Тема 2. Основные элементы корпоративной культуры курс лекций по учебной дисциплине Корпоративная культура и управление персоналом для студентов специальности «Туризм» автор: ст. преподаватель кафедры управление персоналом и документоведения Института права и управления ВГУЭС Николаева Виктория Ивановна
План лекции Структура элементов корпоративной культуры Организационный климат Ценностные ориентиры организации Стиль управления организации Ожидания и базовые требования Личностные характеристики персонала Воспроизводящиеся формы поведения персонала Экономическая культура
Структура корпоративной культуры состоит из следующих элементов: 1.организационный климат; 2.ценностные ориентиры; 3.стиль управления; 4.ожидания и базовые предположения; 5.личностные характеристики персонала; 6.экономическая культура; 7.постоянно воспроизводящиеся формы поведения персонала 8.Все эти элементы носят ценностно- нормативный характер.
Ценности это цели, к которым люди должны стремиться. Форма и содержание этих ценностей создаются под влиянием многих факторов: реального содержания конкретного бизнеса, мира образования, политических и социальных традиций той страны, в которой находится компания, а также взглядов людей, работающих в данной фирме.
Организационный климат Организационный климат – это внутреннее психологическое пространство организации или психологически выраженное описание организационных условий, особенности взаимодействия сотрудников.
Организационный климат включает в себя элементы: 1.Климат непроизводственной сферы 2.Климат производственной сферы 3.Психологический климат 4.Факторы внешней среды
1. Климат непроизводственной сферы: Это то, на что ориентированы сотрудники в своей работе. Ориентированы они на действия или на достижение целей.
2. Климат производственной сферы: Это отношение сотрудников к производимому продукту и их поведение в процессе производства.
3. Психологический климат: Это - отношение сотрудников друг к другу «Человек человеку волк» «Человек человеку брат» «От добра добра не ищут» «Против кого будем дружить?»
4. Факторы внешней среды: Факторы, влияющие на формирование психологического климата Низкая зарплата, ориентация не на качество, а на зарплату в конце месяца и т.д.
2. Ожидания и базовые предположения Понимание реальности времени и пространства Это то, насколько компания ориентирована на физическое время и пространство.
4. Распоряжения и нормы: Социальные нормы – это пожелания, предписания, ожидания и требования, определяющие возможные границы социального действия. Распоряжения – это то, каким образом нормы вводятся в действие
Нормы бывают: Проскриптивными Прескриптивными Писанные (формальные) Неписанные (неформальные)
Действие норм поддерживается санкциями – социальными наказаниями или поощрениями, и образуют систему социального контроля (контроль со стороны общества за поведением индивидов).
Ценностные ориентиры Маркетинговую ориентацию Формирование целостной картины предприятия Краткосрочные цели Стили управления
Постоянно воспроизводящиеся формы поведения Артефакты Обряды Ритуалы Обычаи Традиции Верования
Время бывает физическое и социальное. Физическое – это реальное время. Социальное – это время, ценностями которого живет организация.
организации и люди делятся на 4 типа: По реальности социального времени и пространства
4 типа людей и организаций 1.супернесовременные люди и организации (живут нормативами далекого прошлого); 2.несовременные люди и организации (живут нормативами недавнего прошлого); 3.современные люди и организации (живут нормативами нынешнего времени); 4.суперсовременные люди и организации (живут нормативами будущего – ориентируются в своем развитии на несколько лет вперед).
2. Отношение к работе: Это отношение сотрудников к своей деятельности. Человек: «Работа не волк в лес не убежит» «Работаю – значит живу» «Работа – дом-2»
4. Распоряжения и нормы: Социальные нормы – это пожелания, предписания, ожидания и требования, определяющие возможные границы социального действия. Распоряжения – это то, каким образом нормы вводятся в действие
Нормы бывают: Проскриптивными Прескриптивными Писанные (формальные) Неписанные (неформальные)
3. Ценностные ориентиры Маркетинговую ориентацию Формирование целостной картины предприятия Краткосрочные цели долгосрочные цели
Стили управления 1. Демократический 2. Авторитарный 3. Либеральный
Традиции Верования Артефакты Обряды Ритуалы Обычаи Постоянно воспроизводящиеся формы поведения
Язык Система знаков и символов, наделенных определенным значением К языку, прежде всего, относятся организационный сленг, культурный уровень речи, использование профессиональной лексики, форма обращения к коллегам.
Лозунги – краткое выражение ценностей компании «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!» «С нами по жизни» «Эталон – это мы»
Легенды рассказы, которые отражают историю и имеют в своей основе реальные изменения, происходящие в организации и передающие унаследованные ценности.
Игры и маневры поведение членов организации, обычно направленное на «сокрытие» истинных ценностей компании
Ритуалы социально регулируемая, коллективно осуществляемая последовательность действий, которая ведет к символическому изменению ситуации.
Выделяют следующие группы ритуалов: Ритуал продвижения Ритуал ухода Ритуал усиления Ритуал обновления Ритуал разрешения конфликта Ритуал единения Ритуал вхождения
3. Отношение к человеку: Это - отношение организации к сотрудникам: «Человек – винтик» «Незаменимых людей не бывает» «Есть человек - есть проблема, нет человека – нет проблемы»
Артефакты материальные (искусственно созданные предметы, имеющие символическое значение) элементы корпоративной культуры.
корпоративный стиль это совокупность, созданных в едином стиле элементов, выполненных с использованием: цвета, звука, графики, видео, текста и пр., с целью завоевания клиентов, получения средств отличия от конкурентов, формирования позитивного имиджа организации и создания единого визуального пространства.
Связь имиджа и стиля Корпоративный стиль является частью имиджа. Хорошо продуманный стиль может помочь в создании позитивного образа, подготовить почву для перевеса на «свою» сторону.
Питер Бернс Идея фирменного стиля принадлежит П. Бернесу. В начале 20 века он работал с рекламно – графической продукцией электротехнического концерна AEG и разработал концепцию индивидуального оформления компании в едином стиле.
Что входит в понятие корпоративный (фирменный) стиль: Торговая марка – "центр фирменной цветографии" – это зарегистрированное в установленном законодательством порядке некое слово или изображение, звуковые позывные или оригинальная форма, призванные однозначно идентифицировать данный товар или фирму в сознании покупателя/потребителя. типы торговых марок: словесные; изобразительные; комбинированные; звуковые; объёмные.
Что входит в понятие корпоративный (фирменный) стиль: Форменная шрифтовая надпись (логотип). Это оригинальное графическое начертание (специально разработанное или подобранное среди существующих шрифтов) полного или сокращенного наименования предприятия или товарной группы.
Что входит в понятие корпоративный (фирменный) стиль: Фирменный блок Объединенные в композицию товарный знак и логотип, а также разного рода поясняющие надписи и зачастую фирменный лозунг
Что входит в понятие корпоративный (фирменный) стиль: Фирменный лозунг (слоган). краткая фраза, девиз компании
Что входит в понятие корпоративный (фирменный) стиль: Фирменный цвет (цвета). Приятный и строго выдерживаемый фирмой цвет или цветовое сочетание
Что входит в понятие корпоративный (фирменный) стиль: Фирменный комплект шрифтов. Используемый фирмой шрифт при начертании товарного знака и других фирменных наименований, композиций, определяющих или подчёркивающих подлинность изделия
Что входит в понятие корпоративный (фирменный) стиль: Фирменные константы Строго соблюдаемые фирмой в работе на рынке формат, система вёрстки текстов, представления иллюстраций и пр.
46 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.