Подготовка к написанию сжатого изложения. Сжатое изложение Кратко, точно, логично, эмоционально передать основное содержание текста Воспроизвести основное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
Advertisements

Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Упр. 178 с. 91. Прочитайте текст К какому стилю речи относится текст? Публицистический. Какой тип текста?(описание, повеств., рассужд.) Рассуждение. К.
Тема: Подготовка к сжатому изложению Разработан Архиповой Л.А., учителем высшей категории МОУ «Заклинская средняя школа» Урок русского языка в 9 классе.
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
По русскому языку в 9 классе МОУ Шуваевской ООШ Учитель МОУ Шуваевской ООШ Тропынёва Е.М.
Часть 1. Сжатое изложение Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 924 Иванова Ольга Николаевна.
Определить тему Сформулировать основную мысль Определить стиль Выделить микротемы Определить способы сокращения текста Передать содержание как каждой.
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Стилистика Подготовка к ЕГЭ. Текст – целостное законченное высказывание Признаки текста: Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Презентация по русскому языку 9 класс Выполнила: Пикалева И.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143» Г. Казань, РТ.
Урок подготовки к ГИА 9 класс Петрикеева Елена Александровна.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
1 Компрессия текста (подготовка к сжатому изложению)
Приемы компрессии текста Урок подготовки к ГИА 9 класс Подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Повествование Описание Рассуждение Содержание Композиция Особенности языка Рассказ о событиях, действиях, происшествиях Рассказ о событиях, действиях,
Транксрипт:

Подготовка к написанию сжатого изложения

Сжатое изложение Кратко, точно, логично, эмоционально передать основное содержание текста Воспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста

Особенности сжатого изложения 1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА 3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ 4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ 6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

Особенности сжатого изложения Тема Идея Тип речи Стиль речи Объём Не меняются Меняется

Публицистический стиль Используется для создания передовой статьи газеты или журнала, воззваний, очерков, фельетонов и т.п. Используется для создания передовой статьи газеты или журнала, воззваний, очерков, фельетонов и т.п. Цель – воздействуя на сознание и эмоции читателя, убедить в правоте сказанного. Цель – воздействуя на сознание и эмоции читателя, убедить в правоте сказанного. Всегда поднимает актуальную, острую проблему общества. Всегда поднимает актуальную, острую проблему общества. Использует обращения, риторические вопросы, восклицания, призывы, яркие, неожиданные образы и т.п. Использует обращения, риторические вопросы, восклицания, призывы, яркие, неожиданные образы и т.п.

Особенности публицистического стиля Языковые приметы стиля Языковые приметы стиля Совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики, сочетание официально-деловых и эмоциональных выражений, употребление слов в переносном значении (так называемая «газетная образность»: белое золото хлопок, голубые дороги морские пути и пр.), вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, повторов, обращений, риторических вопросов и т. д.

Типы речи Для понимания смысла любого текста важно определить тип речи, использованный в нем, так как именно тип речи определяет способы формирования и разворачивания основной мысли. Традиционно наша речь делится на три типа (т.е. может быть представлена в типовых речевых формах): Описание Повествование Рассуждение

Повествование тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Преобладают глаголы (обычно сов.в.), передающие сменяющие друг друга действия, динамику событий. Используются наречия места и времени. Используются все типы предложений

Описание тип речи, при помощи которого изображается окружающий мир – предметы, явления, человек. Преобладают существительные и прилагательные. Глаголы (обычно несов.в.) передают действия (состояния), характеризующие лицо или предмет. Преобладают простые предложения.

Рассуждение тип речи, при помощи которого излагаются и разъясняются какие-либо идеи, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. В любом рассуждении есть тезис и обоснование высказанной мысли, логический вывод. Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова, производные предлоги и составные союзы. Преобладают сложноподчиненные и простые осложненные предложения.

Исключение исключение повторов; исключение одного или нескольких из синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких предложений.

Упрощение слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена сложноподчинённого предложения простым; замена фрагмента предложения синонимичным выражением

Обобщение Замена однородных членов обобщающим словом Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением

Микротема 1 Если у человека отличная память, быстрый и проницательный ум, высокая работоспособность, но он подвержен страхам или излишней мнительности, завистлив и подозрителен, то ни труд, ни отдых не принесут ему той радости, какую могли бы принести. Поэтому перед каждым человеком стоит сложная задача - научиться управлять своими переживаниями, своими «страхами».

Если у человека отличная память, ум, высокая работоспособность, но он подвержен страхам, то ничто не принесет радости. Поэтому каждый должен научиться управлять своими переживаниями. Исключение, обобщение, упрощение

Микротема 2 Не будем говорить о тех коротких и очень сильных эффектах, вызванных внезапной опасностью, от которых люди иногда даже погибают. Часто людей пугает неизвестность, незнание того, что может произойти в незнакомой ситуации. Так, у некоторых детей зарождается страх перед темнотой, у многих горожан страх перед лесом, животными, у сельчан -страх перед большим городом, где много людей и легко потеряться. Постепенно подобные страхи закрепляются, и изжить их уже не так просто.

Не будем говорить о коротких и очень сильных эффектах, вызванных внезапной опасностью. Часто людей пугает неизвестность. Так, у некоторых детей зарождается страх перед темнотой. Подобные страхи изжить сложно. Исключение, упрощение

Микротема 3 Французский врач Бомбар, служивший в портовом госпитале, знал от своих пациентов, что нередко после кораблекрушения люди погибают в лодках не от голода и не от жажды, а от страха перед неизвестностью, перед ожидающими их трудностями, от неверия в возможность спасения. И вот что сделал Бомбар, движимый невероятным благородным состраданием к людям, желанием избавить их от губительного страха перед морем. Он в одиночестве, питаясь только тем, что давало ему море, собирая для питья дождевую воду, в небольшой лодке пересек Атлантический океан и через шестьдесят пять дней плавания высадился на американский берег. Тем самым он доказал, что, даже оказавшись в открытом океане без еды и питья, человек должен несокрушимо верить в спасение, оно возможно!

Французский врач Бомбар знал от своих пациентов, что нередко после кораблекрушения люди погибают в лодках от неверия в возможность спасения. Движимый невероятным благородным состраданием к людям, он в одиночестве в небольшой лодке за 65 дней пересек Атлантический океан. Так Бомбар доказал, что человек должен несокрушимо верить в спасение! Исключение, обобщение, упрощение

Микротема 4 Страху учатся. А значит, можно и разучиться! Главное - это очень сильно захотеть. Не зря говорят: «хочу» это половина «могу». Страх стоит попытаться «приручить». Это и сделал Бомбар. Многие великие утверждают, что от многих страхов можно избавиться, если много знать о мире, в котором живешь. Узнавайте больше - и конец страхам!

Страху учатся. А значит, можно и разучиться! Главное - это сильно захотеть. Это и сделал Бомбар. От многих страхов можно избавиться, если много знать о мире, в котором живешь. Узнавайте больше - и конец страхам! Исключение

Орфографическая подготовка Э…ект Неизвес…ность Опас…ность С…туация Пац…ент Состр…дание Прон…цательный Зар…ждается Док…зал Научит…ся управлять Можно избавит…ся Живёш… в мире Легко потерят…ся Раб.т.сп.собность Кор.бл.крушение (Не)редко (Не) так просто (Не)верие

Орфографическая подготовка Э фф ект Неизвес т ность Опас н ость С и туация Пац и ент Состр а дание Прон и цательный Зар о ждается Док а зал Научит ь ся управлять Можно избавит ь ся Живёш ь в мире Легко потерят ь ся Раб о т о сп о собность Кор а блекрушение Не редко Не так просто Не верие

Пунктуационная подготовка Вводные слова Так, (например), А значит, Так, у некоторых детей зарождается страх перед темнотой, у многих горожан страх перед лесом, животными, у сельчан -страх перед большим городом, где много людей и легко потеряться. А значит, можно и разучиться!

Пунктуационная подготовка Сложное предложение Многие великие утверждают, что от многих страхов можно избавиться, если много знать о мире, в котором живешь. (Определите тип подчинительной связи), (что) (Найдите предложения по схеме)

Написание изложения