Педагогический анализ урока. Анализ урока - это Педагогический анализ урока есть не только способ познания, но и средство преобразования урока и практического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРАВИЛА посещения и анализа уроков, занятий и мероприятий. Настоящие Правила посещения и анализа занятий и мероприятий определяют алгоритм действий должностных.
Advertisements

Анализ современного урока. Современный урок "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
Подготовила преподаватель химии ААТК Плиева Э. П г.
Анализ современного урока. Современный урок Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
Школа 70 Педагогический коллектив Выпускники Основные виды анализа уроков.
В.Ю. Розка, к.и.н., доцент кафедры управления образовательными системами ВГАПК РО.
Самоанализ занятия Кто на себя глядит, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе - тот.
МБОУ «Парцинская средняя общеобразовательная школа» Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия Подготовила: учитель биологии Лебина.
Анализ и самоанализ урока русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 26 Рыжков И.П.
Методические рекомендации для проведения анализа современного урока Славова Оксана Викторовна зам.директора по НМР МОУ «СОШ39 им.Г.А.Чернова г.Воркуты.
Кто не стремится, Тот не достигает. Кто не дерзает, Тот не получает. В. Г. Белинский.
Самоанализ урока. Требования к уроку 1. Научность. 1. Научность. 2. Воспитывающий и развивающий характер каждого урока. 3. Осуществление связи с жизнью,
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Методические рекомендации для проведения анализа современного урока.
Методика определения результативности урока. Анализ и самоанализ урока. Заместитель директора по учебной работе ГУО «Ольховская средняя школа» Савко Людмила.
ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА Пономарева Е.А..
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ. Наблюдение за занятием должно охватывать: 1. Организационную сторону занятия 2. Содержание занятия 3. Воспитывающую.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Транксрипт:

Педагогический анализ урока

Анализ урока - это Педагогический анализ урока есть не только способ познания, но и средство преобразования урока и практического совершенствования дея­тельности учителя. Анализ урока осуществляет ряд функций: контрольную (вспомогательную), обучающую (основную) и воспитательную (помогающую учителю определить направление самообразования и самовоспитания). В связи этим в анализе урока должны быть четко охарактеризованы: научность изучаемого материала, его соответствие программе, качество знаний; научность изучаемого материала, его соответствие программе, качество знаний; отмечены достижения и недостатки работы учителя, соответствие методов обучения передовому опыту и рекомендациям науки, даны конкретные советы по повышению педагогического мастерства (обучающая функция); отмечены достижения и недостатки работы учителя, соответствие методов обучения передовому опыту и рекомендациям науки, даны конкретные советы по повышению педагогического мастерства (обучающая функция); оценены деловые и этические качества учителя, его речь, культура общения и т.д. (воспитывающая функция). оценены деловые и этические качества учителя, его речь, культура общения и т.д. (воспитывающая функция).

Анализ урока - это Анализ урока может быть представлен такими основными видами: Структурный анализ. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет дополнительные этапы урока. Структурный анализ (поэтапный) - это выделение и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет дополнительные этапы урока. Структурный анализ (поэтапный) - это выделение и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся. Аспектный анализ урока осуществляется на основе структурного. Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны урока (например: цели урока; структуре и организации урока; содержанию урока; деятельности учителя на уроке; деятельности учащихся на уроке; домашнему заданию; санитарно- гигиеническим условиям урока; психологическим аспектам урока) во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Анализ урока - это Комплексный или полный анализ урока - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и выводы учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока. - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и выводы учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока. Анализ урока с применением ИКТ Анализируется деятельность преподавателя по следующим критериям: Методика использования ИКТ на этапах урока (применяется адаптированная методика использования средств ИКТ, применяется авторская методика использования средств ИКТ, используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету). Методика использования ИКТ на этапах урока (применяется адаптированная методика использования средств ИКТ, применяется авторская методика использования средств ИКТ, используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету). Методы использования средств ИКТ (выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся, выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению дидактических задач урока, ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока). Методы использования средств ИКТ (выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся, выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению дидактических задач урока, ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока). Как применение ИКТ способствует повышению эффективности и качества обучения Как применение ИКТ способствует повышению эффективности и качества обучения

Примерные программы наблюдения Программа первая Цель посещения: изучить практику управления процессом развития деятельности учащихся на уроке и выявить условия ее совершенствования. 1. Какие формы организации мыслительной деятельности учащихся использует на уроке учитель? Способствуют ли они достижению цели урока и развитию интеллекта каждого школьника? 1. Какие формы организации мыслительной деятельности учащихся использует на уроке учитель? Способствуют ли они достижению цели урока и развитию интеллекта каждого школьника? 2. Учит ли учитель учащихся сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать знания? Какие для этого использует методы? Как отбирает содержание? Каковы результаты этой работы? 2. Учит ли учитель учащихся сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать знания? Какие для этого использует методы? Как отбирает содержание? Каковы результаты этой работы? 3. К каким средствам активизации внимания и мышления учащихся чаще всего обращается учитель? Обеспечивают ли они их развитие? 3. К каким средствам активизации внимания и мышления учащихся чаще всего обращается учитель? Обеспечивают ли они их развитие? 4. На какой характер деятельности рассчитаны задания для учащихся? Способствуют ли они включению каждого школьника в самостоятельный поиск знаний? 4. На какой характер деятельности рассчитаны задания для учащихся? Способствуют ли они включению каждого школьника в самостоятельный поиск знаний? 5. Как развивается речь учащихся? Видны ли результаты этой работы? В чем они проявлялись на уроке? 5. Как развивается речь учащихся? Видны ли результаты этой работы? В чем они проявлялись на уроке? 6. Место и роль игровых приемов при включении учащихся в различные виды мыслительной деятельности. 6. Место и роль игровых приемов при включении учащихся в различные виды мыслительной деятельности. 7. Темп обучения на уроке и его влияние на развитие индивидуальных особенностей учащихся. 7. Темп обучения на уроке и его влияние на развитие индивидуальных особенностей учащихся. 8. Контроль и коррекция учителем уровня знаний учащихся в процессе организации на уроке их мыслительной деятельности. 8. Контроль и коррекция учителем уровня знаний учащихся в процессе организации на уроке их мыслительной деятельности.

Примерные программы наблюдения Программа вторая Цель посещения: изучить учет психологических особенностей учащихся для развития на уроке познавательной активности школьников. 1. Какие формы и методы использует учитель для активизации учебно- познавательной деятельности учащихся? Учитывает ли он возрастные и индивидуальные психологические особенности школьников? Как это влияет на результаты УПД? 1. Какие формы и методы использует учитель для активизации учебно- познавательной деятельности учащихся? Учитывает ли он возрастные и индивидуальные психологические особенности школьников? Как это влияет на результаты УПД? 2. К каким средствам активизации внимания и мышления прибегает учитель? Эффективность их использования в коррекции указанных психических процессов. 2. К каким средствам активизации внимания и мышления прибегает учитель? Эффективность их использования в коррекции указанных психических процессов. 3. Каков характер общения учителя с учащимися? Влияет ли он на развитие познавательного интереса и мотивы учения? Особые приемы, к которым прибегает учитель при общении с учащимися разного возраста и уровня интеллектуального развития. 3. Каков характер общения учителя с учащимися? Влияет ли он на развитие познавательного интереса и мотивы учения? Особые приемы, к которым прибегает учитель при общении с учащимися разного возраста и уровня интеллектуального развития. 4. Новизна подходов учителя к организации индивидуальной работы с учащимися. За счет каких приемов удается реализовать ее на уроках в разных классах? Как они влияют на развитие познавательной активности учащихся? 4. Новизна подходов учителя к организации индивидуальной работы с учащимися. За счет каких приемов удается реализовать ее на уроках в разных классах? Как они влияют на развитие познавательной активности учащихся? 5. Как учитель развивает речь учащихся? К каким оригинальным приемам прибегает при этом? Есть ли продвижение в развитии различных видов речи учащихся (письменной, устной, монологической, диалогической и др.)? 5. Как учитель развивает речь учащихся? К каким оригинальным приемам прибегает при этом? Есть ли продвижение в развитии различных видов речи учащихся (письменной, устной, монологической, диалогической и др.)?

Примерные программы наблюдения Программа третья Цель посещения: выявить пути повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса. 1. Что нового появилось в практике работы учителя? Как это отражается на результативности его уроков? 1. Что нового появилось в практике работы учителя? Как это отражается на результативности его уроков? 2. Приоритеты в целевой ориентации обучения на уроке. Роль учащихся в целеполагании и целеосуществлении, уровень их активности и в том, и в другом. Как это отражается на качестве знаний учащихся и их развитии? 2. Приоритеты в целевой ориентации обучения на уроке. Роль учащихся в целеполагании и целеосуществлении, уровень их активности и в том, и в другом. Как это отражается на качестве знаний учащихся и их развитии? 3. Удается ли учителю и как именно гуманизировать процесс обучения? Какие успехи у него имеются в этом? 3. Удается ли учителю и как именно гуманизировать процесс обучения? Какие успехи у него имеются в этом? 4. Новые подходы учителя к отбору содержания, форм и методов обучения в целях гуманитаризации этого процесса и повышения его воспитательной результативности. С помощью каких приемов они реализуются на уроке? Каковы результаты? 4. Новые подходы учителя к отбору содержания, форм и методов обучения в целях гуманитаризации этого процесса и повышения его воспитательной результативности. С помощью каких приемов они реализуются на уроке? Каковы результаты?

Примерные программы наблюдения Программа четвертая Цель посещения: проверить, как учитель организует самостоятельную работу. 1. Определить место самостоятельной работы на уроке, правильность и четкость постановки цели. 1. Определить место самостоятельной работы на уроке, правильность и четкость постановки цели. 2. Изучить, какие виды самостоятельных работ практикует учитель, какова методика их проведения. 2. Изучить, какие виды самостоятельных работ практикует учитель, какова методика их проведения. 3. Обратить внимание, носят ли самостоятельные работы обобщающий характер, способствуют ли формированию у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков. 3. Обратить внимание, носят ли самостоятельные работы обобщающий характер, способствуют ли формированию у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков. 4. Установить, в какой мере осуществляется дифференциация самостоятельных работ. 4. Установить, в какой мере осуществляется дифференциация самостоятельных работ. 5. Определить качество выполнения самостоятельных работ, характер затруднений учащихся, типичные недостатки. 5. Определить качество выполнения самостоятельных работ, характер затруднений учащихся, типичные недостатки.

Примерные программы наблюдения Программа пятая Цель посещения: определить эффективность работы учителя по формированию у учащихся вычислительных навыков 1. Пронаблюдать, какие меры и приемы использует учитель по формированию вычислительных навыков на разных этапах урока. 1. Пронаблюдать, какие меры и приемы использует учитель по формированию вычислительных навыков на разных этапах урока. 2. Проследить, какое место на уроке отведено устным и письменным тренировочным упражнениям. 2. Проследить, какое место на уроке отведено устным и письменным тренировочным упражнениям. 3. Выяснить, какова степень сложности формируемых вычислительных умений и навыков. 3. Выяснить, какова степень сложности формируемых вычислительных умений и навыков. 4. Выявить, какие виды дидактических средств использует учитель для вычислительной тренировки учащихся (учебник, раздаточные материалы, тетради с печатной основой и др.). 4. Выявить, какие виды дидактических средств использует учитель для вычислительной тренировки учащихся (учебник, раздаточные материалы, тетради с печатной основой и др.). 5. Обратить внимание, обучает ли учитель приемам рационализации счета и способам самоконтроля. 5. Обратить внимание, обучает ли учитель приемам рационализации счета и способам самоконтроля.

Примерные программы наблюдения Программа шестая Цель посещения: выявить и оценить пути формирования умений у школьников осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью (УПД) 1. Обучал ли учитель учащихся умению планировать предстоящую учебно- познавательную деятельность: последовательно излагать знания (по плану в учебнике, по плану учителя, по собственному плану); выделять главное в излагаемом материале. 1. Обучал ли учитель учащихся умению планировать предстоящую учебно- познавательную деятельность: последовательно излагать знания (по плану в учебнике, по плану учителя, по собственному плану); выделять главное в излагаемом материале. 2. Обучал ли учитель специальным приемам самоконтроля: сличение промежуточного и конечного результатов с целью; обучение специальным приемам самоконтроля (решение задачи несколькими способами, прикидка результата и др.); умение увидеть ошибку в работе товарища в процессе взаимопроверки; самооценка качества выполнения работы. 2. Обучал ли учитель специальным приемам самоконтроля: сличение промежуточного и конечного результатов с целью; обучение специальным приемам самоконтроля (решение задачи несколькими способами, прикидка результата и др.); умение увидеть ошибку в работе товарища в процессе взаимопроверки; самооценка качества выполнения работы. 3. Обучал ли учитель работать учащихся в определенном темпе: обучение рациональным приемам деятельности; самоорганизация в учебной деятельности; концентрация внимания. 3. Обучал ли учитель работать учащихся в определенном темпе: обучение рациональным приемам деятельности; самоорганизация в учебной деятельности; концентрация внимания. 4. Оценить, как обучение общеучебным умениям сказалось на результатах деятельности учащихся (их активности, внимательности и т.д.). 4. Оценить, как обучение общеучебным умениям сказалось на результатах деятельности учащихся (их активности, внимательности и т.д.).

Примерные программы наблюдения Программа седьмая Цель посещения: изучить работу учителя по организации процесса обучения 1. Выявить и оценить средства, которые использовал учитель для организации действий учащихся по принятию дидактической цели урока и задач его этапов. 1. Выявить и оценить средства, которые использовал учитель для организации действий учащихся по принятию дидактической цели урока и задач его этапов. 2. Какие средства активизации использовал учитель при подготовке учащихся к активной деятельности по изучению нового учебного материала? 2. Какие средства активизации использовал учитель при подготовке учащихся к активной деятельности по изучению нового учебного материала? 3. Выделял ли учитель базисное содержание, подлежащее обязательному усвоению? 3. Выделял ли учитель базисное содержание, подлежащее обязательному усвоению? 4. Какие средства активизации использовал учитель для включения каждого ученика в овладение базисными знаниями? 4. Какие средства активизации использовал учитель для включения каждого ученика в овладение базисными знаниями? 5. Адаптировал ли учитель к интересам и возможностям ученика учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации УПД? 5. Адаптировал ли учитель к интересам и возможностям ученика учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации УПД?

Регламент посещения и анализа уроков (внеклассных мероприятий) Организация посещения урока или внеклассного мероприятия График посещения уроков и внеклассных мероприятий ГОУ района составляется методистом и согласовывается с администрацией и учителями ГОУ. График посещения уроков и внеклассных мероприятий ГОУ района составляется методистом и согласовывается с администрацией и учителями ГОУ. Методист обязан убедиться в отсутствии обстоятельств, препятствующих посещению (болезнь учителя, низкая температура в классе и т.п.). Методист обязан убедиться в отсутствии обстоятельств, препятствующих посещению (болезнь учителя, низкая температура в классе и т.п.). По уважительным причинам учитель имеет право просить перенести посещение урока должностными лицами на другое время (болезнь учителя, отсутствие на уроке большого числа учащихся из-за эпидемии и т.п.). По уважительным причинам учитель имеет право просить перенести посещение урока должностными лицами на другое время (болезнь учителя, отсутствие на уроке большого числа учащихся из-за эпидемии и т.п.). Обязательное предварительное ознакомление учителя с целями посещения урока или внеклассного мероприятия. Обязательное предварительное ознакомление учителя с целями посещения урока или внеклассного мероприятия. Методист может предварительно ознакомиться с тематическим и поурочным планом учителя, учебной программой. Методист может предварительно ознакомиться с тематическим и поурочным планом учителя, учебной программой.

Регламент посещения и анализа уроков (внеклассных мероприятий) Ограничения в процессе наблюдений на уроке Запрещается появление методиста на уроке (внеклассном мероприятии) после его начала. Запрещается появление методиста на уроке (внеклассном мероприятии) после его начала. Методисту запрещается покидать урок до его завершения. Методисту запрещается покидать урок до его завершения. Методист не вправе вмешиваться в ход урока или внеклассного мероприятия. Методист не вправе вмешиваться в ход урока или внеклассного мероприятия. Во время урока методист не имеет права беседовать с учащимися, задавать им вопросы и т.д. Во время урока методист не имеет права беседовать с учащимися, задавать им вопросы и т.д. Методист, посещающий урок или внеклассное мероприятие не имеет право выражать свое отношение к учителю и учащимся (и к уроку) выражением лица, мимикой и т.п. Методист, посещающий урок или внеклассное мероприятие не имеет право выражать свое отношение к учителю и учащимся (и к уроку) выражением лица, мимикой и т.п. Методист, посещающий урок выключает свой мобильный телефон. Методист, посещающий урок выключает свой мобильный телефон. При проведении письменных контрольных (самостоятельных) работ по предварительному соглашению с учителем методист, посещающий урок может наблюдать за ходом выполнения заданий учащимися, прохаживаясь по классу. При проведении письменных контрольных (самостоятельных) работ по предварительному соглашению с учителем методист, посещающий урок может наблюдать за ходом выполнения заданий учащимися, прохаживаясь по классу. Фотосъемки, аудио -, видеозаписи на уроке разрешается делать только с согласия учителя и руководства школы. Фотосъемки, аудио -, видеозаписи на уроке разрешается делать только с согласия учителя и руководства школы.

Регламент посещения и анализа уроков (внеклассных мероприятий) Наблюдение учебного процесса на уроке Методист, посещающий урок ведет запись результатов наблюдения; Методист, посещающий урок ведет запись результатов наблюдения; Аудио -, видеозаписи и фотосъемки можно делать, не нарушая хода урока и не создавая помехи для восприятия содержания темы учащимися (если не запись получено разрешение учителя и руководства школы). Аудио -, видеозаписи и фотосъемки можно делать, не нарушая хода урока и не создавая помехи для восприятия содержания темы учащимися (если не запись получено разрешение учителя и руководства школы). Запрещается ведение аудио -, видеозаписей учащемуся, обучающемуся в этом же классе. Запрещается ведение аудио -, видеозаписей учащемуся, обучающемуся в этом же классе. По согласованию (и с разрешения) с учителем и руководством школы в конце урока (но не на перемене) методист, посещающий может задать вопросы учащимся или предложить выполнить мини – задания. По согласованию (и с разрешения) с учителем и руководством школы в конце урока (но не на перемене) методист, посещающий может задать вопросы учащимся или предложить выполнить мини – задания. Запрещается изменение хода и структуры урока по просьбе (требованию) методиста, посещающего урок. Запрещается изменение хода и структуры урока по просьбе (требованию) методиста, посещающего урок. Методисту не разрешается сидеть за одной партой с учащимся. Методисту не разрешается сидеть за одной партой с учащимся. Методист, посещающий урок имеет право использовать таблицы, карты для занесения результатов наблюдения. Методист, посещающий урок имеет право использовать таблицы, карты для занесения результатов наблюдения. Методист не имеет права задерживать учащихся после звонка, извещающего об окончании урока. Методист не имеет права задерживать учащихся после звонка, извещающего об окончании урока.

Регламент посещения и анализа уроков (внеклассных мероприятий) Статус информации, полученной при посещении урока Информация, полученная в ходе посещения уроков и внеклассных мероприятий, - внутренняя информация данного ГОУ и НМЦ. Информация, полученная в ходе посещения уроков и внеклассных мероприятий, - внутренняя информация данного ГОУ и НМЦ. Информация об уроке работников и о деятельности педагога открыта для членов педагогического коллектива и управления образования. Информация об уроке работников и о деятельности педагога открыта для членов педагогического коллектива и управления образования. Фото, аудио – и видеоматериалы, содержащие информацию об уроке и педагогической деятельности учителя, могут быть использованы в средствах массовой информации с разрешения учителя, руководства школы и управления образования и тех лиц, кто запечатлен в этих материалах (в том числе учащихся). Фото, аудио – и видеоматериалы, содержащие информацию об уроке и педагогической деятельности учителя, могут быть использованы в средствах массовой информации с разрешения учителя, руководства школы и управления образования и тех лиц, кто запечатлен в этих материалах (в том числе учащихся). При использовании фото, аудио-, видео – материалов в средствах массовой информации, в научных изданиях обеспечивается соблюдение авторских прав учителя. При использовании фото, аудио-, видео – материалов в средствах массовой информации, в научных изданиях обеспечивается соблюдение авторских прав учителя.

Регламент посещения и анализа уроков (внеклассных мероприятий) Анализ посещенного урока - Методист, посетивший урок, должен дать анализ урока. - Методист, посетивший урок, должен дать анализ урока. - Анализ уроку дается в тот же день после занятий (или в день завершения серий посещений), проведение анализа в более поздние сроки не рекомендуется. - Анализ уроку дается в тот же день после занятий (или в день завершения серий посещений), проведение анализа в более поздние сроки не рекомендуется. - В ходе анализа не разрешается выступление работников, не посетивших урок; руководители школы (не посетившие урок) могут принимать участие в анализе как ведущие обсуждения. - В ходе анализа не разрешается выступление работников, не посетивших урок; руководители школы (не посетившие урок) могут принимать участие в анализе как ведущие обсуждения. - Учитель имеет право на проведение самоанализа своего урока перед выступлениями посетивших урок; он также вправе выступить с заключительным словом и выражать свое согласие или несогласие с выступавшими. - Учитель имеет право на проведение самоанализа своего урока перед выступлениями посетивших урок; он также вправе выступить с заключительным словом и выражать свое согласие или несогласие с выступавшими. - Использование учителем рекомендаций, замечаний, критики, высказанных должностными лицами, обязательно. - Использование учителем рекомендаций, замечаний, критики, высказанных должностными лицами, обязательно. - Методист, посетивший урок обязан довести до сведения учителя свое мнение о его позитивном или инновационном опыте после завершения наблюдений. - Методист, посетивший урок обязан довести до сведения учителя свое мнение о его позитивном или инновационном опыте после завершения наблюдений. - По своему усмотрению методист, посетивший урок (внеклассное мероприятие) может дать рекомендации по совершенствованию учебно – воспитательного процесса. - По своему усмотрению методист, посетивший урок (внеклассное мероприятие) может дать рекомендации по совершенствованию учебно – воспитательного процесса.

Регламент посещения и анализа уроков (внеклассных мероприятий) Документы, отражающие посещение уроков - Записи, сделанные должностными лицами при посещении уроков, обладают статусом документа, они должны иметь признаки документа. - Записи, сделанные должностными лицами при посещении уроков, обладают статусом документа, они должны иметь признаки документа. - Посещение уроков завершается составлением справки, обладающей статусом и признаками документа. - Посещение уроков завершается составлением справки, обладающей статусом и признаками документа. - Учитель имеет право ознакомиться с содержанием записей посетивших урок. - Учитель имеет право ознакомиться с содержанием записей посетивших урок. - Справка о посещении урока (внеклассного мероприятия) составляется методистом и представляется директору НМЦ и администрации ГОУ. - Справка о посещении урока (внеклассного мероприятия) составляется методистом и представляется директору НМЦ и администрации ГОУ.

Правила посещения уроков Будьте дружелюбны, доброжелательны. Будьте дружелюбны, доброжелательны. Говорите кратко и логично. Не придирайтесь к мелочам. Говорите кратко и логично. Не придирайтесь к мелочам. Слушайте других, не повторяйтесь. Слушайте других, не повторяйтесь. Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог. Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог. В анализе работа учителя (и его урок) не сравнивается с деятельностью других педагогов. В анализе работа учителя (и его урок) не сравнивается с деятельностью других педагогов. Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него. Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него. В анализе не используются суждения типа «мне этот методический прием понравился…» и т.п., подвергающие сомнению объективность оценок. В анализе не используются суждения типа «мне этот методический прием понравился…» и т.п., подвергающие сомнению объективность оценок. Методист не перечисляет использованные методические приемы, технические средства обучения и средства наглядности, не описывает структуру урока. Такая информация вкладывается в содержание оценочных суждений. Методист не перечисляет использованные методические приемы, технические средства обучения и средства наглядности, не описывает структуру урока. Такая информация вкладывается в содержание оценочных суждений. Методист не комментирует наличие педагогических явлений, он оценивает их с точки зрения грамотности применения. Методист не комментирует наличие педагогических явлений, он оценивает их с точки зрения грамотности применения. Оценочные суждения методист формулирует используя научно-методическую терминологию. Оценочные суждения методист формулирует используя научно-методическую терминологию. Оценки уроку (внеклассному мероприятию) методист дает в конкретной форме с использованием уважительных форм обращения к учителю. Оценки уроку (внеклассному мероприятию) методист дает в конкретной форме с использованием уважительных форм обращения к учителю. Не преподающий тот же самый предмет педагог отказывается от анализа урока, при необходимости (по просьбе учителя) может дать оценку уроку с общепедагогических позиций. Не преподающий тот же самый предмет педагог отказывается от анализа урока, при необходимости (по просьбе учителя) может дать оценку уроку с общепедагогических позиций.

Правила посещения уроков В анализе применяются суждения типа «… методические приемы использованы в соответствии с требованиями педагогической науки…», « сочетание методических приемов соответствует принципу педагогической целесообразности…», «… этот вид самостоятельной работы учащихся организован педагогически грамотно…». В анализе применяются суждения типа «… методические приемы использованы в соответствии с требованиями педагогической науки…», « сочетание методических приемов соответствует принципу педагогической целесообразности…», «… этот вид самостоятельной работы учащихся организован педагогически грамотно…». При участии нескольких педагогов методист высказывает свое мнение последним. При участии нескольких педагогов методист высказывает свое мнение последним. Анализ урока проводится под руководством «ведущего», методиста. Анализ урока проводится под руководством «ведущего», методиста. Методист не повторяет оценки других выступающих, ограничиваясь высказыванием согласия (или несогласия) с выступавшими до него. Методист не повторяет оценки других выступающих, ограничиваясь высказыванием согласия (или несогласия) с выступавшими до него. Выступающий в случае несогласия с мнением других педагогов обязательно обосновывает и доказывает правильность своей позиции. Выступающий в случае несогласия с мнением других педагогов обязательно обосновывает и доказывает правильность своей позиции. Каждый выступающий, как и учитель, урок которого анализируется, может высказывать свою точку зрения, принимать участие в споре или дискуссии, возникших в ходе обсуждения. Каждый выступающий, как и учитель, урок которого анализируется, может высказывать свою точку зрения, принимать участие в споре или дискуссии, возникших в ходе обсуждения. В спорах, дискуссии не используются фразы типа «…я считаю…», применяются суждения типа «…с точки зрения методической науки…», «…исходя из требований, предъявляемых к современному уроку…». В спорах, дискуссии не используются фразы типа «…я считаю…», применяются суждения типа «…с точки зрения методической науки…», «…исходя из требований, предъявляемых к современному уроку…». Перед анализом (или в ходе него) каждый педагог имеет право обратиться к учителю с просьбой уточнить тот или иной аспект урока. Перед анализом (или в ходе него) каждый педагог имеет право обратиться к учителю с просьбой уточнить тот или иной аспект урока.

Лист наблюдения и оценки урока Цели урока Соответствие целей урока: программным требованиям программным требованиям месту урока в системе уроков по данной теме месту урока в системе уроков по данной теме особенностям данного класса (уровню знаний и умений учащихся) особенностям данного класса (уровню знаний и умений учащихся) возможностям самого учителя возможностям самого учителя степень реальности выполнения поставленных целей степень реальности выполнения поставленных целей степень достижения поставленных целей степень достижения поставленных целей доведение целей урока до учащихся доведение целей урока до учащихся

Лист наблюдения и оценки урока Структура и организация урока соответствие структуры урока его цели и типу соответствие структуры урока его цели и типу организация начала урока организация начала урока логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока целесообразность распределения времени по этапам урока целесообразность распределения времени по этапам урока осуществление связи данного урока с предыдущими уроками осуществление связи данного урока с предыдущими уроками научная организация труда учителя научная организация труда учителя оптимальный темп ведения урока оптимальный темп ведения урока наличие плана урока и степень его выполнения наличие плана урока и степень его выполнения обеспечение целостности и завершенности урока обеспечение целостности и завершенности урока

Лист наблюдения и оценки урока Содержание урока соответствие содержания урока требованиям стандарта соответствие содержания урока требованиям стандарта логичность изложения логичность изложения доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками) доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками) научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике) научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике) осуществление межпредметных связей осуществление межпредметных связей соблюдение внутрипредметных связей соблюдение внутрипредметных связей связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала связь содержания урока с потребностями и интересами ученика связь содержания урока с потребностями и интересами ученика формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока

Лист наблюдения и оценки урока Методика проведения урока (деятельность учителя) правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом: правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом: а) темы урока; б) цели урока; в) возможностей класса; г) возможностей самого учителя; д) учебно-материальной базы реализация доступности обучения реализация доступности обучения выделение ведущих идей урока выделение ведущих идей урока разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке осуществление учителем чередования разных видов деятельности учащихся осуществление учителем чередования разных видов деятельности учащихся опора на имеющиеся учащихся умения, навыки и т.д. опора на имеющиеся учащихся умения, навыки и т.д. формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми) формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми)

Лист наблюдения и оценки урока Методика проведения урока (продолжение) формирование опорных знаний для следующих уроков формирование опорных знаний для следующих уроков актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока) актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока) работа учителя на уроке над созданием ситуации успеха, обеспечение сохранения самооценки ученика работа учителя на уроке над созданием ситуации успеха, обеспечение сохранения самооценки ученика качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения) качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения) связь полученных знаний с жизнью связь полученных знаний с жизнью использование средств обучения (наглядных пособий, технических и электронных средств обучения) использование средств обучения (наглядных пособий, технических и электронных средств обучения) реализация индивидуализации и дифференциации обучения реализация индивидуализации и дифференциации обучения работа учителя направленная на развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умение сравнивать, делать выводы и т.д.) работа учителя направленная на развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умение сравнивать, делать выводы и т.д.)

Лист наблюдения и оценки урока Методика проведения урока (продолжение) формирование общеучебных умений, работа над: формирование общеучебных умений, работа над: а) речевой культурой б) составлением планов и конспектов в) логической культурой г) письменной речью д) чтением е) учебником, таблицами, справочниками, приборами… организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.) организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.) педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся гибкость учителя, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности своих действий гибкость учителя, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности своих действий накопляемость, объективность выставленных отметок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер накопляемость, объективность выставленных отметок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер

Лист наблюдения и оценки урока Работа учащихся на уроке организованность, активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока организованность, активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока интерес к предмету, теме, уроку интерес к предмету, теме, уроку степень владения учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке степень владения учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке наличие навыков самоконтроля наличие навыков самоконтроля качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях) качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях) умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений наличие вопросов на уточнение и понимание материала наличие вопросов на уточнение и понимание материала отношение к учителю отношение к учителю дисциплина дисциплина а) готовность к уроку б) во время урока в) во время самостоятельной работы г) во время объяснения д) во время дачи домашнего задания е) реакция на звонок культура межличностных отношений культура межличностных отношений адекватность эмоционального отклика адекватность эмоционального отклика

Лист наблюдения и оценки урока Домашнее задание объем домашнего задания объем домашнего задания дифференцированность домашнего задания дифференцированность домашнего задания посильность домашнего задания для всех учащихся посильность домашнего задания для всех учащихся характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий) характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий) мотивировка домашнего задания мотивировка домашнего задания подготовленность домашнего задания всем ходом урока подготовленность домашнего задания всем ходом урока цели домашнего задания (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?») цели домашнего задания (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?»)

Самоанализ урока Самоанализ урока - работа очень сложная и творческая, ничуть не уступающая по трудности подготовке и проведению занятия, а квалифицированное проведение самоанализа - работа, способная значительно продвинуть учителя в его развитии а квалифицированное проведение самоанализа - работа, способная значительно продвинуть учителя в его развитии

Самоанализ урока Автор проведенного занятия должен постараться творчески и конкретно ответить на следующие вопросы: А. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему? 1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, то есть системе уроков?; Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, то есть системе уроков?; Как он связан с предыдущими, на что в них опирается?; Как он связан с предыдущими, на что в них опирается?; Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе - других предметов)?; Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе - других предметов)?; Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?; Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?; В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?; В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение?; Как (и почему) была избрана форма занятия (и тип урока)? Как (и почему) была избрана форма занятия (и тип урока)? 2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)? 3. Какие главные задачи решались на уроке и почему? 4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока? 5. Оптимально ли определено временное соотношение частей урока? 6. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему было избрано именно такое содержание, ме­тоды, средства, формы обучения?

Самоанализ урока 7. Удалось ли правильно определить задачи, место, формы и приемы контроля? Какова их эф­фективность? Имела ли место мотивация отметок? 8. Удалось ли правильно построить устную речь - свою и учащихся (исправление речевых ошибок, наличие монологических акцентов, пауз, выразительность высказываний и т.д.)? 9. Правильно ли организована работа с домашним заданием: его подбор, характер, система объяснения и оценки? Место домашнего задания в реализации целей урока. 10.Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, ги­ гиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для прове­ дения урока и почему? Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если - да, какие, почему и к чему они привели? В. Удалось ли решить на необходимом (или даже оптималь­ном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствую­щие им результаты образования, избежать при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока? Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного уро­ка? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому? Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

Справка о посещении урока Анализ урока Дата посещения «___» ____________ 2010 г. ГОУ_______ ГОУ_______ ФИО учителя _____________________________________________________________________ Предмет _____________________________ Класс ___________________________ Количество учащихся по списку ____ Количество присутствующих __________ Цель посещения ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема урока _______________________________________________________________________ Тема урока _______________________________________________________________________ Цели урока _______________________________________________________________________ Цели урока ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Место урока в системе уроков, его тип ________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Структура и организация урока ______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Справка о посещении урока Содержание урока _______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Методика проведения урока _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа учащихся на уроке _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Результаты качества знаний, его причины ____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Использование УМК ______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Домашнее задание _______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

Справка о посещении урока Выводы по уроку ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации учителю ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ __________________________ Ознакомлен(а) ___________________ Директор ГОУ____________________________ (подпись учителя) (подпись руководителя) (подпись учителя) (подпись руководителя) Методист ГОУ НМЦ _____________ (Фамилия и инициалы) (подпись) (подпись)