ОБРАЩЕНИЕ 8 класс Автор Андреянова Ирина Эвальдтовна, учитель русского языка и литературы Карповской МСОШ 2010г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Девятнадцатое апреля. Классная работа.. Тема урока: « ОБРАЩЕНИЕ»
Advertisements

ТЕСТ ТЕМА: «ОБРАЩЕНИЕ». Обращение – это: а) слова, выраженные одушевленным именем существительным или другими частями речи в значении таких существительных.
Мельникова Н.В. Учитель русского языка и литературы МКОУ «Шадринская СОШ»
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: обращение (презентация)
Урок русского языка в 8 классе Учитель: Хаустова И.Н.
Сиразетдинова Суфия Амирхановна Учитель русского языка и литературы МБОУ «Канабековская ООШ»
Работа над предложениями с обращениями. Распространите обращения в следующих предложениях. Ребята, давайте дружить. Руки, сколько вы сделали полезных.
Обращение Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или чему адресована (обращена) речь. Дорогие гости, милости просим за стол.
Обращения Обращение – Это слово(или сочетание слов),называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение Распространенное Прекрасны вы, поля земли родной.
Пунктуация при обращении. Обращение это слово или сочетание слов, которые называют того (то), к кому (к чему) обращаются с речью (с вопросом, с рассказом,
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 Русский язык, 8 класс. Подготовил учитель русского языка и литературы.
Урок 28 Знаки препинания при прямой речи, обращениях и междометиях.
Тема : Урок – обобщение. 8 класс.. Цель урока: 1. Уточнение и расширение знаний об обращении, как особой структурной части предложения. 2. Усовершенствование.
Предложения с обращениями. Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована (обращена) речь: Дорогие гости, милости.
Обращение Выполнила преподаватель русского языка школы 578 Приморского р-на Мясникова С.Ю.
Интеллектуальная викторина по русскому языку. 5 класс. "Своя игра" по теме "Синтаксис и пунктуация"
Тема урока: Синтаксис словосочетания и простого предложения Цель урока: повторить, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунтограммы», «словосочетание»,
Знаки препинания при междометиях и словах- предложениях Подготовила: Мингазова Р.З., учитель русского языка и литературы, МОУ-СОШ 7.
Урок русского языка в 5 классе Урок русского языка в 5 классе.
Обращение. Назначение обращений. Распространённые обращения. Выделительные знаки при обращении. Употребление обращений.
Транксрипт:

ОБРАЩЕНИЕ 8 класс Автор Андреянова Ирина Эвальдтовна, учитель русского языка и литературы Карповской МСОШ 2010г

ВВОДНЫЕ СЛОВА Слова или сочетания слов, называющие адресата речи (лицо, реже предмет).

ОБРАЩЕНИЯМИ СЛУЖАТ: Собственные имена людей; названия лиц по степени родства, по положению в обществе, по профессии, занятию, должности, званию, по национальному или возрастному признаку, по взаимоотношениям людей и т. д.; названия или клички животных; названия предметов или явлений неживой природы, обычно в этом случае олицетворяемых; географические наименования и т. д.

ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ Побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению

Обращение не связано с другими слова в предложении ни подчинительной, ни сочинительной связью, не входит в состав основы

ОБРАЩЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ: нераспространённым распространённым определениями (согласованными, несогласованными, приложениями) Прощай, немытая Россия… Ты пахни в лицо, ветер с полудня! Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я посвящаю снова стих небрежный.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ 1. Обращение выделяется ЗАПЯТЫМИ. Поздравляю, товарищи, с благополучным прибытием! При усилении эмоциональности ставится восклицательный знак после обращения: Откройся, мысль! Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется. Такое определение воспринимается как второе обращение: Дедушка, миленький, где ж ты был?

4. 4. Частицы О, АХ, А и другие, стоящие перед обращениями, от них не отделяются: О мой милый, прекрасный сад. Ах Надя, Наденька… Смерть, а смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко? Если же перед обращением стоит междометие, то оно отделяется запятой или восклицательным знаком: Ах, поля мои, хороши вы в печали своей.

КАК ОТЛИЧИТЬ ЧАСТИЦУ ОТ МЕЖДОМЕТИЯ ЧАСТИЦА имеет усилительное значение и от обращения интонационно не отделяется (не имеет самостоятельного ударения): О поле моё заветное, ты сейчас отдыхаешь после жатвы. МЕЖДОМЕТИЕ интонационно самостоятельно, ударно, после него имеется пауза: О, ветер! О, снежные бури!

6. 6. Личные местоимения ТЫ и ВЫ обычно не выступают в роли обращения: они выполняют функцию подлежащего: Вы любите осень?

РАССТАВЬТЕ НЕДОСТАЮЩИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ Что с вами синий свитерок? Что с вами, синий свитерок? О солнце раскалённое чрез меру угасни смилуйся над бедною землёй! О солнце, раскалённое чрез меру, угасни, смилуйся над бедною землёй! Дай коры мне о берёза! Дай коры мне, о берёза!

Принимаю тебя неудача И удача тебе мой привет! Принимаю тебя, неудача, И, удача, тебе мой привет! Куда так кумушка бежишь ты без оглядки? Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки? Возьмёмся за руки друзья Чтоб не пропасть поодиночке. Возьмёмся за руки, друзья, Чтоб не пропасть поодиночке.

Карточка 1. Расставляя недостающие знаки препинания, ответьте, кто написал эти письма и кому Приезжай ты к нам соколик мой ясный мы тебе и лошадей вышлем на Песочное И в это самое мгновенье не ты ли милое виденье в прозрачной темноте мелькнул? Спешу уведомить тебя душа Тряпичкин какие со мной чудеса Приезжай милый дедушка Христом Богом тебя молю возьми меня отседа.

Ключ к карточке Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. (Из письма няни Егоровны Владимиру Дубровскому.) И в это самое мгновенье не ты ли, милое виденье, в прозрачной темноте мелькнул? (Из письма Татьяны к Онегину.) Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса. (Из письма Хлестакова.) Приезжай, милый дедушка, Христом Богом тебя молю, возьми меня отседа. (Из письма Ваньки Жукова.)

Карточка 2. Расставьте знаки препинания в «отрезках» предложений А по вечерам я всё чаще вспоминаю о тебе мой … Скажи мне добрый … А вы уважаемый … … это только тебе мой милый потому что только ты … Но если вы снова попробуете … … вам дорогие мои друзья с самым добрым …

Ключ к карточке 2 А по вечерам я всё чаще вспоминаю о тебе, мой … Скажи мне, добрый … А вы, уважаемый … … это только тебе, мой милый, потому что только ты … Но если вы снова попробуете … … вам, дорогие мои друзья, с самым добрым …

Карточка 3. Подчеркните основы предложений. Расставьте, где необходимо, знаки препинания Сыпь ты черёмуха снегом пойте вы птахи в лесу. Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе. Берёзка повсюду снилась нам ты вдали от родины любимой. И рано-раненько весною берёзка белая опять оделась новою листвою и стала землю украшать. Спой мне иволга песню пустынную. Уж очень осторожна иволга у гнезда. Принесли баян и рокот густых басов заполнил комнату. Про родимый край так баян сыграй чтоб жилось и пелось от души.

Ключ к карточке 3 Сыпь ты, черёмуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе. Берёзка, повсюду снилась нам ты вдали от родины любимой. И рано-раненько весною берёзка белая опять оделась новою листвою и стала землю украшать. Спой мне, иволга, песню пустынную. Уж очень осторожна иволга у гнезда. Принесли баян, и рокот густых басов заполнил комнату. Про родимый край так, баян, сыграй, чтоб жилось и пелось от души.

Ключ к домашнему заданию Летите прочь, воспоминанья. Скажи, болван, чем ты оправдаешься? Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём. Прекрасны вы, поля земли родной. О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями? Забушуй же, непогодушка, разгуляйся, Волга- матушка. Нина, а Нин, поди сюда. В минуту унынья, о родина-мать, я мыслью вперёд улетаю.

Домашнее задание. Карточка 4. Расставьте недостающие знаки препинания Летите прочь воспоминанья. Скажи болван чем ты оправдаешься? Хорошая любимая родная мы друг от друга далеко живём. Прекрасны вы поля земли родной. О поле поле кто тебя усеял мёртвыми костями? Забушуй же непогодушка разгуляйся Волга- матушка. Нина а Нин поди сюда. В минуту унынья о родина-мать я мыслью вперёд улетаю.

1. 1. Валгина Н. С. И др. Современный русский язык. – М.: Логос, Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Знаки препинания. Ч. 2. – М.: НПО «Образование», Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник/Под. ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. – М.: ООО «Мир и Образование», Список использованной литературы