляет контроль? Сформированность общеучебных умений и навыков по предметам: Интеллектуальных (3-9кл) Организационных (2-9кл) Информационных (2-9кл) Коммуникативных (2-9кл) Контрольно-мето- дические срезы По итогам наблюдений за год Январь-апрель май Учитель Зам.директора по УВР Уровень развития устной речи учащихся Уровень развития письменной речи Речевые пробы исследования состояния устной речи по методике Т.А.Фотековой Слуховой диктант, списывание, ана- лизы письменных работ по тетрадям Сентябрь Май Учитель-логопед

Уровень сформированности показателей воспитанности. наблюдениеВ течение года октябрь-апрель воспитатели зам.директора по ВР Уровень сформированности социально-бытовых навыков на уроках домоводства и во внеурочное время наблюдение В течение года октябрь-апрель Воспитатели, учитель зам.директора по УВР, ВР Результаты участия в конкурсах, выстав- ках,соревнованиях, фестивалях на рай- онном и областном уровнях. данные конкурсов, соревнований, фестивалей, выставок В течение годазам.директора по УВР, ВР Уровень физической подготовленности Тестовые заданиясентябрь май Учитель физкультуры фельдшер Уровень состояния здоровья учащихся Данные углублён- ного мед.осмотра, диспансеризации, Данные о пропусках уроков по болезни октябрь 1 раз в четверть Фельдшер, мед.сестры