Библиоменеджеры инновационной деятельности: требования к подготовке 21 сентября 2011 г.
Введение: что имеем … Экономический рост, социальное и политическое положение стран в мире определяются интенсивным развитием наукоемких отраслей. Инновационное развитие признается единственно возможным путем дальнейшего модернизации не только сферы экономики общества, но и всего общества в целом. Повышенное внимание к проблеме управления инновациями является следствием глобальных изменений в общественной жизни.
Введение: что имеем … Библиотечная сфера - многогранная проблема … государственное и законодательное регулирования инновационной деятельности, поиск инновационных решений для проблем отрасли маркетинг инновационных продуктов и услуг техническое и социальное прогнозирование результатов и последствий внедрения инноваций минимизация возможных рисков адаптация к инновациям тех, кто будет их внедрять
Причём тут мы? … освоение инноваций как инструмента для библиотечно-информационной сферы страны развития представляется неизбежным … Одним из Целевых ориентиров Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ( 1662 от г.) определен « … доступ к культурным благам …»
Причём тут мы? … происходит формирование новых производственных и технологических стандартов деятельности библиотеки также - неизбежно - меняют свои стандарты и нормативы качества деятельности проблема кадров
Инновации и кадры? основой инновационного развития библиотек признаны информационно- коммуникационные технологии и их программно-аппаратное обеспечение, результатом является повышение качества создаваемых библиотекой продуктов и предоставляемых услуг, а это делают люди
Кадры? Кадры! Кадры Кадры? Кадры! Кадры Кадровая проблема является весьма острой для библиотек, появление в них людей, которые могли бы участвовать в процессе их дальнейшей модернизации, тормозится множеством условий …
Нет людей … Каких людей нет? есть ли спрос на инновационные компетенции сотрудников библиотек? каковы на сегодня приоритеты регионального развития, и как они влияют на развитие библиотек? новая библиотечная элита: зачем она нужна, какой она должна быть, и откуда она возьмется?
Вот каких людей нет … библиотекам на современном этапе не хватает специально подготовленных управленцев, которые во всем мире получили название StartUp-managers, стартап-менеджеры Именно они считаются одним из важнейших элементов социальной инфраструктуры инноваций, их специально готовят и обучают, в России для социокультурной сферы подготовка таких специалистов не предусмотрена NB: на библиотечно-информационных факультетах вузов культуры готовят менеджеров, но подготовка StartUp-менеджеров имеет свою специфику
Библио StartUp-менеджер это руководитель нового направления в деятельности организации, начинаемом, как правило «с нуля»... это руководитель нового направления в деятельности организации, начинаемом, как правило «с нуля»...Это НЕ руководитель функционального подразделение НЕ топ-менеджер (директор) НЕ организатор мероприятия Подробнее о стартап-менеджерах см., напр.: Подробнее о стартап-менеджерах см., напр.:
Флюгер-концепция Флюгер расположен высоко, т.е. имеет достаточный обзор и может видеть малейшие изменения Флюгер изготовлен из твердого материала, а потому устойчиво не меняет форму, но при этом его конфигурация может быть самой разнообразной Флюгер жестко закреплен, т.е. у него есть база, основа, на которой он стоит Флюгер может крутиться, т.е. менять свое положение (изменяться в пространстве) вслед за изменениями пространства, т.о. может улавливать приоритеты и находиться в одном с ними русле
Флюгер-концепция - 1 знать общие вопросы и характеристики современного этапа экономического и социального развития общие вопросы и характеристики современного этапа экономического и социального развития уметь определять сущность и потенциальную эффективность инновационных технологий сущность и потенциальную эффективность инновационных технологий особенности, границы применимости их в библиотечной деятельности особенности, границы применимости их в библиотечной деятельности владеть методикой преодоления «технологических разрывов» в библиотечно- информационной деятельности преодоления «технологических разрывов» в библиотечно- информационной деятельности применения на практике инновационных стратегий развития как наступательного, так и стабилизационного характера применения на практике инновационных стратегий развития как наступательного, так и стабилизационного характера перехода от старой технологии деятельности к новой в библиотечных процессах перехода от старой технологии деятельности к новой в библиотечных процессах
Флюгер-концепция - 2 знать ключевые понятия, положения и категории теории инноватики ключевые понятия, положения и категории теории инноватики виды и особенности нововведений виды и особенности нововведений характеристики инновационного процесса, характеристики инновационного процесса, владеть навыками оценки, анализа и рецензирования профильной информации оценки, анализа и рецензирования профильной информации применять методы экономического и математического прогнозирования и моделирования экономического и математического прогнозирования и моделирования
Флюгер-концепция - 3 знать основные проблемы сферы основные проблемы сферы законодательное обеспечение инновационной деятельности законодательное обеспечение инновационной деятельности особенности управления интеллектуальной собственностью особенности управления интеллектуальной собственностьюуметь получать и анализировать информацию о перспективах развития отрасли получать и анализировать информацию о перспективах развития отрасли делать долгосрочные и среднесрочные прогнозы делать долгосрочные и среднесрочные прогнозы
Флюгер-концепция - 4 знать особенности рынка научно-технической и информационной продукции: принципы, направления и проблемы реализации особенности рынка научно-технической и информационной продукции: принципы, направления и проблемы реализацииуметь оценить деятельность библиотеки как элемента информационной, научной, культурной и образовательной инфраструктуры общества оценить деятельность библиотеки как элемента информационной, научной, культурной и образовательной инфраструктуры общества проводить предпроектное обследование библиотечных учреждений проводить предпроектное обследование библиотечных учрежденийвладеть техникой представления потребителям и контролирующим органам нового (или значительно усовершенствованного) продукта или услуги техникой представления потребителям и контролирующим органам нового (или значительно усовершенствованного) продукта или услуги
Флюгер-концепция - 5 знать сущность и содержание понятия «управление проектами» сущность и содержание понятия «управление проектами» особенности инновационного проекта особенности инновационного проекта количественные и качественные методы оценки проекта количественные и качественные методы оценки проектауметь составить план составить план техническое задание техническое задание «дорожную карту» библиотечного инновационного проекта «дорожную карту» библиотечного инновационного проектавладеть навыками послепроектного сопровожения навыками послепроектного сопровожения
Флюгер-концепция - 6 знать основные аспекты психологии инновационности основные аспекты психологии инновационности теории лидерства теории лидерства руководства персоналом руководства персоналомуметь оценить роль библиотечного персонала оценить роль библиотечного персонала подобрать команду внедряющих подобрать команду внедряющих учитывать и нейтрализовать сопротивление изменениям учитывать и нейтрализовать сопротивление изменениямвладеть методиками мотивации персонала методиками мотивации персонала методами обучения внедрению и сопровождению инновационных процессов методами обучения внедрению и сопровождению инновационных процессов
А зачем всё это? Инновации - деятельность, постоянный процесс, направленный на результат; не цель, а инструмент, фактор, условие поддержания устойчивости библиотеки, как социокультурного явления, как организации в имеющейся социальной среде… как организации в имеющейся социальной среде…
А результат? инновации в библиотеке должны способствовать установлению места библиотеки в системе инновационной деятельности и дальнейшему развитию этой системы ЭТО ЛЮДИ! ЭТО – МЕТОДИСТЫ?
Благодарю за внимание! И терпение!!! Е.Н.Гусева (РГБ, МГУКИ)