Презентация "Драма А.Н. Островского "Гроза". История создания и постановки".

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель : Рассмотреть интерпретацию произведения в критической литературе и театральных постановках. Иванова Л. В. МОУ СОШ с. Смоленка.
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 34 Интерпретации роли Катерины в постановках драмы А.Н.Островского «Гроза» Работу выполнили Горячкина.
Интерпретации роли Катерины в постановках драмы А.Н.Островского «Гроза»
Сегодня, как и всегда, основу репертуара Малого театра составляют пьесы Александра Николаевича Островского: «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда.
Сегодня, как и всегда, основу репертуара Малого театра составляют пьесы Александра Николаевича Островского: «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда.
Трагедия Катерины. «Гроза» в русской критике.. ЦЕЛЬ УРОКА: -проанализировать образ героини; -понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это.
Александр Николаевич Островский КОЛУМБ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ.
Идейно-художественное своеобразие драмы А.Н. Островского «Гроза»
Развитие Музыки и театра. Театр Для театра 19 века были характерны громкие монологи, эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, то есть.
Александр Николаевич Островский ( г.г.) Моя задача - служить русскому драматическому искусству. Другие имеют школы, академии, высокое покровительство,
НАУЧНЫЙ СОВЕТ Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры.
Споры критиков вокруг драмы «Гроза» Урок литературы в 10 классе.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ, КАК « ОТЕЦ РУССКОГО ТЕАТРА ». Сделала Бадонышева Екатерина ученица 10 « О » класса.
Д е л о в а я и г р а (суд над героями пьесы А.Н.Островского «Гроза» с элементами дискуссии) Автор: Бондаренко Оксана Геннадиевна, учитель русского языка.
ГАОУ СПО ЛО «Приозерский политехнический колледж» Тест по творчеству А.Н. Островского 1 курс 1 курс Прокофьева Надежда Евгеньевна Тест по творчеству А.Н.
А.Н Островский. Жизнь и творчество. Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один.
Театр во второй половине 19в.
Имя Островского а) Николай Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Александр Николаевич г) Николай Александрович 2) Островского прозвали а) «Колумб Замоскворечья»
Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Тест по творчеству А.Н.Островского
А.Н.Островский и его знаменитая пьеса «Гроза». История создания пьесы: Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года, а закончена 9 октября.
Транксрипт:

А.Н. Островский Драма «Гроза» История создания и постановки Выполнила ученица 10 индивидуального класса ГБОУ школы 594 Варустина Дайна. Учитель Шумская С.Г. И. Глазунов. Катерина и Борис.

А.Н. Островский реорганизатор русского театра Островский драматург, режиссер, антрепренер работал с актерами, постоянно руководя постановками своих новых пьес в Малом московском и Александринском петербургском театрах. Суть его идеи состояла в осуществлении и закреплении влияния литературы на театр. Вместе с тем Островский не мыслил драматургии без театра. Он был уверен, что только писатель, создавший свою неповторимо своеобразную драматургию, свои ̆ особый мир на сцене, имеет что сказать артистам, имеет чему их научить. Островский создал манеру актерской игры, ориентированную на постижение и передачу сложных человеческих характеров. Он считал, что литературный текст является основополагающей частью драматического спектакля, хотя вместе с тем пьеса не живет без сценического ее воплощения. Василий Перов. Портрет А.Н. Островского (1877)

Островский отстаивал принципы авторско театра. Образцовыми опытами такого рода он считал театры Шекспира, Мольера, Гете. Соединение в одном лице автора драматических произведении ̆ и их интерпретатора на сцене учителя актеров, режиссера представлялось Островскому залогом художественной целостности, органичности деятельности театра. Эта мысль в условиях отсутствия режиссуры, при традиционной ориентации театрального зрелища на выступление отельных, «солирующих» актеров-фаворитов была новаторской и плодотворной.

История создания пьесы «По заданию… великого князя Константина Николаевича… были разосланы по стране видные русские писатели… Они должны были изучать и описывать народные промыслы… Островскому досталась Верхняя Волга». В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов, чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери и Костромы. О Ржеве забывали, но именно Ржев сопричастен рождению таинственного замысла «Грозы». А. Головин. Берег Волги.

« Все лучшие произведения мои писаны мною для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта », – признался однажды русский драматург. « Гроза », знаменитая пьеса Александра Николаевича, была наполнена воспоминаниями актрисы о годах ее детства и юности на Волге. Рассказы ее, голос и весь облик вызвали в душе драматурга образ Катерины с ее независимой и гордой натурой. Для мироощущения Косицкой была важна поэтическая любовь к природе, обостренное понимание её красоты и созвучия человеческой души. Таковым был образный строй исполнения Косицкой. Понятие греха для неё было так же страшно, как и для Катерины, понятие любви также свято. Актриса воплощала женские характеры во многих пьесах драматурга: « Бедность не порок », « Не так живи, как хочется », « Доходное место », в трилогии о Бальзаминове. И все же в историю русского театра Любовь Павловна прежде всего вошла как первая исполнительница роли Катерины в драме « Гроза ». Не случайно так много общего в судьбах Любови Косицкой и Катерины Кабановой. « Для пьес Островского она была чистое золото. Более русского типа, со всеми условиями нежной русской души, нельзя было найти нигде », – считала критика. Косицкая Любовь Павловна (Никулина) 28 августа 1827 года – 17 сентября 1868 года

Творческая судьба А.Н. Островского оказалась навсегда связана с Малым театром. 46 из 47 его пьес впервые были поставлены именно на этой сцене. Недаром перед фасадом малого театра установлен памятник Островскому. Андреев А.А. Памятник А.Н. Островскому, 1929 год, бронза Москва, Театральная площадь

Премьера прошла в Малом театре 16 ноября 1859 в бенефис С. В. Васильева, исполнителя роли Тихона, в остальных ролях: Дикой П. Садовский, Борис Чернышев, Черкасов, Кабаниха Рыкалова, Катерина Никулина-Косицкая, Варвара Бороздина 1-я, Кулигин - Дмитревский, Кудряш В. Ленский, Феклуша Акимова. Драма «Гроза» является одним из самых замечательных художественных создании ̆ Островского. Писать «Грозу» драматург начал в июне –июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале «Библиотека для чтения», в том же году вышла отдельным изданием. Государственный академический Малый театр России Прежние названия Императорский Московский Малый театр, Академический ордена Ленина ордена Октябрьской Революции Малый театр Союза ССР Основан 1756

В Санкт-Петербурге «Гроза» впервые была представлена 2 декабря 1859 в Александринском театре. По мнению тогдашней критики, этот спектакль все же уступал московскому. Ф.Снеткова очень хорошо выражала моральную чистоту, поэтичность Катерины, но лишила ее бытовых красок и по внешнему облику походила более на петербургскую барышню. Ф. Бурдин портил роль Дикого чрезмерной суетливостью и крикливостью. Е.Левкеева в основном правильно воссоздавала образ Варвары, но в ряде случаев придавала ему излишнюю грубость и т. д. Кроме того, при наличии прекрасных, в основном, исполнительских сил, спектакль, как и в Москве, весьма снижался небрежным, бедным декоративным оформлением. Степанов, Тихон Мартынов, Катерина Снеткова, Варвара Левкеева, Кулигин Зубров, Кудряш Горбунов, Феклуша Громова. Александринский театр. Литография.

Феодосия Александровна Снеткова ( ), по мужу Перфильева, по сцене Снеткова 3-я или Фанни Снеткова Феодосия Александровна Снеткова ( ), по мужу Перфильева, по сцене Снеткова 3-я или Фанни Снеткова В 1858 году окончила Петербургское театральное училище, брала уроки у Веры Самойловой, дебютировавала в роли княжны Ольги («Владимир Заревский» Ефимовича) на сцене Александринского театра, где прослужила с 1856 по 1863 годы. Современники называли Фанни «царицей грёз», а в «благородной и непринужденной игре её не было ни капли фальши или жеманности». По настоянию А. Н. Островского Снеткова сыграла Катерину в петербургской премьере «Грозы». 31 января 1863 года состоялся прощальный бенефис Фанни Снетковой, решившей оставить сцену. Она выходила замуж за отставного гвардии подпоручика Сергея Перфильева. «...Я всегда считала, что или должна всецело принадлежать театру или совсем стать чужой…»

Впервые пьеса была поставлена 16 ноября 1859 года в Малом театре в бенефис С. В. Васильева. Катерина Л. П. Никулина- Косицкая, 1859 Александринский театр (в бенефис Линской, которая исполнила роль Кабанихи, Катерина Снеткова 3-я) 1863 Малый театр, Катерина Г. Н. Федотова, 1911 Малый театр, Катерина В. Н. Пашенная, 1961 Малый театр, постановка В. Н. Пашенной и М. Гладкова, Катерина Р. Д. Нифонтова, 1880 – Пушкинский театр А. А. Бренко в Москве, Катерина -А. Стрепетова, Малый театр, Катерина – М.Н. Ермолова, Александринский театр, Катерина – Е.Н. Рощина- Инсарова. Экранизации: Гроза (фильм, 1912) выпущен фирмой «Патэ», в роли Катерины В. Н. Пашенная Гроза (фильм, 1934) режиссёр В. М. Петров. Постановки пьесы, вошедшие в историю театрального искусства Г. Н. Федотова В. Н. Пашенная Р. Д. Нифонтова

Г. Н. Федотова - в роли Катерины. Малый театр. Москва. Фотография на портрете работы Валентина Серова К концу 1860-х годов Гликерия Федотова заняла положение ведущей актрисы театра в амплуа молодых героинь, уделяя большое внимание технике сценической игры. В 1870-е годы её талант достигает расцвета. Ей равно удаются трагические, комедийные, мелодраматические и романтические роли. Она считалась одной из лучших актрис театра Островского, сыграв в его пьесах 29 ролей, некоторые из которых (Снегурочка, Василиса Мелентьева и др.) в одноимённых пьесах были предназначены ей самим драматургом. Первую роль в его пьесах Катерину в «Грозе» Федотова исполнила ещё в 1863 году и играла её в течение 35 лет.

Ве́ра Никола́евна Паше́нная ( ) Российская и советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1937) 1961 «Гроза» А. Н. Островского. Режиссёры: Вера Пашенная, М. Н. Гладков Марфа Игнатьевна Кабанова

П. А. Стрепетова в роли Катерины. Пушкинский Театр А. А. Бренко в Москве В Стрепетова характеризовала Катерину как покорную жертву темного царства. «Она создала нам мученицу, русскую женщину». «С бледным лицом, с огромными, полными печали, глубокими глазами… выходит Стрепетова», - вспоминает Е.Карпов. О конце Катерины он писал как о «тихой агонии умирающего сердца и потемневшей головы». «Так просто это случилось! Ни крика, ни отчаяния… Сколько их умирает так просто, молчаливо…» Сам Островский ценил игру Стрепетовой.

Работа над этой ролью продолжалась несколько лет. Катерина Ермоловой поднималась над бытом, жила в своём мире любви и мечтаний; это была русская женщина, исполненная внутренней силы и готовности к героическому самопожертвованию. «Добролюбов назвал конец Катерины «отрадным»: таков он был у Ермоловой, - писал С.Н. Дурылин. – Ее Катерина, действительно, была не мимолетная искра, а «луч света в темном царстве», луч смелый, сильный, яркий, предвещающий восход солнца, разгоняющего мрак». Игра Ермоловой рождала ощущение новой жизни, звала к активной борьбе за счастье и справедливость. В 1871 году М.Н. Ермолова закончила театральное училище и была принята в труппу Малого театра. В 1873 году Ермолова исполнила роль Катерины в пьесе «Гроза». М.Н. Ермолова

Это был качественно новый Островский, великий русский писатель пушкинского ранга, воссоздавший в «Грозе» поэму русской жизни, а вовсе не частную бытовую ситуацию. Создателями спектакля была объявлена война псевдонародности, лубочности – с одной стороны, и натурализму, этнографии – с другой. «Замысел Мейерхольда в «Грозе» обнажается на выборе исполнительницы роли Катерины». Мейерхольд видел в роли Катерины Рощину-Инсарову и никого кроме нее. «В ее исполнении Катерина из «Грозы» напоминала своим внешним обликом и внутренней душевной интонацией «Даму в голубом» на известном сомовском портрете. Что-то болезненно хрупкое было и в ее изящной тонкой фигуре, облаченной в широкое тафтовое платье, и в ее красивом слегка удлиненном лице, в ее больших, широко открытых темных глазах с трагически укоряющим взглядом. В такой трактовке трагедия Катерины утратила характер бурного взрыва страсти. Катерина предстала в мейерхольдовской «Грозе» как изящная, утонченная женщина – обреченная жертва», – вспоминал Б. Алперс. Спектакль Александринского театра «Гроза», выпущенный Мейерхольдом 9 января 1916 года, вызвал шквал эмоций в прессе и аншлаги в театре. Многолетний оппонент Мейерхольда А. Бенуа, по его собственному признанию, в течение 9 (!) месяцев не мог достать билета на «Грозу ». Е.Н. Рощина-Инсарова (урожденная Пашенная)

В Москве и в Петербурге «Гроза» шла с исключительным успехом. Все первые ее представления сопровождались аншлагами. Очень хорошо она принималась и в провинции (хотя бывали случаи, когда в провинции «Грозу» снимала с репертуара местная власть). Играть в пьесе стремились многие лучшие артисты! В настоящее время «Гроза» прочно вошла в репертуар русских драматических театров Москвы, Санкт-Петербурга и многих других городов России и зарубежья.