«Мыслящая Россия» в новых независимых государствах совместный проект фонда «Наследие Евразии», Департамента информации и печати МИД России и Третьего Департамента.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Зарубежная трудовая миграция и ее роль в обеспечении потребности в трудовых ресурсах на российском рынке труда Парикова Наталья Владимировна, Младший научный.
Advertisements

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Выполнил: Мельников Дмитрий, студент II курса 204 группы.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования в Республике Казахстан до 2020 года ( проект ) ( Доклад на ШППМ ) Подготовлено Малон Л. В.
Company LOGO Источники финансирования инновации Манатауов А.М.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ДОПОЛНЕНИЯ и ИЗМЕНЕНИЯ) к проекту «Развитие государственно-частного партнерства в системе профессионального образования (создание.
Стратегические документы в сфере образования. Государственная программа РФ « Развитие образования » на годы Государственная программа РФ « Развитие.
1 Усиление влияния миграции на развитие: Проблемы и варианты политики Г-н Лука Барбоне Всемирный банк 5 февраля 2009 г.
Образовани е Индии. Уровень грамотности в Индии! Уровень грамотности в Индии значительно вырос. Впервые со времён достижения независимости, число неграмотных.
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИИ: ОСОЗНАВАЕМАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ М.Б.Денисенко, НИУ-ВШЭ.
Образование в г. Москве Высшая школа экономики В презентации использованы данные Росстата, результаты Мониторинга экономики образования (ВШЭ), обследования.
Дошкольное образование Сортавальского муниципального района 2011г.
И. Шаповалов, начальник департамента образования Белгородской области - заместитель председателя Правительства области.
1 Министерство образования Ставропольского края 2012 г. «Об итогах реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Ставропольского.
Рынок труда России Отечественный рынок труда в значительной степени разбалансирован. Причем это относится ко всем его срезам - региональному, профессиональному,
2 ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА Несоответствие требованиям рынка труда Несоответствие требованиям рынка трудаПРИЧИНЫ: – Система образования – сама заказчик и исполнитель.
Анализ состояния системы здравоохранения РК, ключевые проблемы. Основные предпосылки и принципы внедрения ОСМС Выполнила:Кляцкая Екатерина.
1 «Модернизация здравоохранения Амурской области на годы» г. Благовещенск 2010 г.
Management Institute Данченок Лариса Александровна, Директор Института менеджмента МЭСИ Доктор экономических наук, профессор Юрьева Татьяна Владимировна,
Политика государства в области продвижения российского образования Борис Валерьевич Железов Заместитель директора международного департамента Минобрнауки.
1 Правительство Новгородской области Департамент образования, науки и молодежной политики Новгородской области Приветствуем участников II областного педагогического.
Транксрипт:

«Мыслящая Россия» в новых независимых государствах совместный проект фонда «Наследие Евразии», Департамента информации и печати МИД России и Третьего Департамента стран СНГ МИД России Москва, 2009 г.

«Мыслящая Россия» в Центральной Азии Человеческий капитал (на примере Республики Таджикистан) Халимова Н.С. Независимый исследователь

ДЕМОГРАФИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Людские или человеческие ресурсы Обозначают суммарную ценность так называемого «сырого» труда (величина которого определяется в основном количеством людей, составляющую трудовые ресурсы страны) и человеческого капитала, которым эти люди обладают.

Человеческий капитал Термин «человеческий капитал» определяет качественный аспект экономики. Западный экономист Теодор Шульц получивший Нобелевскую премию в 1979 году, предложил следующее определение: «Все человеческие способности являются или врожденными или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом.»

В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций – долгосрочных вложений в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграции и т.д. В узком смысле одной из форм капитала является образование. Человеческим его называют потому что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе.

«Человеческий капитал» как государственная проблема Эффективное развитие любого государства упирается в проблему «человеческого капитала». Игнорирование данной проблемы, а точнее, не осознание властью первоочередности и жизненной необходимости развития и повышения качества человеческого капитала в стране сводит практически на нет все усилия и средства направленные на строительства нового общества, в последние десятилетия.

Сегодняшняя социально-экономическая ситуация в РТ Политика патернализма Мировой-финансовый кризис Государственное управление

Людские ресурсы РТ Численность населения ,8 тысяч человек Женщины ,6 тысяч Мужчины – 3544,2 тысячи Доля женщин - 49,8% Доля мужчин - 50,2% Средний прирост населения - 2,1% в год

Деурбанизация Аграризация Средний возраст населения - менее 25 лет Численность населения в трудоспособном возрасте на начало 2007 года составила 4121,3 тысяч человек, их доля в общей численности населения – 58,3%. Рост численности населения в трудоспособном возрасте в 2007 году по сравнению с 2000 годом на 29,4%.

Доля населения в возрасте 65 лет и старше - 4,2% Численность пенсионеров - 7,6% В 2006 году по сравнению с 2000 годом численность пенсионеров уменьшилась на 6%.

Смертность среди: мужчин в возрасте 60 лет и старше составила 59 человек на 1000 населения; женщин в возрасте 55лет и старше – 43 человека на 1000 населения; в 2000 году соответственно 45 и 36 человек;

Здравоохранение в РТ С 1993 году в Таджикистане начались попытки реформировать систему здравоохранения, которая носила характер структурных преобразований, ориентированных в основном на смягчении проблем нехватки финансовых ресурсов, но не давала стимула для развития и продвижения в данной сфере.

В1991 году расходы на здравоохранение на душу населения страны по отношению к доллару США составляло $ В 2000 году – 1,5 $ США В 1991г заработная плата работников системы здравоохранения – 467,24$ В 2000г заработная плата работников системы здравоохранения - 3,7$.

С 1999 года появилась внешняя инвестиционная поддержка здравоохранения

Основным приоритетом реформы является первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), которая должна играть ведущую роль в реформе здравоохранения. Министерством здравоохранением РТ был подготовлен Проект Закона «О медицинском страховании граждан», который был представлен Правительству РТ на утверждение в 1997 году. На сегодня в четырех пилотных районах – Дангара, Варзоб, Шахринав и Турсунзаде внедряется Пакет госгарантии (ПГГ), с помощью которого пытаются обеспечить доступ к медуслугам бедных и уязвимых слоёв населения. В целях сокращения заболеваемости населения туберкулезом была разработана новая «Национальная программа по борьбе с туберкулезом на гг.», принятая Постановлением РТ от г. 524.

Финансирование сектора По сравнению 1991 годом государственные расходы на здравоохранение снизились с 4,5 % от ВВП до 1,1 % 2006 году В процентах от общего расхода государственного бюджета 2006 году – 5,6 %, тогда как в 2000 году 6,5%; В расчете на душу населения в 2000 году – 2,73 сомони, а в 2006 году – 14,9 сомони. за годы независимости по всей стране было построено, отремонтировано и реконструировано более 700 учреждении системы здравоохранении; было закуплено медицинского оборудования более на 400 млн. сомони.

Проект реформирования системы здравоохранения. Общая стоимость составляет 9,36 млн.долр.США, из которых вклад АБР – 7,50 млн.дол.США и вклад Правительства РТ – 1,88 млн.дол.США. Общая сумма финансирования Всемирном банком различных Проектов составило – 24,4 млн.дол.США ЮСАИД выделило более 6,5 млн.дол. США на выполнение различных Проектов; Швейцарским правительством в грантовой форме выделяются около 619,5 тыс.дол. США в год на поддержку реформ

По мнению экспертов в области здравоохранение одно из важнейших причин низкой эффективности проводимых реформ является отсутствие специалистов – экономистов в сфере здравоохранение; менеджеров; аналитиков и юристов, специализирующихся именно в данной отрасли.

Современная ситуация диктует необходимость адекватной переоценки миссии здравоохранения, требует сделать решающий выбор относительно приоритетных проблем и правильного решения в контексте настоящих и будущих финансовых ресурсов. Государство должно осознавать, что проведение реформ и создание устойчивой и очень простой системы, понятной населению страны является зоной ее ответственности, а не доноров.

Образование Основная опасность лежит в недооценке понимания значения образования для социального состояния общества

На формирование человеческого капитала в системе образования кроме индивидуальных способностей и усилий личности работают несколько факторов, хотя сила их влияния может отличатся: тип населенного пункта, и степень его урбанизации; модель образовательной системы ( конкурентная или «поощрительная») финансовые ресурсы семьи; факторы определяющие успехи и продолжительность в образовании социальный капитал семьи и ближайшего окружения ; человеческий капитал родителей ; финансовый капитал семьи ; гендерные и этнические различия; тип школы

В дошкольных учреждениях работают 1711 педагогов; В средних общеобразовательных школах работают учителей; В начальных и средних профессиональных учебных заведениях трудятся 5241 учителей и мастеров; в высших учебных заведениях преподают 8231 специалистов, из которых 420 докторов наук, 1715 кандидатов наук. Всего в Республике Таджикистан (на у.г.) функционирует 3810 образовательных учреждения в которые входят : 3621 – дневная общеобразовательная школа; 43 лицея и 87 гимназий ; 42 школы- интерната; 8 частных школ в которых обучается учащихся и работает педагога.

В своем послании Маджлиси Оли Президент Эмомали Рахмон особо подчеркнул, что « Стержнем государственной политики в области образования должны стать вопросы внедрения мировых стандартов в систему образования и подготовку профессиональных специалистов, отвечающим потребностям рынка труда. Ибо уровень развития любого государства зависит прежде всего, от плодотворной работы высококвалифицированных кадров в различных отраслях ». Образование было объявлено одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Численность детских дошкольных учреждений в 2007 году сократилась на 20 единиц, хотя за это время число детей в них увеличилось на 7442 ребенка.

Количество дошкольных учреждений РТ и число детей Численность дошкольных учреждений (ед.) Численность детей (тыс.) 1997г.2000г.2007г.1997г.2000г.2007г. РТ Согдийская область Хатлонская область ГБАО РРП Душанбе

За последние десятилетия удалось в какой-то мере восстановить разрушенную инфраструктуру образовательной отрасли – отремонтировано 854 школы и создано посадочных места. В рамках реализации Государственной программы на годы только в этом году на капитальное строительство в системе образования выделено 89,9 млн. сомони, что по сравнению с 2005 годом больше в 4,5 раза, а на восстановление и ремонт школ выделено 14 млн. сомони.

622 школы работают в одну смену; 2933 школы работаю в две смены; в три смены работает 246 школ;

Дефицит педагогических кадров в школе. В 2006 году не хватало преподавателя в школах.

Одной из мер по исправлению негативной ситуации явилось постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 мая 2006 года за 197 « О льготах для молодых специалистов» в какой-то мере удалось решить эту проблему. В году не хватало преподавателей была снижена до 3209 человек.

Свое действие оказало также решение Министерства образования обратится в судебные органы на 1547 выпускников не явившихся на свои рабочие места, чтоб взыскать с них средства потраченные на обучение, определенная часть приступила к своим обязанностям

Всего в текущем учебном году было направлено 4704 специалистов в общеобразовательные учреждения, однако только 3158 из них прибыли на свои рабочие места.

Правительством РТ целенаправленно осуществляется Программа компьютеризации образовательной отрасли: более 3100 школ получили 25 тысяч компьютеров, благодаря этому более 675 тысяч школьников смогут изучать компьютерную технику и технологии. На сегодняшний день полностью завершена компьютеризация учебных заведений ГБАО, районов Раштской долины, ряда городов и районов Согдийской и Хатлонской областей, а также города Душанбе.

В Республике в среднем преподаватель имеет возможность пройти курсы повышения квалификации раз в 7 лет.

в году в 5-9 классах всего обучалось 815,1 тыс. учеников в классах всего 183,2 ученика.

В Республике работает всего 69 начальных професcиональных заведения в которых проходят обучение учащихся и работает 1369 мастеров и педагогов.

Также в стране функционирует 49 средних профессиональных учебных заведения в которых обучается всего 34 тысячи учащихся.

В Республике Таджикистан функционирует 35 высших профессиональных заведения, в том числе 13 университетов, 3 академии, 12 институтов, 5 филиалов, 1 комплекс, 1 учебный центр. Уровень обеспеченности вузов компьютерами также постепенно повышается, на сегодня их около 7 тысяч. В настоящее время в высших учебных заведениях один компьютер приходится в среднем на 17 студентов, а Таджикском Государственном медицинском университете на 9 студентов.

Образовательная миграция бывает нескольких видов: внутри поселения; внутри страны; и за пределами страны. Желание учиться вдали о места проживания диктуется несколькими условиями: отсутствие дошкольного или среднего образовательного учреждения удовлетворяющего пониманию и потребностям родителей, и поэтому их дети учатся далеко от дома, затрачивая дополнительные деньги на транспорт и время на передвижение. учеба в начальных и средних профессиональных учебных заведениях, которых недостаточно и требуется переезд внутри района или области. учеба в вузе, которые, как правило, в основном находятся в столице, и требуется переезд и расходы на проживание и т.д., что не всем доступно. учеба в образовательных учреждениях за рубежом, т.к. появилась возможность учится; позволяют материальные ресурсы; получение знания и знания иностранного языка; нежелание учится в атмосфере неформальных платежей в вузах страны; желание получить действительно высшее профессиональное образование и диплом, чтоб в дальнейшем можно было найти работу.

Всего за период с 1994 года по 2007г Министерством образования Республики Таджикистан на учебу в различные страны было отправлено 1789 человек. Если в 1994 году на учебу выехало 59 человек, в 2007 году – 436. Всего по линии Министерства образования студенты учились и учатся в 14 странах мира. В 2007 году за счет бюджета Республики Таджикистан за рубежом обучается 31 абитуриент, 9 аспирантов, 5 докторантов и 9 специалистов повышают квалификацию. Наибольшее количество граждан Таджикистана проходят обучение в Российской Федерации – 730 человек; Республике Турция – 461 человек; Республике Казахстан человек; Республике Киргизстан – 102 человека; Исламская Республика Иран - 114; КНР – 83 человека; а также в Египте, Украине, Японии, ФРГ, Словакии, Чехии, Польше и США.

В Таджикистане на 2007г. обучались всего 3030 тысяч инностраных граждан, из которых 1957 граждан Республики Узбекистан. В общем в стране обучение проходят граждане 23 государств: России, Казахстана, Туркменистана, Индии, Пакистана, Белоруссии, Ирана, КНР, США, Канада, Сирии, Нигерии, Мавритании, Англии, Кореи, Непала и другие.

Больше всего зарубежных студентов получают образование в Государственном Педагогическом Университете им. С. Айни – 1426 студентов; в Таджикском Государственном Медицинском Университете им. Сино – 355 студентов; в Национальном Государственном Университете – 155 студентов; в Худжанском Государственном Университете – 375 студентов; в Таджикско – Российском Государственном Университете – 135 студентов; В Государственном Техническом Университете им. М. Осими – 96 и т.д.

Заключение Многие эксперты полагают, что эффективному проведению реформ препятствует низкий уровень человеческого капитала в стране. Политика инвестирования в развитие человеческих ресурсов, т.е. в формирование надежного и способного кадрового потенциала, должна предшествовать вкладыванию ресурсов в развитие экономики.

«Мыслящая Россия» в Центральной Азии Человеческий капитал (на примере Республики Таджикистан) Спасибо за внимание! Халимова Н.С. Независимый исследователь