ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТИПЫ И ЭТАПЫ УРОКА. ЭТАПЫ УРОКА 2. проверки 3. всесторонней 4. подготовки учащихся к.
Advertisements

Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Требования к современному уроку. Урок (по А.А. Вагину) Урок - форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках разного типа (вида)
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
Каким должен быть современный урок Учитель русского языка и литературы МБОУ Огудневской СОШ д.Огуднево ЩМР МО Смирнова Т.В.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника.
Педагогические требования как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя Подготовка учителя к уроку.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Транксрипт:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Урок – главная форма учебного процесса. «Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий» (Н.М. Верзилин). Урок – учение в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперёд наука. (В.И. Даль). Урок – это, систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определённый отрезок времени.

Урок – главная форма учебного процесса и занимает в учебном процессе 98% учебного времени. Остальные 2% учебного времени занимают такие формы организации учебного процесса как: учебная экскурсия, практикум, лабораторная работа, факультатив, экзамен, собеседование, консультация, зачёт, внеклассная работа и др.

Технология урока. Технология урока – это модель, схема, план действий учителя и ученика при осуществлении учебного процесса; система деятельности, приводящая к результату. Конкретная деятельность учителя и ученика должна быть взаимосвязана и направлена на достижение поставленных целей.

Виды деятельности субъектов процесса обучения.

Технология - это система, в которой последовательно воплощается на практике спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение глубоко осознанных и продуманных целей и задач, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Свойства технологии системность, структурированность, планируемый результат, деятельность всех субъектов при наименьших затратах времени и усилий.

Этапы проектирования урока в технологическом подходе. 1) Определение целей и задач урока. 2) Ориентация всего содержания урока на реализацию запланированных целей и задач. 3) Ориентация процесса обучения на гарантированное достижение результатов. 4) Оценивание текущих результатов (наличие оперативной обратной связи), коррекция обучения. 5) Заключительное оценивание результатов.

Проектирование урока как технологической цепочки.

Мотивация. Мотив (motif фр. – двигаю), (побудительная причина) – психическое явление, становящееся побуждением к действию. В психологии «мотив» - осознанное побуждение человека к деятельности. Мотивы учения - осознанное побуждение учащихся к учению. Мотивы учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности. В качестве мотивов могут выступать: предметы внешнего мира; идеи; чувства, переживания, словом всё то, в чём нашла воплощение потребность.

Мотивы могут быть внешние: наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т.д. Все они внешние к непосредственной цели обучения. Мотивы могут быть внутренние: интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить свой культурный и профессиональный уровень, потребность в новой информации, то есть всё, что побуждает человека к учению как к своей цели. Мотивация учения – формирование мотивов учения.

Целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъективным и соответствовать планируемому результату. Цель – это то, к чему стремятся, это планируемый результат. Для достижения цели требуется продолжительный отрезок времени. Задачи – это то, что требует выполнения, разрешения. (С. Ожегов). Задачей может быть отдельный этап какой-то деятельности, проблемная ситуация и ближайшая цель. Целеполагание

Главная дидактическая цель урока несёт в себе ряд функций: обучающую, развивающую, воспитывающую и конкретные задачи урока. Главная дидактическая цель урока зависит от типа урока.

Типы уроков и их главные дидактические цели

Обучающие цели урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками, основами научного мировоззрения. Их можно сформулировать так: 1) обеспечить: а) понимание содержания учебного материала всеми учениками; б) уровень его усвоения; в) применение знаний на практике в стандартной, нестандартной или творческой ситуации; 2) добиться …; 3) сформировать или продолжить формирование общеучебного или специального … умения, навыка; 4) актуализировать …; 5) обобщить …; 6) систематизировать …

Воспитательные цели способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в обществе. Воспитательные цели можно сформулировать: 1) создать условия для …; 2) способствовать выявлению, раскрытию … способностей, 3) возбудить интерес…; 4) прививать, укреплять … навыки; 5) убедить в целесообразности …, значимости …

Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи, умения вести диалог, коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом - становлению и развитию личности. Их можно сформулировать так: 1) способствовать становлению или развитию…; 2) содействовать развитию…; 3) помочь…

Формы организации урока. Формы организации познавательной деятельности – это разновидности взаимодействия обучающих и обучающихся, отличающиеся друг от друга характером их общения. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном 3 формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая и общеклассная (фронтальная).

Индивидуальная работа – это учебная деятельность учащихся по выполнению заданий, соответствующих учебным возможностям ученика. Она предполагает подбор таких приёмов и средств обучения, которые обеспечат оптимальное развитие каждого ученика в классе. Для осуществления индивидуальной работы требуется изучить индивидуальные возможности ученика, создать систему дидактических материалов, определить оптимальное задание для каждого и систему контроля его обучения и развития, своевременно проводить анализ проделанной работы, коррекцию и делать выводы.

Парная форма организации процесса обучения. Если в учебном процессе используется парная структура общения (общение 2-х людей, общение в паре), то мы имеем парную форму организации процесса обучения по схеме: учитель-ученик или ученик-ученик. При общении в паре говорящего слушает 1 человек. При парной форме организации обучения возможны 3 варианта: 1) учитель, профессиональный педагог (взрослый) обучает ученика; 2) один из учеников обучает чему-то другого ученика (их роли могут меняться); 3) оба ученика (участники парного общения) сотрудничают друг с другом на равных. В процессе обучения используют пары постоянного и переменного состава.

Работа в малых группах характеризуется тем, что: 1) класс разбивается на уроке на несколько групп для решения конкретных учебных задач; 2) каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; 3) задания выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; 4) состав группы непостоянный, он подбирается таким образом, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Составляющие групповой познавательной деятельности: 1) Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя. 2) Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей. 3) Работа по выполнению учебного задания. 4) Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5) Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе. 6) Сообщение учащихся, по вызову учителя, о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов. 7) Оценка работы каждой группы и класса в целом.

Групповая форма организации познавательной деятельности особенно эффективна при решении каких- либо прикладных вопросов или при углублённом изучении какого-либо частного вопроса курса, а также при выполнении практикума или лабораторных работ при условии, что в группе из 6 человек будет 3 комплекта оборудования. Она полезна и при выполнении упражнений и решении задач по теме, перед контрольной работой. Групповая работа эффективна при решении каких-либо проблем, подготовке учебных конференций, диспутов, докладов.

Фронтальная форма организации учебной работы. Фронтальным называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. Полученные результаты работы обсуждаются всем классом, сравниваются и обобщаются.

Характерные черты фронтальной формы познавательной деятельности. учитель ведёт работу и непосредственно общается со всеми учениками класса – рассказывает, объясняет, показывает, вовлекает учеников в обсуждение проблем, обеспечивая одновременное руководство всеми учащимися. Всё, что необходимо знать и уметь каждому ученику, показывается учителем одновременно для всех; учитель осуществляет непосредственное идейно- эмоциональное воздействие на коллектив учащихся, которое должно пробуждать у них ответные мысли, чувства, переживания; каждый ученик воспринимает информацию, передаваемую учителем, стремится её усвоить; общая цель работы достигается за счёт индивидуальных усилий каждого ученика.

Фронтальная форма организации обучения позволяет: воспитывать в детях чувство коллективизма; рассуждать и находить ошибки в своих и чужих рассуждениях; обсуждать различные проблемы всем классом; делать обобщения и выводы. Используя фронтальную организационную форму, очень важно прививать учащимся умения: выслушивать чужое мнение; сравнивать его со своим; дополнять ответ; находить в нём ошибки по содержанию и планированию ответа.

При фронтальной работе классу можно давать и репродуктивные, и творческие задания. Самым существенным недостатком фронтальной формы работы является сложность в организации активной и полезной деятельности всех учащихся класса. Но правильное сочетание на уроке индивидуальной и фронтальной форм работы позволяет максимально использовать достоинства каждой из них. При изучении нового учебного материала и его закреплении наиболее эффективна фронтальная форма организации урока, а применение знаний в изменённых ситуациях лучше всего организовать максимально используя индивидуальную работу. Фронтально организуют лабораторные работы, но и здесь нужно искать возможность для максимального развития каждого ученика, например, заканчивать работу ответом на вопросы различной степени сложности.

Коллективная форма познавательной деятельности учащихся. Теоретические и технологические основы этой формы разработал В.К. Дьяченко. Коллективная форма познавательной деятельности – это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов.

Признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности. наличие у всех участников общей цели; разделение труда, функций и обязанностей между участниками деятельности; построение работы на сотрудничестве и взаимопомощи; работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость; равенство условий для каждого; деятельность каждого участника занятий является общественно полезной; всей работой руководит педагог; социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях. Коллективная форма организации познавательной деятельности учащихся – это общение учащихся в процессе обучения в парах сменного состава.

4. Классификация уроков 1. По основной дидактической цели: урок сообщения новых знаний; урок закрепления знаний и умений; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный урок (урок смешанного типа).

2. По основному способу проведения: беседа; лекция; экскурсия; самостоятельная работа учащихся; лабораторная работа; практическая работа; сочетание различных форм занятий.

3. По основным этапам учебного процесса: вводные; первичного ознакомления с учебным материалом; образование понятий, установление законов и правил; применение полученных правил на практике; повторение и обобщение; контрольные; смешанные или комбинированные.

Деление уроков на виды по характеру деятельности учителя и учащихся. Классификация контрольных уроков: уроки устного опроса; письменного опроса; зачёты; лабораторные работы; практические работы; самостоятельные работы; сочетание разных видов.

Классификация нетрадиционных уроков. 1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на инициативе учащихся; урок – общественный смотр знаний; урок-диспут; урок с применением компьютеров.

2. Уроки с использованием игровых ситуаций: ролевая игра; пресс-конференция; соревнование; КВН; путешествие; аукцион; дидактические игры; театрализованное представление.

3. Уроки творчества: сочинения; выпуск живой газеты; урок изобретательства; осмотр самодеятельной выставки.

4. Традиционные уроки с новыми аспектами: лекция; семинар; решение задач; конференция; экскурсия; консультация; зачёт.

5. Типы учебных занятий, их структура. Использование современных педагогических технологий управления познавательной деятельностью привели к трансформации урока в учебное занятие. Понятие «учебное занятие» шире понятия «урок», который рассматривается как частный случай учебного занятия. Учебное занятие – организационная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способного отразить все его особенности.

Типы учебных занятий: изучение нового материала и его первичное закрепление; комплексное применение знаний и умений; комбинированное занятие.

Главная дидактическая цель учебного занятия изучения нового материала и первичного закрепления – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации. Структура учебного занятия изучения нового материала и первичного закрепления: оргмомент, целеполагание и мотивация, актуализация, первичное усвоение учебного материала, информация о домашнем задании, рефлексия (подведение итогов урока).

Главная дидактическая цель учебного занятия применения знаний и умений – создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях. В структуру таких занятий входят следующие элементы: оргмомент, применение знаний (упражнения): а) в знакомой ситуации (типовые), б) в изменённой ситуации (конструктивные), в) в новой ситуации (проблемные); информация о домашнем задании, рефлексия (подведение итогов уроков).

Дидактические цели комбинированного учебного занятия – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации; применение их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверка уровня усвоения знаний и умений. Структура этих занятий содержит: оргмомент, целеполагание и мотивация, актуализация, первичное усвоение учебного материала, осознание и осмысление учебного материала, систематизация знаний и умений, применение знаний и умений, проверка уровня усвоения знаний и умений, информация о домашнем задании, рефлексия (подведение итогов урока).

5. Структура урока. I. Организационный этап (момент). Организационный момент предназначен для создания у школьников рабочей настроенности. Его неправильная организация (недооценивание, затягивание, незнание методики) приводит к появлению методических недочётов в организации основной части урока.

Содержание этапа. 1. Приветствие (начало общения учителя и учеников). 2. Определение отсутствующих (учитель формирует свою позицию к факту отсутствия ученика). 3. Проверка готовности учащихся к уроку (внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места). 4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку. 5. Организация внимания (для осуществления быстрого перехода от психологического состояния во время перемены к рабочему состоянию сознания).

Условия достижения положительных результатов оргмомента: сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность учителя; отсутствие многословия; ярко выраженная волевая направленность; требовательность и твёрдое намерение без задержки перейти к уроку при одновременном внимании к состоянию учащихся; использование небольшой психологической паузы и вопроса, побуждающего внимание школьников к теме урока; спокойная, уверенная манера держаться при появлении в классе, сочетающаяся с доброжелательностью и сердечностью; последовательность и постоянство в предъявлении требований.

Показатели выполнения психологической задачи этапа: доброжелательный настрой учителя и учащихся, кратковременность оргмомента, полная готовность класса и оборудования к работе, быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.

II. Этап проверки домашнего задания. Учебно-воспитательная задача этапа – проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выяснить причины невыполнения отдельными учениками, устранить, выявленные в ходе проверки, пробелы в знаниях, умениях и навыках, осуществлять дальнейшее совершенствование умений. Одновременно с этим мотивировать и мобилизовать силы и способности учеников, стимулировать их к успеху, формировать чувство долга, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность.

Содержание этапа. 1. Выявление факта выполнения домашнего задания всем классом. 2. Обязательное выяснение причин невыполнения задания отдельными учениками и принятие мер для его обязательного выполнения на следующий день. 3. Определение типичных недостатков в знаниях, причин их появления. 4. Исправление ошибок, допущенных в работе, чтобы они не закреплялись в памяти учащихся. 5. Привлечение, когда это возможно, к проверке домашнего задания учеников-консультантов по предмету, дежурных.

6. Использование взаимопомощи и самоконтроля учащихся. 7. Осмысление учителем своей собственной деятельности на прошлом уроке. Проверка домашнего задания учителем позволяет обнаружить его успехи и ошибки в выборе методики, сигнализирует о темпе продвижения учеников, является необходимым средством подготовки конкретного урока с учётом достигнутых результатов.

Условия достижения положительных результатов: оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приёмов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у всех учеников класса; осознанность школьниками взаимосвязи домашнего задания с результатами своего обучения, понимание зависимости этих результатов от их домашней работы.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени (5 – 7 минут), установление типичных ошибок и их ликвидация; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учениками и принятие мер для их ликвидации; использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также от отношения учеников к его выполнению; формирование у школьников связи выполнения домашнего задания с результатами своего обучения.

Методика проверки домашнего задания: проверка и оценка учителем дома; проведение кратковременных (7–15 минут) письменных контрольных работ в начале урока; проведение тестового письменного опроса всего класса.

III. Этап всесторонней проверки знаний. Учебно-воспитательная задача: глубоко и всесторонне проверить знания группы учащихся, выявив причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. Уточнение, закрепление и систематизация знаний учащихся. Организация в ходе проведения опроса отдельных учеников познавательной деятельности всех учащихся. Осуществление развития речи и мышления отвечающих учеников. Развитие аналитичности и критичности мышления школьников. Воспитание чувства коллективизма и сопереживания успехам и неудачам одноклассников. Прорефлексировать свою деятельность, дать ей самооценку.

Содержание этапа: проверка различными методами объёма и качества усвоения знаний отдельными учениками; проверка образа мышления отвечающих учеников; проверка сформированности общеучебных и специальных умений и навыков; комментирование (оценивание) ответов учащихся; организация деятельности всего класса во время ответа вызванных к доске учеников.

Сущность этапа: коллективная познавательная деятельность всех учащихся класса, в результате которой знания всего класса совершенствуются, а у части учащихся аттестуются. Проверка знаний должна служить не только цели контроля, но и целям обучения. Чтобы втянуть в работу весь класс, опрос должен быть интересен ученикам. Для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике. Только в этом случае ответы на уроке позволяют убедиться в правильности своих знаний, исправить и дополнить их, закрепить, сделать личными.

Важный приём для активизации всего класса при опросе отдельных учеников – рецензирование ответов одноклассников по единой схеме: полнота ответа, его обоснованность, правильность, логичность, культура речи, умение применять знания на практике. В результате оценку получают и тот, кто отвечал, и тот, кто рецензировал.

Формы опроса: фронтальный, уплотнённый, программированный, индивидуальный перед всем классом и с его участием.

Условия достижения положительных результатов: использование разнообразных методов проверки знаний (фронтальная беседа, индивидуальный опрос у доски, тестовая проверка и др.); постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины и осознанности знаний; создание в процессе опроса нестандартных ситуаций в использовании знаний; привлечение специальными заданиями классу всех учеников к активному слушанию ответов одноклассников; создание атмосферы значимости, серьёзности и важности работы, осуществляемой на данном этапе.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи на данном этапе: проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, умения применять на практике; рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях и навыках учащихся, на указание того, что необходимо делать для усовершенствования приёмов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учеников.

IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Учебно-воспитательная задача этапа: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового учебного материала; формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся; научить учеников формулировать цель и выбирать конкретные средства для её достижения.

Содержание этапа: сообщение темы изучения нового материала; формулировка, вместе с учащимися, цели и задач изучения новых знаний; показ практической значимости нового учебного материала, мотивация учащихся к его освоению; постановка перед учащимися учебной проблемы.

Это этап организации будущего восприятия учебного материала, этап формирования целенаправленности учения (каждый ученик должен осознавать цели всех, выполняемых им в учебном процессе, действий). Самое главное на данном этапе – обеспечить осознание цели учениками, вызвать их личностное, заинтересованное отношение к её достижению, раскрыть значение цели для самих школьников.

Условия достижения положительных результатов: предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация всего этого в поурочном плане; умение чётко и однозначно, вместе с учениками, сформулировать образовательную цель урока для учеников, показать им, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть; сформированность у учащихся понимания, что без цели очень трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке, что успешно можно работать только в том случае, когда для каждого ясен предполагаемый конечный результат; учебную цель урока нужно или обсуждать с учениками, или формулировать её вместе с ними, иначе она не будет для них личностно значимой.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового учебного материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Способы сообщения целей и задач урока: объяснение ученикам одновременно с сообщением темы; сообщение в виде проблемного задания, эвристического вопроса, познавательной задачи; вывешивание на стенде «Сегодня на уроке». Ученики должны чётко представлять предполагаемый результат их учебной деятельности на уроке, знать, за что им необходимо отчитаться перед учителем, уметь целенаправить свою деятельность и соответствующим способом спланировать её.

V. Этап усвоения новых знаний. Учебно-воспитательная задача этапа: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, об основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона; добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретённых знаний выработать соответствующие умения и навыки; осуществлять формирование нравственных отношений к самому себе, другим людям, классному коллективу, к труду и Родине; конструировать и осуществлять этап на основе развивающего обучения.

Содержание этапа: 1. Организация внимания. 2. Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала. 3. В ходе освоения нового материала обучить учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала. 4. Осуществлять этот этап на основе создания ситуации, когда основным субъектом обучения, основным ответственным лицом за учёбу становится ученик.

Условия достижения положительных результатов: 1. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся. 2. Широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности школьников, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию процесса учения. Максимальное творческое участие детей в освоении нового материала. 3. Использование в процессе обучения сменных диалогических пар. 4. Проведение словарной работы, как одного из инструментов осознания учебного материала.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы учащихся, то критерием выполнения дидактической задачи может служить качество ответов учеников на следующих этапах урока; при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с методом беседы, программированных машин или учебников показателем усвоения новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в проведении итоговой беседы или самостоятельной работы.

VI. Этап закрепления новых знаний. Учебно-воспитательная задача этапа: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому учебному материалу; добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания; выработать соответствующие умения и навыки.

Содержание этапа: 1. Закрепление новых знаний и умений. 2. Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний. 3. Одновременно с закреплением, углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания учащимися сущности новых понятий. 4. Закрепление только что изученного материала на основе творческого применения его на практике, в нестандартных ситуациях. 5. Выработка соответствующих умений и навыков.

Условия достижения положительных результатов: 1. Не только припоминание, но и оперирование знаниями, решение на их основе творческих и практических задач. 2. Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, самостоятельной мыслительной деятельности. 3. Обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с предложением - дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с другой стороны. 4. Определение по ответам учеников пробелов в понимании нового материала.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: выяснение учителем прочности и уровня осознанности знаний учащихся; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами, идеями; умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать эти признаки.

VII. Этап информации учащихся о домашнем задании. Учебно-воспитательные задачи этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность выполнения, подвести итоги урока.

Содержание этапа. 1. Подведение итогов урока: как работал класс, кто из учеников работал особенно хорошо, что нового узнали ученики. 2. Мотивирование домашнего задания, пробуждение в учащихся любознательности (интересная постановка проблемы, аппелирование к чувству долга, учёт индивидуальных склонностей и желаний школьников). 3. Достаточно подробный, но вместе с тем непродолжительный инструктаж по выполнению домашнего задания (использование дифференцированных и индивидуальных заданий). 4. Проверка того, как ученики поняли содержание работы и способы её выполнения.

Условия достижения положительных результатов: 1. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка на перемену. 2. Задавание домашнего задания при полном внимании всего класса. 3. Ученики должны быть подготовлены к этому этапу всем ходом урока. 4. Добиваться, чтобы содержание домашнего задания было понято всеми учениками без исключения.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи: правильное выполнение домашнего задания всеми учениками класса (выясняется на следующем уроке).