«Развитие сети образовательных учреждений: проблематика и проблемы, эффекты и эффективность» Новикова Т.Г., эксперт Института проблем образовательной политики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие сети образовательных учреждений Экспертиза выполнения обязательств.
Advertisements

Развитие сети образовательных учреждений Новикова Т.Г., зав.кафедрой развития образовательных систем АПК и ППРО.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста г. Мурманска прогимназия 63 Подготовка к введению ФГОС ДО в прогимназии. Старший воспитатель прогимназии.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой.
Модели реализации межшкольными учебными комбинатами профориентационной работы со школьниками в рамках сетевого взаимодействия и расширения социального.
Тенденции и перспективы развития школьной сети в регионах: что удалось достичь в рамках КПМО Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок.
Модели реализации межшкольными учебными комбинатами профориентационной работы со школьниками в рамках сетевого взаимодействия и расширения социального.
Концепция Образовательный политехнический комплекс «ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА Новосибирской области»
Подходы к реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Моздокского района Во время этого доклада может возникнуть дискуссия с предложениями конкретных.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Тематический модуль курса обучения школьных управляющих (2 (4)часа) Управляющий совет: оценка качества образования, публичный доклад.
Управление процессом становления и развития нового качества образования.
Федеральный проект «Наша новая школа» УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (что предстоит сделать)
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
«Сеть общеобразовательных учреждений» – совокупность всех образовательных учреждений района (региона, страны) реализующих программы начального общего,
О программе реструктуризации системы НПО Республики Марий Эл Белоусова Л.И.– заместитель председателя Государственного комитета Республики Марий Эл по.
Транксрипт:

«Развитие сети образовательных учреждений: проблематика и проблемы, эффекты и эффективность» Новикова Т.Г., эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика»

Характеристика состояния направления в регионах КПМО Направление остается одним из самых сложных в КПМО. Сложность заключается в его ресурсоёмкости и прежде всего финансовой. Основные расходы: 1. Приобретение оборудования и мебели 2. Ремонт базовых образовательных учреждений 3. Приобретение автобусов для общеобразовательных учреждений 4. Переоборудование школьных автобусов

Характеристика состояния направления в регионах КПМО Направлено 81 % средств федеральной субвенции Запланированные регионами объёмы инвестиций в реализацию этого направления составляют от 68 до 96% от средств федеральной субвенции. Регионы-участники КПМО по показателям 4.2. и 4.3. в основном справляются со взятыми на себя обязательствами по обеспечению средней наполняемости классов в городских и сельских школах. В целом по регионам значения достигнутых показателей очень близки к уровню взятых обязательств.

Проблемы Развитие сети не стало зоной внимания и ответственности местных администраций, рассматривается как «образовательная» задача, а не «социального развития территории». Устаревшие строительные проекты зданий и сооружений многих действующих школ не позволяют обеспечить выполнение ряда требований к оснащенности и благоустройству (включая наполняемость). Ряд поселений, получивших статус городских, по количеству, плотности, населения, инфраструктуре остается сельскими. Обеспечить норматив наполняемости, установленный для городских школ, в них практически невозможно. Негативная реакция части родительской общественности и коллективов школ на планы реорганизации. В условиях экономического кризиса существенно осложнился вопрос финансирования обслуживания «школьных автобусов».

Направление 4.4. Число обучающихся на старшей ступени в расчете на одно общеобразовательное учреждение, имеющее старшую ступень Отражает, процесс укрупнения старшей школы, необходимый для перехода к профильному обучению в старших классах Прямая зависимость от демографической ситуации Сложившиеся системы расселения в регионах Природно-климатические условия Нехватка школьных автобусов для увеличения подвоза детей в условиях расширения сетевого взаимодействия.

Основные Причины неисполнения обязательств по показателю % регионов-участников КПМО не выполнили своих обязательств по достижению значений показателя 4.4. Фактически можно говорить о тотальном невыполнении региональных обязательств по показателю 4.4. Переход части учащихся 9-х классов в учреждения НПО, СПО вследствие: изменения порядка прохождения итоговой аттестации выпускников 11-х классов, предусматривающих в качестве единственной ее формы ЕГЭ; с целью раннего получения профессионального образования и возможностью повышения материального благосостояния Переход на 4-х летнюю начальную школу (в течение года произошло сокращение количества учащихся, пришедших в старшую школу в 2008, эта тенденция сохраняется и в 2009 году). неблагоприятная демографическая ситуация (отрицательная динамика прироста населения); трудовая миграция жителей сельских территорий в города, а также выезд семей из отдаленных сельских поселков.

Цель развития сети образовательных учреждений: Обеспечить условия для получения качественного общего образования независимо от места жительства за счет создания интегрированных образовательных ресурсов территории, кооперации и специализации, внедрения вариативных моделей образовательных учреждений.

Виды сетей 1. По степени централизации управления (централизованные, децентрализованные) 2. По административной подчиненности (муниципальные, межмуниципальные, межведомственные) 3. По интенсивности сетевого взаимодействия (развитые, неразвитые- деинтегрированные) 4. По способам сетевого взаимодействия (реальные, виртуальные)

Требования к сети: Максимальная доступность Полнота ресурсной обеспеченности предоставляемых услуг Определенная гибкость Надежность функционирования Обоснованность избранных форм сетевого взаимодействия

Требования к сети общеобразовательных учреждений реализация возможности выбора индивидуальной образовательной траектории в образовательном учреждении или в сети обеспечение психофизической безопасности учащихся и комфортных условий образовательного процесса обеспечение пространственной доступности услуг, предоставляемых сетью создание условий для профилизации старшей ступени обеспечение необходимой концентрации и целевого распределения ресурсов

Цели, которые должны быть достигнуты в процессе развития сети: Обеспечение полноты предоставляемых сетью образовательных услуг с учетом их территориальной доступности Повышение адекватности образовательных услуг сетевых элементов потребностям учащихся разного возраста Рационализация использования ресурсов сети общеобразовательных учреждений

Условия, требующие учета при проведении реструктуризации: Построение механизмов, обеспечивающих реализацию права выбора образовательного учреждения Стандартизация требований к выходу на каждой ступени Сочетание государственного и муниципального управления в сетях

Учет специфических условий при определении структурных элементов сети Состав и пространственное расположение учреждения образования Иные образовательные ресурсы Однородность (неоднородность) этнокультурного состава Ресурсное обеспечение образования Состояние и перспективы развития экономики, специфика территориального рынка труда

Согласно данным Национального союза семейных ассоциаций (UNAF – Union National des Association Familiales), несовершеннолетняя аудитория ежегодно проводит в среднем 154 часа качественного времени (т.е. периода бодрствования) с родителями 850 часов - с учителями, в то время как на контакты с различными экранными медиа у детей отводится 1400 часов [ Frau-Meigs D. (2003). Media Regulation, Self-Regulation and Education. In: Feilitzen, C. von, Carlsson, U. (Eds.).

Сетевое взаимодействие для создания обучающей среды (дистантная подготовка) - сетевое взаимодействие, развивающее и поддерживающее среду, центром которой является учащийся; - сетевое взаимодействие, развивающее и поддерживающее среду, организованную вокруг знаний; - сетевое взаимодействие, развивающее и поддерживающее среду, оценивающую знания; - сетевое взаимодействие, развивающее и поддерживающее среду, организованную вокруг общины. (Bransford, John D., Ann L. Brown, and Rodney R. Cocking, eds How People learn Brain, Mind, Experience, and School. Expanded ed. Washington, D.C.: National Academy Press.)

Сетевое взаимодействие, центром которой является учащийся Предлагают индивидуальное обучение и дают знания, которые учащиеся не могут почерпнуть из традиционных учебников программы могут создавать у ученика мотивацию к совместной деятельности и организуют сеть учащихся. Они как бы усаживают ученика на «водительское место», обеспечивая его необходимой структурой и возлагая на него ответственность за собственное обучение. Программы компьютерного моделирования можно использовать для обучения основным темам и для демонстрации ученикам теоретических и упрощенных моделей явлений реального мира по естественно-научным дисциплинам. (Примером может служить проект GENScope Project) Позволяют учащимся усваивать научные понятия через прямые манипуляции и эксперименты. Такие научные видео и компьютерные симуляции, и инструменты визуализации способствуют освоению научных концепций.

Сетевое взаимодействие организованное вокруг знаний Благодаря компьютеру и Интернет в класс проникают проблемы реального мира. Например, проект Глобальное изучение и полезные наблюдения (Global learning and Observations to Benefit -GLOBE) дал возможность миллиону учащихся из 12 тыс. школ со всего мира принять участие в сборе данных о состоянии окружающей среды, используя протокол, предложенной теми, кто возглавлял исследования. Ученики направляли собранные данные в архив проекта GLOBE через Интернет. Затем эти данные были использованы учеными и учащимися для проведения анализа. Инструменты визуализации - карты, графики и цифровые фотографии, размещенные на сайте GLOBE, позволили увидеть школьникам собственные данные и сравнить их с теми, что были собранны в других местах. Среда, организованная вокруг знаний, предоставляет доступ к самым разным источникам информации, включая цифровые библиотеки и реальные данные для анализа. Позволяет в интерактивном режиме связаться с метеорологами, геологами, астрономами, специалистами по вычислительной технике, что позволяет учащимся добиться значительных интеллектуальных успехов и почувствовать вкус к работе

Сетевое взаимодействие оценивающее знания Компьютеры и Интернет ученику, и преподавателю возможность наладить обратную связь, подумать и оценить свои знания, а так же приобрести новые. Например, сетевые технологии для коммуникации, такие, как Международная обучающая компьютерная среда (Computer- Supported International Learning Environments - CSILE), разработанная в институте обучения и образования в провинции Онтарио, дают возможность ученикам объединиться для познавательной деятельности при помощи общей базы данных с текстовыми и графическими возможностями.

Сетевое взаимодействие организованное вокруг общины. Интернет дает особенно интересный результат там, где с его помощью учителя и учащиеся создают местные и глобальные сообщества, куда входят педагоги, ученики, руководители, родители, ученые-практики и другие заинтересованные лица. Международная образовательная и ресурсная сеть (International Education and Resource Network - IEARN) и программа World Links предлагаю онлайновую платформу, с помощью которой учащиеся работают над совместными обучающими проектами с наставниками в своей собственной стране и по всему миру. В процессе работы над такими проектами ученики имеют возможность ознакомиться с историями людей, их личным опытом, новыми источниками и получить реальную обратную связь, столь необходимую для глубокого понимания других культур. Проект предоставляет возможность вступать во взаимодействие и сотрудничество, которое иначе невозможно наладить

Основные характеристики сетевых технологий (в т.ч. дистанционных) - интерактивность, обеспечивающая свободный доступ к информации и ее передачу от источника к аудитории, а также создающая возможность собеседникам общаться дистанционно. Непосредственное подключение мультимедийных интерфейсов к Интернет создает возможность людям и/или организациям взаимодействовать в реальном времени; - децентрализация, то есть преобладание горизонтальных связей над вертикальными, взаимодействие с сообществом, которое не строится на подчиненности, а организуется посредством общего интереса; - равноправность участников образовательного процесса в доступе к информации, выражении своего мнения, а также в использовании информации; - ситуационное (частичное лидерство), когда каждый субъект в какой- либо одной области может являться лидером, а в другой лишь участником; -свобода вхождения в информационное пространство для удовлетворения потребностей (информационных, коммуникативных и т.п.) и самореализации и право выбора своей аудитории; - наличие неформальных отношений, предполагающих клубный характер отношений членов сети; - широкая тематическая специализация, предполагающая решение в рамках сети не столько узкопрофессиональных проблем, сколько «пограничных», лежащих на пересечении различных тем (сфер, направлений).

Специфические особенности сети Построение не на похожести, а на способности сделать вклад в разрешении каких-либо вопросов (проблем). Возможность осуществить такой вклад одновременно задает возможность обмена вкладами, распространения идей. «Пространство информационных потоков» относится к технологической возможности организации множественности социальных практик безотносительно к географической привязанности. Смысл и функция "пространства информационных потоков" зависит от потоков, протекающих внутри сетей в отличие от "пространства мест", в котором смысл, функция и место жестко взаимосвязаны.

Специфические особенности сети Сети децентрализуют исполнение и действуют на бинарной логике: включение/исключение. Все, что входит в сеть полезно и необходимо для ее существование, что не входит - не существует с точки зрения сети, и может быть проигнорировано или элиминировано. Сети могут коммуницировать, если их цели схожи, но для этого нужны акторы, обладающие доступом к кодам, осуществляющим процесс переключения - это акторы, наделенные властью в сообществе.

Характеристики сетевых обучающих технологий Сетевые информационные технологии, как и другие интерактивные технологии, характеризуют следующие черты: большая приближенность к жизненным ситуациям; акцент на решение реальных социальных проблем; использование принципиально иной методической модели обучения.

Новые функции в сети Координация Тьюторство Модерация

Координационный совет – это консультативно-совещательный орган, координирующий сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, осуществляемое с целью обеспечения полноты услуг.

Основные функции Координационного совета 1. Запрашивает, обобщает информацию о кадровых, методических, материально-технических ресурсах общеобразовательных учреждений сети. 2. Согласует учебные планы общеобразовательных учреждений сети 3. Составляет перечень курсов сети, реализуемых в условиях сетевого взаимодействия. 4. Запрашивает у общеобразовательных учреждений сети информацию о выборе, составляет сетевую карту спроса и предложения. 5. Формирует сменные группы, составляет сетевое расписание. 6. Анализирует информацию об образовательных ресурсах образовательных учреждений других типов и видов (УДОД, УНПО, УСПО), которые могут быть использованы для реализации программ курсов в условиях сетевого взаимодействия. Формирует базу данных.

7. Анализирует информацию об эксклюзивных ресурсах учреждений и организаций, которые могут быть использованы для реализации практической части программ курсов в условиях сетевого взаимодействия. Формирует базу данных. 8. Составляет транспортную карту. 9. Вырабатывает предложения и рекомендации для общеобразовательных учреждений сети по использованию ресурсов учреждений и организаций для реализации программ курсов. 10. Вырабатывает предложения, рекомендации по изменению в нормативной базе общеобразовательных учреждений для организации эффективного взаимодействия. 11. Утверждает локальные акты сети. -Положение о Совете; -Договор о сетевом взаимодействии общеобразовательных учреждений; -Должностные обязанности координатора сетевого взаимодействия; -Сетевое расписание; -Списочный состав сменных групп; -Договор о взаимодействии с внешними партнерами сети; -Транспортная карта

На региональном уровне обеспечивается переход от сметного к нормативному бюджетному финансированию общего образования ; инициируется анализ существующей в муниципальных округах сети образовательных учреждений, обеспечивается запуск и сопровождение процессов реструктуризации в муниципальных округах; Обеспечивается подготовка кадров образования для эффективного проведения реструктуризации; оказываются консалтинговые услуги по проведению реструктуризации сети муниципальному уровню; разрабатываются методические рекомендации по проведению реструктуризации и пакет примерных нормативных документов (положений, актов, договоров и пр.), которые субъекты права могут использовать в свой работе для оформления изменений; осуществляется контроль над исполнением действующего законодательства в области образования на территории региона; обеспечивается (до создания государственной аттестационной службы) аттестация образовательных программ.

На муниципальном уровне создаются, ликвидируются, реорганизуются подведомственные образовательные учреждения; разрабатываются и формируются программы развития муниципальных систем образования (в том числе и программы/подпрограммы реструктуризации образовательных учреждений); обеспечивается эффективное использование и "комбинирование" ресурсов муниципального образования; осуществляется управление сетью муниципальных образовательных учреждений и ведет мониторинговые наблюдения за муниципальной образовательной системой; решаются вопросы организованной доставки обучающихся к месту получения общего образования; обеспечивается сетевое взаимодействие образовательных учреждений и других организаций муниципального уровня для достижения образовательных целей.

Уровень общеобразовательного учреждения: организуется образовательный процесс, в том числе и с привлечением ресурсов других организаций; осуществляется взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями; создаются условия для реализации индивидуальной образовательной программы обучающихся; оформляются отношения с родителями учащихся или с лицами, их заменяющими.

Перечень основных нормативно-правых актов, регламентирующих процессы реструктуризации Гражданский кодекс РФ Закон «Об образовании» Закон «О некоммерческих организациях» Закон «Об основах местного самоуправления» Типовое положение об общеобразовательном учреждении Типовое положение об учреждении дополнительного образования Типовое положение об учреждении дошкольного образования Пакет документов, содержащих примерные положения о новых структурах и моделях организации обучения Уставы образовательных учреждений Локальные акты образовательных учреждений

Мониторинг 1. Анализ региональной нормативной базы и её сопоставление с происходящими процессами в системе образования. 2. Исследование возможности предоставления региональной сетью ОУ современных качественных образовательных услуг. 3. Анализ эффективности бюджетных расходов на образование и порядка рефинансирования высвобождающихся средств в систему образования на её развитие.

Спасибо за внимание!