РАВЕНСТВО И НЕРАВЕНСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Выполнил: Шадринцев Владислав, 8 «А» класс
"Свобода, равенство, братство". Изначальным и основным принципом современной социальной борьбы считается один из триады принципов либерализма Великой Французской революции "Свобода, равенство, братство". В чем же заключалась потребность борьбы за равенство? Сама иерархическая природа общества и государства исключала равенство людей в доходах, в положении и пр. Консерваторы и реакционеры всегда пытались утрировать равенство, представить его невозможным. Но за равенство, в частности в политических правах, как раз таки первыми стали бороться представители правящего класса.
Рабство и крепостничество Традиция отождествления американского раба и русского крепостного восходит к ХVIII в. А.Н.Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» назвал крепостных рабами. А.С.Пушкин доказывал что крестьянина нельзя считать рабом. Американский историк П.Колчин посвятил фундаментальное исследование двум формам несвободного труда, утверждая, что со второй половины ХVIII в. крепостное право превратилось в разновидность рабства.
Рабство и крепостничество У американского раба и крепостного действительно можно обнаружить немало сходства: личная зависимость отсутствие собственности бесправие. Они одинаково не распоряжались своей жизнью их продавали разъединяли с семьями; контролировалась личная жизнь. Принудительный труд воспитывал отношение к работе как к проклятью. Её ненавидели всячески старались избежать. Для рабов и крепостных свойственно пассивное каждодневное сопротивление в форме лживости лени и воровства.
Рабство и крепостничество Труд по принуждению характеризуется низкой производительностью незаинтересованностью работника в результатах. В России существовало выражение «работать как на барщине» без охоты лениво. В пореформенное время мужики-хуторяне и немцы Поволжья отказывались нанимать бывших помещичьих крестьян поскольку те не привыкли к интенсивной работе, говоря: «Вы у нас не выдержите». Принудительный труд предполагает использование примитивных орудий ни раб ни крепостной не станут их совершенствовать. В обоих институтах существовал целый комплекс мер понуждения и наказания.
Есть сходные признаки у двух обществ, российского и американского Юга. Оба аграрные, с крупным землевладением резкой социальной поляризацией; для них характерна кастовость, принявшая в России форму сословности высокая концентрация богатства. В 1857 г. 225% дворян имевших 100 и более душ владели 808% всех крепостных. На Юге перед Гражданской войной у плантаторов (владельцев 20 и более рабов) составлявших 12% рабовладельцев половина всех рабов.
Рабство вызвано дефицитом рабочих рук в английских колониях. На Юге плантационные культуры с круглогодичным сельскохозяйственным циклом требовали постоянной рабочей силы поэтому колонистам пришлось обратиться к опыту испанцев, начавших использовать рабов на сто лет раньше. В России прикрепление крестьян к земле происходило в период становления централизованного государства и являлось частью процесса подчинения всех слоёв населения, что диктовалось в первую очередь нуждой государства в пополнении казны для содержания армии, ведения войн. Крепостное право государственный институт система принудительного труда в несвободном обществе где все жители «слуги государевы».
Существенно отличался статус крепостного и раба. Крепостной крестьянин имел свой дом орудия труда участок земли где самостоятельно хозяйничал, хотя его надел находился в пользовании а не собственности. Он, в отличие от раба работал на помещика 34 дня в неделю остальное время на себя. За крестьянином наконец стояла община помогавшая в трудную минуту. Крепостной более независим в своих действиях чем раб получавший всё от хозяина. В крупных плантациях даже дети воспитывались вместе в своеобразном детском саду чтобы не отвлекать женщин от работы а пищу часто готовили для всех рабов.
До сих пор в сознании россиян сохраняются черты воспитанные крепостничеством неуважение к личности своей и чужой закону привычка к покровительству происходящие от отсутствия опыта частной собственности и свободного труда. Остаётся в силе русская пословица «от трудов праведных не наживёшь палат каменных». Общество бывших крепостных не может быстро превратиться в гражданское. Ему ещё долго придётся преодолевать последствия крепостничества «выдавливать из себя раба» по выражению А.П.Чехова. А ЧТО СЕГОДНЯ?