Тема урока: Фразеологизмы – мудрость народа Эпиграф урока Ох, как скучно жить на свете, Коли нет фразеологизмов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Фразеологизмы – мудрость народа Эпиграф урока Ох, как скучно жить на свете, Коли нет фразеологизмов.
Advertisements

Тема урока: «Фразеологизмы – мудрость народа» Тема урока: «Фразеологизмы – мудрость народа» Эпиграф урока: Ох, как скучно жить на свете, Ох, как скучно.
Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Учёные поняли, что фразеологизмы создают.
Работу выполнил Шабанов Евгений, ученик 6 класса МОУ « СОШ с. Брыковка Духовницкого района Саратовской области» Руководитель: Жиркина Н.А., учитель русского.
А ) По аналогии с дерущимися животными, которых разливали водой, чтобы разнять. Б ) От обычая обливать друг друга на день Ивана Купалы. В ) Так говорят.
МОУ «Тогурская начальная общеобразовательная школа». Группа «Словознайки».
Мифологические источники фразеологизмов Над презентацией работали : Бурмистренко Анастасия и Белявцева Анастасия.
Выполнил студент группы ЭС-15 Лобазов Александр. Происхождение фразеологизмы Гол как сокол В этой поговорке сокол – не птица, а гладкое дубовое бревно,
Почему мы так говорим? Ещё великий М.Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включать их в словари. Учёные.
История происхождения фразеологизмов Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках.
Автор презентации: Наставко Ю.А.. Ещё великий учёный М.В.Ломоносов ( ) называл устойчивые сочетания «фразесами», «пословиями», предлагая включать.
Народ – властитель тайны слова И всех сокровищ языка, Им выткана его основа Для поколений на века. Он создал чудо тени, света, И звука взлет, и слова лад,
Ни один день нашей жизни не обходится без общения с родителями, друзьями, одноклассниками. При рассказе о каком – то событии часто простых слов бывает.
Роль русского языка в современном мире
«Путешествие по Лексикологии и Фразеологии». Много ещё надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего родного слова. В. И. Даль.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ Задачи урока Наблюдение за значением и использованием фразеологизмов Сравнение фразеологизма и слова, фразеологизма.
Девиз Сани Григорьева и энергия инфинитива Материалы к уроку русского языка в 5 классе Учитель Чевдарь Л.К.
Фразеологическая единица «крокодиловы слезы» означает притворные слезы, неискреннее сожаление, лицемерное сострадание. Выражение возникло из древнего.
Факультативное занятие «Путешествие в страну Фразеологию» Факультативное занятие «Путешествие в страну Фразеологию» Выполнила учитель русского языка и.
Исследовательская работа Подготовила: Попова Елизавета, ученица 4 класса. Руководитель: Родионова Л.М., учитель начальных классов Липецкая область Долгоруковский.
Транксрипт:

Тема урока: Фразеологизмы – мудрость народа Эпиграф урока Ох, как скучно жить на свете, Коли нет фразеологизмов

Задачи урока: познакомиться с фразеологизмами, с особенностями употребления фразеологизмов в речи; развивать умения и навыки использования фразеологизмов в речи.

Из истории фразеологии Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «идиотизмами», « российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи

Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Крон не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним. Зевс был вскормлён молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подарила его Зевсу. Тот подарил его воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться всё то, чего они бы ни пожелали. Так выражение стало символом неисчерпаемого богатства, достатка. Станция

Что такое баклуши? оказывается, первоначально это словосочетание значило: раскалывать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. Дело это было простое, не требующее больших усилий и умений, поэтому выражение «бить баклуши» превратилось во фразеологизм.

Этот фразеологизм означает притворную, лицемерную жалость, неискреннее сожаление. Выражение произошло от широко распространившегося в старину поверья, что крокодил якобы плачет, съедая свою жертву. В одном Азбуковнике (словаре) 17 века сказано о крокодиле: «Егда иметь человека ясти (то есть когда ловит человека, чтобы съесть его), тогда плачет и рыдает, а ясти не перестаёт.

В наши дни каша – только вид пищи, а раньше это слово имело ещё один смысл: свадебный пир, свадьба. О том, какое значение придавалось каше, можно судить по свадьбе Дмитрия Донского. Приятно было устраивать кашу у отца невесты. Но Дмитрий Донской считал ниже своего достоинства ехать к нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу, а последний отказался ехать в Москву, к молодому Дмитрию, которому в то время было 16 лет. Поэтому кашу устроили между двумя городами в Коломне. От этих хлопотливых «каш», в которое втягивался весь город, и родилось выражение заварить кашу.

Происходит это выражение от старинного анекдота. Искали однажды вора, не смогли найти и обратились к мудрецу. Тот повёл потерпевших на базар, где обычно все собирались, и вдруг крикнул в толпу: «на воре шапка горит!» Один человек невольно схватился за голову. Он то и оказался вором. С тех пор так и говорят о человеке, который невольно выдаёт себя нечаянным словом или поступком.

Станция Какие фразеологизмы нарисованы на рисунках?

5. Найдите фразеологизмы со значением "недружно" 1. Душа в душу 2. Засучив рукава 3. Играть на руку 4. Положа руку на сердце 5. Вставлять палки в колёса 6. Кривить душой 7. как кошка с собакой 8. Через пень в колоду

Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха? Выполняется быстро, ловко, хорошо. Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения и т. д. Очень темно, совершенно ничего не видно. Оказаться в неловком, глупом положении. Молчать, не говорить лишнего. Изобретать то или сообщать о том, что уже давно изобретено или известно. Его вешают, приходя в уныние. Не цветы, а вянут.

- Ребята, назовите фразеологизмы, в состав которых входили бы изображённые на рисунке животные. Скажите, когда употребляются эти фразеологизмы? Составьте примеры. Кто больше назовёт фразеологизмов и правильно скажет об их употреблении в речи?

- Давайте вспомним, что мы сегодня нового узнали о фразеологизмах? - Какова роль фразеологизмов в языке Станция

Народ – властитель тайны слова И всех сокровищ языка, Им выткана его основа Для поколений на века. Он создал чудо тени, света, И звука взлёт, и слова лад, Им жизнь поэзии согрета, В нём звёзды вечности горят. Народ – певец, ваятель, воин, И в безмятежности своей Бессмертие он удостоен Одной с ним жизнью жить умей.

Желаем вам успехов! - Вот и закончилось наше путешествие. Говорят, конец – делу венец. И мне хочется верить, что все эти задачи и рассказы не только увлекли вас, но и показали, как интересно изучать русский язык, как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться. Берегите его, не портите, не искажайте, не заостряйте грубыми словами, штампами. Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории.