Российское законодательство и меры по гарантии достаточного дохода и занятости для инвалидов на примере Балтийского региона Международный семинар «Права.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственная программа «Социальная поддержка граждан Пермского края» докладчик: министр социального развития Пермского края Татьяна Юрьевна Абдуллина.
Advertisements

Проект областного закона «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере социального обслуживания граждан» Министр Шевелев Павел.
Лекция 5. Регулирование социального развития и уровня жизни.
Приветствуем участников собрания профсоюзного актива членских организаций Федерации, посвящённого Всемирному дню действий «За достойный труд!»
Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Государственное казенное учреждение Архангельской области «Центр занятости населения города Коряжмы»
С истема нормативно-правового обеспечения в ОУДОД. Разработка, внедрение и действие локальных актов. Организационно-методический центр Детско-юношеский.
1 Выплаты стимулирующего характера в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Пермского края на годы.
Выполнил: Шишибаров С.В.гр.ВЗБ5ЮР41уп. Тема государственной социальной помощи в Российской Федерации на сегодняшний день является недостаточно изученной.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛЯЗИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Правой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников. Гарантии их реализации. Выполнила: Габидуллина А.И.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Сохранение преемственности бюджетной политики в сфере социальной политики Продолжается реализация мероприятий долгосрочной целевой программы Московской.
Параметры бюджета города Ачинска на 2017 год и плановый период годов.
Государственная адресная социальная помощь в г.Шахтинске Государственная адресная социальная помощь – выплата в денежной форме, предоставляемая государством.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УСЛУГ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ПЕРЕВЕДЁННЫХ В ЭЛЕКТРОННЫЙ ВИД На 21 сентября 2013 года общее количество услуг – 106 : запись на прием к.
О совершенствовании нормативно-правовой базы сферы молодежной политики, физической культуры и спорта Ярославской области Докладчик: Мамаева Наталия Викторовна.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Н ОРМАТИВНАЯ БАЗА ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Л.С. Ведерникова, заведующая.
Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинградском районе ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В 2010 ГОДУ.
Транксрипт:

Российское законодательство и меры по гарантии достаточного дохода и занятости для инвалидов на примере Балтийского региона Международный семинар «Права и реальность людей с ограниченными возможностями» 2831 октября 2010 года, Вильнюс Доклад В.И.Шишкиной Всероссийское общество инвалидов

Способ понимания природы инвалидности, приверженность какой-либо модели восприятия инвалидности лежат в основе национальной государственной политики и национального законодательства в отношении инвалидов.

Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006) утверждает необходимость разработки национального правового регулирования и государственной политики социальной защиты инвалидов на основе всеобъемлющего, комплексного подхода к обеспечению прав человека и недискриминации.

Идеология инвалидности как объекта медицинского лечения, благотворительности и патерналистской социальной политики постепенно уступает место социальной модели инвалидности, сформированной в соответствии с международными принципами защиты прав человека.

Российская Федерация, подписавшая Конвенцию о правах инвалидов в 2008 году, в вопросах формирования национального законодательства находится на переходном этапе от медицинской модели инвалидности к социальной модели.

Приведение национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции требует реформирования законодательства и разработки новых нормативных инструментов защиты прав инвалидов.

Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека. Конституционные права Российской Федерации в отношении инвалидов

Достойная жизнь в конституционно- правовом смысле это минимальный стандарт, который государство обязано обеспечить каждому гражданину.

Также в Конституции указаны социально незащищенные категории населения, которые не в состоянии самостоятельно за счет свободного использования своих способностей и имущества обеспечить себе достойный уровень жизни. Инвалиды указаны в качестве одной из таких категорий.

Российская Федерация для обеспечения уровня жизни социально незащищенных категорий населения развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии и пособия, определяет иные гарантии социальной защиты.

Формально Российская Федерация признает право инвалидов на достойный жизненный уровень и принимает меры к реализации этого права.

Бедность не является национальным феноменом России. Она присуща практически всем странам мира. Однако проявление бедности напрямую зависит от уровня развития страны. Национальное законода- тельство Российской Федерации в отношении бедности

Черта бедности определяется величиной прожиточного минимума, который рассчитывается по потребительской корзине.

ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской федерации» устанавливает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Величина прожиточного минимума – стоимостная оценка потребительской корзины устанавливается Правительством РФ ежеквартально и корректируется по регионам в зависимости от местных условий.

Величина прожиточного минимума во II квартале 2010

По сравнению с I кварталом 2010 величина прожиточного минимума в России возросла на 1,9%. При этом стоимость продуктов питания потребительской корзины увеличилась на 3,5%, непродовольственных товаров на 1,5%, услуг на 0,6%. Рост величины прожиточного минимума отстает от роста цен.

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника руб. составляет 342,8% к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения. Соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума

I квартал ,4% I квартал ,7% Численность населения Российской Федерации с денежными доходами ниже величины прожи- точного минимума

Это данные официальной статистики. По оценкам экспертов не менее четвертой части населения России находится за чертой бедности. Большинство инвалидов в их числе.

Национальное законодательство Российской Федерации в отношении инвалидов ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации основной нормативный документ, определяющий правовой статус инвалидов.

Этот закон регламентирует широкий круг вопросов, разграничивает компетенцию органов государственной власти в этой сфере, определяет правила и порядок признания лица инвалидом, закрепляет основные социальные гарантии, предоставляемые инвалидам.

ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определяет перечень услуг и порядок их оказания.

Пенсии, связанные с инвалидностью, устанавливаются несколькими законами: ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает базовый ежемесячный размер трудовой пенсии по инвалидности.

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливает размер ежемесячных социальных пенсий инвалидам без трудового стажа. Также приняты законы о пенсионном обеспечении отдельных категорий инвалидов.

социальная или трудовая пенсия по инвалидности ежемесячная денежная компенсация компенсационные выплаты по уходу Ежемесячный доход обычного инвалида по пенсионному законодательству

Кроме базовых национальных законов, обеспечение особых потребностей инвалидов закреплено в отраслевых федеральных законах и нормах административного регулирования. Положения о потребностях инвалидов включены в федеральные законы о выборах, о здравоохранении, об образовании, о занятости, о спорте и другие.

Материальное благосостояние инвалидов повышается за счет выплаты пособий, субсидий бесплатного медицинского обслуживания льготного обеспечения лекарствами бесплатного предоставления социального обслуживания

бесплатного предоставления некоторых технических средств реабилитации льготного проезда на общественном транспорте в пределах населенного пункта льгот по оплате жилищно- коммунальных услуг

С 2005 снижается уровень социальной защиты льготных категорий граждан России за счет монетизации льгот. Денежные выплаты в разы меньше ранее существовавших льгот.

Следует отметить, что российское законодательство не регулирует вопросы защиты инвалидов от дискриминации и не устанавливает меры обеспечения их основных прав и свобод.

Законодательство в отношении занятости инвалидов Согласно ст. 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государственные органы различных уровней должны обеспечивать занятость инвалидов.

На региональном уровне могут устанавливаться квоты для приема на работу инвалидов и минимальное количество специализированных рабочих мест для инвалидов. Квота устанавливается для организаций при численности работников свыше 100 человек.

Величина квоты может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Штрафные санкции за нарушение этих норм не установлены.

Административным законодательством установлена ответственность за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты штраф в размере от до рублей.

На основании «Трудового кодекса РФ» инвалиды имеют право: инвалиды I и II группы на сокращение продолжительности рабочего времени инвалиды на ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней, отпуск без сохранения зарплаты до 60 календарных дней и другие права.

Трудоустройство инвалидов осуществляется региональными службами занятости населения на основании трудовых рекомендаций медико-социальной экспертизы (МСЭ) в Индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПРИ).

За I полугодие 2010 года в России через службы занятости населения трудоустроено 42,5 тысячи инвалидов.

Государственные услуги населению (на примере службы занятости Калининградской области) содействие в поиске подходящей работы информирование о положении на рынке труда

организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест организация проведения оплачиваемых общественных работ организация временного трудоустройства содействие самозанятости безработных граждан

На основании федерального законодательства действует программа «Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда Калининградской области».

Программа обеспечивает создание временных рабочих мест, стимулирует сохранение и создание рабочих мест (в том числе для инвалидов), обеспечивает занятость выпускников образовательных учреждений и так далее.

К сожалению, статистика в отношении занятости инвалидов не является общедоступной. Поэтому трудно сделать объективные выводы об эффективности методов обеспечения занятости. Мониторинг ВОИ показывает, что технология квотирования рабочих мест не достигает целей обеспечения занятости инвалидов.

Гарантированное трудоустройство трудоустройство на специализированных предприятиях инвалидов.

Широко использовалось после 1945 года в основном для обеспечения занятости инвалидов войны. В 60-е годы XX века созданная система была разрушена, хотя часть предприятий для инвалидов по зрению и слуху были сохранены.

В 90-е годы XX века массовое создание таких предприятий было вызвано предоставлением значительных налоговых льгот. После отмены льгот большинство из них исчезли.

В настоящее время деятельность специализированных предприятий инвалидов почти не поддерживается государством.

Региональное законодательство в Российской Федерации разрабатывается в развитие федеральных законов с учетом распределения полномочий между властями разного уровня.

Региональное законодательство разных регионов в Российской Федерации может значительно различаться как по числу принятых правовых актов, так и по объему благ и услуг, гарантируемых инвалидам.

Различия могут быть связаны как с объективными причинами (социально-экономическим положением регионов), так и с субъективными (позицией губернатора, депутатов, активностью представительных организаций инвалидов).

Региональное законодательство на примере выдержек из законодательства Калининградской области (Прибалтийский регион) Специальных законов в интересах инвалидов немного.

Обеспечение прав инвалидов учитывается в общем законодательстве области. Областные законы принимаются для обеспечения деятельности областного уровня власти в соответствии с федеральными законами.

На основании указа губернатора Калининградской области создан Совет по делам инвалидов Калининградской области.

Совет по делам инвалидов - совещательный орган при губернаторе, содействует взаимодействию органов власти, общественных объединений и других организаций Калининград- ской области при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов.

Действуют областные законы О градостроительной деятельности на территории Калининградской области регламентирует содержание минимальных расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, в том числе инвалидов.

О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством предусмотрена 50% денежная компенсация

О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области введен ежемесячный социальный проездной билет стоимостью 400 рублей.

Приняты постановления Правительства Калинин- градской области О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях Калининградской области – принимается ежегодно. Утверждена квота для инвалидов в размере 4% к среднесписочной численности работников.

Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан предусматривает выделение финансов на приобретение транспортных средств, приспособленных для перевозки инвалидов.

Об организации и проведении общественных работ в 2009 году к видам общественных работ отнесены, в том числе, помощь муниципальным учреждениям здравоохранения по уходу за инвалидами.

О Правилах выплаты инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств компенсируется 50% суммы

Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в Калининградской области в годах учтены интересы детей-инвалидов

Калининградская краевая организация ВОИ (примеры деятельности по решению проблем инвалидов) Представительство в консультативных органах власти: Совет по делам инвалидов при губернаторе Калининградской области

Координационный совет Калининградской областной Думы Комиссия по Губернаторским премиям Общественный совет при Росздравнадзоре по Калининградской области

Привлечение внимания власти и общественности к проблемам инвалидов Инициировали и провели в 2009 году обсуждение на темы: доступности и качества медико- социальной помощи инвалидам в Калининградской области

развитие и совершенствование молодежного движения в Калининградской областной организации ВОИ Информировали через СМИ еженедельная радиопрограмма для инвалидов и об инвалидах (ведущий программы – председатель Калининградской областной организации ВОИ)

Содействие занятости инвалидов В сотрудничестве с

В 2009 году трудоустроено 37 человек, в том числе через Калининградский городской центр занятости населения 25 человек. Временно трудоустроено в своей организации с финансированием из Агентства занятости населения Калининградской области 65 человек. На предприятиях Калининградской областной организации ВОИ трудоустроены 89 инвалидов.

Работа с различными категориями инвалидов в 2009 году: В интересах маломобильных инвалидов участвовали в разработке муниципальных програм по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.

Провели слет молодых инвалидов для 140 участников. В программе слета: проведение семинара, спортивные соревнования, творческие конкурсы. Оказали денежную помощь малоимущим инвалидам на общую сумму свыше 700 тысяч рублей.

Благодарю за внимание Международный семинар «Права и реальность людей с ограниченными возможностями» 28–31 октября 2010 года, Вильнюс