Международный опыт оценки эффективности бюджетных расходов Никишин А.И. Эксперт Центр исследования бюджетных отношений 29-30 апреля 2004 года г. Петрозаводск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
Advertisements

1 Среднесрочная политика бюджетных расходов в Республике Казахстан Самарканд, 2007.
Бюджетирование, ориентированное на результат в РФ и мировой опыт.
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ доктор медицинских наук, профессор Флек Виталий Олегович Министерство здравоохранения и социального.
О ходе реализации Концепции реформирования региональных финансов Тверской области в годах Администрация Тверской области Тверская область.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Перспективы развития информационных технологий в рамках БОР 8 (4855) (4855)
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Методика оценки эффективности и результативности бюджетных расходов в Республике Карелия Часть 1. Система индикаторов Александров О.В. Старший аналитик.
Руководитель Казначейства России Р.Е. Артюхин 2 Реформирование бюджетного процесса в Российской Федерации ( ) Ежегодный бюджет Использование.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ г.Чебоксары, 10 августа 2007 г Нормативное финансирование социальных расходов и стандарты качества.
Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях Министерство финансов Удмуртской Республики Институт реформирования.
К бюджету муниципального образования сельское поселение «Село Калужская опытная сельскохозяйственная станция» на 2016 год Бюджет для граждан.
Администрация города Челябинска КОМИТЕТ ФИНАНСОВ БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ.
Семинар Министерства экономики Республики Бурятия 22 мая 2009 г. Формирование Перечня государственных услуг и разработка финансовых нормативов на их оказание.
Виды государственного (муниципального) финансового контроля Органы государственного (муниципального) финансового контроля на уровне субъекта Российской.
Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ Александра Смирнова, Эксперт ЭЭГ.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В ЛИТВЕ Римантас Векис Министерство финансов Вильнюс – Москва сентябрь 2004 г.
1 2 Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в годах, млрд. рублей.
Бюджетирование, ориентированное на результат в Федеральной службе по тарифам.
Транксрипт:

Международный опыт оценки эффективности бюджетных расходов Никишин А.И. Эксперт Центр исследования бюджетных отношений апреля 2004 года г. Петрозаводск «Повышение эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия»

Структура доклада Содержание презентации Международный опыт оценки эффективности бюджетных расходов в развитых странах мира: Соединенные Штаты Америки Великобритания Австралия Франция 2

Соединенные Штаты Америки Система бюджетирования Система планов и отчетов Организация системы мониторинга результативности 3

Внедрение системы бюджетирования 1993 год Пути достижения целей государственной политики бюджетных расходов Федеральный закон Об оценке результатов деятельности государственных учреждений – Government Performance Results Act (GPRA) Построение системы планов и отчетов 4

Цели и пути достижения государственной политики укрепление доверия американского народа к федеральному правительству отчеты федеральных министерств о ходе реализации программ и о достигнутых результатах совершенствование процедур выработки программных целей реализация пилотных проектов программно-целевой реформы измерение социальной и экономической эффективности реализации программ повышение эффективности программ и усиление ответственности за результаты осуществления программ повышение качества предоставляемых государством услуг 5

Цели и пути достижения государственной политики помощь руководителям министерств в налаживании работы, ориентируясь на конечный результат создание системы планирования мероприятий для достижения поставленных целей предоставление объективной информации о произведенных затратах, степени достижения поставленных целей, сравнительной эффективности федеральных программ повышение качества законодательных решений совершенствовании государственного управления на федеральном уровне в целом обеспечение информацией о результатах и качестве услуг 6

Система планов и отчетов Документы системы планов и отчетов: Стратегический план (на 5 лет) План работы на год (Annual Performance Plan) Отчет о выполнении плана работы на год (Annual Performance Report) 7

Система планов и отчетов минимум на 5 лет для каждого министерства корректируется каждые 3 года основа для определения целей на год основа для измерения социальной эффективности достигнутых результатов соотношение долгосрочных и краткосрочных целей целевые значения социальной эффективности программ на планируемый период Стратегический план 8

Система планов и отчетов социально значимые цели на долгосрочный период (outcome- related goals) формулировка главной цели (mission) ресурсы для достижения социально значимых целей Стратегический план 9

Система планов и отчетов целевые показатели объема запланированной работы (количество предоставляемых услуг) база для федерального плана работы на год упор на качество социальный и экономический эффект каждого вида программной деятельности связь стратегических целей министерства с деятельностью сотрудников выбор одной из альтернативных программ План работы на год 10

Система планов и отчетов сравнение достигнутых показателей социальной эффективности с запланированными (program performance) учет всех случаев перераспределения ресурсов между разными статьями расходов в рамках выделенной сметы Ежегодный отчет о результатах деятельности 11

Пример организации системы мониторинга: Феникс, штат Аризона Ежемесячно отчет по результатам мониторинга результативности бюджетных расходов Ежегодно Раз в 2 года сравнение промежуточных результатов с заданными показателями исследование мнения потребителей услуг 12

Пример организации системы мониторинга: Индианаполис, штат Индиана исследование общественного мнения результативность бюджетных расходов публикация бюджетных данных о направлениях расходования средств объяснение распределения средств разъяснение целей мониторинг достигнутых результатов оплата усилий чиновников сверх принятых рабочих установок 13

Пример организации системы мониторинга: отчет г. Сан-Диего, штат Калифорния Структура отчета охрана окружающей среды пожарная служба коммунальные услуги библиотеки сточные воды парки и рекреации полиция транспорт водоснабжение городская прокуратура 14

Пример организации системы мониторинга: отчет г. Сан-Диего, штат Калифорния Показатели: Обновление дорожного покрытия за отчетный период Доля запросов на ремонт выбоин, удовлетворенных в течение 2-х дней Количество выданных штрафных квитанций за неправильную парковку Количество платежей, осуществленных по штрафным квитанциям Количество зарегистрированных ДТП Предыдущий год Текущий год Будущий год (план) Раздел Транспорт 15

Великобритания Реформа государственного управления Концепция Качество за деньги Концепция оценки результативности 16

Реформа государственного управления реформа государственного управления Инициатива движения вперед (Next Steps Initiative) отчеты об оценкекачество за деньги (Value for money) программа лучшее качество (Best Value) 17

Реформа государственного управления Концепция наибольшей ценности стандарты предоставляемых общественных услуг концепция наибольшей ценности Счетная комиссия национальный уровень местный уровень Экономическая эффективность Соответствие качеству Ежегодное целепологание 18

Эффективность использования средств Концепция Качество за деньги Статистические данные законное использование доклады оценка эффективности разумное использование Общественные средства отчеты Счетная комиссия Оценка хорошей и плохой практики Показатели качества услуг 19

Эффективность использования средств КонцепцияКачество за деньги Оценка текущей деятельности по результатам исследований об эффективности использования средств; Определение аспектов деятельности местной администрации в применении той или иной практики; Практические рекомендации; 1998 год Закон о счетной комиссии АудиторыМестные администрации 20

Эффективность использования средств Концепция оценки результативности Худшие показатели Концепция оценки результативности Местные администрации жесткий контроль качества управления эффективность использования бюджетных средств утвержденные стандарты экономии Улучшение качества предоставляемых услуг 5 лет постоянное улучшение качества ежегодная публикация индикаторов 21

Эффективность использования средств Концепция оценки результативности Концепция оценки результативности Фундаментальный анализ результативности План повышения результативности Анализ каждой услуги по составляющим: почему и как предоставляется услуга; сравнение качества услуг с аналогичными, предоставляемыми другими организациями (включая немуниципальные структуры); соблюдение принципа честной конкурентной борьбы при выборе организаций, предоставляющих услуги; соблюдение предпочтений пользователей услуг и местных жителей путем постоянных консультаций 22

Австралия Внедрение системы бюджетирования Мониторинг результативности Структура бюджета Обязательства государственных распорядителей 23

Внедрение системы бюджетирования 1999 год Применение подхода бюджетирования и составление бюджетной отчетности, ориентированные на учет промежуточных и конечных результатов Результат (эффект) от тех или иных действий Основное внимание Пример: польза от создания новой услуги для населения 24

Мониторинг результативности Подход к мониторингу результативности исполнения бюджетных расходов Формат предоставления бюджетной информации ожидаемые результаты по направлениям расходования бюджетных средств представляются на среднесрочную перспективу данные публикуются на 3 года вперед 25

Мониторинг результативности Основные цели подхода Совершенствование существующей системы управления (система корпоративного управления) Фокусирование деятельности на решении фундаментальных социально-значимых проблем Повышение подотчетности обществу Доведение результатов деятельности министерств и ведомств правительству, парламенту и внешним контрольно- ревизионным органам 26

Структура бюджета Конечный результат Бюджетные обязательства Товары и услуги Услуга Услуги Группа промежуточных результатов 27

Структура бюджета Особенности структуры бюджета Каждый конечный результат включает 3 группы промежуточных результатов (услуг) Каждая группа промежуточных результатов (услуг), подразделяется на более мелкие программы (бюджетные обязательства и услуги министерства) Бюджеты устанавливаются для более мелких программ Индикаторы результативности (социальной эффективности): Социальная эффективность: на уровне конечного результата Экономическая эффективность : регулируемые статьи и затраты министерства 28

Обязательства государственных распорядителей Правительство Парламент конечные результаты утверждение ассигнований Министерства и ведомства целевые значения показателей система показателей для оценки социальной и экономической эффективности 29

Пример программно-целевого бюджетирования: министерство образования, штат Квинсленд создание безопасной, толерантной, организованной среды, в которой представители молодого поколения готовятся стать активными и сознательными гражданами Австралии, способными к обучению на протяжении всей своей жизни Главная цель 30

Пример программно-целевого бюджетирования: министерство образования, штат Квинсленд предоставление услуг образования 466 тыс. учащихся, в 1300 населенных пунктах штата Стратегические направления предоставление образовательных и транспортных услуг школьникам-инвалидам развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры школ создание альтернативных учебных учреждений для подростков, входящих в группу риска апробирование в 38 школах штата новых учебных программ, развивающих у школьников навыки критического мышления 31

Франция Внедрение новых принципов: финансирование по результатам Оценка эффективности бюджетных расходов для региональных и муниципальных органов власти 32

Внедрение новых принципов: финансирование по результатам Подготовительный этап внедрения новых принципов: анализ стоимости услуг оказываемых префектурами по сравнению с рыночной стоимостью детальное исследование трудоемкости выполняемых функций выявление показателей результатов и результативности расширение контрактной практики передача части функций частному сектору расчет макетного агрегированного (глобализированного) бюджета расчет оценочных показателей результатов деятельности расчеты душевых нормативов бюджетной обеспеченности 33

Внедрение новых принципов: этапы внедрения Принятие органического закона (аналог бюджетного кодекса) Начало внедрения органического закона Полное переведение государственных органов на финансирование по результатам 34

Внедрение новых принципов: финансирование по результатам новый подход – «логистика функций» Переход к бюджетированию по результатам нечеткие административные функции конкретные задания 35

Внедрение новых принципов: финансирование по результатам Особенности бюджетирования по новым принципам: Гарантии бюджета на 3 года (индексация 0,3% ежегодно) Корректировка номинальной суммы на индекс инфляции Открытие всей суммы ежегодного бюджета в начале года Сохранение остатка бюджетных средств на конец года Свободное перемещение средств между статьями Введение трех видов учета – кассового, по видам деятельности и методом начислений Казначейский контроль общих затрат и результатов 36

Оценка эффективности бюджетных расходов для региональных и муниципальных органов власти стандарты представления бюджета и ведения бухгалтерского учета ежегодная публикация документов, характеризующих деятельность внутренний контроль Система бюджетирования общественный бухгалтер представитель государства на каждой территории (префект) внешний контроль контроль за соответствием применяемых практик стандартам учета 37

Оценка эффективности бюджетных расходов для региональных и муниципальных органов власти Представление показателей деятельности муниципалитетов более 10 тыс. человекменее 10 тыс. человек отчет по 11 финансовым показателям ежегодный финансовый отчет о деятельности всех муниципальных компаний отчет по 6 финансовым показателям характеристика долга по состоянию на конец года Дифференциация по величине муниципалитета 38

Оценка эффективности бюджетных расходов для региональных и муниципальных органов власти Основные финансовые показатели капитальные расходы на душу населения долговая нагрузка на душу населения отношение долговой нагрузки к текущим расходам доля расходов на зарплату в структуре текущих расходов текущие доходы на душу населения прямые налоговые доходы на душу населения субсидии на душу населения коэффициент налогового потенциала отношение капитальных расходов к текущим расходам текущие расходы на душу населения 39