Экосистемный подход в Интегрированном управлении водными ресурсами (ИУВР) Стрикелева Екатерина Жумамуратова Гулжамал РЭЦЦА 6 сентября 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сотрудничество на малых трансграничных реках, и основные риски, связанные с ними Екатерина Стрикелева, РЭЦЦА.
Advertisements

ИУВР – инструмент достижения баланса между многочисленными водопользователями Oпыт Казахстана в разработке Национального плана развития и внедрения ИУВР.
Сотрудничество и взаимодействие для улучшения окружающей среды в Центральной Азии – деятельность РЭЦЦА Конференция высокого уровня ЕС и ЦА по вопросам.
Региональный диагностический доклад и План развития сотрудничества по обеспечению качества вод в Центральной Азии.
Интегрированное управление водными ресурсами и участие населения в подготовке решений Сергей Костарев НП «Экологический комитет» (Омск) Третье заседание.
1 Планируемая деятельность по установлению целевых показателей в контексте Протокола по проблемам воды и здоровья в Кыргызстане Эркин Оролбаев, Координатор.
Водные проблемы, решаемые проектом ГЭФ/ПРООН «Комплексное управление природными ресурсами трансграничной экосистемы бассейна озера Байкал» и возможная.
Проект финансируется ЕС Некоторые подходы к совершенствованию системы управления водным сектором Кыргызстана, в соответствии с идеологией ИУВР Совместный.
Проект Управления бассейнами рек Нура-Ишим DFIDКВР Управление международного развитияКомитет по водным ресурсам КАЗГИПРОВОДХОЗ Проект Управления Водными.
Качество воды в Центральной Азии – результаты проекта Екатерина Стрикелева, РЭЦЦА 27 октября 2011.
Наращивание потенциала аспирантуры для стимулирования регионального институционального сотрудничества. Взгляд программы магистратуры по ИУВР Казахстанско-
Законодательная база для участия общественности на Украине О Орхусская конвенция Закон Украины «Об обращении граждан» Закон Украины «Об экологической экспертизе»
Сагит Ибатуллин - председатель ИК МФСА «Укрепление регионального сотрудничества по воде: роль Исполнительного комитета Международного Фонда спасения Арала»
Участие общественности в международных форумах на примере Межгосударственной Комиссии по устойчивому развитию (МКУР) Байдакова Наталья, Начальник информационно-
Слайд 1 РАБОТА КОМИТЕТА ПО ВОДНЫМ РЕСУРСАМ МСХ РК ВЕЛАСЬ ПО СЛЕДУЮЩИМ ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ: Государственное управлению в области использования и охраны.
Область деятельности и межотраслевые стратегии – Деградация земельных ресурсов Семинар ГЭФ для стран-членов Восточная Европа 22 – 24 марта 2011 г. Киев,
Стратегия и варианты управления водными ресурсами.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Региональная координация и поддержка для повышения уровня регионального сотрудничества между Европейским Союзом и Центральной Азией в области охраны окружающей.
Транксрипт:

Экосистемный подход в Интегрированном управлении водными ресурсами (ИУВР) Стрикелева Екатерина Жумамуратова Гулжамал РЭЦЦА 6 сентября 2012

Определение ИУВР Интегрированное управление водными ресурсами (ИУВР) – это «процесс скоординированного управления водными, земельными, и связанными с ними ресурсами для достижения наилучших показателей социального и экономического развития на справедливой основе без причинения ущерба устойчивости жизненно-важных экосистем». (GWP, 2003)

Принципы ИУВР Принцип 1. Пресная вода - исчерпаемый и уязвимый ресурс, важный для поддержания жизни, развития и окружающей среды. Принцип 2. Развитие и управление водным хозяйством должны базироваться на всестороннем подходе, вовлекающем пользователей, работников планирующих организаций и лиц, принимающих политические решения на всех уровнях. Принцип 3. Женщины играют центральную роль в обеспечении, управлении и охране водных ресурсов Принцип 4. Вода имеет экономическую стоимость при всех конкурирующих видах её использования и должна быть признана экономическим товаром, а также социальным товаром.

Принцип 1 Так как вода поддерживает жизнь, эффективное управление водными ресурсами требует целостного подхода, увязки социального и экономического развития с защитой природных экосистем. Пресная вода - исчерпаемый и уязвимый ресурс, важный для поддержания жизни, развития и окружающей среды

Три краеугольных камня для внедрения ИУВР ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ 3 - ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ Оценка водных ресурсов Планы управления водными ресурсами Управление спросом Инструменты социальных изменений Разрешение конфликтов. Регулирующие инструменты Экономические инструменты Управление и обмен информацией 1 - СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ Политика. Законодательная база Финансовые и стимулирующие структуры 2 - ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА Центральный/Местный Речной бассейн Общественный/ частный РАВНОВЕСИЕ ВОДА ДЛЯ ДОХОДОВ И ВОДА КАК РЕСУРС

Бассейновый совет (согласно Водному Кодексу) Является консультативно-совещательным органом, создаваемым в пределах соответствующего бассейна (В международной практике – имеет статус «водного Парламента», осуществляющего законодательные функции по вопросам своей компетенции). Бассейновый Совет рассматривает актуальные вопросы в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения и водоотведения, вносит предложения и рекомендации для участников бассейновых соглашений.

Состав советов - от 30 до 45 членов советов В состав входят представители государственных структур, представители основных водопользователей бассейна, неправительственные организации, эксперты. Заседания БС проводятся на регулярной основе и финансируются государством (2 раза в год) Бассейновый совет может и должен заключать Бассейновые соглашения В каждом бассейне должен быть разработан План ИУВР. Разработка и реализация Планов ИУВР входит в компетенцию Бассейновых Советов Бассейновый совет (согласно Водному Кодексу)

Роль Бассейновых Советов при реализации ИУВР 1.Общая координация реализации Плана ИУВР 2.Принятие решений о необходимости наращивания потенциала 3.Принятие решений о вовлечении общественности на различных этапах реализации Плана 4.Отдельными членами БС или группами осуществлять отдельные мероприятия Плана ИУВР

Роль Бассейновых Советов при реализации ИУВР 5. Осуществлять мониторинг и оценку реализации Плана 6.Принимать решения по внесению изменения в План 7.Осуществлять корректирующие действия по реализации Плана 8.Оказывать экспертную помощь - по разрешению конфликтов и спорных ситуаций

Разработка Плана ИУВР в Арало- Сырдарьинском Бассейне Поддержка: GIZ TWMP в сотрудничестве с РЭЦЦА Компонент 1 Наращивание потенциала Компонент 2 – Помощь при разработке бассейнового плана Компонент 3 - Поддержка Арало- Сырдарьинского бассейнового совета

Бассейновый план интегрированного управления водными ресурсами и водосбережения Арало- Сырдарьинского бассейна

Цель Плана Обеспечение устойчивого развития экосистем, рациональное использование и охрана водных ресурсов Арало- Сырдарьинского бассейна через внедрение принципов ИУВР и с учетом возможных последствий изменения климата

Задача 1. Улучшение экологического состояния природных комплексов Арало-Сырдарьинского бассейна; Задача 2. Совершенствование системы управления ВР на всех уровнях и координации планов и действий заинтересованных сторон; Задача 3. Повышение эффективности водопользования, снижение водопотребления на единицу продукции в отраслях экономики Задача 4. Улучшение социальных условий проживания и обеспечение безопасности населения Задачи Плана

Выводы Арало-Сырдарьинский опыт показывает – важность экосистемного подхода в ИУВР Бассейновые советы являются платформой для рассмотрения наиболее важных для бассейна проблем и возможностей их решения Концепция Платы за экосистемные услуги, или похожие инструменты могут помочь в осуществлении Бассейновых Планов

Работа РЭЦЦА в настоящее время Экосистемный подход Внедрение принципов ИУВР Социально-экономическое развитие Использование финансовых механизмов

Содействие трансграничному сотрудничеству на малых трансграничных реках Центральной Азии

Детали программы: Срок реализации программы: 3,5 года (апрель 2012 – октябрь 2015) Донор: USAID Пилотные территории: –Река Аспара (Казахстан, Кыргызстан) –Река Угам (Казахстан, Узбекистан) –Река Исфара (Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан)

Фокус программы Малые трансграничные реки, которые в дальнейшем могут служить в качестве моделей Интегрированное управление водными ресурсами основанное на активном участии основных заинтересованных сторон Выявление основных местных проблем и предложение путей их решения Создание механизма реализации разработанных Планов управления через реализацию нескольких мероприятий.

Образовательный и информационный компонент –Серия тренингов по ИУВР –Серия тренингов по лучшим практикам, в том числе по водопродуктивности и эффективному использованию водных ресурсов, и по экономическим инструментам управления экосистемами –Демонстрационные туры на пилотные территории для обмена опытом –Подготовка и распространение информационных материалов

Пилотный компонент: –Проведение комплексных оценок на пилотных территориях –Формирование Малых Бассейновых Советов –Разработка совместных планов действий –Реализация 2-3 локальных пилотных проектов

Региональный компонент: –Поддержка Региональной Рабочей Группы –Рассмотрение предложенных оценок на пилотных территориях –Выработка общих подходов по внедрению основных принципов ИУВР (совместных оценок, мероприятий, обмен информацией) на малых трансграничных реках –Общее обсуждение прогресса на пилотных территориях –Участие в отборе и в реализации пилотных проектов

Спасибо за внимание!