Изучение и оценка качества управления образовательным учреждением Л.А. Магальник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000 НА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА 1. Роль стандартизации в развитии.
Advertisements

Теория качества образования Проектирование модели качества образования.
ТЕОРИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Проектирование модели качества образования.
Система оценки качества дополнительного образования детей.
Современные подходы к оценке качества дополнительного профессионального обучения взрослых Кузнецова И.Ю., к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
2 Основные понятия РСОКО Качество образования – это совокупность свойств образования, определяющих его пригодность удовлетворять запросам потребителей.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Качество дошкольного образования с позиции ФГОС Е.В. Арасланова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой дошкольного и начального общего образования.
Муниципальное образовательное учреждение Тогучинского района Киикская средняя общеобразовательная школа.
Методологические основы для формирования воспитательной системы школы.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
Управление процессом становления и развития нового качества образования.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
«Мониторинг качества дополнительного образования детей» «Мониторинг качества дополнительного образования детей» Разработано заместителем директора Ункуновой.
Транксрипт:

Изучение и оценка качества управления образовательным учреждением Л.А. Магальник

Качество – общенаучная категория. Понятие «качество» формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции, начиная с отдельных параметров (точность, прочность, надежность) и переходя к комплексным. Понятие «качество продукта» с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики. Под качеством понимается соответствие предмета как результата труда некоторым заданным нормативам. Возникла специальная наука – квалиметрия – о способах измерения и количественной оценки качества продукции и услуг.

История вопроса В 1946 году была создана неправительственная организация ISO (International Standard Organization). Целью ISO стало содействие стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. В России существует государственный комитет по стандартизации – национальный орган по стандартизации, основная функция которого – разработка, утверждение и принятие стандартов, которые доступны заинтересованному кругу потребителей. Семейство стандартов ИСО 9000 определяют требования к системам управления качеством, выполнение которых позволяет гарантировать качество продукции и услуг, необходимых потребителю. Таким образом, ИСО жестко ориентировано на потребителя.

Стандарты серии ИСО 9000 включают 5 наименований: -МС 9000 – «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению» -МС 9001 – «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании». -МС 9002 – «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже". -МС 9003 – «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях». -МС 9004 – «Общее руководство и элементы системы качества. Руководящие указания» В 90-х годах появляются ИСО 14000, устанавливающие требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции

до 50-х годовпосле 50-х годов 1.Увеличение производства товара (материальное изделие, услуги, идеи). (Потребитель покупает то, что производится) 1.Увеличение производства того товара, который покупается. Объем производства зависит от потребностей. V производства = f (потребности) 2. Качественное улучшение товара на взгляд производителя. 2. Качество товара зависит от потребности Качество товара = f (потребности) 3. В основе теории продвижения товара – агрессивная реклама В основе теории продвижения товара – мягкая реклама, стимулирование, средства маркетинговой коммуникации, общественные связи (public relation). Мировая экономика

Терминология Международной организацией по стандартизации (ИСО, русский вариант МОС – международная организация по стандартизации) было введено для всех отраслей бизнеса и промышленности следующее определения качества: КАЧЕСТВО – совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность КАЧЕСТВО – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности КАЧЕСТВО – определенная совокупность свойств продукции или услуги потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение

Терминология Продукция – совокупность всего многообразия материальных ценностей, выступающих в виде существенного результата хозяйственной деятельности и предназначенных для удовлетворения определенных потребностей. Здесь продукция является обобщенным материальным понятием и включает изделия, продукты, технологии. Услуги – результат взаимодействия поставщиков (исполнителей, изготовителей) и их средств труда с потребителями по удовлетворению потребностей последних. К видам услуг можно отнести, например, транспортные, информационные, телекоммуникационные и др. (Мишин В.М.).

Терминология ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, УСЛУГИ – совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми. УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, УСЛУГИ – мера соответствия качества оцениваемого объекта качеству объекта, принятого за эталон сравнения. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА – основные направления, цели и задачи предприятия в области повышения качества, сформулированные и принятые его руководством. ОБРАЗОВАННОСТЬ – мера достижения выпускником уровня развития отдельных свойств личности, который в наибольшей степени отвечает как потребностям его дальнейшего совершенствования и самореализации, так и сферам профессиональной подготовки и использования

Терминология УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ – методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Это аспект функции управления, определяющей политику в области качества. Включает: ответственность руководства, планирование качества, распределение ресурсов, проведение работ, оценку и др. Управление качеством должно: 1 – соответствовать интересам и потребностям предприятия-изготовителя, 2 – удовлетворять запросам потребителей продукции и услуг.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – что это такое? : 1- «соотношение цели и результата, мера достижения цели»; - «социальная категория, отражающая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности»..(Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М., 1999); 2. КО определяется совокупностью аспектов учебной деятельности ОУ: содержание образования, формы и методы обучения, материально- техническую базу, кадровый состав и др. - интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить; - характеристика способности системы образования обеспечить достижение гармонии интересов личности, общества и государства (А.В. Курбатов. Н/сиб.конф.,с.77). Терминология

Образование как товар В рыночных отношениях образование приняло форму товара, который может покупаться и продаваться, и является доступным всем. Но ни в одной стране мира образование не было реально приведено в соответствие с идеей рынка. Образование, наука и культура выведены за пределы рыночных отношений благодаря государственному контролю. Специфика образования как товара заключается в том, что выгоду от него получает и тот человек, который потребляет этот товар, и общество в целом и конкретные предприятия. Сегодня на образование влияют несколько сил: с одной стороны, государство и общество и, с другой – рынок и демократия, задающие тенденцию к расширению сфер образовательных услуг, придания массового характера образованию

Рынок образовательных услуг имеет свою специфику. Государство и общество заинтересованы в предоставлении части образовательных услуг населению за счет бюджетных средств, т.к. образование относится к правам человека и уже этим отличается от других товаров. Образование как товар носит двойственный характер: до определенного уровня - это государственный товар, бесплатная услуга, на других уровнях – это государственно-частный товар и платная услуга. Конкуренция – это движение к качеству и эффективности, но и государство, сохраняя определенную часть образовательных услуг как базовую для дальнейшего образования, лишает ее главного стержневого качества, предоставляя эти услуги бесплатно. Но именно бесплатные услуги в силу их базового характера являются определяющим фактором качества образования на всех его этапах непрерывного осуществления. Образование как товар

Особенности сферы образования (В.П. Панасюк) 1.Потребители образовательных услуг (учащиеся) являются активными участниками образовательной деятельности. От их активности, позиции, мотивации и усилий во многом зависит конечный результат 2.Удовлетворенность обучаемых качеством полученного в школе образования субъективна и не является единственным критерием его оценки 3.Объективная проверка качества подготовки выпускников школы осуществляется за ее пределами, по критериям и показателям, принятым в системе профессионального образования и профессиональной деятельности 4.Результирующей стороной образовательного процесса выступает сложный, нематериальный, информационный, индивидуально неповторимый продукт в виде образованности. Факторы школьного образования не являются единственными. 5.Полный цикл оказания услуги продолжительный и имеет тенденцию к постоянным изменениям. 6.Наличие факторов, не поддающихся полному учету (гуманизация, индивидуализация, раскрытие личностных качеств и др.) 7.Фактор личности учителя

ФИЛОСОФИЯ 1. КАЧЕСТВО – степень приближения к идеалу (Поташник, Моисеев, Тубельский, Ямбург) – административное управление. Построение идеала, эталона, желаемой цели. (Гармонично развитая личность, учитель высшей категории?) ФИЛОСОФИЯ 2 КАЧЕСТВО - мера соответствия предъявляемым требованиям. Требования предъявляет общество через конституцию, законы, стандарты, образовательные программы др. Что выбрать?

Сегодня во всем мире качество является главным фактором, обеспечивающим преимущество любой системы, в том числе и системы образования. Качество превратилось в новый источник роста инновационного богатства, а управление качеством становится основой методологического осмысления теории и технологии управления, качества управления

Эффективная политика управления качеством в современных социально-экономических условиях общественного развития в числе своих приоритетов имеет ориентацию на потребителя. Традиционно эффективное управление опирается на точное выполнение норм и нормативных указаний. Таким образом, важно: 1 - установить нормы и механизмы их формирования, т.е. соответствие качества продукции или услуг стандарту, 2 – установить соответствие качества продукции или услуг фактическим требованиям рынка и потребителя.

Эффективность всеобщего управления качеством зависит от трех главных условий : 1.За повышение качества энергично выступает руководитель предприятия; 2. Инвестиции вкладываются не в оборудование, а в людей; 3. Организационные структуры преобразуются или создаются специально под всеобщее управление качеством. Можно выделить несколько составляющих достижения более высокого качества продукции и услуг: если считать, что качественной является та продукция или услуга, которая соответствует стандарту, то следует начать: 1.с разработки требований, утверждения стандартов, инструкций и процедур, 2.с проверки качества продукции;

Управление качеством Ко У= N К М Кс У – управление качеством; N – нормативы (ориентиры, описание перспектив). В СССР – устанавливались во внешней среде, тотальное регламентирование, В РФ – появились потребители: ученик, родитель, социальный заказ. К – контроль; Кс – контроль-слежение; Ко – контроль-оценка; М – мониторинг (Зеленова Л.П.).

Повышение качества образования как рост удовлетворенности заказчика результатами и условиями образовательного процесса. (И.Н. Никитин, Б.М. Чарный,Н.сиб. с.229). Заказчики: Государство – заинтересовано в обеспечении им задаваемых стандартов и социализации ребенка; Общество – в сопряжении идеи стандартов с идеей регионализации образования в образовательной системе как эффективной «камере хранения» для ребенка; Семья и ребенок – заинтересованы в том, чтобы деятельность ребенка в образовательном процессе протекала в комфортных условиях, чтобы максимально учитывались индивидуальные и личностные особенности ребенка, чтобы образовательные задачи решались с учетом их видения будущего ребенка в профессиональном и личностном планах. Семья, общество и государство заинтересованы в достижении высокой результативности образовательной системы с наименьшими капиталовложениями.

Качество образования Сложная категория и многоаспектная проблема: свойства структура система количество эффективность оценка управление и др.

Специфика моделирования системы качества в образовании 2 требование обеспечения единства образовательного пространства по вертикали (преемственность, непрерывность) и горизонтали (совместимость, взаимодополняемость образовательных программ); 3 1 Образовательные системы уровня школы, регионального, федерального уровня характеризуются общностью ряда своих элементов (кадры, образовательные стандарты, обслуживающая инфраструктура, нормативно-правовая база), нарушение которой делает невозможным функционирование сферы образования как жизнеобеспечивающей отрасли народного хозяйства 3 3 Особенности обеспечения качества, заключающиеся в том, оно осуществляется с помощью комплекса мер на федеральном, региональном уровнях и уровне образовательного учреждения;

ресурсы Организационные структуры Уровень ОУ Уровень образовательной программы процессы Процедуры (методики) Федеральный Элементы системы качества Уровни системы качества Региональный

Организационные структуры ресурсы процессы Процедуры (методики) Динамичная система, образованная в результате возложения на отдельных представителей педагогического сообщества обязанностей по выполнению функций управления качеством Информационные, кадровые, финансовые, материально-технические, нормативно-правовые, научно-методические Оценка качества педагогических процессов и объектов, квалиметрический мониторинг качества образовательного процесса; Самообследование школы по качеству обеспечиваемого ею образования; Выбор и принятие управленческих решений по ресурсному обеспечению образовательного процесса Образовательный, инновационный, финансовый, хозяйственный, управленческий и др.

Качество школьного образования Качество основных видов деятельности. Возможности и ресурсы. Качество результатов деятельности Качество образования по уровням управления Качество образования по ступеням непрерывного образования Качество образования по принадлежности ОУ к государственному или частному секторам; Качество текущего функционирования и качество развития ( Модель мониторинга качества образования в России)

Качество результатов деятельности Главный результат образовательного процесса – образованность Другие результирующие характеристики качества образования: личностные достижения обучающихся и педагогов; результататы совершенствования образовательной системы школы, образовательного процесса; выполнение учебного плана, запланированных мероприятий, полнота реализации целевых и долгострочных программ; достижения школы; уровень ее влияния на общество, другие образовательные системы; социальная эффективность деятельности школы и ее звеньев.

Составляющие качества образования (В.П. Панасюк) Объем, структура и полнота реализации школой потенциалов и ресурсов Динамика процессов развития школы, совершенствование всех ее структур как педагогической системы (целевой, нормативной, критериальной, организационной, содержательной, мотивационно-стимулирующей) Позитивное восприятие ее обществом, участниками образовательного процесса Способность школы выполнять на определенном уровне свои функции и задачи

Составляющие качества образования Ее общая роль и значимость как социокультурного института формирования духовности, воспроизводства интеллектуальных ресурсов Связи школы с учреждениями культуры, др. учреждениями образования (дополнительного, профессионального и др.) Достижения школы, педагогов, обучаемых; подготовленность и конкурентоспособность ее выпускников Развитие школы как социальной системы Совершенство подходов, технологий и процедур обеспечения качества образовательного процесса и его результатов

Составляющие КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Качество целей, ценностей, норм Качество условий Качество образовательного процесса Качество конечных результатов

Качество целей, ценностей, норм Госзаказ, региональный, внутренней (муниципальной и нормой ОУ), концепция, Устав ОУ заказ социума (социальная польза). Критерии безопасности, полезности Качество образовательного процесса -условия образовательного процесса: тип и вид школы, уровень мастерства педагогических кадров, контингент учащихся, учебно-методическое обеспечение, нормативно- правовая база, материально-техническое обеспечение, финансовое обеспечение и др. -ЗУНы, воспитание, содержание образования. (ЗУНы. Нормы заданы стандартами (ГОСТы в образовании), образовательными программами, ЕГЭ.) Качества личности.(Напр., умение в любой момент переучиться, быстро освоить новое предметное содержание, умение безопасного поведения.

Качество услуг Это не то, что есть в школе, а какой доле детей это досталось? Совокупное ученическое место. Качество условий Нормативно-правовое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса, санитарно-гигиенические условия) Нормы заданы СанПИНами. Ч/з механизмы лицензирования, аттестации и др.

Качество конечных результатов Например, поведение выпускника, объем проблем (здоровье, поведение, нравственность и др.); качество подготовки выпускников, физическое, психическое и нравственное здоровье, удовлетворенность учебным процессом всех участников образовательного процесса Качество конечного результата Качество подготовки выпускников, физическое, психическое и нравственное здоровье, удовлетворенность учебным процессом всех участников образовательного процесса). Результаты образовательного процесса: итоги аттестации, творческие достижения учащихся, обеспечение продолжения образования, состояние здоровья, удовлетворенность образовательного заказа учащихся и родителей и др.

Качество ресурсов? РЕСУРСЫ (Т.И. Шамова, материалы Н-сиб. конференции, с.39): Социальные – полиструктурны (образование, культура, здравоохранение и др.). Развитие среды жизнедеятельности для учащихся и учителей: равные возможности при получении образования, создание гуманной среды для реализации ребенком, учителем, руководителем права на деятельность в условиях свободного выбора; гуманные межличностные отношения; обеспечение здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения; культурологическая поддержка; реабилитационная поддержка. Экономический ресурс предполагает развитие учебно-материальной базы: выбор и обеспечение школы качественными учебниками и методическими пособиями, комплектование библиотек, учебных кабинетов наглядными пособиями, учебной техникой, компьютерами, мультимедиа- средствами, выход в Интернет и др. Правовые ресурсы. Их развитие связано, во первых, с достижением решения Конвенции о ребенке, указывающей на то, что он имеет право на жизнь, развитие и свое мнение. И, во вторых, разработка и реализация внутренних локальных актов, направленных на дальнейшее развитие других компонентов ресурсной базы. Кадровые ресурсы. ? Информационные ресурсы. ?

Рынок образования в России Рынок оснащения образовательного процесса (мебель, учебно- методические пособия). Борьба за госзаказ (самое богатое предприятие – государство). Образовательные услуги (государственные и частичные) признаны Законом РФ «Об образовании». Конкуренция (в высшей школе – образовательном учреждении) Рынок педагогического труда (Повышение квалификации) Проблемы: 1.Несоответствие ПК требованиям. Кто отвечает в ОУ – директор!1 раз в 5 лет – мало, надо постоянно. Подготовка профессионала занимает лет. Сейчас основная масса учителей – лет, через лет – истощение учительских ресурсов.

Концепция качества школы (Н-сиб. С.242) Обеспечение здоровья и здорового образа жизни; Нравственное, духовное, моральное воспитание на основе общечеловеческих и национальных ценностей; Обеспечение образования на основе государственного стандарта и евростандарта; Обеспечение готовности к жизни в семье и обществе в новых социокультурных реалиях (адаптации и социализации школьника и учителя); Обеспеченность готовности к продолжению образования и труду в рыночных реалиях; обеспечение адаптивной образовательной среды для удовлетворения образовательских потребительских способностей личности.