Технология «Портфолио». Способы организации получения учащимися планируемых результатов образования ЗЫЛЬ С.Т., доцент кафедры ТиМО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная технология «Портфолио » кафедра ООТ МИОО.
Advertisements

Папка личных достижений ("Портфолио"). Портфолио Индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных.
Портфолио ученика средних классов (5-9 классов). Что такое портфолио ученика? Индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются.
Технология «Учебный портфель» (портфолио). Технология «Учебный портфель» делает возможным индивидуальный подход к каждому ученику в условиях обычного.
Проект Портфолио учащегося как метод оценивания качества знаний и достижений.
Творческая самореализация личности школьника в условиях модернизации системы образования.
Портфолио как средство развития личности студента Группа 4.
Составитель: Куликовских Ю.В., зав. кабинетом организаторов начального образования ИПКиПРО Курганской области.
Актуальность. Проблемы. Реализация. Необходимость… Теоретические основы технологии портфолио.
Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.
Портфолио преподавателя Оценивание профессионального развития педагогических работников посредством портфолио.
Семинар - практикум « Портфолио школьного библиотекаря» 2008 год.
Папка личных достижений ("Портфолио") выпускника основной школы.
ПОРТФОЛИО КАК НОВАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ (материалы для дня открытых дверей ГОУ СОШ 617 имени генерала Д.Ф.Алексеева)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология.
Образовательная технология Андумина В.М. учитель технологии муниципального образовательного учреждения Сущёвская средняя школа Костромского муниципального.
Портфолио З декабря 2005 г. Санкт-Петербург. Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»
Проект: Портфолио как средство саморазвития личности.
Наиболее современный метод профессионального развития.
ПОРТФОЛИО В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В педагогической литературе портфолио характеризуется как: – коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая.
Транксрипт:

Технология «Портфолио». Способы организации получения учащимися планируемых результатов образования ЗЫЛЬ С.Т., доцент кафедры ТиМО

ЗАДАНИЕ 1 Заполните первые две колонки таблицы ЗнаюХочу узнатьУзнал

3 Организация накопительной системы оценки. Портфель достижений Портфель достижений –это не только современная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее: Поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся; Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность Все составляющие портфеля достижений в силу неразработанности инструментария могут оцениваться только качественно (см.Примерная ООП НОО стр , Оценка достижения планируемых результатов стр.3-32)

4 Портфель достижений Русский язык Литературное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования и мини-проекты, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физическая культура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии Примерный состав Выборки детских работ Результаты стартовой диагностики Материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы Результаты и материалы тематических работ Результаты и матери- алы итогового контроля Достижения во внеучеб- ной деятельности

Портфолио Согласно К. Берк, «портфолио это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности... в более полную картину». Портфолио может включать набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагментов дневников, «бортовых журналов», видеофрагменты, проекты и планы выступлений. Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ; это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся.

Вызов среды потребность в людях, способных к самоопределению в изменяющейся обстановке Ответ Обучение, обеспечивающее развитие умения представить себя, "показать все, на что ты способен". Педагогическа я философия портфолио предполагает смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету. Основная цель портфолио обеспечить отслеживание индивидуальных достижений ученика в учебном процессе, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения. Результат потребность в людях, способных к самоопределению в изменяющейся обстановке

Задачи 1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других учеников. 2. Оценить образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата (например, портфолио в американской профильной школе).

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучаемого за определённый период; коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс и достижения в различных избранных областях; систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и учащимся для мониторинга его учебных достижений

Принципы технологии портфолио: (Е. С. Полат) 1.Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей: -особенности той или иной предметной области знания в соответствии с программой обучения (на разных уровнях обучения); -умения ученика принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений; -особенности коммуникативной способности ученика (в участии в дискуссии, полилоге, в умении аргументировать свою позицию, доходчиво и лаконично объяснить материал другому ученику). 2.Систематичность и регулярность самомониторинга.

Функция Накопите льная Сбор данных о себе, фиксация достижений в хронологическом порядке, накопление любых документов. Подтверждающих качество тех или иных действий, в дальнейшем сыграют положительную роль и для самоанализа, и для представления собственного опыта Презентац ионная Иногда портфолио используется как элемент унификации для участия в конкурсных процедурах(портфолио проекта, портфолио учителя). В этом случае оно формируется по тем позициям, которые предлагаются условиями конкурса Рефлексив ная Собранный материал помогает описать собственный опыт, остановиться на деталях, обобщить собранный материал Проектна я Материалы портфолио после обобщения и анализа могут служить основанием для планирования дальнейшей деятельности и постановки целей различных видов деятельности

Пожалуйста, ответьте на вопросы. Дополните список вопросов. Обсудите, почему это важно учитывать при проектировании портфолио? 1. Каковы цели создания портфолио? 2. Каковы особенности темы? 3. Каковы сроки исполнения? 4. Как будет выглядеть (печатный, электронный..)

Портфолио Индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Педагогическая идея портфолио предполагает: смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке.

самоконтроль, саморегуляция, экспертиза собственной деятельности, самокоррекция. Смысл самооценки

разработка четких эталонов оценивания; создание необходимого психологического настроя; обеспечение ситуации самостоятельного сопоставления собственных результатов с эталонами; составление собственной программы деятельности на следующий этап с учетом полученных результатов. Процедура самооценки

В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио: портфолио документов; портфолио достижений; рефлексивный портфолио кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.

Артефакты (единицы хранения) Достоинства (преимущества) Ограничения Свидетельство Грамота Диплом Удостоверение Выписка из зачетной книжки Вкладыш в аттестат др. Возможность количественной и качественной оценки материалов портфолио Не описывает процесса индивидуального развития ученика, полного разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т.п. Портфолио документов Сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения

Портфолио работ Собрание творческих и проектных работ, описание основных форм и направлений учебной и творческой активности. Артефакты (единицы хранения) Достоинства (преимущества) Ограничения Тексты Творческие работы Электронные документы Видеозаписи Модели Проекты др. Качественная оценка по заданным параметрам: полнота, разнообразие, убедительность материалов, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов. Качественная оценка не может войти ни в стандартную схему количественного оценивания, ни в образовательный рейтинг в качестве суммарной составляющей.

Рефлексивный портфолио письменный анализ личного отношения автора к своей деятельности и ее результатам, отзывы других людей Артефакты (единицы хранения) Достоинства (преимущества) Ограничения Эссе; Резюме; текст заключений; Рецензии; Отзывы; Рекомендательные письма; др. Возможность включить механизмы самооценки, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением. Сложность формализации и учета собранной информации.

Этапы работы выбор технологии планирование организация сбор материалов представление рефлексия коррекция цели; особенности темы; сроки исполнения; формы представления: –наглядность; –системность; рефлексивность Нужно учитывать:

Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формировать адекватную самооценку; содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения; создавать предпосылки и возможности для успешной социализации учащихся.

Портфолио в представлении результатов обучения возможные + сокращает сроки работы; личностно- ориентирован; допускает вариативность артефактов; позволяет представить разные подходы; др. возможные - недостаточная проработка данных; требует индивидуального подхода; с трудом поддается стандартизации; отсутствие целостности; др.

Алгоритм запуска портфолио Шаг 1. Собирать все работы учащегося, отбирать лучшие работы, отбирать работы для демонстрации наилучших результатов. В некоторых случаях можно заранее поставить перед учащимися задачу: «Соберите все свои лучшие работы за четверть по предмету/предметам», или «Сложите в папку все письменные работы за этот месяц». Это и станет первым шагом к созданию портфолио. Помним о мотивации: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио. Шаг 2. Определить цель создания портфолио и вид: вид портфолио может быть задан педагогом или выбран учащимся. В портфолио обычно выделяются вариативная часть, которая наполняется материалами по выбору ученика, и инвариантная, которая задается учителем с различными дидактическими целями (в том числе и с целью оценки образовательных результатов).

Шаг 3. Определение общей структуры портфолио. Разработать модель портфолио, определить отдельные разделы и рубрики. Шаг 4. Определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы. Шаг 5. Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися (при этом возможно выделение обязательных критериев). Шаг 6. Определение способов оценивания: целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки.

Портфолио Портфолио могут быть полезны: как инструменты (средства), используемые при обсуждении результатов обучения с одноклассниками, учителями и родителями; как возможность для рефлексии учащимися собственной работы; для подготовки и обоснования целей будущей работы; как документ, в котором отражено развитие ученика, и результаты его самовыражения; как демонстрация стилей обучения, свойственных ученику, сторон его интеллекта и особенностей его культуры; как возможность для учащихся самим определить темы для портфолио; как возможность для учащихся рефлексии собственных изменений; как возможность для учащихся самим установить связи между предыдущим и новым знанием.

Структура портфолио Портрет (личностные характеристики автора: эссе, фотография и т.д.) Коллектор (словарные и энциклопедические статьи, материалы периодических изданий, информационные материалы, полученные от преподавателя, любой иллюстративный материал и т.д.) Рабочие материалы (копилка различного рода заданий и работ, выполненных автором портфолио в процессе обучения: графические материалы, тексты сообщений и докладов, различные творческие работы, материалы по проектной деятельности и т.д.)

Структура портфолио Мои достижения :работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в обучении: наиболее удачно выполненные контрольные и самостоятельные задания, отзывы о какой-либо выполненной работе, рисунки, сертификаты и т.д. Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, в котором ученик поясняет, почему он считает данную работу своим достижением.

Структура портфолио. Портрет Коллектор Рабочие материалы. Мои достижения «Коллектор» Рефлексия

Состав портфолио зависит от конкретных целей обучения. Портфолио должен включать три обязательных элемента: 1.сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа. 2.Содержание портфолио с перечислением его основных элементов. 3.Самоанализ и взгляд в будущее

Портфель как комплект документов и самостоятельных работ 1.Задания по отбору материала в «Портфель» с учётом параметров 2.Критерии оценки вложенных в портфель работ 3.Анкеты для экспертной группы при проведении объективной оценки представленного «Портфеля» разрабатывается преподавателем и предусматривает:

Способы оценивания портфолио Таблица «ПСВ» (положительно, советы, вопросы) Таблица «ДВП» (достоинства, вопросы, пожелания) Таблица «ИТОГ» (интересные моменты; темы, наиболее раскрытые и обоснованные; общие советы, рекомендации; главные выводы) Трансфертный лист Произвольная письменная рецензия

Трансфертный лист Тема портфолио Я считаю, что… (мнение о портфеле) Особенно удачным является… (достоинства) В то же время я посоветовал бы… (рекомендации) Не кажется ли тебе, что… (основные замечания) Работу читал: Работу писал:

Принципы отбора работ Собственный выбор учащимся наиболее репрезентативных работ или отбор по заданию преподавателя Работы, выполненные на учебном занятии или после него Работы, выполненные по одному предмету или по разным Работы, выполненные на протяжении семестра, года, или нескольких лет обучения

Особенности оформления содержания Предваряются объяснением автора: почему он считает необходимым отобрать именно эти работы Каждая работа сопровождается кратким комментарием: что в этой работе получилось (имеется в виду выполненное задание), а что нет; согласен ли он с оценкой преподавателя и какие выводы может сделать из результатов работы Каждая работа предусматривает аргументированную коррекцию ошибок

Главное в работе – самооценка автора в виде рассуждения, аргументации, обоснования 1.По завершении определённого объёма работ по разделу программы или проекта автор выставляет свой «Портфель» на презентацию в группе, на конференции, на выставке 2.Задачи – показать своё продвижение в выбранной области знаний, доказать, что он приложил максимум усилий, показать, в чём именно его оценка совпадает с оценкой преподавателя, а в чём нет, сделать вывод о своей дальнейшей познавательной или творческой деятельности в этой области

Принципы технологии «Портфолио» 1.Самооценка результатов 2.Систематичность и регулярность самомониторинга 3.Структуризация материалов «Портфеля», логичность и лаконичность всех письменных пояснений 4.Аккуратность и эстетичность оформления «Портфеля» 5.Целостность, тематическая завершённость представленных в «Портфеле» материалов 6.Наглядность и обоснованность презентации «Портфеля»

Вопросы, на которые необходимо ответить перед началом использования системы портфолио: Каковы цели использования портфолио? Из каких компонентов будет состоять портфолио? Какие специфические компоненты должны быть включены в портфолио? Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио? Как будет выглядеть портфолио? Как будет происходить обсуждение портфолио?

1. Каковы цели использования портфолио? Будет ли портфолио сопровождать учащегося в течение всего обучения (из курса в курс)? Будут ли какие-то элементы портфолио «переходить» вместе с учеником из класса в класс? Будут ли портфолио оставаться у учащихся после их составления? Будут ли эти портфолио связаны только с одной предметной областью? Будут ли портфолио использоваться для какой-либо аттестации? Будут ли портфолио использоваться в качестве рефлексии учащимися своего развития? Будут ли портфолио использоваться для самооценки? Будут ли портфолио использоваться в процессе общения с родителями или организациями? Будут ли оцениваться отдельные компоненты портфолио до окончания работы над ним? Будет ли общая оценка портфолио состоять из оценок входящих в него частей?

2.Из каких компонентов будет состоять портфолио? Нужно ли включать все изучаемые темы? Нужно ли включать в портфолио только работы, имеющие законченный вид? Нужно ли для портфолио выбирать только лучшие работы? Нужно ли включать в портфолио все работы (и удачные и не очень)? Должны ли учащиеся вместе с преподавателями вместе определять состав портфолио? Должны ли преподаватели сами определять состав портфолио? Должны ли в портфолио содержаться комментарии преподавателей? Могут ли школьники давать друг другу советы относительно содержания и структуры портфолио?

3.Какие специфические моменты должны быть отражены в портфолио? домашние работы; результаты контрольных работ, тестов, проверочных заданий; задания, отредактированные одноклассниками; результаты групповой работы (черновики, схемы); дневник обучения; процесс решения учебных задач; «рефлективные журналы»; проекты; письменные работы; краткие заметки, связанные с ходом выполнения письменных работ; аудиокассеты с записями выступлений, вопросов, диспутов, песен; «график-органайзеры» (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы и пр.); вопросы, возникающие в процессе работы; заполненные анкеты (об отношении к какой либо теме, об их мнениях и т. д.).

4. Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио? Работа оценивается в русле курса, поэтому окончательный вариант портфолио не оценивается. Портфолио оценивается целиком на основании критериев сформулированных преподавателем и учениками. Каждая составная часть портфолио оценивается отдельно, на основании некоторых критериев, сформулированных заранее. Портфолио целиком не оценивается, ученик выбирает отдельные части, чтобы продемонстрировать свою работу в течение года. Некоторые части портфолио объединяются, и школьник их предъявляет преподавателям, обучающим его в следующем учебном году. Портфолио, заверенный администрацией, используется с во время собеседования по поводу приема в профильный класс (или в другое учебное заведение).

5.Требования к портфолио Наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы автора. Наличие четко сформулированного оглавления (с номерами страниц и т. д.). Соответствие содержания оглавлению. Письменное введение в каждую главу, входящую в портфолио (автор объясняет, почему он решил работать над этой темой, и описывает свои мысли и чувства в этой связи). Оценка студентом собственного портфолио. Перечень целей обучения, сформулированы на основании своих интересов, потребностей и самооценки. Письмо от преподавателя (родителей, одноклассников, научного руководителя и др.), в котором могут содержаться комментарии, рекомендации, оценка, пожелания, поддержка, обратная связь и т.д.).

6.Как будет происходить обсуждение портфолио? Ученик Преподаватель; Ученик Ученик Малая группа; Ученик Родитель; Ученик Родитель Преподаватель; Ученик Семья; Ученик Значимое лицо (авторитетное для студента); Организованная «защита» портфолио; Выставка портфолио; Конференция; Интернет-конференция..

ВОПРОСЫ?