Организация экспериментальных исследований по химии на основе системно-деятельностного подхода Я слышу и забываю. Я вижу и помню. Я делаю - и понимаю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Я слушаю - и забываю Я вижу - и запоминаю Я делаю - и понимаю »
Advertisements

Веселые химички. Тема творческого задания: Изучение условий протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
Тема урока: « Кислоты, их классификация и свойства».
К раствору сульфата меди (II) добавим раствор щёлочи-гидроксида натрия CuSO 4 +2NaOH=Cu(OH)2 + Na2SO4.
Реакции ионного обмена 8 класс Егорова Алевтина Николаевна, лицей 488 Выборгского района.
г. Самостоятельная работа. Варианты I, II, III. «А» - оценка 3; «В» - оценка 4; «С» - оценка 5.
Обратимые и необратимые реакции, электролитическая диссоциация, сильные и слабые электролиты, определение кислот, солей, оснований в свете ТЭД, ионы (
Реакции ионного обмена- это реакции в водных растворах электролитов между ионами. Реакций ионного обмена называют ионными уравнениями. Реакции ионного.
Конкретизировать общие знания о свойствах кислот в сфере ТЭД на примере разбавленной серной кислоты и знания об ОВР на примере концентрированной серной.
Сибирский Федеральный округ МОУ СОШ 47 Барабинского района Новосибирской области Томилова Н.В. Учебная презентация к уроку химии, 8 класс Разработала учитель.
Презентация к уроку по теме: « Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации ». Класс – 9, базовый уровень. Учитель химии Кожефова.
Тема: Важнейшие классы неорганических соединений. Учитель химии: Шохина К.А.
Практическая работа « Решение экспериментальных задач » Выполнить на практике превращения AlCl 3 AL(OH) 3 AL(NO 3 ) 3 Записать уравнения химических реакций.
KNO 3 ; Ba(OH) 2 ; Na 2 SO 4 ; Al 2 (SO 4 ) 3 ;. Реакции, осуществляемые в растворах между ионами, называются ионными, а уравнения таких реакций - ионными.
Феоктистова Татьяна Ивановна Учитель химии ГБОУ ЦО 2051 г. Москвы.
Тема урока: Серная кислота. Свойства разбавленной серной кислоты, соли серной кислоты. Применение. Цель урока: 1. Рассмотрение свойств разбавленной серной.
Тема урока: КИСЛОТЫ. Химические свойства кислот. КИСЛОТЫ. Химические свойства кислот. Цель: Обобщить понятие – кислоты. Рассмотреть свойства растворов.
Изучение условий протекания химических реакций между растворами электролитов до конца Команда «Начало» МБОУ СОШ 4 н.п. Ёнский Ковдорского района Мурманской.
Презентация на тему: «Серная кислота. Свойства разбавленной серной кислоты, соли серной кислоты. Применение.» Выполнила: Степанова С.Ю. учитель химии и.
Урок химии в 8 классе. Самостоятельная работа Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации Тема урока:
Транксрипт:

Организация экспериментальных исследований по химии на основе системно-деятельностного подхода Я слышу и забываю. Я вижу и помню. Я делаю - и понимаю. Конфуций

Требования к результатам освоения курса химии на базовом уровне должны включать: … владение основными научными методами познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; … владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ.

На практических занятиях по химии можно выделить четыре группы компетенций: Экспериментальные (выполнение химических операций, правильное обращение с реактивами и оборудованием, запись уравнений реакций, письменное оформление результатов); Коммуникативные (комментирование опыта, обсуждение результатов эксперимента, применение критериев контроля и самоконтроля); Интеллектуальные (наблюдение и установление характерных признаков явлений и процессов, проведение синтеза, анализа, установление причинно- следственных связей, формулирование выводов); Контрольно-оценочные (осуществление самоконтроля по ходу эксперимента, контроль деятельности товарищей)

Во время проведения практических занятий формируется исследовательский подход в обучении, функциями которого являются: Воспитание познавательного интереса; Создание положительной мотивации учения и образования; Формирование глубоких, прочных и действительных знаний; Развитие интеллектуальной сферы личности; Формирование умений и навыков самообразования, т.е. формирование способов активной познавательной деятельности, развитие познавательной активности и самостоятельности.

Ионные уравнения реакций

Уважаемые сотрудники научно-исследовательской лаборатории! Обращаемся к вам с величайшей просьбой помочь в решении одной глобальной проблемы. По вине одного нерадивого лаборанта были перепутаны результаты исследований ионных уравнений реакций. Поэтому мы не можем найти ответы на следующие вопросы: Протекают ли химические реакции между электролитами и неэлектролитами? Если химические реакции протекают, то как это доказать? Как можно записать механизм протекания реакций? Убедительно просим вас разобраться с данной проблемой и упорядочить предложенные вам реакции ионного обмена. Алгоритм работы с химическими реактивами прилагается. О полученных результатах просим сообщить. Директор ИОНа: Химикус Н.О.

Задачи: Протекают ли химические реакции между электролитами и неэлектролитами? Если химические реакции протекают, то как это доказать? Как можно записать механизм протекания реакций?

Тема: «Ионные уравнения реакции» 1 вариант 1.В пробирку налейте 1 мл. раствора сахара, добавьте 2-3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? К полученному раствору прилейте 1 мл. раствора спирта. Что наблюдаете? 2.В пробирку налейте 1 мл. раствора NaOH, добавьте 1-2 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? К полученному раствору прилейте 1 мл. раствора H 2 SO 4. Что наблюдаете? 3.В пробирку налейте 1 мл. раствора H 2 SO 4 и добавьте 1 мл. раствора BaCl 2. Что наблюдаете? Напишите молекулярное и ионные уравнения реакций.

Что называется электролитами? Что называется неэлектролитами? Какие вы знаете признаки химических реакции?

Правила работы в лаборатории 1.Ответы с места не выкрикивай; 2.Если знаешь правильный ответ на вопрос или все сделал – подними зеленую карточку; 3.Не понял – подними красную карточку; 4.Не знаешь правильные ответ, не поднимай карточки; 5.При выполнении лабораторной работы – лоток поставь перед собой; 6.Все опыты выполняй над лотком и по очереди с соседом по парте; 7.Соблюдай правила по технике безопасности

Правила ТБ Вещества нельзя брать руками, проверять вкус и запах. Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ. Осторожно работайте с кислотами и щелочами. При попадании растворов на руки или одежду, немедленно смойте их большим количеством воды. После работы вымойте руки с мылом. Пользуйтесь только чистой лабораторной посудой. Остатки веществ не высыпайте и не выливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.

Результаты опытов 1 и 2 Опыт 1Опыт 2

Вывод 1 Химические реакции протекают между электролитами и называются реакциями ионного обмена.

Уравнения реакции нейтрализации 2NaOH + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2H 2 O молекулярное уравнение 2H 2 O полное ионное уравнение 2H + 2OH = 2H 2 O + - сокращенное ионное уравнение 2OH+SO 4 = +2Na+2H+2Na+

Алгоритм написания ионных уравнений 1.Пишем молекулярное уравнение, расставляем коэффициенты; 2.Пишем диссоциацию электролитов исходных и полученных веществ; 3.Малорастворимые, газообразные и малодиссоциирующие вещества записываем в виде молекул; 4.Исключаем из левой и правой части уравнения одинаковые ионы, не участвующие в реакции; 5.Пишем сокращенное ионное уравнение

Результаты опыта 3 1 вариант2 вариант3 вариант

Уравнения реакций BaCl 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 + 2HCl Ba + 2Cl + 2H + SO 4 = BaSO 4 + 2H + 2Cl Ba + SO 4 = BaSO FeCl 3 + 3NaOH = Fe(OH) 3 + 3NaCl Fe + 3Cl + 3Na + 3OH = Fe(OH) 3 + 3Na + 3Cl Fe + 3OH = Fe(OH) Na 2 CO 3 + 2HCl = 2NaCl + H 2 O + CO 2 2Na + CO 3 + 2H + 2Cl = 2Na + 2Cl + H 2 O + CO 2 2H + CO 3 = H 2 O + CO вариант 2 вариант 3 вариант

Вывод 2 Правило Бертолле Реакции ионного обмена протекают только тогда, когда образуется: нерастворимое соединение (осадок), легколетучее вещество - газ (CO 2, NH 3 и др.), малодиссоциирующее соединение (очень слабый электролит, в том числе и вода).

Выводы Химические реакции протекают между электролитами и называются реакциями ионного обмена. Реакции ионного обмена протекают если: а) выпадает осадок, б) выделяется газ, в) образуется малодиссоциированное вещество (вода) Механизм реакций ионного обмена записывают в виде ионных уравнений реакций.

Как распутать результаты исследований ионных уравнений 1.К каждому молекулярному уравнению, на большой карточке, нужно подобрать сокращенное ионное уравнение с учетом коэффициентов; 2.После окончания работы, проверить и поднять зеленую карточку.

Химические свойства серной кислоты

Уважаемые сотрудники научно-исследовательской лаборатории! Обращаемся к вам с величайшей просьбой помочь в решении одной проблемы. Нашей археологической экспедицией был обнаружен необычный сосуд с неизвестной едкой жидкостью. К сосуду был прикреплен пустой лист. На небольшом удалении от сосуда нами были найдены древние записи, но полностью расшифровать и прочитать их невозможно из-за частичных повреждений бумаги. Таким образом, просим вас ответить на следующие вопросы: Что за жидкость находиться в данном сосуде? Почему к сосуду прикреплена пустая бумажка? Есть ли на ней какие-то секретные надписи? Убедительно просим вас разобраться с данной проблемой, а также просим вас расшифровать и восстановить утраченные записи. О полученных результатах просим сообщить. Руководитель археологической экспедицией: Краснов С.К.

Задачи: 1. Что за жидкость находиться в данном сосуде? 2. Почему к сосуду прикреплена пустая бумажка? 3. Есть ли на ней какие-то секретные надписи? 4. Расшифровать и восстановить найденные записи

Правила работы в лаборатории 1.Ответы с места не выкрикивай; 2.Если знаешь правильный ответ на вопрос или все сделал – подними зеленую карточку; 3.Не понял – подними красную карточку; 4.Не знаешь правильный ответ, не поднимай карточки; 5.При выполнении лабораторной работы – лоток поставь перед собой; 6.Все опыты выполняй над лотком и по очереди с соседом по парте; 7.Соблюдай правила по технике безопасности

Правила ТБ Вещества нельзя брать руками, проверять вкус и запах. Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ. Осторожно работайте с кислотами и щелочами. При попадании растворов на руки или одежду, немедленно смойте их большим количеством воды. После работы вымойте руки с мылом. Пользуйтесь только чистой лабораторной посудой. Остатки веществ не высыпайте и не выливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.

Правила работы с кислотами и щелочами При попадание кислоты на руки или одежду необходимо обработать раствором соды (NaHCO 3 ), а затем тщательно промыть водой При попадание щелочи на руки или одежду необходимо обработать раствором борной кислоты (H 3 BO 3 ), а затем тщательно промыть водой

Таблица изменения окраски универсальной лакмусовой бумаги в различных средах Щелочная средаКислая среда

Как определить какая это кислота? Качественные реакции на Cl, SO 4, NO 3 Ag + Cl = AgCl + Ba + SO 4 = BaSO 4 4HNO 3 + Cu = Cu(NO 3 ) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O

Качественные реакции на HCl, H 2 SO 4, HNO 3 HCl + AgNO 3 H 2 SO 4 + BaCl 2 HNO 3 + Cu

Уравнение качественной реакции на серную кислоту H 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 + 2HCl Выпадает белый осадок, который не растворяется ни в воде, ни в концентрированных кислотах Ba + SO 4 = BaSO

Вывод В данном сосуде находится серная кислота.

Проделайте опыты и напишите молекулярные уравнения реакций и расставьте коэффициенты: 1 вариант H 2 SO 4 (разб) + Zn = Ca 3 (PO 4 ) 2 + H 2 SO 4 = 2 вариант MgO + H 2 SO 4 = H 2 SO 4 + NaOH = 3 вариант H 2 SO 4 + KOH = Fe + H 2 SO 4 (разб) =

Серная кислота проявляет Общие свойства кислот 1.Разбавленная кислота + металл = = соль + водород 2.Кислота + основной оксид = = соль + вода 3.Кислота + основание = соль + + вода 4.Кислота + соль = новая соль + + новая кислота

Правильные ответы 1 вариант H 2 SO 4 (разб) + Zn = ZnSO 4 + H 2 Ca 3 (PO 4 ) 2 + 3H 2 SO 4 = 3CaSO 4 + 2H 3 PO 4 2 вариант MgO + H 2 SO 4 = MgSO 4 + H 2 O H 2 SO 4 + 2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O 3 вариант H 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2H 2 O Fe + H 2 SO 4 (разб) = FeSO 4 + H 2

Специфические свойства серной кислоты 1.Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью: Cu + 2H 2 SO 4(конц) = CuSO SO 2 + 2H 2 O 2.Обугливание органических веществ (бумаги, сахара) концентрированной серной кислотой. 3.Качественная реакция на серную кислоту. t

Выводы В сосуде находиться серная кислота Качественной реакцией на серную кислоту и её соли является взаимодействие с растворимыми солями бария Серная кислота проявляет свойства: а) общие с другими кислотами; б) специфические

Как восстановить утерянные формулы из записки К каждому уравнению реакции нужно подобрать одно из реагирующих веществ с учетом уже расставленных коэффициентов. Положить карточку-ответ на карточку-задание с учетом коэффициентов. После окончания работы, проверить и поднять зеленую карточку.

Экспериментальная задача 1

Экспериментальная задача 2

Экспериментальная задача 3

Решение экспериментальных задач с помощью моделей молекул Собрать модели молекул и назвать вещества. Найти ошибки в строении молекул.

Решение экспериментальных задач с помощью моделей молекул Собрать модель молекулы вещества так, чтобы модель каждого атома соединялась валентностями по горизонтали и вертикали. Назвать вещество.